ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-497/19 от 15.08.2019 Тоцкого районного суда (Оренбургская область)

дело а-497/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 августа 2019 года с. Тоцкое

Тоцкий районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Сайфутдиновой В.Г.,

при секретаре Телятовой Л.В.,

с участием помощника прокурора Вялых И.А.,

представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Тоцкого района Оренбургской области о признании недействующим в части Положения о порядке проведения конкурса по отбору на должность главы муниципального образования Зареченский сельский совет,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с названным административным исковым заявлением.

В обоснование заявленных требований указали, прокуратурой района проведена проверка исполнения избирательного законодательства администрацией муниципального образования Зареченский сельский совет.

Решением Совета депутатов муниципального образования Зареченский сельский совет от 16.11.2018 года № 33 утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору на должность главы муниципального образования Зареченский сельсовет.

По результатам изучения данного Положения установлено, что принятый нормативный правовой акт противоречит действующему федеральному законодательству и подлежит приведению в соответствии с законом.

В соответствии с пунктом 3.2 Положения, для проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования Зареченский сельсовет формируется конкурсная комиссия. Общее число членов комиссии составляет 8 человек. При формировании комиссии половина членов комиссии предлагается и назначается Советом депутатов Зареченского сельсовета, другая половина главой Тоцкого района.

Согласно абзаца 2 пункта 3.14 Положения, председатель комиссии избирается из числа членов комиссии, назначенных Советом депутатов Зареченского сельсовета, открытым голосованием большинством голосов от числа присутствующих на заседании комиссии на первом заседании комиссии, которое проводится не позднее 7 дней со дня формирования комиссии.

В соответствии с пунктом 6.6. Положения, решение комиссии принимается путем открытого голосования в отсутствие кандидатов. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от присутствующих на заседании комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос председателя комиссии.

Полагают, что избрание председателя комиссии именно из числа членов комиссии, назначенных Советом депутатов Зареченского сельсовета правом решающего голоса в случае равенства голосов способно нарушить приоритетность участия в ней представителя от главы Тоцкого района и Совета депутатов Зареченского сельсовета.

Вышеизложенное порождает выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организации и свидетельствует о наличии в Положении коррупционного фактора.

В судебном заседании помощник прокурора Тоцкого района Вялых И.А. поддержал административное исковое заявление, просил удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель Совета депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет – ФИО1, действующий на основании доверенности от 17.07.2019 года возражал против удовлетворения требований прокурора, обосновывая тем, что оспариваемое Положение в полном объеме соответствует требованиям закона, Уставу Зареченского сельсовета. Федеральный законодатель не предусмотрел каких-либо критериев избрания председателя конкурсной комиссии, не ввел запрета на самостоятельное установление данных критериев.

Представитель заинтересованного лица – администрации муниципального образования Зареченский сельский совет в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствии неявившегося представителя заинтересованного лица.

Заслушав помощника прокурора, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

Согласно части 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Установление общих принципов организации местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

В силу пункта 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Таким образом, какие-либо критерии выбора одной из форм избрания главы муниципального образования федеральным законодательством не предусмотрены.

Согласно части 2.1 указанной статьи, порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.

В поселении, во внутригородском районе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом поселения, внутригородского района, а другая половина - главой соответствующего муниципального района, городского округа с внутригородским делением.

Пунктом 29 Устава муниципального образования Зареченский сельсовет предусмотрено, глава сельсовета избирается Советом депутатов сельсовета из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы сельсовета устанавливается Советом депутатов сельсовета.

Решением Совета депутатов муниципального образования Зареченский сельский совет от 16.11.2018 года № 33 утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору на должность главы муниципального образования Зареченский сельсовет.

Пунктом 3.2 Положения предусмотрено, для проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования Зареченский сельсовет формируется конкурсная комиссия. Общее число членов комиссии составляет 8 человек. При формировании комиссии половина членов комиссии предлагается и назначается Советом депутатов Зареченского сельсовета, другая половина главой Тоцкого района.

Оспариваемым абзацем 2 пункта 3.14 Положения, председатель комиссии избирается из числа членов комиссии, назначенных Советом депутатов Зареченского сельсовета, открытым голосованием большинством голосов от числа присутствующих на заседании комиссии на первом заседании комиссии, которое проводится не позднее 7 дней со дня формирования комиссии.

Суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований прокурора, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят Советом депутатом Зареченского сельсовет в пределах полномочий, с соблюдением порядка и процедуры его принятия.

Действующим законодательством не предусмотрено каких-либо критериев избрания председателя конкурсной комиссии, соответственно отсутствует запрет на самостоятельное установление таких критериев нормативными правовыми актами муниципальных образований.

Таким образом, доводы прокурора о противоречии оспариваемого абзаца 2 пункта 3.14 Положения действующему законодательству, суд находит несостоятельными.

Не состоятельны также доводы о наличии в оспариваемом Положении коррупциогенного фактора.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона 17июля2009года N172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Процедура проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования Зареченский сельсовет прописана в Положении (установлены конкретный перечень условий для участия в конкурсе, критерии оценки кандидата на должность, срок и порядок проведения этапов конкурса и избрания главы), что не свидетельствует о наличии норм, указывающих на необоснованное применение исключений из общих правил для некоторых участников отбора, отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения по итогам конкурса.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ,

РЕШИЛ

В удовлетворении административного искового заявления прокурора Тоцкого района Оренбургской области о признании недействующим абзац 2 пункта 3.14 Положения о порядке проведения конкурса по отбору на должность главы муниципального образования Зареченский сельский совет, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет от 16.11.2018 года № 33 отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной через Тоцкий районный суд в течение месяца с момента составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 20.09.2019 года.

Судья В.Г. Сайфутдинова