к делу №а-4879/2021
23RS0№-68
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
23 декабря 2021 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего - судья Прибылов А.А.,
при секретаре ФИО3,
с участием представителя административного истца ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя ФИО7 в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель ФИО6, действующий в защиту прав и законных интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в суд с административным иском о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование указал, что ФИО8 прокуратурой проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства о безопасности полетов на территории <адрес>, а также анализа состояния законности в части профессиональной подготовки должностных лиц в сфере воздушного транспорта, в ходе которой выявлено функционирование сайтов, расположенных по адресам:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес> содержащих предложения по предоставлению услуг в сфере выполнения авиационно-химических работ, по перевозке пассажиров, реализации документов об образовании гражданской авиации. Доступ к вышеуказанным интернет-сайтам является свободным, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данных информационного ресурса и копировать материалы в электронном варианте может любой пользователь, ограничение на данные действия отсутствуют. Некачественное оказание образовательных услуг, связанных с подготовкой специалистов авиационного персонала гражданской авиации, представляет угрозу обеспечения безопасности полетов, угрозу жизни и безопасности неопределенного круга лиц, не только из числа возможных участников воздушных перевозок.
Распространение информации о продаже дипломов гражданской авиации противоречит целям и задачам действующего законодательства об образовании, подрывает основы конституционного строя в части обеспечения и защиты конституционного права граждан РФ на образование, препятствует нормальному развитию общественных отношений, возникающих в сфере образования.
Размещенные на интернет-сайтах сведения вводят в заблуждение неопределенный круг относительно возможности и допустимости приобретения и использования документа об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению, поскольку осуществление коммерческой перевозки пассажиров, выполнение авиационно-химических работ и обучение лиц авиационного персонала не допускается в отсутствие разрешительной документации, в этой связи, административный истец просит признать информацию, размещенную в сети Интернет, по электронным ссылкам:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
Помощник ФИО9 прокурора ФИО10. в судебном заседании доводы и просьбу искового заявления поддержала в полном объеме, не возражала против рассмотрения дела в отсутствие неявившихся представителей заинтересованных лиц.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщал.
Представители заинтересованных лиц: Управления Роскомнадзора по <данные изъяты>, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ в судебное заседание не явились, о времени и слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства в суд не поступало, в этой связи суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав прокурора, исследовав представленные доказательства, материалы дела, суд считает иск законным и обоснованным, поэтому подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 КАС РФ дела, о признании информации запрещенной к распространению подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства, поскольку связаны с осуществлением судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису (части 1 и 3 статьи КАС РФ).
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Право прокурора на обращение в суд в порядке гражданского судопроизводства в защиту неопределенного круга лиц предусмотрено ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Согласно части 1 и 6 статьи 10 Федерального закона от 27.06.2006 № 149-ФЗ (далее по тексту - Федеральный закон № 149-ФЗ) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, установленных федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ).
На основании части 8 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в документах об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно части 3 статьи 8 Воздушного кодекса РФ (далее по тексту ВК РФ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 ВК РФ к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации.
На основании пункта 2 статьи 54 ВК РФ требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Согласно пункту 4 статьи 54 ВК РФ подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации. Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами.
В силу пункта статьи 61 ВК РФ под авиационным предприятием понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ.
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом особенностей, установленных статьей 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию.
Частями 1 и 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее-Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении и требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В судебном заседании установлено, что ФИО11 прокуратурой проведена проверка, в ходе которой выявлено функционирование сайтов, расположенных по адресам:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес> содержащих предложения по предоставлению услуг в сфере выполнения авиационно-химических работ, по перевозке пассажиров, реализации документов об образовании гражданской авиации. Прокуратурой установлено, что вышеперечисленные сайты в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, отсутствуют.
Кроме того, прокуратурой посредством использования сервиса WHOIS (https://www.reg.ru/) установлены следующие данные:
<адрес> (доменное имя сайта: <данные изъяты>, иные данные не установлены);
<адрес> (доменное имя сайта: <данные изъяты>, иные данные не установлены);
<адрес> (доменное имя сайта: <данные изъяты>, иные данные не установлены);
<адрес> (доменное имя сайта: <данные изъяты> для регистрации которого владельцем использовался номер +№, место регистрации: <адрес>, <адрес>);
<адрес> (доменное имя сайта: <данные изъяты>, для регистрации которого использовался номер + №, место регистрации <адрес><адрес>);
<адрес> (доменное имя сайта <данные изъяты>, иные данные не установлены);
<адрес> (доменное имя сайта: <данные изъяты> для регистрации которого владельцем использовался номер №, иные данные не установлены);
<адрес> (доменное имя сайта: <данные изъяты> для регистрации которого владельцем использовался номер + №, иные данные не установлены);
<адрес> (доменное имя сайта: <данные изъяты>, иные данные не установлены);
<адрес> (доменное имя сайта: <данные изъяты>, для регистрации которого владельцем использовался номер №, место регистрации: <адрес><адрес>);
- <адрес> (доменное имя сайта: <данные изъяты>, иные данные не установлены);
- «<адрес> (доменное имя сайта: <данные изъяты>, иные данные не установлены).
В силу пункта 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Пунктами 9, 13 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ предусмотрено, что под распространением информации следует понимать действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
Сайт в сети «Интернет» - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет». На основании пункта 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ страница сайта в сети «Интернет» (интернет-страница) - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».
То есть сайт, получивший определенное доменное имя, также может иметь страницы, переход на которые осуществляется посредством активизации соответствующих указателей (ссылок).
Статьей 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно части 1 статьи 15.1 Федерального закона №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет».
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 5 статьи 15.1 Федерального закона №149-ФЗ).
Некачественное оказание образовательных услуг, связанных с подготовкой специалистов авиационного персонала гражданской авиации, представляет угрозу обеспечения безопасности полетов, угрозу жизни и безопасности неопределенного круга лиц, не только из числа возможных участников воздушных перевозок.
Распространение информации о продаже дипломов гражданской авиации противоречит целям и задачам действующего законодательства об образовании, подрывает основы конституционного строя в части обеспечения и защиты конституционного права граждан РФ на образование, препятствует нормальному развитию общественных отношений, возникающих в сфере образования.
Размещенные на интернет-сайтах сведения вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования документа об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
Целью обращения прокурора с настоящим заявлением в интересах Российской Федерации о признании вышеуказанной информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации, является последующее включение в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 13.1 Федерального закона № 149-ФЗ, для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.
По делам о признании информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен данным кодексом.
Как следует из статьи 61 КАС РФ обстоятельства административного дела, которые согласно закону, должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3 статьи 84 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации).
Оценивая доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о признании указанной информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
В силу ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 178-180, 265.5 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети Интернет, по электронным ссылкам:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Копию вступившего в законную силу решения суда направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в <адрес> для включения указателя страницы сайта в сети «Интернет» в Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья