Дело №а-4975/2021 86RS0№-47
Решение
Именем Российской Федерации
23.06.2021 <адрес>
Сургутский городской суд <адрес> - Югры в составе председательствующего судьи Смирновой Ю.Н., при секретаре Костенко А.С., с участием помощника прокурора Голодюка А.В., представителей административного истца ФИО1, ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3 .В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Югра-Экология» к Администрации <адрес> о признании нормативного правового акта не действующим в части,
установил:
АО «Югра-Экология» (далее – административный истец, Общество) обратилось в суд с административным иском, в котором указало, что постановлением администрации <адрес> от 18.06.2018 № «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес>» утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес> (далее - Постановление №) (Приложение №). Первоначальный текст документа опубликован в издании «Сургутские ведомости», №, ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения в Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес>». Текст документа опубликован в издании «Сургутские ведомости», № (Приложение №).
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения в Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес>». Текст документа опубликован в издании «Сургутские ведомости», № (Приложение №).
Пунктом 1.1. Постановления № подпункт 2,1 пункта 2 приложения к Постановлению № изложен в новой редакции, утвержден норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес> для категории объектов «Продовольственный магазин» в размере 0,365 куб.м/год, 37,595 кг/год на 1 кв.м общей площади.
Пунктом 1,2, Постановления № подпункт 2.3 пункта 2 приложения к Постановлению № изложен в новой редакции, утвержден норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес> для категории объектов «Супермаркет (универмаг)» в размере 0,365 куб.м/год, 37,595 кг/год на 1 кв.м общей площади.
В соответствии с п.4 Постановления № действие пунктов 1,1,, 1.2. распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, ранее в соответствии с Постановлением № нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес> для категории объектов «Продовольственный магазин» и «Супермаркет (универмаг)» были установлены в размере 3,08 куб.м/год, 462 кг/год на 1 кв.м общей площади. Таким образом, оспариваемым Постановлением норматив накопления твердых коммунальных отходов по вышеуказанным категориям был снижен в 8,4 раза.
АО «Югра-Экология» — региональный оператор сферы обращения с отходами на территории ХМАО-Югры. ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом промышленности ХМАО- Югры и АО «Югра-Экология» заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами № (Приложение №). В соответствии с данным соглашением зоной, деятельности АО «Югра-Экология» является в том числе городской округ <адрес>.
В соответствии с п. 1 ст.24.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункт 2 вышеуказанной статьи в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
В соответствии с п.5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (вместе с «Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов») коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из:
нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, Административный истец является субъектом отношений, регулируемых Постановлением №, поскольку установленные нормативы подлежат применению им при коммерческих расчетах с потребителями коммунальных услуг.
Административный истец считает, что постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ в оспариваемой части, принятое Административным ответчиком, противоречит требованиям нормативных актов, регулирующих отношения в сфере установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов и нарушает его права и законные интересы.
Оспариваемые нормативные акты приняты с нарушением порядка определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 4 ст. 24.10. Закона об отходах порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (вместе с «Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов») (далее - Правила).
В соответствии с п. 7 Правил в целях определения нормативов проводятся замеры отходов. При этом положения п. 7-11 Правил устанавливают требования к проведению замеров, необходимых для установления норматива.
В нарушение п. 7 - 11 Правил нормативы накопления твердых коммунальных отходов установлены без проведения замеров отходов. Процедура, предусмотренная Правилами, не соблюдена.
В силу статьи 24.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, российский экологический оператор осуществляет следующие функции; проводит экспертизу и готовит рекомендации при утверждении или корректировке региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, территориальной схемы обращения с отходами, а также при установлении или корректировке нормативов накопления твердых коммунальных отходов, планировании расходов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Порядок направления субъектам Российской Федерации и рассмотрения ими рекомендаций российского экологического оператора (далее - оператор) при утверждении или корректировке региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - региональная программа), а также при установлении или корректировке нормативов накопления твердых коммунальных отходов установлен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1815 «Об утверждении Правил направления субъектам Российской Федерации и рассмотрения ими рекомендаций российского экологического оператора при утверждении или корректировке региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также при установлении или корректировке нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (далее -- Постановление №).
В силу пункта 6 Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ при установлении и корректировке нормативов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на установление нормативов, или орган местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (далее - орган, уполномоченный на установление нормативов) направляет обращение, содержащее сведения о нормативах, подлежащих установлению или корректировке, сведения о результатах замеров отходов и произведенных на их основе расчетах по определению нормативов, проведенных в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», оператору для получения рекомендаций (далее - обращение при установлении нормативов) в срок не менее чем за 30 рабочих дней до предполагаемой даты установления указанных нормативов. К обращению при установлении нормативов должны быть приложены копии документов, подтверждающих проведение замеров.
Кроме того, статьей 21 Закона об отходах в качестве основного принципа экономического регулирования в области обращения с отходами указан принцип платности размещения отходов, который оспариваемым постановлением также нарушен.
Просит признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес>» в части определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для «продовольственных магазинов», «супермаркетов (универмаг)».
В судебном заседании представители административного истца административные исковые требования поддержали.
Представитель административного ответчика Администрации <адрес> возражала против удовлетворения заявленных требований, указала, что объемы субвенций, выделенных муниципальному образованию <адрес>, были недостаточны для финансирования замеров твердых коммунальных отходов. Был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по определению дифференцированных работ по определению дифференцированных нормативов накопления твердых коммунальных отходов для муниципального образования городской округ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Нижегородский – Кадастр». Работы были проведены.
Выслушав стороны, заключение прокурора, не возражавшего против удовлетворения административного иска, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В силу части 6 статьи 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта, в связи с чем судом отклоняется довод представителя администрации о пропуске административным истцом срока на обращение в суд.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее - Закон №-оз) органы местного самоуправления городских округов наделены отдельным государственным полномочием по установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно статье 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес> утверждены постановлением Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес>» и составляют в соответствии пунктом 2.1. указанного постановления для продовольственных магазинов - 3,08 куб.м/год (317,240 кг/год) и в соответствии с п. 2.3. постановления для супермаркетов (универмагов) - 3,08 куб.м/год (462 кг/год).
При это административный ответчик указывает, что данные нормативы утверждены в соответствии с приказом Департамента промышленности <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-п-162 «Об утверждении методических рекомендаций по исполнению органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> - Югры отдельных полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами» далее - Приказ №-п-162), которым утверждены методические рекомендации по исполнению органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> - Югры отдельных полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе расчетные нормативы накопления твердых коммунальных отходов для второй (северной) зоны деятельности регионального оператора, включающей <адрес>, а именно: продовольственный магазин - 0,365 куб.м/год (37,595 кг/год); супермаркет (универмаг) - 0,365 куб.м/год (54,75 кг/год).
Пунктом 2 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, устанавливающие порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений (пункт 1).
Нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы; г) видов и групп отходов, а также групп однородных отходов (пункт 4). Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункт 6). В целях определения нормативов проводятся замеры отходов. Для этого выбираются участки поселений и городских округов (пункт 7). На выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов (пункт 8).
В целях определения массы и объема отходов в процессе проведения замеров отходов используются контейнеры, бункеры и полиэтиленовые мешки (пункт 9).
Замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов (пункт 11). Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели (пункт 12).
Норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу (пункт 13). Расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом (пункт 14).
Таким образом, определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов выражается в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу соответственно.
Как установлено при рассмотрении настоящего дела, замеры по административному округу <адрес> при вынесении оспариваемого постановления не проводились.
Таким образом ответчиком нарушены требования Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов». Довод административного ответчика Администрации <адрес> о том, что объемы субвенций, выделенных муниципальному образованию <адрес>, были недостаточны для финансирования замеров твердых коммунальных отходов до принятия оспариваемого постановления, судом отклоняются, поскольку указанные обстоятельства не освобождают административного ответчика от проведения замеров.
На основании вышеизложенного, принимая во внимание, что постановление Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес>» в части определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для «продовольственных магазинов», «супермаркетов (универмаг)» применялось, оно подлежит признанию недействующим со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 175, 178-180, 182, 215, 217 КАС РФ, суд,
решил:
Административное исковое заявление акционерного общества «Югра-Экология» к Администрации <адрес> о признании нормативного правового акта не действующим в части удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес>» в части определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для «продовольственных магазинов», «супермаркетов (универмаг)».
Опубликовать в газете «Сургутские ведомости» информацию о принятом судом решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Администрации <адрес> в пользу акционерного общества «Югра-Экология» расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
Решение может быть обжаловано в суд <адрес>-Югры в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы, представления через Сургутский городской суд <адрес>-Югры.
Решение в окончательной форме принято 02.07.2021
Судья Ю.Н. Смирнова