ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-458-2023 от 20.11.2023 Фатежского районного суда (Курская область)

Административное дело а-458-2023

УИД 46RS0-95

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

20 ноября 2023 года <адрес>

Фатежский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Пустоваловой Н.Н., при секретаре ФИО4,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Русановского сельсовета <адрес> (ОРГН 1024600809595, ИНН 4625000594, КПП 462501001) о признании незаконным бездействия, выразившегося в несовершении действий по включению автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог местного значения и проведению паспортизации автомобильной дороги, о возложении обязанности по устранению выявленных нарушений,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> (далее - прокурор) обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Русановского сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по включению автомобильной дороги, расположенной в <адрес>, в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Администрации Русановского сельсовета <адрес>, проведении ее паспортизации, признании права собственности на дорогу, ведущую к домам <адрес> сельсовета <адрес>, о возложении обязанности по устранению выявленных нарушений.

В судебное заседание представитель административного истца – прокурор <адрес> не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие в порядке упрощенного (письменного) производства, исковые требования поддержал, его явка не признана судом обязательной.

Представитель административного ответчика – Администрации Русановского сельсовета <адрес>ФИО2, своевременно и надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, не возражал против рассмотрения дела в его отсутствие в порядке упрощенного (письменного) производства, его явка не признана обязательной.

Руководствуясь ч.7 ст.150, ч.1 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства РФ, административное дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» и ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд, в том числе с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно п. 5 ч. 1, ч. 4 ст. 14, п. 5 ч. 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ в границах населенных пунктов в границах муниципального района и в границах населенных пунктов сельских поселений, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Пунктом 6 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности.

Статьей 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются органами местного самоуправления в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

Под дорожной деятельностью в соответствии с п. 6 ст. 3 упомянутого Федерального закона понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района (п. 10 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ).

Согласно соглашению о передаче осуществления части полномочий по вопросу местного значения «дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах <адрес>, в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений <адрес>, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах <адрес>, автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений <адрес>, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации» администрация <адрес> передала администрации МО «Русановский сельсовет» <адрес> осуществление части полномочий согласно муниципального района (в том числе содержание автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения) для реализации в 2023 году.

ФИО52 «ФИО6 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», установлено, что растительность на обочине – трава и древесно-кустарниковая растительность отнесены к дефектам обочин и разделительных полос.

В силу ст. 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования.

В силу п.п. 1, 9 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона №131-ФЗ, правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы: содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения.

Решением Собрания депутатов Русановского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила благоустройства на территории Русановского сельсовета <адрес> (далее – Правила).

В силу положений, установленных п.п. 3.3, 4.9.2 Правил, к объектам благоустройства в целях настоящих Правил относятся территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе улицы и дороги.

Обочины дорог и разделительные полосы должны быть обкошены и очищены от крупногабаритного и другого мусора. Высота травяного покрова на обочинах дорог и на разделительных полосах, выполненных в виде газонов не должна превышать 15-20 сантиметров.

Из искового заявления и приложенных к нему документов следует, что прокуратурой <адрес> проведена проверка от ДД.ММ.ГГГГ в рамках действующего законодательства в сфере содержания дорог, в рамках которой выявлены нарушения требований действующего законодательства в деятельности администрации Русановского сельсовета <адрес>. В ходе которой было установлено, что дорога, ведущая к домам по <адрес>, относится в соответствии с указанным выше ГОСТ к дороге категории «Д». Согласно таблице 5.4 ФИО6 50597-2017, трава и древесно-кустарниковая растительность на обочинах высотой свыше 15,00 см, что не отвечает установленным требованиям.

В нарушение как федерального, так и муниципального законодательства указанная дорога, ее обочины и разделительные полосы не обкошены, проезд по ней затруднен, что в свою очередь посягает на законные права и интересы граждан, так как путь машины скорой медицинской помощи, в том числе в целях эвакуации, до домовладений от до затруднен.

Затруднение в доступе к больному со стороны медицинской службы фактически лишает его законного права на медицинскую помощь.

Указанная дорога в осенне-весенний период времени по своему фактическому состоянию не обеспечивает свободный доступ транспорта, в том числе медицинского, до имеющихся в <адрес> домовладений.

На основании выявленных нарушений прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление Главе администрации Русановского сельсовета <адрес>, которое в настоящее время рассмотрено, однако действенных мер к устранению нарушений не принято.

Численность населения <адрес> составляет 128 человек, из которых постоянно проживает 85 человек. Социальные категории граждан в указанном населенном пункте по численности разделяются: 18 человек – дети до 18 лет, 37 человек – люди от 18 лет до пенсионного возраста и 30 человек – пенсионеры.

Фактически для жителей указанных домовладений анализируемая дорога является связующим элементом дорожной сети, что свидетельствует о необходимости ее включения в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Русановский сельсовет» <адрес> в целях ее надлежащей эксплуатации и осуществления соответствующей дорожной деятельности.

Бездействие администрации Русановского сельсовета <адрес> по включению автомобильной дороги в <адрес> в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения администрации Русановского сельсовета <адрес> свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанностей в сфере дорожной деятельности в рамках предоставленных полномочий, препятствует надлежащей эксплуатации автомобильной дороги, выделению на эти цели достаточных денежных средств, не позволяет обеспечить беспрепятственный проезд машин «Скорой помощи», пожарной техники, автолавок к населенному пункту, лишает возможности жителей <адрес> осуществлять свои социальные права.

Вместе с тем, на анализируемую дорогу не оформлено право муниципальной собственности администрацией Русановского сельсовета <адрес>, что фактически лишает последнюю возможности принимать меры по текущему содержанию и ремонту дороги в соответствии с действующим законодательством, в том числе направлять информацию для включения в региональные и федеральные программы.

Как указано в приказе Росстата от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении методологических положений по статистике транспорта» в зависимости от типа покрытия автомобильные дороги разделяются на автомобильные дороги с твердым покрытием и грунтовые автомобильные дороги. Грунтовая дорога - автомобильная дорога, устроенная из естественного грунта или грунта, укрепленного добавками других материалов, и не имеющая твердого покрытия.

Частью 2 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

В этих целях Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, в силу пп. 4 п. 9 которой в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.

При этом, в нарушение указанных положений действующего законодательства паспортизация автомобильной дороги проходящей по населенному пункту <адрес> сельсовета <адрес> в настоящий момент администрацией указанного муниципального образования не проведена.

Отсутствие технического паспорта на указанную дорогу свидетельствует о ненадлежащем выполнении администрацией Русановского сельсовета <адрес> обязанностей по содержанию автомобильных дорог местного значения, создает угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения.

Поскольку бездействие Администрации Русановского сельсовета <адрес>, как органа местного самоуправления, выразившееся в неприятии мер выразившегося в непринятии мер по включению автомобильной дороги, расположенной в <адрес>, в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Администрации Русановского сельсовета <адрес>, проведении ее паспортизации, признании права собственности на дорогу, ведущую к домам <адрес> сельсовета <адрес>, носит противоправный характер и противоречит перечисленным выше требованиям законодательства, и при этом одновременно нарушает права неопределенного круга лиц и ставит под угрозу права и безопасность граждан в области дорожного движения, влечет угрозу повреждения транспортных средств и несвоевременного прибытия в случае необходимости сотрудников экстренных служб, требования прокурора в соответствии со ст. 39 и ч. 2 ст. 227 КАС РФ подлежат удовлетворению.

Учитывая объем и характер действий, которые следует совершить административному ответчику в целях устранения выявленных нарушений закона, суд на основании п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ полагает необходимым установить ответчику срок для исполнения настоящего решения – 12 месяцев со дня вступления его в законную силу, а также установить срок для сообщения об исполнении решения в суд и прокурору – в течение 12 месяцев со дня вступления его в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора <адрес>, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Русановского сельсовета <адрес>, - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Русановского сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии мер по включению автомобильной дороги, расположенной в <адрес>, в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Русановский сельсовет» <адрес>, проведении ее паспортизации, признании права собственности на дорогу, ведущую к домам <адрес> сельсовета <адрес>.

Возложить на администрацию Русановского сельсовета <адрес> обязанность принять меры по включению автомобильной дороги, расположенной в <адрес>, в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Администрации Русановского сельсовета <адрес>, проведении ее паспортизации, признании права собственности на дорогу, ведущую к домам села Гаево Русановского сельсовета <адрес> в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Возложить на Администрацию Русановского сельсовета <адрес> обязанность сообщить об исполнении настоящего решения в Фатежский районный суд <адрес> и в прокуратуру <адрес> в течение сроков, установленных судом для его исполнения.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Фатежский районный суд <адрес> в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Решение может быть отменено принявшим его судом с возобновлением рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства по ходатайству заинтересованного лица в случае поступления в суд после принятия решения возражений надлежащего лица относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства, или новых доказательств по административному делу, направленных в установленный законом срок, либо в случае поступления в суд в течение двух месяцев после принятия решения заявления лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующего о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 310 КАС РФ.

Судья (подпись) Н.Н. Пустовалова

Копия верна

Судья: Н.Н. Пустовалова

Секретарь судебного заседания: ФИО4