Дело №а-48/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 августа 2020 года г. Севастополь
Севастопольский городской суд в составе: председательствующего судьи Бабича В.В., при секретаре Марушевской Т.В.
с участием: прокурора Ведмидь А.И., представителя административного истца – ФИО1, представителя заинтересованного лица ФИО2
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ООО «Вента» о признании недействующим Постановления Правительства Севастополя от 23.04.2018 г. №248-ПП «Об утверждении проекта планировки территории градостроительной документации «Проект планировки и проект межевания территории улично – дорожной сети и территории общественного пользования» в части,
установил:
Правительством Севастополя принято постановление от 23 апреля 2018 г. №248-ПП «Об утверждении проекта планировки территории градостроительной документации "Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования» (далее - Постановление N 248-ПП).
Согласно пункту 1 названного Постановления N 248-ПП утвержден проект планировки территории градостроительный документации «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования», который прилагается к постановлению.
Правительством Севастополя принято постановление от 9 августа 2019 г. N 499-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 23.04.2018 N 248-ПП "Об утверждении проекта планировки территории градостроительной документации "Проект планировки и проект межевания территории улично - дорожной сети и территории общественного пользования" (далее - Постановление N 499-ПП).
Указанным Постановлением N 499-ПП, в частности, внесены следующие изменения в Постановление N 248-ПП: наименование изложено в следующей редакции «Об утверждении документации по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования»; пункт 1 изложен в следующей редакции: «1. Утвердить документацию по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования» (далее - документация по планировке территории (прилагается)»; приложение к постановлению Правительства Севастополя от 23 апреля 2018 г. N 248-ПП изложено в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Постановление Правительства Севастополя от 23 апреля 2018 г. N 248-ПП, постановление Правительства Севастополя от 9 августа 2019 г. N 499-ПП подписаны Губернатором города Севастополя и временно исполняющим обязанности Губернатора города Севастополя, соответственно, возглавлявшими высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя - Правительство Севастополя.
Постановление Правительства Севастополя от 23 апреля 2018 г. N 248-ПП, приложением к которому является утверждаемая часть проекта планировки территории, опубликовано 25 апреля 2018 г. на официальном сайте Правительства Севастополя в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://sevastopol.gov.ru). Постановление Правительства Севастополя от 9 августа 2019 г. N 499-ПП, в том числе, утверждаемая часть проекта межевания территории, официально опубликованы на официальном сайте Правительства Севастополя в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://sevastopol.gov.ru) 12 сентября 2019 г.
Согласно материалам дела, объяснениям административного ответчика и заинтересованного лица - департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, проект межевания выполнен в составе проекта планировки территории, опубликованного в качестве приложения к Постановлению N 248-ПП, впоследствии опубликованного уже вместе с проектом межевания, в качестве приложения к Постановлению N 499-ПП.
Проектом межевания территории - 6 этап, Том 6, Книга 4, часть 1.2 (том 4, л/д 63) предусмотрено образование в Гагаринском районе земельных участков (территории) общего пользования, в том числе, за счет земельного участка площадью 98 кв.м. с кадастровым номером №, площадь которого, входящая в состав образуемого земельного участка в границах красных линий, составляет 24 кв.м.
Общество с ограниченной ответственностью «Вента» обратилось в Севастопольский городской суд с административным иском в котором просит признать недействующим Постановление Правительства Севастополя от 23.04.2018 г. №248-ПП «Об утверждении проекта планировки территории градостроительной документации «Проект планировки и проект межевания территории улично – дорожной сети и территории общественного пользования» в части установления красной линии улично – дорожной сети, пересекающей границы земельного участка с кадастровым номером № и объект капитального строительства с кадастровым номером №
В обоснование иска указывает, что истец на основании пункта 1 статьи 35 ЗК РФ является арендатором земельного участка с кадастровым номером №. На данном земельном участке расположен, принадлежащий ООО «Вента» объект капитального строительства – павильон фотосервиса. Однако при принятии оспариваемого нормативного правового акта не было учтено данное фактическое землепользование. В результате установления оспариваемым постановлением красных линий, арендуемый ООО «Вента» земельный участок, с кадастровым номером № и объект капитального строительства на нем с кадастровым номером № пересекает красная линия улично – дорожной сети. Правительство Севастополя не приняло во внимание существующий порядок землепользования, не учло имеющуюся застройку и фактически исключило возможность землепользования указанного земельного участка истцом в целях строительства и реконструкции, находящихся на нем в пределах, ограниченных красной линией объектов недвижимости. При этом Правительством Севастополя не принято решение о его резервировании для государственных или муниципальных нужд, что создает вопреки требованиям п.2 ч.1 ст. 56.3 ЗК РФ правовую неопределенность судьбы данного земельного участка. Также указывает, что в публичном доступе отсутствуют документы, подтверждающие, что в отношении оспариваемых проектов планировки территории проводилась процедура согласования с органом местного самоуправления, уполномоченным на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в порядке, предусмотренном ч.12.4 ст. 45 Градостроительного Кодекса РФ. Полагает, что факт отсутствия в оспариваемом Проекте информации о перечне земельных участков подлежащих изъятию является самостоятельным фактом для признания его недействительным. Считает, что в нарушение ст.85 ЗК РФ, установление красной линии улично – дорожной сети, проходящей через земельный участок с кадастровым номером № фактическим разделяет земельный участок на две функциональные зоны: существующую и зону транспортной инфраструктуры.
Определением Севастопольского городского суда от 29.06.2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя.
В судебном заседании представитель административного истца требования искового заявления поддержал.
Представитель заинтересованного лица просила в иске отказать. Указала, что процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта уже была проверена в судебном порядке. В отношении установление красной линии улично – дорожной сети, проходящей через земельный участок с кадастровым номером №, доказательств нарушения прав административным истцом не представлено.
Представитель Правительства Севастополя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. В предыдущих судебных заседаниях представитель административного ответчика указывал о несогласии с иском.
Выслушав доводы представителей сторон, заключение прокурора, полагавшей, что административный иск удовлетворению не подлежит, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с положениями пунктов 8, 11 статьи 3 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» право аренды земельного участка, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" соответствует праву аренды, которое предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 0,0098 га, расположенный в <адрес> на площади <адрес>, был предоставлен Севастопольским городским Советом на основании договора аренды от 21.01.2003 г. ООО «Фуджи – Крым» на срок до 01.10.2026 г. с целевым назначением: – площадью 0,0069 га для строительства и обслуживания павильона фотосервиса с отнесением этих земель к категории земель жилищной и общественной застройки, предоставленных для розничной торговли и коммерческих услуг; - площадью 0,0029 га для благоустройства территории с отнесением этих земель к категории земель жилищной и общественной застройки, предоставленных для общественного назначения.
Частное предприятие «Вента» (в настоящее время - ООО «Вента») приобрело по договору купли-продажи от 04.04.2012 г. у ООО «Фуджи – Крым» объект недвижимости – павильон фотосалона, площадью 57 кв.м., расположенный по адресу: г. С., <адрес>, <адрес>. Согласно данному договору купли-продажи отчуждаемое имущество расположено на земельном участке площадью 0,0098 га, переданном в пользование продавца по договору аренды от 21.01.2003 г.
Согласно выписке из ЕГРН (том 1, л/д 20, 21) право собственности ООО «Вента» на указанное нежилое здание, площадью 57 кв.м., зарегистрировано 27.03.2017 г., присвоен кадастровый №.
Согласно выписок из ЕГРН (л.д. 13-18, т.1; л.д. 101-120 т.4) на кадастровый учет поставлен земельный участок площадью 98 кв.м., расположенный по адресу: г. <адрес>, вид разрешенного использования для строительства и обслуживания павильона фотосервиса, присвоен кадастровый номером № Участок впервые учтен 21.01.2003 г. Сведения имеют статус «актуальные, ранее учтенные».
Из ответа Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 22.04.2020 г. №1859/01-02-04-16/02/20 на обращение ООО «Вента» следует, что земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 98 кв.м. частично размещен в границах красных линий улично – дорожной сети и территории общественного пользования (24 кв.м.), утвержденных Постановлением Правительства Севастополя №248-ПП. Согласно Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 г. №4114 указанный земельный участок расположен в функциональной зоне «общественная застройка». Сведения о границах земельного участка с кадастровым номером № на момент разработки документации по планировке территории в государственном кадастре недвижимости отсутствовали. Вместе с тем, документацией по планировке территории предусмотрено установление ограничений и обременений на ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 98 кв.м.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в соответствии с проектом планировки и проектом межевания земельный участок, площадью 98 кв.м., с кадастровым номером № в расположение границ красных линий улично-дорожной сети (на территории общего пользования) не вошел. На л.д. 63 т.4 под номером 1445 указан земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: г.С., <адрес>, общей площадью 98 кв.м., с указанием, что площадь земельного участка 24 кв.м. находится в границах красных линий.
Из представленных по запросу суда сведений из Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя следует, что объект земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: г.С., <адрес>, общей площадью 98 кв.м. снят с кадастрового учета 16.01.2018 г. граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Граница земельного участка пресекает границы земельного участка с кадастровым номером №
Согласно ответу Управления государственной регистрации права и кадастра г.Севастополя от 17.08.2020 г. исх.№20/1742, в 2016 г. Управлением в соответствии с утвержденным Планом – графиком (дорожной картой) проведения работ по переносу в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках, расположенных на территории города Севастополя, был осуществлен перенос в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках, расположенных на территории города Севастополя. Сведения о границах земельного участка с кадастровым номером № внесены в реестр в рамках указанного переноса сведений о ранее учтенных земельных участках (л.д.170-171, т.4).
По смыслу положений ст. 5, 6 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» границы населенных пунктов, виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с землеустроительной и градостроительной документацией, с генеральными планами населенных пунктов и детальными планами территории, утвержденными в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ.
Правила землепользования и застройки, градостроительные регламенты на территории города Севастополя на данный момент отсутствуют, используется Генеральный план города Севастополя, утвержденный решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 г. № 4114.
Исходя из данных Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 22.07.2020. г исх.№3369/01-02-04-15/02/20, предоставленных по запросу суда, согласно документации по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории улично – дорожной сети и территории общественного пользования», утвержденной Постановлением Правительства Севастополя №248-ПП, земельный участок с кадастровым номером № частично расположен в границах красных линий улично – дорожной сети и территории общественного пользования, что также подтверждается выкопировкой из Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением сессии городского Совета от 13.12.2005 г. №4114, относительно земельного участка с кадастровым номером №
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Градостроительная деятельность в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных статьей 63 названного кодекса.
Так, согласно части 9 статьи 63 ГрК РФ утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя документации по планировке территории осуществляется в порядке, установленном настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Исходя из названных норм, а также положений подпункта 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статей 24, 35 Устава города Севастополя, части 1 статьи 4 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 г. N 6-ЗС "О системе исполнительных органов государственной власти города Севастополя", части 1 статьи 22 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 г. N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя", оспариваемое Постановление N 248-ПП принято уполномоченным органом в пределах компетенции, в установленной форме.
Соблюдение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, правил введения и вступления в силу административным истцом не оспаривается и было предметом проверки, в том числе, Верховного Суда Российской Федерации по делу №117-АПА19-14 (по административному исковому заявлению ООО "Глобус Плюс"); Третьего апелляционного суда общей юрисдикции по делу №66а-588/2020 (по административному исковому заявлению ООО "Красный мак"). Соответственно, в силу пункта 2 части 1 статьи 194 КАС РФ данные обстоятельства не подлежат проверке по настоящему административному делу.
Согласно пункту 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункт 11).
Как следует из иска, административный истец считает, что оспариваемым Постановлением №248-ПП нарушаются его права, поскольку установленные им красные линии пересекают принадлежащее ООО «Вента» нежилое здание и земельный участок с кадастровым номером №, на котором нежилое здание расположено.
Между тем, частью 1 статьи 9 ГрК РФ определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При этом положения градостроительного законодательства не ставят возможность непосредственной разработки документации по планировке территории в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки в границах территории, на которую разрабатывается проект планировки, и не содержат требований учитывать фактическое использование земельных участков при разработке и утверждении проектов планировки территории.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от 6 ноября 2003 г. N 387-О, от 15 июля 2010 г. N 931-О-О и от 25 февраля 2016 г. N 242-О указывал, что регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Руководствуясь данной правовой позицией, суд отмечает, что действующее законодательство прямо предусматривает возможность планировки уже застроенных территорий, запрета на совершение указанных действий в отношении земельных участков со сложившимся порядком пользования не имеется.
Таким образом, сам по себе факт установления оспариваемым Постановлением №248-ПП красных линий, пересекающих земельный участок с кадастровым номером №, законодательству, имеющему большую юридическую силу не противоречит, в том числе не противоречат действующему на территории города Севастополя Генеральному плану от 13.12.2005 г.
Кроме того, утверждение административного истца о пересечении красных линий с нежилым зданием с кадастровым номером № ничем не подтверждено. Согласно представленным Департаментом архитектуры и градостроительства г. Севастополя выкопировке из Генерального плана г. Севастополя от 13.12.2005 г. и картографическим материалам (л.д. 142-145, т.4) красная линия проходит по линии фасада указанного нежилого здания.
Также административным истцом не доказано право пользования земельным участком с кадастровым номером №
Как указано выше, земельный участок площадью 0,0098 га предоставлялся по договору аренды ООО «Фуджи-Крым».
Административным истцом право пользования данным земельным участком не переоформлялось и документов, подтверждающих такие обстоятельства не представлено.
Согласно указанным картографическим материалам (л.д. 142-145, т.4), границы земельного участка с кадастровым номером № смещены относительно нежилого здания, принадлежащего административному истцу, в сторону красной линии, в связи с чем часть здания расположена за границами земельного участка. Является ли данное обстоятельство следствием кадастровой ошибки или связано с действиями застройщика здания, истцом доказательств не представлено. Данные о земельном участке с кадастровым номером № внесены в ЕГРН на основании ранее учтенных данных о земельном участке, без установления границ в соответствии с законодательством Российской Федерации. Из пояснений представителя административного истца следует, что общество не предпринимало мер к проведению кадастровых работ, межевой план не составлялся.
Также выше указано, что для строительства и обслуживания павильона фотосервиса по договору аренды от 21.01.2003 г. предоставлялась только часть земельного участка, площадью 0,0069 га, а другая часть площадью 0,0029 га предоставлялась для благоустройства территории с отнесением этих земель к категории земель жилищной и общественной застройки, предоставленных для общественного назначения.
Пунктом 1 статьи 35 ЗК РФ установлено, что при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Вопреки доводам иска, из данной нормы не следует, что административным истцом приобретено право на использование всего земельного участка, предоставленного в аренду ООО «Фуджи-Крым», в том числе части, находящейся за красной линией.
Учитывая изложенное, ООО «Вента» не доказано, что установление Постановлением №248-ПП красных линий, пересекающих земельный участок с кадастровым номером №, нарушает его права.
Таким образом, доводы иска о правовой неопределенности судьбы данного участка, поскольку в оспариваемой градостроительной документации не содержится сведений об его изъятии, являются необоснованными.
Доводы иска о недопустимости установления красных линий с нарушением требования принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне в рассматриваемом случае также являются необоснованными, поскольку согласно пункту 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Поскольку судом нарушение указанных обстоятельств при принятии Постановления №288-ПП не установлено, в силу части 2 статьи 215 КАС РФ, это является основанием принятия решения об отказе в удовлетворении заявленных требований по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта.
Руководствуясь ст.ст.215, 216 КАС РФ, суд
решил:
обществу с ограниченной ответственностью «Вента» в удовлетворении административного иска о признании недействующим Постановления Правительства Севастополя от 23.04.2018 г. №248-ПП «Об утверждении проекта планировки территории градостроительной документации «Проект планировки и проект межевания территории улично – дорожной сети и территории общественного пользования» в части установления красной линии улично – дорожной сети, пересекающей границы земельного участка с кадастровым номером № и объект капитального строительства с кадастровым номером №, отказать.
Сообщение о принятии решения подлежит опубликованию Правительством Севастополя в официальном печатном издании в котором публикуются нормативные правовые акты Правительства Севастополя в течении месяца со дня вступления решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятии решения в окончательной форме через Севастопольский городской суд.
Судья В.В. Бабич
В окончательной форме решение принято 07.09.2020 г.