ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-4723/2022 от 08.09.2022 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело а-4723/22

УИД 26 RS 0-85

Резолютивная часть оглашена 08.09.2022 года

Решение суда в окончательной форме изготовлено дата года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

дата<адрес>

Промышленный районный суд <адрес> края в составе:

председательствующего судьи Бирабасовой М.А.,

при секретаре судебного заседания Полянском И.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Промышленного районного суда <адрес> административное дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции РФ по <адрес> к Автономной некоммерческой организации «Учебно-инновационный центр ИНСИСТЕМ», заинтересованное лицо: МИФНС России по <адрес>, о ликвидации некоммерческой организации, исключении из единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Главное Управление Министерства юстиции РФ по <адрес> обратилось в суд с административным иском к Автономной некоммерческой организации «Учебно-инновационный центр ИНСИСТЕМ», заинтересованное лицо: МИФНС России по <адрес>, о ликвидации некоммерческой организации, исключении из единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование административного иска указано, что Автономная некоммерческая организация «Учебно-инновационный центр ИНСИСТЕМ», (далее - Организация, учётный ) зарегистрирована в соответствии с положениями ст.13.1 Федерального закона от дата №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и ст.10 Федерального закона от дата №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Организация создана по решению учредителя юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Система», ОГРН 1022601984338 (решение от дата). Решение о государственной регистрации Организации при создании принято Главным управлением Министерства юстиции РФ по <адрес>дата (распоряжение -р от дата). Сведения о государственной регистрации юридического лица внесены в ЕГРЮЛ Органом ФНС дата (ОГРН 11326510269366, ИНН 2635824646, КПП 263501001). В соответствии с п.4.1 ст.32 Закона №7-ФЗ, Положением о Главном управлении Министерства юстиции РФ по субъекту (субъектам) РФ и Перечня Главных управлений Министерства юстиции РФ по субъектам РФ, утвержденных Приказом Минюста от дата, Главное управление осуществляет контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства РФ и целей, предусмотренных их учредительными документами. В соответствии с п.1 ст.32 Закона №7-ФЗ некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством РФ и учредительными документами некоммерческой организации. В соответствии с п.3 ст.32 Закона №7-ФЗ некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, либо имевшие в течение года поступления имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, либо если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили трии более миллионов рублей, ежегодно обязаны представлять в Минюст России (его территориальные органы) документы, содержащие отчет о своей деятельности о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников по формам ОН0001, ОН0002, утвержденных приказом Минюста РФ от дата «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций». Согласно п.3.1 ст.32 Закона №7-ФЗ некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, ежегодно обязаны предоставлять в Минюст России (его территориальные органы) заявление, подтверждающее их соответствие указанному пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности. В установленные законодательством сроки в Главное управление Организацией не представлена отчетность за 2020-2021 годы. В соответствии с приказом Минюста России от дата «О внесении изменения в приказ Министерства юстиции РФ от дата «Об установлении сроков предоставления некоммерческими организациями отчетности» срок предоставления отчетности за 2020 год перенесен на дата. За не предоставление отчетности за 2020год Главным управлением Организации внесено предупреждение об устранении нарушений законодательства (исх. от дата) с установлением срока устранения нарушений до дата.

Предупреждение направлено по адресу, содержащемуся в ЕГРЮЛ и на адрес регистрации руководителя Организации. Почтовое отправление, направленное по адресу, содержащемуся в ЕГРЮЛ, возвращено почтовым отделением за истечением срока хранения. Почтовое отправление, направленное по адресурегистрации руководителя вручено адресату дата (информация об отслеживании почтового отправления сайта Почты России 80098562222240). Нарушения в установленный срок не устранены. Так же, Организацией не представлена отчетность за 2021 год. Согласно п.10 ст.32 Закона №7-ФЗ, неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения Главного управления в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации в качестве юридического лица. дата в Главное управление поступило письмо руководителя Организации Горловой Л.В. (вх. от дата) об отсутствии уставной деятельности, а также невозможности ликвидации Организации в добровольном порядке, в связи с признанием учредителя несостоятельным (банкротом) (решение суда от дата по делу №АБЗ-10846/2019). В соответствии с п.2 ст.2 Закона № 7-ФЗ и п.1.1 Устава – Организация создана для реализации образовательных программ для удовлетворения потребностей населения в образовательных услугах. Однако Организация уставную деятельность не осуществляет, цели, установленные Уставом, не могут быть достигнуты. Таким образом, установлено нарушение п.1 ст.123.17 ГК РФ, п.2ст.2 Закона №7-ФЗ и п.1.1 Устава, так как Организация не осуществляет уставную деятельность. В соответствии с п.1 ст.61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. Уставом Организации (п.п.з) п. 8.2 Устава) принятие решения о ликвидации, отнесено к компетенции Правления. По сведениям руководителя Организации Горловой Л.В., в Организации один участник – учредитель ООО «Система». При создании Организации и позднее состав Правления не избирался. Устав Организации не содержит положений о порядке образования Правления (в нарушение п. 2 ст. 123.24 ГК РФ). Таким образом, принятие решения о ликвидации Организации в добровольном порядке не представляется возможным. В соответствии с п.3 ст.61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. В соответствии с п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», к грубым нарушениям следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительным документом. В соответствии с п.27 Постановления , неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства. Организацией не представлена отчетность, предусмотренная ст.32 Закона №7-ФЗ за 2020, 2021 <адрес> законодательства РФ, допущенные Организацией при осуществлении деятельности, носят неустранимый характер. Организацией предприняты все возможные действия для устранения нарушений, однако имеют место объективные обстоятельства, препятствующие их устранению (письмо Горловой Л.В. от дата).

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, в материалы дела представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца.

Представитель административного ответчика, представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены надлежащим образом. Каких-либо ходатайств суду не заявлено.

Суд, руководствуясь ст.150 КАС РФ, считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные доказательства по делу по отдельности и в их совокупности, полагает, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению последующим основаниям.

Согласно ст.176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствие с ч.1 ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ч.ч. 1, 2, 3 ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Согласно ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с ч. 1 ст.2 ФЗ «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ от 12.01.1996г., некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. (ч.2 ст. 2 Закона).

Согласно ч.1 ст.32 некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

В соответствии с п.3 ст.32 Закона №7-ФЗ некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, либо имевшие в течение года поступления имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, либо если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили трии более миллионов рублей, ежегодно обязаны представлять в Минюст России (его территориальные органы) документы, содержащие отчет о своей деятельности о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников по формам ОН0001, ОН0002, утвержденных приказом Минюста РФ от дата «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».

Согласно п.3.1 ст.32 указанного закона, некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, ежегодно обязаны предоставлять в Минюст России (его территориальные органы) заявление, подтверждающее их соответствие указанному пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности.

В соответствии со ст.32 п.4.1 Закона №7-ФЗ и Положением о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня Главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утверждённых Приказом Минюста от дата, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> осуществляет контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства РФ и целей, предусмотренных их учредительными документами.

Из материалов дела следует, что дата на основании решения учредителя ООО «Система» создана Автономная некоммерческая организация «Учебно-инновационный центр ИНСИСТЕМ».

дата Автономная некоммерческая организация «Учебно-инновационный центр ИНСИСТЕМ» зарегистрирована Главным управлением Министерства юстиции РФ по <адрес> (распоряжение -р от дата).

Сведения о государственной регистрации юридического лица внесены в ЕГРЮЛ МИФНС России по <адрес> (ОГРН 1132651026936).

Отчетность по форме №ОН0001, №ОН0002 утверждена приказом Минюста России от дата «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», действовавшим на момент возникших правоотношений.

Срок предоставления отчётности установлен приказом Минюста России от дата «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности», действовавшим на момент возникших правоотношений, не позднее 15 апреля года следующего за отчётным.

Приказом Минюста России от дата «О внесении изменения в приказ Министерства юстиции РФ от дата «Об установлении сроков предоставления некоммерческими организациями отчетности», срок предоставления отчетности за 2020 год перенесен на 15.07.2021г.

Приказом Минюста России от дата N 185 "О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций" (Зарегистрировано в Минюсте России дата N 65199) приказ Минюста России от дата, приказ от дата признаны утратившим силу.

Как следует из материалов дела, такая отчетность административным ответчиком в Управление не представлена.

В связи с непредставлением отчётности за 2020 год к установленному сроку, дата по адресу Организации, содержащийся в ЕГРЮЛ, а также в адрес руководителя Организации направлено предупреждение об устранении нарушений законодательства, в срок до дата.

Предупреждение, направленное на адрес Организации, содержащийся в ЕГРЮЛ, возвращено отправителю в связи с истечением сроков хранения в почтовом отделении.

Предупреждение, направленное по адресу регистрации руководителя, вручено адресату дата.

Однако, в установленный срок нарушения не были устранены.

дата в Главное управление Минюста РФ поступило письмо руководителя Организации об отсутствии уставной деятельности, а также о невозможности ликвидации Организации в добровольном порядке в связи с признанием учредителя несостоятельным (банкротом).

В соответствии с п.2 ст.2 Закона № 7-ФЗ и п.1.1 Устава – Организация создана для реализации образовательных программ для удовлетворения потребностей населения в образовательных услугах. Однако Организация уставную деятельность не осуществляет, цели, установленные Уставом, не могут быть достигнуты.

Таким образом, установлено нарушение п.1 ст.123.17 ГК РФ, п.2ст.2 Закона №7-ФЗ и п.1.1 Устава, так как Организация не осуществляет уставную деятельность.

В соответствии с п.1 ст.61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. Уставом Организации (п.п.з) п. 8.2 Устава) принятие решения о ликвидации, отнесено к компетенции Правления. По сведениям руководителя Организации Горловой Л.В., в Организации один участник – учредитель ООО «Система». При создании Организации и позднее состав Правления не избирался. Устав Организации не содержит положений о порядке образования Правления (в нарушение п. 2 ст. 123.24 ГК РФ).

Таким образом, принятие решения о ликвидации Организации в добровольном порядке не представляется возможным.

В соответствии с п.27 Постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства.

Организацией не представлена отчетность за 2020, 2021 года. Допущенные нарушения при осуществлении деятельности, носят неустранимый характер.

В соответствии с п.3 ст.49 Гражданского Кодекса РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что в нарушение п.1 ст.123.17 ГК РФ, п.2ст.2 Закона №7-ФЗ и п.1.1 Устава п.1 ст.123.17 ГК РФ, п.2ст.2 Закона №7-ФЗ и п.1.1 Устава административным ответчиком не осуществляется уставная деятельность.

В связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.

В соответствии со ст.333.36 НК РФ стороны от уплаты государственной пошлины освобождены, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов разрешению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 291-292 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Главного управления Министерства юстиции РФ по <адрес> к Автономной некоммерческой организации «Учебно-инновационный центр ИНСИСТЕМ», заинтересованное лицо: МИФНС России по <адрес>, о ликвидации некоммерческой организации, исключении сведений из ЕГРЮЛ – удовлетворить.

Признать Автономную некоммерческую организацию «Учебно-инновационный центр ИНСИСТЕМ»ОГРН 11326510269366, прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица.

Исключить Автономную некоммерческую организацию «Учебно-инновационный центр ИНСИСТЕМ» ОГРН 11326510269366 из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд путем подачи апелляционной жалобы через Промышленный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Судья М.А. Бирабасова