ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-4727/2022 от 27.06.2022 Октябрьского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело а-4727/2022

УИД 54RS0007-01-2022-004240-13

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд г. Новосибирска в составе:

Председательствующего судьи Демичевой Н.Ю.,

при помощнике Овчинниковой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Новосибирской межрайонной природоохранной прокуратуры, поданному в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации о признании информации, содержащейся в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

у с т а н о в и л:

Новосибирская межрайонная природоохранная прокуратура, обратилась в суд с административным иском в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации. С учетом уточнений административный истец просил о признании информации, содержащейся в сети Интернет, на web-сайте по сетевому адресу: сайт, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, а также просил обязать Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу включить данную информацию в Единый реестр доменных имен.

В обоснование доводов административного искового заявления указано, что Новосибирской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов проведена проверка информации Верхнеобского ТУ Рыболовства о выявлении в сети Интернет сайтов, содержащих сведения о деятельности, представляющей опасность для водных биологических ресурсов. Так, на указанном web-сайте по сетевому адресу: в свободном доступе размещена информация о способах незаконной добычи водных биоресурсов, содержится ссылка о продаже запрещенных орудий лова: «кастинговая сеть». Указанная страница создана для целей продажи, посещение страницы свободно для всех без исключения граждан, страница не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к доступу по кругу лиц. В соответствии с ч.4 ст. 26 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в целях сохранения водных биоресурсов и среды их обитания запрещается ввоз на территорию Российской Федерации рыболовных сетей из синтетических материалов, электроловильных систем. Перечень запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов установлен Постановлением правительства РФ от 20.08.2009 №694. Согласно п. 15.2 Правил рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна, утв. приказом Минсельхоза России от 30.10.2020 №646 юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов с применением колющих орудий добычи (вылова), за исключением любительского рыболовства, осуществляемого с использованием специальных пистолетов и ружей для подводной охоты. Пунктом 35.1.1 Правил установлен исчерпывающий перечень орудий лова, разрешенных к применению при осуществлении любительского и спортивного рыболовства. Такого вида орудия лова как «кастинговая сеть» в нет. При любительском рыболовстве запрещается применение сетных орудий добычи (вылова) из лески (мононити) (п.35.2). Статьей 256 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность на незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено с использованием запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов. Статьей 8.37 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил добычи (вылова) биологических водных ресурсов. Размещенная на указанном сайте информация создает условия для совершения административных правонарушений, что недопустимо, в связи с чем, по мнению административного истца в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории РФ. В связи с чем, административный истец обратился в суд.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора фио доводы и требования уточненного административного искового заявления поддержала в полном объеме, настаивала на его удовлетворении.

Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Сибирскому Федеральному округу в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил письменный отзыв, в котором указал о том, что указанная в административном исковом заявлении информация не ограничена и может быть признана запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, обозрев сайт, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявления по следующим основаниям:

Положениями статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) прокурор наделен правом обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 1 Постановления Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» исходя из закрепленного частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений:

о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 КАС РФ):

связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 КАС РФ).

Согласно требованиям статьи 262 КАС РФ, в порядке административного судопроизводства рассматриваются административные исковые заявления, предметом которых является прекращение деятельности средств массовой информации.

В силу ст.2 ФЗ от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», информационно-телекоммуникационная связь – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Согласно ч.1 ст.10 указанного Закона распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

В соответствии с ч.3 ст.15 ФЗ №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В силу ст.9 ФЗ №149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Анализ положений п. 6 ст. 10 и п.1 ст. 9 ФЗ №149-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность является информацией, распространение которой в РФ запрещено.

Согласно ст.4 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жесткости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу ч.4, 5 ст.15.1 ФЗ №149-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в Единый реестр на основании вступившего в законную силу судебного решения.

При этом пунктом 2 части 5 этой же статьи предусмотрено, что основанием для включения в соответствующей реестр сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети Интернет информации запрещенной, при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию, возможно путем рассмотрения административного дела, итоговым результатом которого являются обязательные в силу закона действия компетентного органа по включению сведений в реестр и запрещение к распространению.

Исковое заявление прокурором подано в пределах полномочий, установленных п.4 ст.27, п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что на web-сайте по сетевому адресу: , размещены материалы о способах незаконной добычи водных биоресурсов, содержится ссылка о продаже запрещенных орудий лова: «кастинговая сеть», что побуждает граждан к совершению деяний, за которое предусмотрена уголовная и административная ответственность.

Таким образом, в силу указанных выше положений закона указанный сайт содержат информацию, запрещенную законодательством РФ к размещению.

Вместе с тем, указанная информация находится в свободном доступе, что подтверждается представленными распечатками с сайта.

В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу ч.4, 5 ст.15.1 ФЗ №149-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в Единый реестр на основании вступившего в законную силу судебного решения.

Судом установлено, что в настоящее время указатели страниц этого сайта сети «Интернет» не включены в единый реестре доменных имен и/или указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет».

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о признании информации, размещенной на web-сайте по сетевому адресу: -s в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению (ч.4 ст.265.5 КАС РФ).

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Новосибирской межрайонной природоохранной прокуратуры удовлетворить.

Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на web-сайте по сетевому адресу: , запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Настоящее решение является основанием для включения указателей страницы сайта https в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Мотивированное решение составлено 04 июля 2022 года.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Новосибирска в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий судья /подпись/ Демичева Н.Ю.