ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-4695/2023 от 21.12.2023 Октябрьского районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

Административное дело а-4695/2023

УИД: 68RS0-66

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

21 декабря 2023 года <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Храпцовой Е.А.,

при секретаре ФИО2,

с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора <адрес>ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> о признании информации, размещенной в сети «Интернет» на страницах сайта с URL-адресом https://otdelka-remont.ru/gost-garantiynyy-remont-voyennoy-tekhniki/ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском о признании информации, пропагандирующую проституцию размещённой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. В обоснование административных исковых требований указав, что в соответствии с абз. 3 п.2.1 Приказа Генпрокуратуры России от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса» прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ осуществлен мониторинг страниц сайтов в сети «Интернет» и поиск ресурсов, допускающих размещение информации, доступ к которой ограничен в целях обеспечения безопасности и обороноспособности Российской Федерации. Проверка и поиск Интернет-ресурсов осуществлялся с использованием программы браузера «Яндекс». При открытии интернет-браузера «Яндекс» и введении в поисковую строку «Яндекс» слов «ГОСТ РВ 15.703-2005» открывается список сайтов, одними из которых являются электронная Интернет-страница с URL-адресом: https://otdelka-remont.ru/gost-garantiynyy-remont-voyennoy-tekhniki/, на которой содержится (размещен) текст государственного военного стандарта ГОСТ РВ ГОСТ РВ 15.703-2005 «Систем разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Порядок предъявления и удовлетворения рекламаций», принятого и введенного в действие Госстандартом России с ДД.ММ.ГГГГ, являющегося документом, содержащем информацию, отнесенную к категории служебной тайны, предназначенного «для служебного пользования». Получение файла (текста документа) не требует дополнительной регистрации, а также введения пароля для входа на сайт, ознакомиться с содержанием размещенного материала и получить файл в формате PDF может любой Интернет-пользователь. Указанный сайт не является официальным сайтом органов государственной власти или подведомственных им учреждений и организаций, ограничения на передачу, копирование и распространение текста документа отсутствуют. При этом из текста ГОСТ РВ 15.703-2005 следует, что последний не может быть полностью или частично воспроизведён, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения национального органа Российской Федерации по стандартизации. В свою очередь, на странице Интернет-сайта по URL-адресу: https://otdelka-remont.ru/gost-garantiynyy-remont-voyennoy-tekhniki/ отсутствует информация о наличии у владельца сайта разрешения от Госстандарта России на размещение указанного выше ГОСТ РВ 15.703-2005. На момент проверки адрес указанной страницы в сети «Интернет», на котором размещена рассматриваемая информация, в едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено отсутствует. признать информацию, размещенную на странице Интернет-сайта с URL-адресом: страницах сайта с URL-адресом https://otdelka-remont.ru/gost-garantiynyy-remont-voyennoy-tekhniki/ нформацией, распространение которой на территории РФ запрещено.

В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора <адрес>ФИО3 доводы административного иска поддержал.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия. В письменных объяснениях по иску указал, что Роскомнадзор не располагает информацией о владельцах сайтов и провайдерах хостинга. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сайт с URL-адресом https://otdelka-remont.ru/gost-garantiynyy-remont-voyennoy-tekhniki/ доступен для просмотра и содержит информацию, указанную в административном исковом заявлении прокуратуры <адрес>.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Сайт в сети "Интернет", согласно пункту 13 статьи 2 вышеназванного Федерального закона, - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет".

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Федерального закона N 149-ФЗ).

Судом установлено, что административным истцом проведен мониторинг Интернет-сайтов.

В результате чего, согласно составленному акту осмотра сайтов сети Интернет от ДД.ММ.ГГГГ, был выявлен сайт с URL-адресом https://otdelka-remont.ru/gost-garantiynyy-remont-voyennoy-tekhniki/ на котором в свободном доступе размещена информация государственного военного стандарта ГОСТ РВ ГОСТ РВ 15.703-2005 «Систем разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Порядок предъявления и удовлетворения рекламаций», принятого и введенного в действие Госстандартом России с ДД.ММ.ГГГГ, являющегося документом, содержащем информацию, отнесенную к категории служебной тайны, предназначенного «для служебного пользования». Получение файла (текста документа) не требует дополнительной регистрации, а также введения пароля для входа на сайт, ознакомиться с содержанием размещенного материала и получить файл в формате PDF может любой Интернет-пользователь.

В подтверждение заявленных требований были представлены скриншоты вышеуказанного сайта.

Основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством РФ, а также полномочия и функции федеральных органов государственной власти в области безопасности определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О безопасности».

Согласно статье 2 названного Закона основными принципами обеспечения безопасности в числе прочего являются законность, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, системность и комплексно, гь применения федеральными органами государственной власти, организационных, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности, а также приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.

Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна), включены в п. 3 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергией и уполномоченном органе по космической деятельности» (далее - Положение ) установлен запрет на разглашение (распространение) служебной информации, содержащейся в подготавливаемых в федеральных органах исполнительной власти проектах указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, других служебных документах.

К служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью, а также поступившая в организации несекретная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами (п.1.2 Положения ).

На документах (в необходимых случаях и на их проектах), содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется пометка «Для служебного пользования» (п.1.4 Положения ).

На основании ч.1 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее - Закон №162-ФЗ) порядок стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, определена одним из основных принципов стандартизации в Российской Федерации (п.10 ст.4 Закона №162-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией» утверждено Положение о стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией (далее - Положение), согласно которому Росстандарт определяет головные организации по стандартизации оборонной продукции, уполномоченные на выполнение работ (оказание услуг) по стандартизации оборонной продукции. Официальное издание и распространение документов по стандартизации оборонной продукции, а также изменений данных документов осуществляется в порядке, установленном основополагающими государственными военными стандартами.

Как следует из раздела III Положения о стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение ), на том же принципе основана и стандартизация оборонной продукции, процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией по государственному оборонному заказу.

Государственный военный стандарт является документом по стандартизации, утвержденным (принятым) федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, устанавливающим требования к военной продукции, а также процессам и иным объектам стандартизации, связанным с такой продукцией, который распространяется путем предоставления в установленном порядке официальных изданий документов по стандартизации оборонной продукции (подп. «ж» и «ч» п. 2 раздела I Положения ).

Информационное обеспечение участников деятельности по стандартизации обороной продукции, распространение указанных докумеш эв осуществляется Министерством обороны России и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии посредством издания и распространения сводного перечня документов по стандартизации оборонной продукции (отдельных разделов по отраслевой тематике) и изменений указанного сводного перечня (подп. «л» раздела I и п.34 раздела VII Положения ).

Порядок информационного обеспечения и распространения документов по стандартизации оборонной продукции установлен ГОСТ РВ 0001-004-2015.

Приказом Федерального агентства техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении головных организаций:то стандартизации оборонной продукции Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии» Федеральное государственное бюджетное учреждение «ФИО1 институт стандартизации» (ФГБУ «РСТ») определено головной организацией по стандартизации оборонной продукции с закреплением за ним следующих объектов стандартизации в соответствии с классификатором стандартов на оборонную продукцию: Общетехнические и организационно-методические системы и комплекс стандартов (группа 00, кроме классов 0001, 0008, 0009, 0015, 0020, 0022, 0024, 0027, 0028, 0029, 0030, 0033, 0034, 0045, 0046), Терминология (стандарты, словари) (группа 01, только класс 0100, 0122, 0131, 0134, 0136, 0140, 0151, 0152), Метод обработки, формообразования, сборки и контроля (группа 02, только классы 0222, 0231, 0234, 0236, 0240, 0251, 0252).

Таким образом, Госстандарт уполномочил ФГБУ «ФИО1 институт стандартизации» в соответствии с Положением на выполнение работ (оказание услуг) по стандартизации оборонной продукции в качестве головной организации Госстандарта.

ФГБУ «ФИО1 институт стандартизации» осуществляет следующие лицензируемые виды деятельности, связанные со сведениями, составляющими государственную тайну: на право осуществления мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны 4 отделу 23 Военного представительства Минобороны России: на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих

государственную тайну.

ФГБУ «ФИО1 институт стандартизации» осуществляет распространение документов по стандартизации оборонной продукции в соответствии с ГОСТ РВ 0001-004-2015.

ГОСТ РВ 8.560-95 входит в фонд документов по стандартизации оборонной продукции, который является государственным информационным ресурсом. ФГБУ «ФИО1 институт стандартизации» согласно Положения предоставляет в установленном порядке информацию о таком документе, его копии, включая издание и распространение.

Статьей 13.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за разглашение информации, доступ к которой огранит ш федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных ч.1 ст. 14.33 КоАП РФ.

Таким образом, на указанном интернет-сайте размещена информация, отнесенную к категории служебной тайны, предназначенного «для служебного пользования», указанная информация доступна для неопределенного круга, в том числе и несовершеннолетних.

Вместе с тем, предоставление возможности доступа к такой информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением запрашиваемой информации.

Следовательно, в силу части 6 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация на вышеуказанном сайте может быть признана запрещенной к распространению на территории РФ.

Положениями действующего законодательства не предусмотрен досудебный порядок признания информации, размещенной на обозначенном сайте сети "Интернет", запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, что исключает возможность выбора иного способа защиты нарушенных прав, кроме как обращение в суд с заявлением о признании информации запрещенной к распространению.

Поскольку по делам данной категории юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения запрещенной информации на сайте в сети «Интернет», то установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.

Согласно части 1 статьи 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

В соответствии с пунктом 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. N1101, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра.

Исполнение Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций данного полномочия предусмотрено также пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Обзору судебной практики Верховного суда РФ (2018), утвержденного Президиумом Верховного суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (далее - Роскомнадзор), подлежит привлечению к участию в рассмотрении соответствующих административных дел в качестве административного ответчика, административное исковое заявление подается в районный суд по месту нахождения Роскомнадзора или его территориального органа (ст. 19, 22 КАС РФ), если административное дело не отнесено к подсудности Московского городского суда (ч. 2 ст. 20 КАС РФ).

В ходе рассмотрения настоящего административного дела судом не установлены владельцы сайта в сети «Интернет», авторы размещенной на них информации, т.е. лица, права и законные интересы которых может затронуть судебное решение.

Управлением Роскомнадзора по <адрес> на запрос суда о владельце сайта представлены данные о том, что информацией о владельцах сайта Управление не располагает.

На основании совокупности исследованных доказательств, суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с положениями ст. 188 КАС РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению. В случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.

С учетом обстоятельств, установленных при рассмотрении настоящего административного дела, приходя к выводу о том, что замедление исполнения настоящего решения может нанести значительный ущерб правам и законным интересам граждан РФ, суд приходит к выводу о необходимости обращения решения к немедленному исполнению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление заместителя прокурора <адрес> о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации - удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на страницах сайта с URL-адресом https://otdelka-remont.ru/gost-garantiynyy-remont-voyennoy-tekhniki/ информацией, распространение которой на территории РФ запрещено.

Настоящее решение является основанием для включения сведений о доменном имени и (или) указателе страницы сайта https://otdelka-remont.ru/gost-garantiynyy-remont-voyennoy-tekhniki/ в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в течение месяца.

Судья Е.А. Храпцова