ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-4732/20 от 06.11.2020 Ленинскогого районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Мотивированное решение изготовлено 06.11.2020 года

Дело а-4732/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

УСТАНОВИЛ:

ООО "Управляющая компания "Верх-Исетская" обратилось в суд с административным иском к Администрации города Екатеринбурга о признании недействующим постановления Администрации города Екатеринбурга от 28 января 2019 года № 118 "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий организациям, управляющим многоквартирными домами, расположенными на территории муниципального образования "город Екатеринбург" на проведение мероприятий по замене лифтов в многоквартирных домах" в части пп. 16 п. 8, пп.19 п. 10, пп. 10 п. 24, пп. 5 п. 26 Положения.

В обоснование заявленных треований указано, что оспариваемым постановлением от 28 января 2019 года № 118 утверждено Положение о порядке предоставления субсидий организациям, управляющим многоквартирными домами, расположенными на территории муниципального образования "город Екатеринбург" на проведение мероприятий по замене лифтов в многоквартирных домах. Требования к муниципальным нормативным актам, определяющим порядок предоставления субсидий, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации № 887. Данное постановление не предъявляет к лицу, запрашивающему субсидию, такого условия предоставления субсидии как подтверждение фактической оплаты. По смыслу Постановления Правительства Российской Федерации субсидия предоставляется до того, как будет использована для оплаты затрат. Положением, утвержденным Постановлением № 118 предусмотрено, что организации претендующие на получение субсидий должны предоставить в Управление жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга заявления о предоставлении субсидий к которым прикладывается подписанная руководителем организации справка об ознакомлении с условием предоставления субсидии после оплаты организацией стоимости выполненных работв полном объеме и о наличии денежных средств для оплаты выполненных работ по замене лифтов в полном объеме. Подпункт 16 п. 8, пп.19 п. 10, пп. 10 п. 24, пп. 5 п. 26 Положения не соответствуют нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации и требованиям к муниципальным нормативным актам, определяющим порядок предоставления субсидий, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации № 887, поскольку субсидия должна быть направлена на возмещение затрат, а не на оплату расходов организации, выделение денежных средств не имеет целевого значения, поскольку работы по установлению лифтового оборудования уже оплачены непосредственно получателем, а субсидия, полученная из бюджета может быть потрачена на любые нужды по своему усмотрению. Направление субсидии на оплату работ повлечет за собой неосновательное обогащение подрядчиков. Смешение условий для предоставления субсидии с требованиями к отчетности об использовании субсидии фактически лишает муниципальные правовые актыисполнимого раздела об отчетности по использованию субсидии. предоставляя платежное поручение об оплате работ и полный набор иных документов до момента получения субсидии ее получатель фактически предоставляет отчет, поскольку иного подтверждения оплаты работ не может быть предоставлено. Принятые муниципальные акты не позволяют воспользоваться субсидиями. Такой спсоб субсидирования как финансовое обеспечение затрат на ремонт лифтов, должен был возместить недостаток средств для оплаты работ по реализации социально значимых государственных программ. Вместо этого управляющие организации должны за счет неопределенного источника финансирования оплатить все затраты, потом поучить субсидию. Оспариваемое постановление ставит в неравные условия получателей субсидии по признаку финансвой обеспеченности затрат. Полагая, что оспариваемое Постановление противоречит п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации, пп. 17,18 положения по бухгалтерскому учету, утвержденному Приказом Министерства финансов Российской Федерации 06 мая 1999 года № 33н, нарушает права управляющей компании в части невозможности заключения договора на субсидирование и получение субсидии без предоставления платежных документов, подтверждающих факт оплаты работы по замене лифтовв многоквартирных домах на территориии муниципального образования "город Екатеринбург", административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими постановление Администрации города Екатеринбурга от 28 января 2019 года № 118 "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий организациям, управляющим многоквартирными домами, расположенными на территории муниципального образования "город Екатеринбург" на проведение мероприятий по замене лифтов в многоквартирных домах" в части пп. 16 п. 8, пп.19 п. 10, пп. 10 п. 24, пп. 5 п. 26 Положения.

В судебном заседании представители административного истца кузьминых Р.А., Смирнов А.А., Горохов Ю.Н., действующие на основании доверенностей требоания административного иска поддержали по изложенным в нем основаниям, на удовлетворении настаивали.

Представитель административного ответчика Гаев Д.А., действующий на основании доверенности, возраджал против удовлетворения исковых требований, по доводам изложенным в ранее представленном письменном отзыве.

Представитель заинтерсованного лица Управления ЖКХ Администрации города Екатеринбурга в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

С учетом положений ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом и в срок о дате и времени судебного заседания, и вынести решение.

Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив оспариваемый нормативный акт на соответствие нормативно-правовым актам, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного иска необоснованными, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 8,9 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Предметом оспаривания по настоящему делу является постановление Администрации города Екатеринбурга от 28 января 2019 года № 118 "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий организациям, управляющим многоквартирными домами, расположенными на территории муниципального образования "город Екатеринбург" на проведение мероприятий по замене лифтов в многоквартирных домах" в части пп. 16 п. 8, пп.19 п. 10, пп. 10 п. 24, пп. 5 п. 26 Положения.

Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).

В соответствии с Уставом муниципального образования «город Екатеринбург» Глава Екатеринбурга является высшим должностным лицом муниципального образования «город Екатеринбург», наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ст. 53 Устава муниципального образования "город Екатеринбург" Глава Екатеринбурга издает постановления и распоряжения Главы Екатеринбурга по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Уставом в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами.

Глава Екатеринбурга, исполняя полномочия главы Администрации города Екатеринбурга, издает: постановления Администрации города Екатеринбурга - по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области; распоряжения Администрации города Екатеринбурга - по вопросам организации работы Администрации города Екатеринбурга. Постановления Главы Екатеринбурга, Администрации города Екатеринбурга, имеющие нормативный характер, в течение 5 дней после подписания направляются для официального опубликования (обнародования) и вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования (обнародования) в официальном печатном издании, установленном Главой Екатеринбурга, если самими постановлениями не определены иные сроки вступления их в силу.

Разрешая заявленные административным истцом требования, суд не находит оснований для их удовлетворения ввиду следующего.

Как следует из матеиалов дела, ООО "УК "Верх-Исетская" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, что подтверждается Уставом общества, сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ, лицензией на осуществление предпринимательской деятельности.

Собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. Посадская, 28/2 принято решение об участии в государственной Программе Свердловской области "Формирование современной городской среды на территории Свердловской области на 2018-2024 годы" и о софинансировании работ по замене лифтового оборудования.

07 сентября 2020 года ООО "УК "Верх-Исетская" обратилось в Администрацию города Екатеринбурга с заявлением о предоставлении субсидии на проведение мероприятий по замене лифтов в многоквартирном домае, расположенном по адресу г. Екатеринбург, ул. Посадская, 28/2.

В удовлетворении заявления было отказано ввиду непредоставления платежных документов на оплату выполненных подрядной организацией работ в соответствии с договором на поставку лифтового оборудования и выполнение работ по его монтажу.

В силу статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам относится к бюджетным ассигнованиям.

Порядок предоставления субсидии определен ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно указанной норме субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6-8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);

2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

В силу ч. 3 указанной нормы нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно п. 7 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

В федеральном бюджете, а также в установленных федеральными законами случаях в бюджете субъекта Российской Федерации могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам - коммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) унитарными предприятиями и юридическими лицами, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации:

1) на осуществление капитальных вложений в находящиеся в собственности указанных юридических лиц объекты транспортной, энергетической, инженерной инфраструктуры, включая инфраструктуру систем газоснабжения, водоснабжения, трубопроводного транспорта и связи, а также иной инфраструктуры в случаях, предусмотренных федеральными законами, необходимые для реализации инвестиционных проектов, отобранных или определенных в соответствии с установленными федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации порядками отбора или критериями определения таких инвестиционных проектов (далее в настоящей статье соответственно - объекты инфраструктуры, инвестиционные проекты);

2) на возмещение затрат в связи с ранее осуществленными указанными юридическими лицами капитальными вложениями в объекты инфраструктуры, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, а также в случаях, установленных федеральными законами, в объекты инфраструктуры, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2016 года № 887 установлены общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

В соответствии с п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации № 887 правовой акт, регулирующий предоставление субсидий в порядке возмещения недополученных доходов и (или) возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, дополнительно к положениям, указанным в пунктах 2-6 настоящего документа, в части, касающейся условий и порядка предоставления субсидий, содержит положения в том числе о перечне документов, подтверждающих фактически произведенные затраты (недополученные доходы), а также при необходимости о требованиях к таким документам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2016 года № 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг" установлено, что муниципальные правовые акты местной администрации или акты уполномоченных ею органов местного самоуправления, устанавливающие порядок предоставления из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий получателям субсидий, принимаемые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в случаях и порядке, которые предусмотрены законом (решением) о соответствующем бюджете бюджетной системы Российской Федерации (далее - правовые акты), содержат:

а) общие положения о предоставлении субсидий;

б) условия и порядок предоставления субсидий;

в) требования к отчетности;

г) требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение.

Правовой акт, регулирующий предоставление субсидий в порядке возмещения недополученных доходов и (или) возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, дополнительно к положениям, указанным в пунктах 2-6 настоящего документа, в части, касающейся условий и порядка предоставления субсидий, содержит положения:

- о перечислении субсидии не позднее десятого рабочего дня после принятия главным распорядителем как получателем бюджетных средств по результатам рассмотрения им документов, указанных в подпункте "а" пункта 4 настоящего документа, в сроки, установленные подпунктом "б" пункта 4 настоящего документа, решения;
- о перечислении субсидии на расчетные или корреспондентские счета, открытые получателям субсидий в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях;

- о направлениях затрат (недополученных доходов), на возмещение которых предоставляется субсидия;

- о перечне документов, подтверждающих фактически произведенные затраты (недополученные доходы), а также при необходимости о требованиях к таким документам.

Таким образом, оспариваемое постановление принято уполномоченным лицом в пределах его компетенции, опубликовано в официальном периодическом издании "Екатеринбургский вестник" 29 января 2019 года. Порядок принятия постановления и полномочия лица, его принявшего, административным истцом не оспорены, таких нарушений судом не установлено.

Доводы административного истца о несоответствии пп. 16 п. 8, пп.19 п. 10, пп. 10 п. 24, пп. 5 п. 26 Положения, которые устанавливают требования о предоставлении справки, подписанной руководителем организации об ознакомлении с условием предоставления субсидии после оплаты организацией стоимости выполненных работ в полном объеме и о наличии денежных средств для оплаты выполненных работ по замене лифтов в полном объеме, размер субсидии определяется как разность между суммой фактически произведенных, документально подтвержденных и оплаченных затрат на замену лифтов в многоквартирном домеи суммой средств собственников в данном доме, направляемых на замену лифтов, составляющей не менее 15 процентов от общей суммы затрат на проведение таких мероприятий, предоставлении заверенной руководителем организации копии платежного документа на оплату выполненных подрядной организацией работ в соответсвии с договором на поставку лифтового оборудования и выполнение работ по его монтажу, п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации, пп. 17,18 положения по бухгалтерскому учету, утвержденному Приказом Министерства финансов Российской Федерации 06 мая 1999 года № 33н, также не нашли своего подтверждения.

Бюджетные субсидии на модернизацию лифтового хозяйства выделяются муниципалитетом на условиях софинансирования.

Субсидия выплачивается УК, ТСЖ или действующему в интересах жильцов кооперативу уже после закупки и установки нового лифта и проведения на объекте всех пуско-наладочных работ.

До этого момента представители собственников обязаны самостоятельно определиться с нужной моделью лифта, заключить договор с производителем или поставщиком подъемной техники и оплатить ее стоимость и монтаж из собственных источников.

Таким образом, субсидия на модернизацию лифтового хозяйства выделяется в порядке возмещения затрат, понесенных управляющей организацией.

Кроме того, при разрешении вопроса о предоставлении субсидий администрация исходит из фактически представленных обществом документов.

Предоставление обществом администрации полного пакета документов является лишь основанием для проведения дальнейшей процедуры отбора кандидатов для выплаты субсидии, то есть наличие, либо отсутсвие сведений о произведенных затратах на замену лифтового оборудования не является безусловным основанием для предоставления субсидии; отказ в предоставлении субсидии не лишает общество права подать заявки на предоставление субсидий в последующие годы в установленном Положением порядке.

При таких обстоятельствах, постановление Администрации города Екатеринбурга от 28 января 2019 года № 118 "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий организациям, управляющим многоквартирными домами, расположенными на территории муниципального образования "город Екатеринбург" на проведение мероприятий по замене лифтов в многоквартирных домах" не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает прав административного истца, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Верх-Исетская" к Администрации города Екатеринбурга о признании недействующим постановления Администрации города Екатеринбурга от 28 января 2019 года № 11 "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий организациям, управляющим многоквартирными домами, расположенными на территории муниципального образования "город Екатеринбург" на проведение мероприятий по замене лифтов в многоквартирных домах" в части оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, подачей апелляционной жалобы в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья Т.В. Макарова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>