ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-47/2023 от 22.09.2023 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

Дело а-47/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 сентября 2023 года г. Горно-Алтайск

Верховный Суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи - Кокшаровой Е.А.,

при секретаре - ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Республики Алтай к Совету депутатов Чепошского сельского поселения <адрес> Республики Алтай о признании недействующими со дня принятия решений Совета депутатов Чепошского сельского поселения <адрес> Республики Алтай от <дата> «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования Чепошское сельское поселение», от <дата> «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования Чепошское сельское поселение <адрес> Республики Алтай», от <дата> «О внесении дополнений в решение Совета депутатов МО «Чепошское сельское поселение» от <дата> «Об утверждении генерального плана муниципального образования «Чепошское сельское поселение», от <дата> «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Чепошское сельское поселение» <адрес> Республики Алтай (с изменениями от 2021 года)»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился с административным иском в суд, указав, что проведенной прокуратурой Республики Алтай проверкой исполнения законодательства в сфере градостроительной деятельности установлено, что органами местного самоуправления Чепошского сельского поселения <адрес> Республики Алтай были допущены нарушения законодательства при внесении изменений в Генеральный план Чепошского сельского поселения <адрес> Республики Алтай, утвержденный решением Совета депутатов Чепошского сельского поселения <адрес> Республики Алтай от <дата>. Просит признать недействующими со дня принятия: решение Совета депутатов Чепошского сельского поселения <адрес> Республики Алтай от <дата> «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования Чепошское сельское поселение»; решение Совета депутатов Чепошского сельского поселения <адрес> Республики Алтай от <дата> «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования Чепошское сельское поселение <адрес> Республики Алтай»; решение Совета депутатов Чепошского сельского поселения <адрес> Республики Алтай от <дата> «О внесении дополнений в решение Совета депутатов МО «Чепошское сельское поселение» от <дата> «Об утверждении генерального плана муниципального образования «Чепошское сельское поселение»; решение Совета депутатов Чепошского сельского поселения <адрес> Республики Алтай от <дата> «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Чепошское сельское поселение» <адрес> Республики Алтай (с изменениями от 2021 года)». В обоснование административного иска приводит доводы о несоблюдении ответчиком положений ч.2 ст.24; ч.1-2 ст. 25; ч.7 ст.28; п.2 ч.2 ст.57 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ), в том числе, о нарушении процедуры проведения публичных слушаний: без надлежащего решения о подготовке проекта предложений о внесении в Генеральный план изменений с указанием в нем срока приема предложений, порядка организации работ по сбору исходных данных; без размещения проекта внесения изменений в ФГИС ТП; без проведения выставок и экспозиций демонстрационных материалов относительно вносимых изменений; без проведения процедуры публичных слушаний и опубликования заключения по результатам его проведения на официальном сайте сельского поселения; при отсутствии согласования уполномоченных органов государственной власти – без учета отрицательных заключений Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай, Министерства регионального развития Республики Алтай, Министерства культуры Республики Алтай. Кроме того, при принятии последнего оспариваемого решения допущены нарушения в составлении документации о проведении публичных слушаний в 2021 году, в протоколах от <дата> предложения и замечания участников публичных слушаний не разделены на предложения и замечания граждан, постоянно проживающих на территории проведения публичных слушаний и иных, к протоколам публичных слушаний не приложены перечни принявших участие в рассмотрении проекта участников публичных слушаний.

В судебном заседании прокурор ФИО3 административные исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

Представитель административного ответчика Совета депутатов Чепошского сельского поселения <адрес> Республики Алтай и заинтересованного лица – Сельской администрации Чепошского сельского поселения - ФИО4 возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, пояснив, что нарушения процедуры проведения публичных слушаний, проводимых в рамках внесения изменений в генеральный план устранены последующим принятием генерального плана в новой редакции, в содержание которого включены оспариваемые прокурором решения. Незначительные нарушения, допущенные при составлении документации относительно процедуры проведения публичных слушаний, прав граждан на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, не нарушают.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, и иные связанные с ними отношения, регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).

Согласно статье 1 ГрК РФ градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений; территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу (части 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ).

В соответствии со статьей 5 ГрК РФ субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.

Из положений, содержащихся в ч.2 ст.9, ч.ч.9 и 10 ст.31, п.1 ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.34, ч.15 ст.35 ГрК РФ следует, что генеральный план является основополагающим документом территориального планирования, определяющим стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития.

В соответствии с пунктом 26 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов городского округа и правил землепользования и застройки относятся к вопросам местного значения городского округа, реализация которых осуществляется органами местного самоуправления.

Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (часть 1 статьи 24 ГрК РФ).

Согласно ст.1 Устава муниципального образования Чепошское сельское поселение Чемальского района Республики Алтай, принятого решением Совета депутатов Чепошского сельского поселения Чемальского района Республики Алтай №8 от 20.04.2012 г., данное муниципальное образование имеет статус сельского поселения, установленный Законом Республики Алтай от 13.01.2005 №10-РЗ «Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ». В границах поселения находятся населенные пункты поселок Усть-Сема и село Чепош (ст.7 Устава).

В силу статей 25, 26 Устава, Совет депутатов поселения является представительным органом муниципального образования Чепошское сельское поселение Чемальского района Республики Алтай, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения поселения, в том числе по утверждению генерального плана, а соответственно, и по внесению в него изменений.

Порядок подготовки и принятия генерального плана урегулирован положениями статей 24, 25 ГрК РФ.

Кроме того, Федеральным законом от 29.12.2017 № 455-ФЗ ГрК РФ дополнен ст.5.1., определяющей порядок и основания проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов, а также внесены дополнения в ст.ст.24,28,30,31,39,63 ГрК РФ, вступившие в силу с 29.12.2017 года.

Как установлено в судебном заседании, решением Совета депутатов Чепошского сельского поселения Чемальского района Республики Алтай от 26.08.2010 года №17 утвержден генеральный план МО «Чепошское сельское поселение».

Оспариваемыми прокурором решениями Совета депутатов Чепошского сельского поселения Чемальского района Республики Алтай (от 28 декабря 2016 года № 107 «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования Чепошское сельское поселение»; от 09 октября 2017 года № 04 «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования Чепошское сельское поселение Чемальского района Республики Алтай»; от 27 декабря 2017 года № 15 «О внесении дополнений в решение Совета депутатов МО «Чепошское сельское поселение» от 26 августа 2010 года № 17 «Об утверждении генерального плана муниципального образования «Чепошское сельское поселение») внесены изменения в вышеназванный генеральный план.

Решением Совета депутатов Чепошского сельского поселения Чемальского района Республики Алтай от 31 марта 2023 года № 25 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Чепошское сельское поселение» Чемальского района Республики Алтай (с изменениями от 2021 года)» утвержден градостроительный план в новой редакции, включающей ранее внесенные в него изменения.

Указанные нормативные правовые акты оспариваются прокурором только по мотиву нарушения процедуры их принятия, установленной Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Проверяя законность решения Совета депутатов Чепошского сельского поселения Чемальского района Республики Алтай от 28 декабря 2016 года № 107 «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования Чепошское сельское поселение», которым утвержден проект внесения изменений в генеральный план муниципального образования Чепошское сельское поселение, суд руководствуется положениями ст.ст.9,24,25 ГрК РФ (в редакциях, действующих на момент возникновения соответствующих правоотношений).

Так, п. 1. ч. 1 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) предусмотрено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Согласно ст. 24 ГрК РФ генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления (ч. 1). Решение о подготовке проекта генерального плана принимается главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (ч. 2). Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (ч. 3). Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план (ч. 16). Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 названного Кодекса (ч. 17).

Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.

В соответствии с ч. 2, 5, 6 ст. 28 ГрК РФ порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

Вместе с тем, частью 18 ст.24 ГрК РФ установлено, что внесение в генеральный план изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения, осуществляется без проведения публичных слушаний (ч. 18 ст. 24 ГрК РФ).

Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с указанными положениями и статьями 9 и 25 ГрК РФ.

Как следует из Постановления администрации Чепошского сельского поселения от <дата>, администрацией поселения объявлен прием предложений по внесению изменений в генеральный план МО «Чепошское сельское поселение», установлены срок и порядок приема заявок, изложена суть вносимых изменений – создание населенного пункта (поселка) на территории дачного некоммерческого товарищества площадью 827392 кв.м., расположенного в урочище <адрес> в южной части кадастрового квартала , его новое название; расширение границ населенного пункта <адрес> с северной части села до границ линейного объекта ЛЭП 110; внесение территориальной зоны воздушного транспорта Т-2 для размещения посадочной полосы и объектов обслуживания малой авиации, расположенной в южной части кадастрового квартала ; расширение границ населенного пункта поселка Усть-Сема с западной стороны поселка до турбазы Иволга.

<дата> в газетах «Чемальский вестник» и «Искра» опубликованы сообщения о начале приема предложений.

Таким образом, доводы прокурора о том, что администрацией Чепошского сельского поселения не принималось решение о подготовке проекта предложений о внесении в Генеральный план изменений с указанием в нем срока приема предложений, порядка организации работ по сбору исходных данных для подготовки проекта опровергаются материалами дела (т.2 л.д.9-10; 35-38).

Анализируя содержание изменений в градостроительный план, суд приходит к выводу о том, что таковые не ограничиваются вопросами жилищного строительства, зон рекреационного назначения не определяют, в связи с чем, имеется необходимость проведения публичных слушаний.

Распоряжением Главы МО «Чепошское сельское поселение» №15-1-р от 26.05.2014 года установлена дата проведения публичных слушаний на 26.06.2014 года в селе Чепош в 15 час.00 мин.; в селе Усть-Сема в 17 час. 00 мин.

Постановлением Главы Чепошского сельского поселения №72 от 29.05.2014 года утвержден ряд предложений по внесению изменений в генеральный план МО «Чепошское сельское поселение» и принято решение о внесении данных изменений в техническое задание по изготовлению картографических материалов, пояснительной записки проекта.

03.06.2014 года Главой Чепошского сельского поселения вынесено Постановление за №73-1 «Об утверждении технического задания и разработке проекта внесения изменений в генеральный план МО «Чепошское сельское поселение» с установлением сроков разработки проекта внесения изменений в генеральный план для исправления картографических материалов и пояснительной записки до 10.07.2014 года. При этом срок реализации генерального плана с учетом внесенных изменений установлен до 2034 года.

Постановлениями Главы Чепошского сельского поселения изданными 15.07.2014 года за №89; 17.07.2014 года за №92; 02.09.2014 года за №110; 09.09.2014 года за №112; 03.12.2014 года за №156 утверждены предложения внесения изменений в генеральный план МО «Чепошское сельское поселение».

20 августа 2015 года главой Чепошского сельского поселения принято решение о продлении приема предложений внесения изменений в генеральный план МО «Чепошское сельское поселение» путем издания постановления № 127, а также назначена дата проведения публичных слушаний по вопросу внесения изменений в генеральный план – 25.09.2015 года, которая в последующем, дополнительно утверждена Распоряжением главы сельского поселения от 26 августа 2015 года за № 27-р с определением точного времени их проведения в населенных пунктах в с.Чепош в 16.00 час. и пос. Усть-Сема в 15.00 час. 25 сентября 2015 года.

В подтверждение проведения публичных слушаний по проекту внесения изменений в генеральный план в с.Чепош и п.Усть-Сема представлен протокол публичных слушаний, состоявшихся 25.09.2015 г., в 15-16 час.

28 сентября 2015 года подготовлено заключение комиссии о результатах проведения публичных слушаний № 5.

09 октября 2015 года главой Чепошского сельского поселения вынесено постановление № 174-1 «Об утверждении предложений внесения изменений в генеральный план муниципального образования Чепошское сельское поселение», произведены публикации в газете «Искра».

Проект внесения изменений в генеральный план 18 марта 2016 года направлен на согласование в органы государственной власти (Правительство РФ и Правительство Республики Алтай), 21 марта 2016 года в администрацию Чемальского района, 12 апреля 2016 года в агентство по культурному наследию Республики Алтай.

Начиная с 15 апреля 2016 года по 12 сентября 2016 года органами исполнительной власти Республики Алтай в адрес Сельской администрации Чепошского сельского поселения направлялась информация о наличии замечаний к проекту внесения изменений в генеральный план.

26 июля 2016 года направлено письмо о назначении представителя Минрегиона Республики Алтай в комиссию по согласованию проекта.

27 октября 2016 года сельским поселением проведено заседание согласительной комиссии по урегулированию разногласий при согласовании проекта внесения изменений в генеральный план МО «Чепошское сельское поселение» и составлен протокол.

25 декабря 2015 года постановлением администрации № 237 создана комиссия по правилам землепользования и застройки.

18 ноября 2016 года проведено заседание комиссии по результатам процедуры согласования проекта внесения изменений и принято заключение № 4 о согласовании проекта.

21 ноября 2016 года постановлением главы Чепошского сельского поселения № 199 на проект внесения изменений в генеральный план с материалами по обоснованию проекта для рассмотрения и утверждения направлен в Совет депутатов МО «Чепошское сельское поселение», назначение публичных слушаний по утверждению проекта внесения изменений в окончательной форме, организована публикация в газете «Искра», размещена информация на сайте Чепошского сельского поселения.

27 декабря 2016 года проведены публичные слушания.

28 декабря 2016 года комиссией по проведению публичных слушаний подготовлено заключение о результатах проведения публичных слушаний, в этот же день решением Совета депутатов Чепошского сельского поселения Чемальского района Республики Алтай № 107 утвержден проект внесения изменений в генеральный план Чепошского сельского поселения.

В январе 2017 года осуществлена публикация в газете «Искра», произведено обнародование нормативно-правового акта в соответствии с Положением о порядке обнародования нормативно-правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования «Чепошское сельское поселение», утвержденным решением Совета депутатов Чепошского сельского поселения от 23.12.2010 года за №31 с последующим размещением информации 10.11.2017 года в ФГИС ТП и на сайте Чепошского сельского поселения.

Анализируя представленные административным ответчиком доказательства, суд приходит к выводу, что решения Совета депутатов Чепошского сельского поселения Чемальского района Республики Алтай от 09.10.2017 года за №04 и от 27.12.2017 года за №15 приняты с целью последующей реализации внесения изменений в градостроительный план данного поселения, инициированных в рамках постановления Главы Чепошского сельского поселения Чемальского района Республики Алтай №33.

Согласно публикации газеты «Искра» № 1(7) за август 2017 года оспариваемыми решениями были утверждены изменения в генеральный план муниципального образования Чепошского сельского поселения Чемальского района Республики Алтай, в связи:

1) корректировкой функциональных зон на территории поселения в связи с потребностью в расширении жилищного и иного строительства, зон курортно-рекреационного назначения;

2) приведение в соответствие с данными Государственного кадастра недвижимости.

23.03.2017 года между Сельской администрацией Чепошского сельского поселения и ООО «Алтайгипрозем» заключен договор на подготовку изменений в генеральный план муниципального образования Чепошское сельское поселение.

Постановлением от 06.04.2017 года, главой Чепошского сельского поселения утверждено техническое задание по подготовке проекта внесения изменений в генеральный план муниципального образования Чепошское сельское поселение.

В период с апреля 2017 года по август 2017 года комиссией по подготовке проекта внесения изменений в генплан совместно с ООО «Алтайгипрозем» велась работа по приведению генерального плана муниципального образования Чепошского сельского поселения в соответствие с требованиями приказа Минэкономразвития РФ № 793 от 07.12.2016 года, а также внесение в генеральный план изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения, что не требовало проведения публичных слушаний.

<дата> комиссией по подготовке проекта внесения изменений в генплан подготовлено заключение о результате корректировки функциональных зон за , после чего материалы с изменениями в генеральный план были направлены в Совет депутатов Чепошского сельского поселения на утверждение, и были утверждены решением от <дата> за с размещением его текста на сайте администрации Чепошского сельского поселения в сети «Интернет» и на информационных стендах <адрес>; <адрес>; <адрес>.

Публичные слушания по вопросам корректировки функциональных зон назначены распоряжением и.о. Главы администрации Чепошского сельского поселения Чемальского района Республики Алтай от 19 сентября 2017 года №25-р на 19.11.2017 года, в 14 час.00 в селе Чепош; в 16.00 в п.Усть-Сема, информация о проведении публичных слушаний опубликована на сайте сельской администрации и в газете Чемальский вестник.

Из текста оспариваемого прокурором Решения Совета депутатов Чепошского сельского поселения Чемальского района Республики Алтай от 27.12.2017 года №15 следует, что фактически административным ответчиком изменение границ либо функциональных зон, ранее установленных Генеральным планом от 26.08.2010 года, не производилось. Внесенными дополнениями конкретизирован контур границ Чепошского сельского поселения, путем указания перечня входящих в состав села Чепош земельных участков.

Учитывая, что внесение изменений в генеральный план осуществлялось в целях жилищного строительства, необходимости проведения публичных слушаний исходя из содержания ч.18 ст.24 ГрК РФ по данному вопросу не имелось.

Решение Совета депутатов Чепошского сельского поселения от <дата> размещено в сети интернет на сайте сельской администрации и на информационных стендах по следующим адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>.

При этом, судом не принимаются во внимание доводы прокурора о нарушении ст.5.1 ГрК РФ, поскольку, на дату проведения публичных слушаний указанная статья, введенная федеральным законом от 29 декабря 2017 года №455-ФЗ не действовала.

Из изложенного следует, что оспариваемые административным истцом решения были приняты в пределах компетенции Совета депутатов Чепошского сельского поселения Чемальского района Республики Алтай, во исполнение и в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития РФ № 793 от 07.12.2016 года, а также нормами материального права, содержащимися в ч. 18 ст. 24 ГрК РФ (в редакциях, действующих в период их принятия), с соблюдением требований, предъявляемых к их форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие.

Кроме того, после принятия указанных нормативно-правовых актов, Решением Совета депутатов Чепошского сельского поселения Чемальского района Республики Алтай от 31.03.2023 года №25 утвержден генеральный план в новой редакции, включающей перечень изменений оспариваемых прокурором, данное обстоятельство в полной мере восполнило, и соответственно, устранило имеющиеся ранее процедурные нарушения.

Таким образом, на дату рассмотрения дела по существу решения Совета депутатов Чепошского сельского поселения Чемальского района Республики Алтай (от 28 декабря 2016 года № 107 «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования Чепошское сельское поселение»; от 09 октября 2017 года № 04 «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования Чепошское сельское поселение Чемальского района Республики Алтай»; от 27 декабря 2017 года № 15 «О внесении дополнений в решение Совета депутатов МО «Чепошское сельское поселение» от 26 августа 2010 года № 17 «Об утверждении генерального плана муниципального образования «Чепошское сельское поселение») самостоятельно фактически не действуют, в связи с чем, правовых оснований для признания их недействующими не имеется.

Проверяя на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, генеральный план в редакции решения Совета депутатов Чепошского сельского поселения Чемальского района Республики Алтайот 31 марта 2023 года № 25 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Чепошское сельское поселение» Чемальского района Республики Алтай (с изменениями от 2021 года)», суд исходит из положений статей 208, 213 и 215 КАС РФ.

Решением сессии Совета депутатов №6 пятого созыва от 31.03.2023 года за №25 утвержден Генеральный план муниципального образования «Чепошское сельское поселение» Чемальского района Республики Алтай (с изменениями от 2021 года).

Согласно пункту 3 решение №25 вступает в силу с момента его принятия.

Решение №25 официально опубликовано 13 июля 2023 г. в газете «Чемальский вестник», являющейся периодическим изданием, осуществляющим официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в сельском поселении, размещено на официальном сайте администрации МО «Чепошкое сельское поселение», а также на информационных стендах в с.Чепош, ул.Кучияк, д.56; п.Усть-Сема, ул.Заречная, 2; с.Чепош, ул.Кучияк, д.31.

Рассматривая вопрос о соблюдении процедуры утверждения генерального плана, судом установлено, что в соответствии с ч.2 ст.24 ГрК РФ Главой администрации МО «Чепошское сельское поселение» принято решение об утверждении технического задания на подготовку проекта внесения изменений в градостроительный план (постановление №33 от 06 апреля 2017 года).

10 апреля 2018 года распоряжением № 17-р главы Чепошского сельского поселения назначено проведение публичных слушаний по вопросу внесения изменений в генеральный план поселения, дата установлена 11 мая 2018 года в селе Чепош в 15 часов 00 минут, в поселке Усть-Сема в 17 часов 00 минут с уточнением порядка установленного Постановлением № 53-1 от 10 апреля 2018 года.

13 апреля 2018 года было проведено заседание организационной комиссии по проведению публичных слушаний, где обсуждались вопросы необходимости внесения изменений в генеральный план поселения, что подтверждается протоколом заседания организационного комитета от 13 апреля 2018 года.

11 мая 2018 года были проведены публичные слушания в селе Чепош и поселке Усть-Сема, что подтверждается протоколами об их проведении. Согласно протоколам в с. Чепош приняло участие 52 жителя села, а в п. Усть-Сема 30 жителей, которые одобрили предлагаемые изменения и предложили направить их главе поселения, что подтверждено заключением о результатах публичных слушаний.

13.02.2019 года Главой Чепошского сельского поселения принято постановление № 7 по вопросу о проведении публичных слушаний, в повестку которого включен вопрос о внесении изменений в генеральный план поселения, с размещением об этом публикация на сайте Чепошского сельского поселения.

По результатам публичных слушаний из-за поступивших разногласий, главой Чепошского сельского поселения принято решение о создании согласительной комиссии по урегулированию замечаний (постановление № 35 от 20.05.2019 года). Заседание согласительной комиссии назначено на 12.07.2019 года, по результатам проведения которого было принято решение о переносе заседания и привлечении дополнительных заинтересованных лиц. Впоследствии, постановлением от 17.09.2019 года № 89 был восстановлен срок работы согласительной комиссии, и по результатам ее работы на 07.11.2019 года было назначено заседание, на котором проект изменений в генеральный план поселения был отклонен с продолжением работы по внесению изменений в генеральный план поселения, что подтверждается протоколами № 1 от 12.07.2019 года и № 2 от 07.11.2019 года.

29.05.2020 года постановлением №52-1 главы администрации Чепошского сельского поселения объявлен прием предложений по внесению изменений в генеральный план поселения, в связи с поступлением заявлений о включении в населенные пункты земельных участков, принадлежащих частным лицам.

29.05.2020 года постановлением № 52-3 главы администрации Чепошского сельского поселения принято решение о подготовке к внесению изменений в генеральный план поселения, а также утвержден порядок и срок проведения работ по подготовке проекта внесения изменений в генеральный план поселения.

Постановлением от 04.12.2020 года № 129 главы администрации Чепошского сельского поселения принято решение о проведении публичных слушаний, слушания назначены на 25.12.2020 года, постановлением от 12.12.2020 года № 139 главы администрации Чепошского сельского поселения внесены дополнения.

Постановлением от 26.02.2021 года № 37 главы администрации Чепошского сельского поселения принято решение о возобновлении подготовки проекта внесения изменений в генеральный план поселения, утвержден порядок и срок проведения процедуры, публичные слушания от 25.12.2020 года признаны публичными обсуждениями, с отменой постановления № 52-3 главы администрации Чепошского сельского поселения от 29.05.2020 года.

Постановлением главы администрации Чепошского сельского поселения от 17.05.2021 года № 67 принято решение о проведении публичных слушаний по рассмотрению проекта генерального плана поселения, слушания назначены на 23.06.2021 года, а сам проект генерального плана поселения в новой редакции опубликован на сайте Чепошского сельского поселения.

Факт проведения публичных слушаний подтверждается протоколами и списками участников.

Согласно заключению № 2 от 12.07.2021 года публичные слушания от 23.06.2021 года признаны состоявшимися, главе направлено ходатайство о передаче измененного генерального плана поселения на утверждение, а также выдана рекомендация о размещении проекта на ФГИС ТП.

Распоряжением главы Чепошского сельского поселения № 76-р от 06.10.2021 года проект изменений после появления отметки о его согласовании на ФГИС ТП был направлен в Совет депутатов Чепошского сельского поселения.

Заключениями № 5 от 26.10.2021 года и № 7 от 26.01.2022 года комиссией по правилам землепользования был подтвержден факт соответствия закону и результатам публичных слушаний проекта внесения изменений в генеральный план поселения.

В течение 2022 года утвержденный по результатам публичных слушаний проект, неоднократно направлялся в Совет депутатов Чепошского сельского поселения, вместе с тем был утвержден Советом только 31.03.2023 года.

Таким образом, суд приходит к выводу, что процедура публичных слушаний проведена в соответствии со ст.5.1 ГрК РФ и ст.28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

То обстоятельство, что к протоколам общественных обсуждений не приложен перечень принявших участие в обсуждении лиц, включающий в себя сведения об участниках общественных обсуждений (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц, не может являться основанием для признания нормативного правового акта недействующим. Поскольку публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный характер. В своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения – выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Результаты публичных слушаний носят для органов местного самоуправления только рекомендательный характер. В данном случае, значимым обстоятельством является сам факт проведения публичных слушаний.

Следовательно, указанные прокурором в административном иске обстоятельства не повлияли на обеспечение открытого, независимого и свободного обсуждения оспариваемых проектов и не повлекли невозможности реализации права граждан на участие в публичных слушаниях.

Доказательств бесспорно свидетельствующих о факте пересечения территории Чепошского сельского поселения с землями лесного фонда материалы дела не содержат.

Кроме того, в силу части 11 статьи 35 ГрК РФ в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом. Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ установлено, что земельное законодательство основывается на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

К землям лесного фонда, исходя из положений ст.101 ЗК РФ относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и т.д.). При включении земельных участков лесного фонда в границы земель населенных пунктов их разрешенное использование определяется в соответствии с правилами землепользования и застройки.

Следовательно, назначение земельного участка необходимо определять из совокупности характеристик, определяющих его правовой режим. При этом согласно ч.2 ст.36 ГрК РФ при установлении разрешенного использования земельных участков следует учитывать фактическое их использование в границах территориальных зон.

В соответствии с ч.19 ст.24 ГрКФ при подготовке в составе проекта генерального плана поселения или городского округа карты границ населенных пунктов в границы населенного пункта подлежит включению земельный участок из земель лесного фонда в случае, если все его границы являются смежными с земельными участками, расположенными в границах населенного пункта (с учетом сохранения в отношении такого земельного участка ограничений в соответствии с частью 6.1 статьи 36 настоящего Кодекса).

Вместе с тем, согласно п.2 части 1 ст.25 ГрК РФ, проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в том числе в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, муниципального округа, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, за исключением случаев, предусмотренных частью 19 статьи 24 названного Кодекса.

Таким образом, земельные участки лесного фонда в названном случае, подлежат включению в состав поселения в силу прямого указания Закона.

Также суд находит обоснованными доводы представителя административного ответчика о том, что проект измененного генерального плана Чепошского сельского поселения 2021 года, включающий в себя все сводные сведения за 2010,2016, 2017 годы, согласован уполномоченными органами (ФГИС ТП), что свидетельствует о соответствии его описательной и графических частей действующим правилам и не нарушает законные интересы неопределенного круга лиц.

Необоснованными следует считать и доводы административного иска о нарушении административным ответчиком процедуры проведения публичных слушаний, выразившихся в невыполнении требований ГрК РФ об организации выставок, экспозиций демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступлений представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению, поскольку положения об этом, содержащиеся в частях 5-7 ст.28 ГрК РФ утратили силу с 29.12.2017 года, и соответственно, не регулируют правоотношения, возникшие после указанной даты.

Таким образом, безусловных оснований к удовлетворению заявленных прокурором требований о признании недействующим со дня принятия решения Совета депутатов Чепошского сельского поселения Чемальского района Республики Алтай от 31 марта 2023 года № 25 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Чепошское сельское поселение» Чемальского района Республики Алтай (с изменениями от 2021 года)», судом не установлено.

Поскольку по делу не установлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта федеральному закону или нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, судом постановлено решение об отказе в удовлетворении административного иска.

В порядке пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии данного судебного акта подлежит опубликованию в официальном печатном издании - в газете «Звезда Алтая» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований заместителя прокурора Республики Алтай к Совету депутатов Чепошского сельского поселения Чемальского района Республики Алтай о признании не действующими со дня принятия решений Совета депутатов Чепошского сельского поселения Чемальского района Республики Алтай от 28 декабря 2016 года № 107 «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования Чепошское сельское поселение», от 09 октября 2017 года № 04 «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования Чепошское сельское поселение Чемальского района Республики Алтай», от 27 декабря 2017 года № 15 «О внесении дополнений в решение Совета депутатов МО «Чепошское сельское поселение» от 26 августа 2010 года № 17 «Об утверждении генерального плана муниципального образования «Чепошское сельское поселение», от 31 марта 2023 года № 25 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Чепошское сельское поселение» Чемальского района Республики Алтай (с изменениями от 2021 года)» отказать.

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в официальном издании – газете «Звезда Алтая» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.А. Кокшарова

Мотивированное решение изготовлено 03 октября 2023 года.