ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-45/2022 от 25.02.2022 Черноземельского районного суда (Республика Калмыкия)

Дело а-45/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 25 февраля 2022 года

Черноземельский районный суд Республики Калмыкия в составе

председательствующего судьи Манжеева Б.В.

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Калмыкия в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» запрещенной на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> Республики Калмыкия, действующий в порядке ст.39 КАС РФ в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным административным иском, мотивируя тем, что прокуратурой проведен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на предмет исполнения требований законодательства об информации, информационных технологий и о защите информации, а также законодательства, регулирующего правоотношения в сфере межнациональных отношений, безопасности общества и государства, по результатам которого выявлен сайт, содержащий информацию, запрещенную к распространению на территории Российской Федерации. На странице сайта https://rudiplomer365.com/ размещена для свободного доступа неограниченного круга лиц информация об услуге по предоставлению путем продажи фиктивных документов об образовании любой квалификации, а также сертификатов о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации, с доставкой в любой пункт России, что противоречит условиям и порядку распространения информации, предусмотренном ч. 6 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, подрывает межнациональные отношения. Согласно стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, достижение целей обеспечения государственной и общественной безопасности осуществляется путем реализации государственной политики, направленной на решение задач по противодействию незаконной миграции, усиления контроля за миграционными потоками, социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов. В нарушение требований законодательства на вышеуказанном сайте распространяется информация, находящаяся в открытом доступе для неопределенного круга лиц, направленная на получение официального документа в обход установленного законом порядка его получения. Незаконное приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанности, а также их подделка, в целях его использования либо сбыт такого документа, использование заведомо подложного документа являются наказуемыми преступлениями. Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодательством предусмотрена уголовная ответственность: незаконное приобретение или сбыт официальных документов, подделка официального документа, использование заведомо подложного документа – является распространением запрещенной информации. Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а также доступ к сайтам, где размещены информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт. При установлении владельца сайта в сети «Интернет» в общедоступном справочном whois-сервисе: https://2ip.ru/, установлено, что владелец сайта https:// rudiplomer365.com/ находятся за пределами Российской Федерации, в связи с чем установить их не представляется возможным. При этом установление конкретных лиц, разметивших информацию в сети «Интернет», не является обстоятельством, имеющим юридическое значение для решения вопроса о том, является ли информация, запрещенной к распространению в Российской Федерации. Просит признать информацию, размещенную на указанном интернет-сайте запрещенной к распространению в Российской Федерации, решения суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения указанного сетевого адреса в Единый реестр доменных имен.

Заместитель прокурора <адрес> Республики Калмыкия ФИО2 в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, административное исковое заявление поддерживает в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица – Управления Роскомнадзора по <адрес> и <адрес>ФИО3, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил письменные объяснения, согласно которым в целях ограничения доступа к запрещенной информации Роскомнадзором ведется единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Посредством включения запрещенной информации в Единый реестр обеспечивается взаимодействие с владельцами сайтов в сети «Интернет» и провайдерами хостинга в целях удаления или ограничения доступа к запрещенной информации, а также выгрузка такой информации Роскомнадзором операторам связи в целях ограничения доступа к запрещенной информации с их стороны. Ограничение доступа к запрещенной информации со стороны оператора связи представляет собой оконченную процедуру ограничения доступа к информационному ресурсу, осуществляемую в случае установления Роскомнадзором бездействия владельца сайта по удалению запрещенной информации или провайдера хостинга по не ограничению доступа к сайту нарушителя. Оператор связи, получив выгрузку запрещенной информации, обеспечивает ограничение доступа к ней по указателю страницы сайта в сети «Интернет», где такая информация размещена, или по доменному имени сайта в сети «Интернет», или по сетевому адресу. Решение суда о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

На основании ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 39 КАС РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

На основании ч.1 ст.9 указанного Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч.1 и 6 ст.10 данного Федерального закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. На территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (ч.1 ст.15 Федерального закона).

В силу ч.1-3, п.2 ч.5 ст.15.1 указанного Федерального закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с п. 1 ст. 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации и настоящей статьей, иностранный гражданин в целях получения разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу либо патента, указанного в статье 13.3 настоящего Федерального закона, обязан подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации одним из следующих документов: сертификатом о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента, указанного в статье 13.3 настоящего Федерального закона; документом государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР, до ДД.ММ.ГГГГ; документом об образовании и (или) о квалификации, выданным лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию на территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 2 ст. 15.1 приведенного закона предусмотрено, что сертификат, указанный в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, выдается на территории Российской Федерации либо за ее пределами организациями, осуществляющими образовательную деятельность, включенными в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации (далее - перечень организаций), иностранным гражданам, сдавшим указанный экзамен.

С учетом ст. 7 указанного закона за нарушение требований федерального законодательства о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации предусматривается административная и уголовная ответственность.

Статья 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусматривает возможность ограничения доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ"Об информации, информационных технологиях и о защите информации" передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В силу пунктов 1,2 ст. 15.1 указанного закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр). В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно ч. 5 приведенной статьи основаниям для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в частности, решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой <адрес> Республики Калмыкия проведен мониторинг сети «Интернет» на предмет нарушений законодательства Российской Федерации в области размещения информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

По итогам мониторинга установлено, что на странице сайта https://rudiplomer365.com/ размещена для свободного доступа неограниченного круга лиц информация об услуге по предоставлению путем продажи фиктивных документов об образовании любой квалификации, а также сертификатов о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации, с доставкой в любой пункт России, что противоречит условиям и порядку распространения информации, предусмотренном ч. 6 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Распространение указанной информации также противоречит целям и задачам действующего законодательства о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, подрывает межнациональные отношения.

Согласно представленным прокурором скриншотам сайта Роскомнадзора электронная страница https://rudiplomer365.com/ в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не включена.

В целях обеспечения государственной и общественной безопасности и во исполнение действующего законодательства, доступ к спорному электронному адресу сайта, на котором размещена вышеуказанная информация, следует ограничить.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований прокурора, признания информации на вышеназванной интернет-странице запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Решение суда является основанием для включения спорного электронной страницы в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.39, 175-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора <адрес> Республики Калмыкия в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» запрещенной на территории Российской Федерации, удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на сайте с адресом: https://rudiplomer365.com/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Копию вступившего в законную силу решения суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения информации на сайте с адресом: https://rudiplomer365.com/ в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Калмыкия через Черноземельский районный суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий (подпись) Б.В. Манжеев

«Копия верна»: Судья Б.В. Манжеев

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.