ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-4840/2021 от 06.04.2021 Сургутского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело а-4840/2021

86RS0-43

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06.04.2021 <адрес>

Сургутский городской суд <адрес> - Югры в составе председательствующего судьи Смирновой Ю.Н., при секретаре Костенко А.С.,

административного истца Сирбаева Г.С.

представителя административного истца Сирбаева Г.С.Шелестюка С.Н.,

представителя административного ответчика – Ивановой Я.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сирбаева Г.С. к Администрации <адрес> о признании незаконным постановления об отказе в выдаче разрешения на распоряжение имуществом несовершеннолетнего ребенка, заинтересованное лицо Сирбаев С.А.,

установил:

Сирбаева Г.С. обратилась в суд с административным иском к Администрации <адрес> о признании незаконным постановления об отказе в выдаче разрешения на распоряжение имуществом несовершеннолетнего ребенка, в котором указала, что она обратилась с заявлением о выдаче органом опеки разрешения на совершение сделки с имуществом ее несовершеннолетней дочери ФИО1 – заключения договора мены доли в праве собственности на квартиру. Двухкомнатная квартира находится в деревянном доме, который подлежит сносу, мена производится на однокомнатную квартиру в новом доме. Право собственности на новую квартиру несовершеннолетней будут составлять в размере 1/3 доли.

Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на совершение сделки ей было отказано.

Из оспариваемого постановления следует, что основанием к отказу явилось отсутствие заявления (согласия) второго родителя несовершеннолетнего – Сирбаев С.А. По мнению административного истца, отказ административного ответчика в выдаче разрешения на совершение сделки с имуществом несовершеннолетнего не соответствует интересам последнего и противоречит нормам законодательства. Основываясь на изложенном, административный истец просит признать незаконным постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и обязать Администрацию города выдать Сирбаева Г.С. разрешение на совершение сделки с имуществом, принадлежащим ФИО1

В судебном заседании административный истец Сирбаева Г.С., представитель истца на удовлетворении административных исковых требований настаивали.

Представитель административного ответчика с административным иском не согласилась.

Заинтересованное лицо Сирбаев Ю.В. в судебное заседание не явился, извещен по месту работы, в соответствии со ст.150 КАС РФ дело рассмотрено в его отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Копией свидетельства о рождении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, подтверждается, что ее родителями являются административный истец Сирбаева Г.С. и заинтересованное лицо Сирбаев С.А.

Брак между Сирбаева Г.С. и Сирбаев С.А. расторгнут.

ДД.ММ.ГГГГСирбаева Г.С. обратилась к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на распоряжение имуществом, принадлежащим ФИО1 - 1/7 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: ХМАО-Югра, <адрес>, мкр. 6а, <адрес>.

Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГСирбаева Г.С. отказано в выдаче разрешения на распоряжение имуществом, принадлежащим ФИО1, со ссылкой на абзац 8 пункта 24 Порядка выдачи разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных и несовершеннолетних лиц в <адрес>-Югре, утвержденном постановлением Правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ-п (далее - Порядок -п).

Согласно приложению к Постановлению, в выдаче разрешения на распоряжение имуществом отказано, поскольку отсутствует заявление законного представителя Сирбаев С.А. либо нотариально заверенное (заверенное органом опеки и попечительства по месту жительства родителя) согласие на совершение сделки с имуществом, принадлежащим несовершеннолетнему ФИО1

В соответствии с п. 1 ст. 26 ГК РФ, несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя.

Пунктом 3 ст.60 Семейного кодекса РФ предусмотрено, что при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно п.2 ст. 37 ГК РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.

Порядок управления имуществом подопечного определяется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", в силу п. 1 ст. 21 которого, опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного.

На основании пункта 6 статьи 2 Закона ХМАО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> - Югры отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству» органы местного самоуправления на неограниченный срок наделены полномочиями по выдаче в соответствии с федеральным законодательством разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Закона ХМАО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ-оз органы государственной власти автономного округа имеют право в пределах своей компетенции издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий и контролировать их выполнение.

С целью реализации органами местного самоуправления переданных государственных полномочий Правительством ХМАО-Югры издано постановление от ДД.ММ.ГГГГ-п «О порядке выдачи разрешений на совершение сделок с имуществом, согласий на отчуждение и (или) на передачу в ипотеку жилых помещений подопечных и несовершеннолетних лиц в <адрес> – Югре» (далее – Порядок).

Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что с заявлением о выдаче разрешения оба родителя (иные законные представители) подопечного или несовершеннолетнего лица обращаются в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, с которым органом опеки и попечительства заключено соглашение о взаимодействии (далее - многофункциональный центр), по месту жительства (в случае отсутствия места жительства - по месту пребывания) подопечного или несовершеннолетнего лица.

При невозможности одного из родителей (иных законных представителей) присутствовать в многофункциональном центре, представляется нотариально заверенное (заверенное органом опеки и попечительства по месту жительства родителя (иного законного представителя) согласие на совершение сделки с имуществом подопечного или несовершеннолетнего лица, либо доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 Порядка).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-П, специальный порядок совершения родителями, как законными представителями своих детей, сделок с принадлежащим детям имуществом, закрепленный положениями гражданского и семейного законодательства (статьи 28, 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 64 Семейного кодекса Российской Федерации) в их взаимосвязи, направлен на защиту прав и интересов несовершеннолетних. Из содержания абзаца второго пункта 1 статьи 28 и пункта 2 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации не вытекает право органов опеки и попечительства произвольно запрещать сделки по отчуждению имущества несовершеннолетних детей, совершаемые их родителями; напротив, в соответствии с общими принципами прав и требованиями статей 2, 17 и 38 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения органов опеки и попечительства - в случае их обжалования в судебном порядке - подлежат оценке судом исходя из конкретных обстоятельств дела.

Следовательно, с учетом вышеуказанных требований, органы опеки и попечительства, проверяя законность сделки по отчуждению недвижимости, должны устанавливать, соответствует ли она интересам несовершеннолетнего и не ухудшаются ли условия проживания несовершеннолетнего, не уменьшается ли его собственность в случае, если несовершеннолетний является собственником квартиры.

Однако, оспариваемый ответ на соответствие совершаемой сделки интересам несовершеннолетнего органом опеки не оценивался, наличие обстоятельств, нарушающих его права и интересы, не устанавливалось.

Основываясь на вышеизложенном, суд приходит к выводу о том, что в целях восстановления интересов несовершеннолетнего с учетом установленных обстоятельств дела, оспариваемое постановление администрации города, хотя и являющееся формально правильным, нельзя признать законным, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175, 178-180, 182, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск Сирбаева Г.С. к Администрации <адрес> о признании незаконным постановления об отказе в выдаче разрешения на распоряжение имуществом несовершеннолетнего ребенка удовлетворить.

Признать незаконным постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Сирбаева Г.С. в выдаче разрешения на распоряжение имуществом, принадлежащим ФИО1

Обязать администрацию <адрес> повторно рассмотреть заявление Сирбаева Г.С. от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать административного ответчика сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам суда <адрес> – Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Сургутский городской суд <адрес> – Югры.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Смирнова Ю.Н.