Дело №а-491/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Усинский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Юхниной О.С.,
при секретаре судебного заседания Сахибгареевой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 апреля 2018 года в городе Усинск Республики Коми административное дело по административному исковому заявлению Закрытого акционерного общества «Транс – Строй» к ГИТ в РК Печорский отдел, ГИТ в РК, государственному инспектору труда (правовой) Казанскому А.В. о признании незаконным и отмене предписания от дд.мм.гггг.№,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО «Транс-Строй» обратились в суд с административным исковым заявлением к ГИТ в РК (Печорский отдел), в котором просили признать незаконным и отменить предписание государственного инспектора труда (правовой) ГИТ в РК Печорский отдел Казанцева А.В. от дд.мм.гггг.№. В обоснование заявленных требований указали, что по результатам внеплановой документарной проверки в отношении ЗАО «Транс-Строй», проходившей в период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., государственным инспектором труда был выявлен факт нарушения трудового законодательства и выдано оспариваемое предписание. По мнению инспектора, Общество в нарушение ст.140 ТК РФ произвело своему работнику К.С.Ш., уволенному дд.мм.гггг., расчет при увольнении позднее дня увольнения и не в полном объеме (оплата сверхурочной работы произведена не полностью). Истцу сбыло предписано погасить задолженность по оплате сверхурочных работ в срок до дд.мм.гггг.. Общество с указанным требованием не согласно, так как расчеты были произведены в соответствии с законом. К.С.Ш. трудовым договором был установлен суммированный учет рабочего времени, таким образом, количество отработанного рабочего времени и количество сверхурочных часов определяется по окончанию учётного периода. К.С.Ш. в дд.мм.гггг. переработал сверх нормы 257 часов. Количество рабочих дней в учетном периоде по производственному календарю шестидневной рабочей недели на момент увольнения составляло 299 дней. Максимальное число «первых двух» часов составляет 598ч. (299 дней * 2 ч.). Общая переработка менее этого количества, следовательно, она подлежит оплате в полуторном размере. Данная оплата в сумме 8774,49 руб. была начислена работнику Обществом.
К участию в деле в качестве соответчиков определением судьи от дд.мм.гггг. были привлечены должностное лицо, решение которого обжаловано – государственный инспектор труда (правовой) Казанский А.В., а также ГИТ в РК.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Полунова Н.В. заявленные исковые требования поддержала.
Ответчик ГИТ в РК (Печорский отдел) в судебном заседании участия не приняли, предоставили в суд письменный отзыв, подписанный руководителем отдела, в котором возражали против удовлетворения административного искового заявления. Указали, что согласно разъяснениям Минздрава РФ от 31.08.2009 №22-2-3363, при суммированном учете рабочего времени в полуторном размере должны оплачиваться только два часа, остальные выработанные сверх нормы часы – в двойном. Постановление же Госкомтруда СССР №162 и ВЦСПС №12-55 от 30.05.1985 было признано утратившим силу приказом Минтруда России от 10.05.2017. Просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
ГИТ в РК и государственный инспектор труда (правовой) Казанский А.В., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняли. О причинах неявки не сообщили. У Т.Л.Ю., заявившей ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ГИТ в РК, полномочия на представление интересов ГИТ в РК при рассмотрении административного дела в соответствии с КАС РФ в доверенности не указаны. Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения представителя административного истца, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.104 ТК РФ, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.
Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени.
Согласно ст.152 ТК РФ, сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере.
По результатам внеплановой документарной проверки, проведенной в отношении ЗАО «Транс – Строй» государственным инспектором труда (правовой) Печорского отдела ГИТ в РК в период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., были установленные указанные в административном исковом заявлении нарушения трудовых прав бывшего работника Общества К.С.Ш. (уволен дд.мм.гггг.), выразившиеся в неполной оплате сверхурочных работ при увольнении.
Предписанием № от дд.мм.гггг. Обществу было указано погасить задолженность по оплате сверхурочных часов К.С.Ш. в срок до дд.мм.гггг. и до дд.мм.гггг. представить в адрес инспекции подтверждающие такую оплату документы.
В силу ст.352 ТК РФ, каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. К основным способам защиты трудовых прав и свобод отнесен государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Таким образом, работнику предоставлено право выбора способа защиты нарушенных трудовых прав, в том числе посредством подачи жалобы в государственную инспекцию труда.
Ст.356 ТК РФ предусмотрен перечень полномочий федеральной инспекции труда, к которым отнесены, в частности, осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; ведение приема и рассмотрение жалоб и иных обращений граждан о нарушениях их трудовых прав, принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (абзацы второй и пятнадцатый).
В соответствии с абз.6 ч.1 ст.357 ТК РФ, государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Исходя из приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации, государственная инспекция труда, осуществляя функцию по надзору за работодателями, выявляет допущенные ими нарушения норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов и принимает меры по их устранению.
При выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственный инспектор труда вправе устранить нарушения, допущенные в отношении работника, в том числе и при применении к нему дисциплинарного взыскания в виде выговора, посредством вынесения обязательного для работодателя предписания об отмене приказа о применении к работнику дисциплинарного взыскания.
Таким образом, внесение в адрес работодателя предписания по указанным им вопросам входит в полномочия ГИТ.
В силу п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.
Положения ч.1 ст.218 названного кодекса предоставляют организации право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании решения должностного лица, если она полагает, что нарушены ее права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно п.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Таким образом, в порядке административного судопроизводства подлежит проверке акт, являющийся документом властно-распорядительного характера, вынесенным уполномоченным органом, содержащим обязательные предписания, распоряжения, нарушающим гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущим неблагоприятные последствия для участников правоотношений.
Федеральная инспекция труда в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абз.1 ч.1 ст.356 ТК РФ).
Ст.357 ТК РФ предоставляет государственному инспектору труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, а также предусматривает возможность обжалования предписания работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения.
Следовательно, законность предписания Федеральной инспекции труда подлежит проверке в порядке административного судопроизводства.
Из материалов дела следует, что с дд.мм.гггг.К.С.Ш. работал в ЗАО «Транс – Строй» в должности мастера дорожного производственного участка №. С дд.мм.гггг. был переведен производителем работ с вахтовым методом работ. С дд.мм.гггг. дополнительным соглашением в трудовом договоре было указано, что время труда и отдыха основывается на суммируемом учете рабочего времени и устанавливается в рамках учетного периода (календарного года).
Приказом от дд.мм.гггг.№-К К.С.Ш. был уволен на основании п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ.
Согласно предоставленным сведениям, К.С.Ш. в дд.мм.гггг.. отработал на 257 часов свыше установленной нормы. Данные обстоятельства участвующими в деле лицами не оспаривались.
Допрошенная в качестве свидетеля в судебном заседании ведущий бухгалтер ЗАО «Транс – Строй» Х.Н.М. суду пояснила, что при оплате сверхурочных работ учитывается количество часов переработки в среднем на каждый рабочий день при шестидневной рабочей неделе. Поскольку в дд.мм.гггг.. было 299 рабочих дней, то при отработке двух часов сверхурочно количество переработанных часов должно было составлять 598ч. То есть, К.С.Ш. отрабатывал в среднем не свыше двух часов в смену сверхурочно, которые подлежат оплате в полуторном размере.
В соответствии с расчетами истца, доплата за сверхурочную работа исходя из ее полуторного размера была начислена истцу при увольнении и произведена в составе выплат дд.мм.гггг. и дд.мм.гггг..
Таким образом, предметом спора в настоящем деле является порядок оплаты сверхурочных работ.
Административный истец рассчитал такую оплату в указанном в иске порядке, с учетом среднедневной переработки.
Административный ответчик же, в свою очередь, считает подлежащим применению разъяснения, содержащиеся в Письме Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2009 N 22-2-3363, согласно которым подсчет часов переработки ведется после окончания учетного периода. В этом случае работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, а за все остальные часы - не менее чем в двойном размере.
Законодательство Российской Федерации, установив порядок оплаты переработки сверх установленной для данной категории работников продолжительности рабочего дня (смены), не определяет механизм оплаты переработки нормального числа рабочих часов за учетный период при суммированном учете рабочего времени.
Письмо Минздравсоцразвития России от 31 августа 2009 г. N 22-2-3363, на которое ссылается ответчик, не носит нормативного характера и юридической силы не имеет.
В Рекомендациях по применению режимов гибкого рабочего времени на предприятиях, в учреждениях и организациях отраслей народного хозяйства, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР N 162, ВЦСПС N 12-55 от 30.05.1985, было предусмотрено, что в случае выполнения сверхурочных работ лицами с нормированным рабочим днем, переведенными на режим ГРВ, почасовой учет этих работ ведется суммарно по отношению к установленному учетному периоду (неделя, месяц), т.е. сверхурочными считаются только часы, переработанные сверх установленного для этого периода нормы рабочего времени. Их оплата производится в соответствии с действующим законодательством - в полуторном размере за первые два часа, приходящиеся в среднем на каждый рабочий день учетного периода, в двойном - за остальные часы сверхурочной работы (п.5.5).
Приказом Минтруда России от 10.05.2017 N 415 данный документ был признан утратившим силу.
В то же время, данный порядок применялся во время учетного 2017 года. На применение данного порядка указал Верховный Суд РФ в своем решении от 15.10.2012 N АКПИ12-1068
В отсутствие федерального правового регулирования данного вопроса, с учетом вышеизложенных доводов, суд считает, что расчет оплаты сверхурочной работы К.С.Ш., выполненный административным истцом, не нарушает положения трудового законодательства и правилам ст.152 ТК РФ не противоречит. Таким образом, требование должностного лица об устранении нарушений, выразившихся в неверном, по мнению ГИТ, порядке расчетов, указанное в оспариваемом предписании, внесено в отсутствие оснований для этого. В связи с изложенным, оспариваемое предписание инспектора ГИТ подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Закрытого акционерного общества «Транс – Строй» к ГИТ в РК Печорский отдел, ГИТ в РК, государственному инспектору труда (правовой) Казанскому А.В. о признании незаконным и отмене предписания от дд.мм.гггг.№ удовлетворить.
Признать незаконным и отменить предписание от дд.мм.гггг.№ государственного инспектора труда (правовой) Казанского А.В.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Усинский городской суд.
Председательствующий О.С.Юхнина
Мотивированное решение составлено 19 апреля 2018 года
Председательствующий – О.С. Юхнина