ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-46/19 от 23.09.2019 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

Дело а-46/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 сентября 2019 года г. Горно-Алтайск

Верховный Суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Кокшаровой Е.А.,

при секретаре – Абашкиной А.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому Джапаровой Маруа Имамадыновны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, Правительству Республики Алтай, об установлении кадастровой стоимости жилых помещений в размере рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Джапарова М.И. обратилась в Верховный суд Республики Алтай с административным иском к Правительству Республики Алтай, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай об установлении кадастровой стоимости жилых помещений в размере рыночной, а именно: жилого дома общей площадью 81, 7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: , <адрес>, общей площадью 64,4 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым номером:

Джапаров Е.Д. обратился с заявлением о привлечении его к участию в деле в качестве соистца, поскольку являлся собственником жилого дома, с кадастровым номером: общей площадью 81,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого оспаривается в рамках настоящего дела.

Определением судьи Верховного Суда Республики Алтай от 03 сентября 2019 года Джапаров Е.Д. привлечен к участию в деле в качестве процессуального соистца.

Требования мотивированы тем, что истцам на праве собственности принадлежат вышеуказанные жилые помещения. В Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения о кадастровой стоимости жилого дома с кадастровым номером: по состоянию на 25 ноября 2011 года в размере 576354 рублей 28 копеек, квартиры с кадастровым номером по состоянию на 25.11.2011 года в размере 397841 рубля 68 копеек. Кадастровая стоимость поименованных жилых помещений значительно превышает рыночную стоимость объектов недвижимости и не является достоверной.

Согласно отчету об оценке №02-01/0431-19 рыночная стоимость жилого дома с кадастровым номером по состоянию на дату оценки 25 ноября 2011 года составляет 154 000 рублей. По договору купли-продажи от 06.06.2018 года указанное жилое помещение перешло в собственность Батталову Е.Т.

Согласно отчету об оценке №02-01/0618-19 рыночная стоимость квартиры с кадастровым номером по состоянию на дату оценки 25 ноября 2011 года составляет 55 500 рублей. По договору купли-продажи от 21.05.2019 года указанное жилое помещение перешло в собственность Батталову Е.Т.

Административные истцы Джапарова М.И., Джапаров Е.Д. являются участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на основании Федерального закона № 125-ФЗ от 25 октября 2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Ввиду отчуждения жилых помещений, размер социальной выплаты определяется за вычетом стоимости жилых помещений на величину их кадастровой стоимости. Административные истцы ссылаются на положения статей 20, 245 Кодекса административного судопроизводства РФ, статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».

Административные истцы Джапарова М.И., Джапаров Е.Д., в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Представитель административных истцов Вяткина О.В., будучи извещенная о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явилась, в заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представители Правительства Республики Алтай, Министерства регионального развития Республики Алтай, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.

Изучив материалы дела, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ определено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы 1 и 2 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса РФ).

Судом установлено, что административный истец Джапаров Е.Д. являлся собственником жилого дома с кадастровым номером: общей площадью 81, 7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

06.06.2018 года Джапаровым Е.Д. по договору купли-продажи произведено отчуждение указанного объекта недвижимости в собственность Б.Е.Т.государственная регистрация прав собственности произведена 31.07.2018 года).

Административный истец Джапарова М.И. являлась собственником <адрес>, с кадастровым номером: , общей площадью 64,4 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.

21.05.2019 года Джапаровой М.И. по договору купли-продажи произведено отчуждение указанного объекта недвижимости в собственность Б.Е.Т. (государственная регистрация прав собственности произведена 28.05.2019 года).

Согласно справке администрации МО «Кош-Агачский район» от 17.04.2019 года №284, Джапаров Е.Д., Джапарова М.И. состоят на учете граждан в МО «Кош-Агачский район», изъявивших желание выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальной выплаты, выделяемой за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с 29.06.2010 года в категории «инвалиды», состав семьи два человека.

В соответствии с абзацем 4 статьи 6 Федерального закона от 25 октября 2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в случае, если после постановки гражданина на учет в качестве имеющего права на получение жилищной субсидии этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение пяти лет, предшествующих дате выдачи ему государственного жилищного сертификата, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение). При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.

Учитывая, что Джапаров Е.Д., Джапарова М.И. состоят на указанном выше учете с июня 2010 года, в 2018, 2019 годах произведено отчуждение принадлежащих им на праве собственности объектов недвижимого имущества – жилого дома и квартиры и до настоящего времени государственный жилищный сертификат они не получили, суд полагает, что результаты определения кадастровой стоимости названных жилых помещений влияют на права и обязанности истцов как участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, предусмотренных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», по категории «Выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», и имеют юридическое значение для целей определения размера, причитающейся им социальной выплаты.

Юридическое значение, в данном случае имеет факт обращения в суд с административным иском до даты выдачи жилищного сертификата.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

В соответствии с ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 08.02.2019 года кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером определена по состоянию на 25.11.2011 года в размере 576354 рублей 28 копеек.

Из отчета об оценке №02-01/0618-19 от 22.03.2019 года, представленного Джапаровым Е.Д. в обоснование заявленного административного искового требования, усматривается, что по состоянию на 25.11.2011 года рыночная стоимость вышеуказанного жилого помещения с кадастровым номером составила 154 000 рублей.

Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 08.02.2019 года кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером определена по состоянию на 25.11.2011 года в размере 397841 рубля 68 копеек.

Из отчета об оценке №02-01/0431-19 от 01.03.2019 года, представленного Джапаровой М.И. в обоснование заявленного административного искового требования, усматривается, что по состоянию на 25.11.2011 года рыночная стоимость вышеуказанного жилого помещения с кадастровым номером составила 55 500 рублей.

Оценивая представленные административными истцами отчеты об оценке, суд отмечает, что они соответствуют Федеральному закону 29 июля 1998 года от №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральному стандарту оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденному приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №297, Федеральному стандарту оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)», утвержденному приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №299, Федеральному стандарту оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденному приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №298, Федеральному стандарту оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7)», утвержденному приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года №611, содержит подробное описание проведенного исследования, соответствующие ему выводы и ответ на поставленный вопрос.

Определенная в отчетах об оценке №02-01/0618-19 от 22.03.2019 года, №02-01/0431-19 от 01.03.2019 года итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключениях приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 25.11.2011 года. Выводы эксперта о рыночной стоимости жилых помещений сделаны на основе затратного подхода, отказ от использования сравнительного и доходного подходов мотивирован. Лицо, составившее отчеты о рыночной стоимости объектов недвижимости, – Ивашов А.В. соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам: имеет специальное образование, квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, стаж работы в оценочной деятельности с 2015 года, гражданская ответственность застрахована в установленном законом порядке.

Представленные отчеты об оценке являются допустимыми и достоверными доказательствами действительной рыночной стоимости жилых помещений.

Доказательств того, что рыночная стоимость принадлежащих административным истцам объектов недвижимости являлась иной, чем отражено в отчетах оценщика, не представлено. Возражений относительно формы и содержания отчетов от лиц, участвующих в деле, не поступало. Суду не представлено доказательств несоответствия отчетов требованиям действующего законодательства, административными соответчиками и заинтересованными лицами не заявлено ходатайств о проведении судебной экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости жилых помещений.

Учитывая, что имеется существенное расхождение между кадастровой стоимостью, внесенной в государственный кадастр недвижимости, и рыночной стоимостью жилых помещений с кадастровыми номерами определенная в отчетах об оценке на ту же дату рыночная стоимость жилых помещений является ниже внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, суд приходит к выводу о том, что административный иск Джапарова Е.Д., Джапаровой М.И. является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Поскольку административное исковое заявление Джапарова Е.Д. и Джапаровой М.И. об установлении кадастровой стоимости жилых помещений равной их рыночной стоимости подано в суд 08.08.2019 года, то в соответствии с правилами ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания - то есть с 01 января 2019 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.

То обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.

По смыслу ст. 24.18, ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

Согласно ч. 6 ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Джапарова Ержана Даулетпековича, Джапаровой Маруа Имамадыновны к Правительству Республики Алтай, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай об установлении кадастровой стоимости жилых помещений в размере рыночной стоимости, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость жилого дома с кадастровым номером: , общей площадью 81, 7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере равном его рыночной стоимости по состоянию на 25.11.2011 года – 154 000 рублей.

Установить кадастровую стоимость квартиры №2 в жилом доме с кадастровым номером: общей площадью 64,4 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, в размере равном её рыночной стоимости по состоянию на 25.11.2011 года – 55 500 рублей.

Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости жилых помещений следует считать дату обращения административного истца в суд – 08.08.2019 года.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.А. Кокшарова

Мотивированное решение составлено 27 сентября 2019 года.