61RS0№-13
№а-4521/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Лепетюх А.В.
при секретаре судебного заседания Однороб В.В.,
с участием помощника прокурора г. Ростова-на-Дону ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Северо-Кавказской дирекции по теплоснабжению – структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабждению – филиала ОАО «Российские железные дороги» к административному ответчику Администрации г. Ростова-на-Дону, заинтересованные лица - Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону, Департамент ЖКХ и энергетики Администрации г. Ростова-на-Дону, ООО "Ростовские тепловые сети", ПАО "Россети Юг", АО "Донэнерго", АО "Водоканал г. Ростова-на-Дону, АО "Теплокоммунэнерго", об оспаривании отдельных положений нормативно-правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании отдельных положений нормативно-правового акта ссылаясь на следующие обстоятельства. Северо-Кавкавзская дирекция по тепловодоснабжению - структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению- филиала ОАО «РЖД» (далее-СК ДТВ, Дирекция), согласно Положению о Дирекции, осуществляет эффективное управление комплексом стационарной теплоэнергетики, водоснабжения и водоотведения Дирекции, в том числе - оказание услуг по теплоснабжению и водоотведению объектов железных дорог ОАО «РЖД», обеспечение эффективного управления и распоряжения имуществом Дирекции. Дирекция обязана осуществлять бесперебойное обеспечение поставки коммунальных услуг - теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение - на объекты железнодорожного транспорта в объемах собственной генерации. В собственности Дирекции находятся сети, по которым осуществляется поставка вышеуказанных коммунальных услуг.
Постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 14.10.2022 №1043 «Об утверждении организационно-правового порядка прокладки, переустройства, переноса и ремонта подземных инженерных коммуникаций, их эксплуатации в городе Ростове-на-Дону и контроля качества благоустройства территории после выполнения указанных работ» утвержден Организационно-правовой порядок прокладки, переустройства, переноса и ремонта подземных инженерных коммуникаций, их эксплуатации в городе Ростове-на-Дону и контроля качества благоустройства территории после выполнения указанных работ. Приложениями № 4 и №5 к Порядку утверждены формы договоров на прокладку (перенос, переустройство) и на эксплуатацию инженерных коммуникаций в границах автомобильных дорог, полос отвода автомобильных дорог местного значения города Ростов-на-Дону.
Пунктами Договоров за нарушения условий для владельцев инженерных коммуникаций предусмотрены значительные штрафы, частично дублирующие меры административной ответственности. При этом, действующим законодательством не установлено требований о включении в договора условий о расчете неустойки (начислении пеней и штрафов), применимых к владельцу инженерных коммуникаций. В указанных договорах не соблюден баланс интересов сторон, меры ответственности за нарушение условий Департаментом автомобильных дорог и организации дорожного движения г.Ростова-на-Дону фактически отсутствуют. Таким образом, требования о включении в Договора на прокладку (перенос, переустройство) инженерных коммуникаций в границах автомобильных дорог, полос отвода автомобильных дорог местного значения г.Ростова-на-Дону и в Договора на эксплуатацию инженерных коммуникаций в границах автомобильных дорог, полос отвода автомобильных дорог местного значения г. Ростов-на-Дону условий о штрафах (неустойке, пени), применяемых к владельцу инженерных коммуникаций, неправомерны и законодательно не обоснованны, так как данные положения договоров не предусмотрены ни соглашением сторон, ни законодательством. Установление же неустойки судом нарушит волю сторон и принцип свободы и Договора (ст. 421 ГК РФ). Действующим законодательством муниципальным органам не предоставлено право императивно устанавливать меры гражданско-правовой ответственности в договорах, заключаемых в обязательном порядке, но на основе принципов автономии воли и свободы договора. Установление указанных штрафов не корреспондирует прямо размеру этих взысканий. Более того, эти взыскания носят на момент заключения договора и в дальнейшем лишь вероятностный характер. И при таких обстоятельствах эти неустойки из меры компенсационной направленности превращаются в источник обогащения для Департамента АД и ОДД, что недопустимо. Кроме того, органы местного самоуправления не наделены полномочиями по установлению обязательных для сторон форм договора, заключаемых владельцами инженерных коммуникаций с владельцами автомобильных дорог.
Кроме того, на владельцев инженерных сетей возложены обязанности, не предусмотренные действующим законодательством (п.2.3.9 Договора на прокладку (перенос, переустройство) инженерных коммуникаций в границах автомобильных дорог, полос отвода автомобильных дорог местного значения г. Ростова-на-Дону; п. 2.3.11 Договора на эксплуатацию инженерных коммуникаций в границах автомобильных дорог, полос отвода автомобильных дорог местного значения г. Ростов-на-Дону).
Приказом Минтранса России от 10.08.2020 № 296 «Об утверждении Порядка осуществления владельцем автомобильной дороги мониторинга соблюдения владельцем инженерных коммуникаций технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, при прокладке, переносе, переустройстве инженерных коммуникаций и их эксплуатации в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог" мониторинг соблюдения владельцем инженерных коммуникаций технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению при эксплуатации инженерных коммуникаций в границах полос отвода и придорожных полос автомобильной дороги, возложен на владельцев автомобильных дорог.
На основании вышеизложенного Северо-Кавказская дирекция по тепловодоснабжению – СП Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиала ОАО «Российские железные дороги» (ИНН: 7708503727) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными как не соответствующие действующему законодательству:
- формы договора на прокладку (перенос, переусторойство) инженерных коммуникаций в границах автомобильных дорог, полос отвода автомобильных дорог местного значения города Ростова-на-Дону (Приложение № 4 к Порядку) в части пунктов 2.3.9, 2.3.16, 5.3, 5.5, 5.6;
- формы договора на эксплуатацию инженерных коммуникаций в границах автомобильных дорог, полос отвода автомобильных дорог местного значения города Ростова-на-Дону (Приложение № 5 к Порядку) в части пунктов 2.3.11, 5.2, 5.4, 5.5;
Административный истец также просит обязать Администрацию города Ростова-на-Дону внести изменения в Постановление от 14.10.2022 № 1043, а именно исключить из вышеуказанных форм договоров пункты 2.3.9, 2.3.16, 5.3, 5.5, 5.6 (договор на прокладку), 2.3.11, 5.2, 5.4, 5.5 (договор на эксплуатацию).
Представитель административного истца ФИО3 требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрации г. Ростова-на-Дону ФИО4 требования не признал, просил отказать удовлетворении, заявив о полном соответствии нормам действующего законодательства как процедуру принятия, так и содержание оспариваемого Постановления.
Помощник прокурора г. Ростова-на-Дону ФИО5 в судебном заседании дала заключение, согласно которому указала исковые требования не подлежащими удовлетворению, просила отказать.
Представитель заинтересованного лица Департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения ФИО6 поддержала позицию административного ответчика, просила отказать в удовлетворении требований.
Представитель заинтересованного лица Департамента ЖКХ и энергетики Администрации г. Ростова-на-Дону ФИО7 доводы представителя административного ответчика поддержал, просил в удовлетворении иска отказать.
Представители заинтересованных лиц ООО "Ростовские тепловые сети" ФИО8, АО "Донэнерго" ФИО9, АО "Водоканал г. Ростова-на-Дону ФИО10, ФИО11, ПАО "Россети Юг" ФИО12, поддержали заявленные в иске требования.
АО "Теплокоммунэнерго" извещены, представителя в суд не направили, представив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В отношении надлежаще извещённых, неявившихся лиц дело рассмотрено в порядке ст.150 КАС РФ.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
В силу подп. "г" п. 2 ч. 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования.
В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Как установлено судом, 14.10.2022 года Администрацией города Ростова-на-Дону принято постановление № 1043 «Об утверждении организационно-правового порядка прокладки, переустройства, переноса и ремонта подземных инженерных коммуникаций, их эксплуатации в городе Ростове-на-Дону и контроля качества благоустройства территории после выполнения указанных работ».
Приложениями к Постановлению № 1043 от 14.10-.2022г. регламентируется организационно-правовой порядок проведения работ, типовые технические требования и условия по восстановлению конструктивных слоев дорожной одежды при производстве аварийных работ, а также установлены формы Договоров, которые, в обязательном порядке, должны быть заключены с Департаментом автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону.
Пунктами Договоров за нарушения условий для владельцев инженерных коммуникаций предусмотрены положения и штрафы, с фактом установления которых, а также размером каждой из штрафных санкций не согласен административный истец.
Так, Договором на прокладку (перенос, переустройство) инженерных коммуникаций в границах автомобильных дорог, полос отвода автомобильных дорог местного значения г.Ростова-на-Дону установлено:
-п. 2.3.9- Осуществлять мониторинг состояния восстановленных, после проведения работ, предусмотренных в п.1.1 настоящего Договора, конструктивных слоев дорожной одежды автомобильной дороги, в пределах гарантийных сроков, определенных в п.4.1.2 настоящего Договора. Результаты мониторинга направляются Владельцем инженерных коммуникаций в виде письменного отчета, с приложением фотоматериала, фиксирующего состояние восстановленных слоев одежды на момент составления отчета посредством почтового отправления или электронным сообщением в адрес Департамента. Указанный отчет предоставляется Владельцем инженерных коммуникаций ежеквартально, не позднее последнего дня отчетного периода.
За нарушение срока и (или) порядка предоставления отчета о проведенном мониторинге состояния восстановленных слоев дорожной одежды, указанных в настоящем пункте Договора, а также предоставления недостоверной информации Владелец инженерных коммуникаций уплачивает штраф в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей. Штраф начисляется за каждый случай нарушения сроков (порядка) предоставления отчета о проведенном мониторинге.
- п.2.3.16 - Обязан заключить договор с Владельцем дороги на эксплуатацию инженерных коммуникаций в течение 30 календарных дней с момента окончания производства работ по прокладке инженерных коммуникаций в границах автомобильных дорог местного значения либо с начала момента фактической, эксплуатации таких инженерных коммуникаций.
Неисполнение обязанности по своевременному заключению договора на эксплуатацию инженерных коммуникаций влечет наложение штрафа в размере 500 000 (пятьсот тысяч) рублей. Уплата штрафа не освобождает Владельца инженерных коммуникаций от исполнения обязанности по заключению договора на эксплуатацию инженерных коммуникаций в границах автомобильных дорог местного значения.
-п. 5.3 - За каждый день просрочки, допущенной при производстве работ, владелец инженерных коммуникаций уплачивает штраф в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
-п. 5.5 - Владелец инженерных коммуникаций несет ответственность перед Департаментом за допущенные отступления от условий Договора. За каждый факт нарушения технических требований при проведении работ, указанных в п. 1.2 настоящего Договора, Владелец инженерных коммуникаций уплачивает штраф в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
-п. 5.6 - За каждый факт нарушения условий настоящего договора, не связанного с нарушением технических требований при восстановлении конструктивных слоев дорожной одежды. Владелец инженерных коммуникаций уплачивает штраф в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.
А также возложены обязанности, не предусмотренные, по мнению административного истца, действующим законодательством:
-п.2.3.9 - Осуществлять мониторинг состояния восстановленных, после проведения работ, предусмотренных в п. 1.1 настоящего Договора,конструктивных слоев дорожной одежды автомобильной дороги, в пределах гарантийных сроков, определенных в п. 4.1.2 настоящего Договора. Результаты мониторинга направляются Владельцем инженерных коммуникаций в виде письменного отчета, с приложением фотоматериала, фиксирующего состояние восстановленных слоев одежды на момент составления отчета посредством почтового отправления или электронным сообщением в адрес Департамента. Указанный отчет предоставляется Владельцем инженерных коммуникаций ежеквартально, не позднее последнего дня отчетного периода, за нарушение срока и (или) порядка предоставления отчета о "проведенном мониторинге состояния восстановленных слоев дорожной одежды, указанных в настоящем пункте Договора, а также предоставления недостоверной информации Владелец инженерных коммуникаций уплачивает штраф в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей. Штраф начисляется за каждый случай нарушения сроков (порядка) предоставления отчета о проведенном мониторинге.
Кроме того, Договором на эксплуатацию инженерных коммуникаций в границах автомобильных дорог, полос отвода автомобильных дорог местного значения г. Ростов-на-Дону также установлены оспариваемые административным истцом положения:
-и.2.3.11 - владелец инженерных коммуникаций обязан осуществлять мониторинг состояния восстановленных конструктивных слоев дорожной одежды автомобильной дороги, в пределах гарантийных сроков, определенных в п.п. 4.1.2 настоящего Договора. Результаты мониторинга направляются Владельцем инженерных коммуникаций в виде письменного отчета, с приложением фотоматериала, фиксирующего состояние восстановленных слоев одежды, на момент составления отчета посредством почтового отправления или электронным сообщением в адрес Департамента. Указанный отчет представляется Владельцем инженерных коммуникаций ежеквартально, не позднее последнего дня отчетного периода.
За нарушение срока и (или) порядка представления отчета о проведенном мониторинге состояния восстановленных слоев дорожной одежды, указанных в настоящем пункте Договора, а также представление недостоверной информации Владелец инженерных коммуникаций уплачивает штраф в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей. Неустойка в виде указанного штрафа начисляется за каждый случай нарушения сроков представления отчета о проведенном мониторинге.
-п. 5.2. -владелец инженерных коммуникаций за каждый день просрочки, допущенной при производстве работ, в том числе работ, выполняемых в рамках гарантийных обязательств, уплачивает штраф в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
-п.5.4. Владелец инженерных коммуникаций несет ответственность перед Департаментом за допущенные отступления от условий Договора. За каждое выявленное нарушение технических требований при восстановлении конструктивных слоев дорожной одежды автомобильной дороги Владелец инженерных коммуникаций уплачивает штраф в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
-п.5.5. За каждый факт нарушения условий настоящего договора, не связанного с нарушением технических требований при восстановлении конструктивных слоев дорожной одежды. Владелец инженерных коммуникаций уплачивает штраф в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.
А также возложены обязанности, не предусмотренные, по мнению административного истца, действующим законодательством:
- п.2.3.11 - владелец инженерных коммуникаций, обязан осуществлять
мониторинг состояния восстановленных конструктивных слоев дорожной одежды автомобильной дороги, в пределах гарантийных сроков, определенных в п.п. 4.1.2 настоящего Договора. Результаты мониторинга направляются Владельцем инженерных коммуникаций в виде письменного отчета, с приложением фотоматериала, фиксирующего состояние восстановленных слоев одежды, на момент составления отчета посредством почтового отправления или электронным сообщением в адрес Департамента. Указанный отчет представляется Владельцем инженерных коммуникаций ежеквартально, не позднее последнего дня отчетного периода. За нарушение срока и (или) порядка представления отчета о проведенном мониторинге состояния восстановленных слоев дорожной одежды, указанных в настоящем пункте Договора, а также представление недостоверной информации Владелец инженерных коммуникаций уплачивает штраф в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей. Неустойка в виде указанного штрафа начисляется за каждый случай нарушения сроков представления отчета о проведенном мониторинге.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2021) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2021) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами.
В силу части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.10.2017 № 398 утверждены Правила благоустройства территории города Ростова-на-Дону.
В соответствии с пунктом 2 раздела 10 Правил благоустройства территории города Ростова-на-Дону работы по прокладке (ремонту) подземных инженерных сетей осуществляются на основании письменного разрешения, выдаваемого уполномоченным подразделением администрации района города в порядке, предусмотренном постановлением Администрации города.
В соответствии с пунктом 1.5 Порядка подготовки правовых актов Администрации города Ростова-на-Дону, утвержденного постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 27.05.2022 № 545 - подготовку проектов правовых актов Администрации города Ростова-на-Дону осуществляют в пределах своей компетенции функциональные подразделения Администрации города Ростова- на-Дону, ее отраслевые (функциональные), территориальные органы, муниципальные предприятия и учреждения.
Департаментом автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону внесен проект постановления от 24.03.2022 №п/318 «Об утверждении организационно-правового порядка прокладки, переустройства, переноса и ремонта подземных инженерных коммуникаций, их эксплуатации в городе Ростове-на-Дону и контроля качества благоустройства территории после выполнения указанных работ».
Данное постановление закрепляет перечень документов и типовую форму заявления, предоставляемых владельцем инженерных коммуникаций или лицом, планирующим их прокладку в границах автомобильной дороги, необходимых для заключения с Департаментом договора, новую форму самого договора, а также типовую форму технических требований и условий, применяемых при необходимости незамедлительного проведения аварийных работ.
Согласно пункту 1.4. Постановления № 1043 прокладка (переустройство, перенос), эксплуатация инженерных коммуникаций в границах автомобильных дорог (за исключением грунтовых дорог, внутриквартальных проездов) владельцами таких инженерных коммуникаций осуществляется на основании договоров, заключаемых с Департаментом автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону, содержащих технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных сетей при их прокладке (переносе, переустройстве), эксплуатации инженерных коммуникаций в границах автомобильных дорог.
В соответствии с заключением правовой и антикоррупционной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ№ представленный к правовому акту разработчиком комплект документов соответствует пункту 2.7. раздела 2 Порядка подготовки правовых актов Администрации города Ростова-на-Дону, утвержденного постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ№. Коррупционные факторы отсутствуют. Замечания правового управления Администрации города Ростова-на-Дону устранены.
Впоследствии проект постановления согласован в прокуратуре города Ростова-на-Дону, что не отрицалось в ходе судебного разбирательства помощником прокурора г. Ростова-на-Дону ФИО5
Постановление вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ после его опубликования в газете «Ростов официальный», №, экземпляр которой представлен в материалы дела.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом, в пределах компетенции и в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Неустойка является мерой гражданско-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, направленной на восстановление нарушенного права.
При этом неустойка может быть предусмотрена как законом, так и договором.
Частью 2 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги, и разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (в случае, если для прокладки, переноса или переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство). В указанном договоре должны быть предусмотрены технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переносе, переустройстве, эксплуатации.
Таким образом, в силу в силу части 2 статьи 19 Закона № 257-ФЗ заключение указанных договоров обязательно как для владельца автомобильной дороги, так и для владельца инженерных коммуникаций, осуществляющего прокладку, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатацию в границах полосы отвода автомобильной дороги.
Согласно пункту 1.4. Постановления № 1043 прокладка (переустройство, перенос), эксплуатация инженерных коммуникаций в границах автомобильных дорог (за исключением грунтовых дорог, внутриквартальных проездов) владельцами таких инженерных коммуникаций осуществляется на основании договоров, заключаемых с Департаментом, содержащих технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных сетей при их прокладке (переносе, переустройстве), эксплуатации инженерных коммуникаций в границах автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 1.4.1 Порядка форма договора на прокладку (перенос, переустройство) инженерных коммуникаций в границах автомобильных дорог, полос отвода автомобильных дорог местного значения города Ростов-на-Дону установлена приложением № 4 к настоящему Порядку.
В соответствии с пунктом 1.4.2 Порядка форма договора на эксплуатацию инженерных коммуникаций в границах автомобильных дорог, полос отвода автомобильных дорог местного значения города Ростов-на-Дону установлена приложением № 5 к настоящему Порядку.
Пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 № 16 "О свободе договора и ее пределах" разъяснено, что норма, определяющая права и обязанности сторон договора, является императивной, если она содержит явно выраженный запрет на установление соглашением сторон условия договора, отличного от предусмотренного этой нормой правила (например, в ней предусмотрено, что такое соглашение ничтожно, запрещено или не допускается, либо указано на право сторон отступить от содержащегося в норме правила только в ту или иную сторону, либо названный запрет иным образом недвусмысленно выражен в тексте нормы).
Действующим законодательством органам местного самоуправления не предоставлено право устанавливать обязательные для сторон формы договоров, подлежащие заключению владельцами инженерных коммуникаций с владельцами автомобильных дорог. Более того, частью 6.2. статьи 19 Закона № 257-ФЗ установлено, что существенные условия договоров, заключаемых владельцами инженерных коммуникаций с владельцами автомобильных дорог в случае прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации в границах полос отвода автомобильных дорог, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области связи, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Суд приходит к выводу, что в указанных нормах не содержится явно выраженного запрета на установление соглашением сторон условий договоров, отличных от установленных приложениями № и № к Порядку. Следовательно, условия договора на прокладку (перенос, переустройство) инженерных коммуникаций в границах автомобильных дорог, полос отвода автомобильных дорог местного значения города Ростов-на-Дону (Приложение № к Порядку), а также договора на эксплуатацию инженерных коммуникаций в границах автомобильных дорог, полос отвода автомобильных дорог местного значения города Ростов-на-Дону (Приложение № к Порядку) не являются императивными.
Данный вывод основывается в том числе на том обстоятельстве, что в настоящее время имеются договоры с ООО "Ростовские тепловые сети", ПАО "Россети Юг", АО "Донэнерго", АО "Теплокоммунэнерго", которые заключены после предварительного согласования положений договоров и штрафных санкций посредством представления Протоколов разногласий.
С учетом изложенного, формы договоров, утвержденные Постановлением №, являются рекомендуемыми и условия этих договоров могут быть изменены по согласованию сторон с учетом соблюдения требований, установленных законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент заключения договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или инымизаконамидля стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течениетридцати днейсо дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно пункту 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправеобратиться в судс требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.
Таким образом, в данном случае действующим законодательством установлен правовой механизм разрешения спора при заключении договора, обеспечивающий защиту прав и законных интересов сторон договора.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В связи с тем, что условия договоров, утвержденных Постановлением № не являются императивными, то есть обязательными для применения, они не могут нарушать права, свободы и законные интересы сторон договора, в связи с чем административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.
Само по себе заключение административным истцом договора по форме, утвержденной Постановлением №, не лишает административного истца права на согласование его условий и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца. При этом, как в ходе судебного разбирательства не отрицалось представителем административного истца, таковой возможностью при заключении договора не воспользовалась. Наличие внутренних локальных актов СК ДТВ, препятствующих заключению договора с предварительным согласованием посредством направления протокола разногласий, не является основанием для признания оспариваемых положений Постановления незаконными.
Кроме того, взыскание штрафных санкций на момент заключения договора вне зависимости от их размера, носят вероятностный характер. При этом, у истца имеется такой способ защиты права, как предъявление регрессного иска во всех случаях взыскания штрафных санкций, когда взыскания явилось следствием действий ответчика.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца об оспаривании отдельных положений Постановления администрации г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении организационно-правового порядка прокладки, переустройства, переноса и ремонта подземных инженерных коммуникаций, их эксплуатации в городе Ростове-на-Дону и контроля качества благоустройства территории после выполнения указанных работ».
В соответствии с требованиями пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в периодическом печатном издании, предусматривающем официальное опубликование нормативных правовых актов.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 208, 215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Северо-Кавказской дирекции по теплоснабжению – структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабждению – филиала ОАО «Российские железные дороги», - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий А.В.Лепетюх