Дело №а-499/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 февраля 2022 года <адрес>
Батайский городской суд <адрес> в составе судьи - Урбана Р.Г.,
с участием помощника прокурора <адрес> - Дмитренко Ю.О.,
при секретаре - Селезневой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к Управлению жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о признании бездействия незаконным, обязании обратиться с письменным заявлением о постановке на кадастровый учёт и включении указанного объекта недвижимого имущества в реестр бесхозяйного имущества <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о признании бездействия незаконным, обязании обратиться с письменным заявлением о постановке на кадастровый учёт и включении указанного объекта недвижимого имущества в реестр бесхозяйного имущества <адрес>.
Истец в административном исковом заявлении указывает на то обстоятельство, что в соответствии с п. 4.7.1 Правил благоустройства территории муниципального образования «<адрес>», утверждённых в решении Батайской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№, организация благоустройства территории <адрес>, включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм является расходным обязательством бюджета <адрес>, а также иных лиц, являющихся собственниками (правообладателями) территорий с объектами благоустройства.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся в том числе объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
В соответствии с ч. 9 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; осуществление иных полномочий, отнесённых настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно ч.1,3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В ходе проверки установлено, что <адрес>, протяженностью 1110м, Буковая, протяженностью 371 м, Сосновая протяженностью 228 м не являются муниципальной собственностью <адрес>.
Управлением жилищно-коммунального хозяйства <адрес> была инициирована процедура признания вышеуказанных дорог бесхозяйным имуществом для дальнейшего оформления в муниципальную собственность: ДД.ММ.ГГГГ в газете «Батайск официальный» опубликовано объявление о явке лиц, считающих себя собственником вышеуказанного имущества. Вместе с тем, несмотря на неявку предполагаемых собственников более никаких мер по оформлению вышеуказанных дорог в муниципальную собственность принято не было.
В прокуратуру ДД.ММ.ГГГГ предоставлялась информация о рассмотрении вопроса по строительству воздушных линий наружного освещения на <адрес> при формировании бюджета на 2020 - 2021 годы, однако в ходе проверки, проведённой в декабре 2020 - январе 2021 года ориентировочные сроки завершения мероприятий сдвинуты до 2022 -2023 годов, что при отсутствии действенных мер по оформлению дорог в муниципальную собственность является голословным утверждением.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой города главе <адрес>ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, которое рассмотрено, по информации администрации <адрес> приняты меры к его удовлетворению.
Согласно ответу главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Управлением жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в Комитет по управлению имуществом <адрес> направлено письмо о проведении процедуры приёма в муниципальную собственность в качестве бесхозяйного имущества ряда объектов, в том числе улиц Ясеневая, Буковая и Сосновая г.Батайска.
Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ заявителю Ишеевой Л.В. направлен ответ, что сделана только публикация в «Информационном бюллетене администрации <адрес> составлен акт о невозможности установления собственника и проводится сбор технической документации для подготовки паспортов на данные объекты и передачи документов для принятия в муниципальную собственность.
В соответствии с п. 3.7. Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности <адрес>, утверждённого Решением Батайской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Положение о порядке управления), право муниципальной собственности <адрес> недвижимые объекты возникает на основании судебного решения, зарегистрированного права собственности муниципального образования и постановления администрации <адрес> о включении данного имущества в реестр муниципальной собственности.
Порядок принятия объектов бесхозяйного имущества <адрес> утверждается постановлением администрации <адрес>.
В силу п. 6.3.4 Положения о порядке управления Комитет по управлению имуществом <адрес> осуществляет постановку на кадастровый учёт, регистрацию права муниципальной собственности объектов бесхозяйного имущества, обладающих признаками объектов жилищно-коммунального назначения.
В соответствии с п. 6.4.5 Положения о порядке управления Управление жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, как орган, осуществляющий полномочия по решению вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства осуществляет мероприятия по выявлению, подготовке технической документации на объекты бесхозяйного имущества, обладающие признаками жилищно-коммунального назначения.
Согласно п. 1.3 Положения «О порядке принятия в муниципальную собственность <адрес> бесхозяйных вещей», утверждённого Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее -Положение), в муниципальную собственность <адрес> принимаются объекты недвижимого и движимого имущества (бесхозяйные), которые не имеют собственника, или собственник которых неизвестен, или от права собственности на которые собственник отказался.
Согласно 2.2.4 Положения с момента поступления заявления УЖКХ, КУИ в 7-дневный срок после сбора необходимой документации обращается в Росреестр с заявлением о постановке объекта на учёт как бесхозяйного;
После постановки в Росреестре на учёт объекта недвижимого имущества как бесхозяйного объекта, КУИ получает выписку из Единого государственного реестра недвижимости.
По информации КУИ от ДД.ММ.ГГГГ, документы, необходимые для постановки бесхозяйных объектов на учёт в Росреестре, в отношении дорог, расположенных по следующим адресам: <адрес>, протяженностью 1110 м, <адрес>, протяженностью 371 м, <адрес> протяженностью 228 м, в КУИ <адрес> не поступали.
Вышеуказанное бездействие УЖКХ <адрес> (более 10 месяцев с момента внесения представления прокуратуры) не позволяет КУИ обратиться в установленный срок в Росреестр с заявлением о постановке объектов (дорог) на учёт как бесхозяйного имущества, влечёт нарушение права муниципального образования на владение, пользование и распоряжение вышеуказанным имуществом, препятствует несению затрат из бюджета на обустройство освещения данных дорог. Переписка с жителями поселка Березовая Роща по организации освещения ведется уже с октября 2018 года,
Учитывая, что перечень граждан, чьи права нарушаются в результате отсутствия собственника улиц Ясеневая, Буковая, Сосновая, определить невозможно, настоящий иск предъявлен прокурором в интересах неопределенного круга лиц, а также в защиту прав муниципального образования на владение, пользование и распоряжение вышеуказанным имуществом.
С учётом изложенного административный истец просил суд признать незаконным бездействие Управление жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, выразившееся в длительном непринятии мер по обращению в КУИ с письменным заявлением о постановке бесхозяйных объектов (дорог) - <адрес>, протяженностью 1110 м, <адрес>, протяженностью 371 м, <адрес>, протяженностью 228 м на кадастровый учет и включении указанного объекта недвижимого имущества в реестр бесхозяйного имущества <адрес>.
Обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства <адрес> направить в Комитет по управлению имуществом <адрес> документы, предусмотренные п. 2.2.3 Положения «О порядке принятия в муниципальную собственность <адрес> бесхозяйных вещей», утвержденного Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, и письменное заявление о постановке на кадастровый учёт и включении недвижимого имущества (дорог) - <адрес>, протяженностью 1110 м, <адрес>, протяженностью 371 м, <адрес> протяженностью 228 м в реестр бесхозяйного имущества <адрес>.
Представитель административного истца помощник прокурора <адрес> Дмитренко Ю.О. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить их в полном объёме.
Представитель административного ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени судебного заседания извещён надлежащим образом.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного административного иска по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся в том числе объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения,, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
В соответствии с ч. 9 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; осуществление иных полномочий, отнесённых настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно ч.1,3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с п. 4.7.1 Правил благоустройства территории муниципального образования «<адрес>», утверждённых в решении Батайской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№, организация благоустройства территории <адрес>, включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм является расходным обязательством бюджета <адрес>, а также иных лиц, являющихся собственниками (правообладателями) территорий с объектами благоустройства.
Установлено, что <адрес>, протяженностью 1110м, Буковая, протяженностью 371 м, Сосновая протяженностью 228 м не являются муниципальной собственностью <адрес>.
Управлением жилищно-коммунального хозяйства <адрес> была инициирована процедура признания вышеуказанных дорог бесхозяйным имуществом для дальнейшего оформления в муниципальную собственность: ДД.ММ.ГГГГ в газете «Батайск официальный» опубликовано объявление о явке лиц, считающих себя собственником вышеуказанного имущества. Вместе с тем, несмотря на неявку предполагаемых собственников более никаких мер по оформлению вышеуказанных дорог в муниципальную собственность принято не было.
В прокуратуру г.Батайска ДД.ММ.ГГГГ предоставлялась информация о рассмотрении вопроса по строительству воздушных линий наружного освещения на <адрес> при формировании бюджета на 2020 - 2021 годы, однако в ходе проверки, проведённой в декабре 2020 - январе 2021 года ориентировочные сроки завершения мероприятий сдвинуты до 2022 -2023 годов, что при отсутствии действенных мер по оформлению дорог в муниципальную собственность является голословным утверждением.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой города главе <адрес>ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, которое рассмотрено, по информации администрации города приняты меры к его удовлетворению.
Согласно ответу главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Управлением жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в Комитет по управлению имуществом <адрес> направлено письмо о проведении процедуры приёма в муниципальную собственность в качестве бесхозяйного имущества ряда объектов, в том числе улиц Ясеневая, Буковая и Сосновая г.Батайска.
В соответствии с п. 3.7. Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности <адрес>, утверждённого Решением Батайской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Положение о порядке управления), право муниципальной собственности <адрес> недвижимые объекты возникает на основании судебного решения, зарегистрированного права собственности муниципального образования и постановления администрации <адрес> о включении данного имущества в реестр муниципальной собственности.
Порядок принятия объектов бесхозяйного имущества <адрес> утверждается постановлением администрации <адрес>.
В силу п. 6.3.4 Положения о порядке управления Комитет по управлению имуществом <адрес> осуществляет постановку на кадастровый учет, регистрацию права муниципальной собственности объектов бесхозяйного имущества, обладающих признаками объектов жилищно-коммунального назначения.
В соответствии с п. 6.4.5 Положения о порядке управления Управление жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, как орган, осуществляющий полномочия по решению вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства осуществляет мероприятия по выявлению, подготовке технической документации на объекты бесхозяйного имущества, обладающие признаками жилищно-коммунального назначения.
Согласно п. 1.3 Положения «О порядке принятия в муниципальную собственность <адрес> бесхозяйных вещей», утверждённого Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее -Положение), в муниципальную собственность <адрес> принимаются объекты недвижимого и движимого имущества (бесхозяйные), которые не имеют собственника, или собственник которых неизвестен,, или от права собственности на которые собственник отказался.
В соответствии с п. 2.2 Положения принятие бесхозяйного недвижимого имущества обладающего признаками объекта жилищно-коммунального назначения (водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения, гидротехнических сооружений, водоотводных каналов, и др.) в муниципальную собственность <адрес> производится в следующем порядке.
В силу п.2.2.1 Положения информация, поступающая о бесхозяйных объектах, передаётся в Управление жилищно-коммунального хозяйства <адрес>.
УЖКХ в 30-дневный срок со дня получения информации о наличии на территории города бесхозяйного объекта недвижимого имущества осуществляет проверку указанных сведений. В целях проведения проверки возможного наличия собственника, выявленного объекта недвижимого имущества, имеющего признаки бесхозяйного, УЖКХ:
- запрашивает сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества в МУП «Бюро технической инвентаризации» <адрес>, в Росреестре;
- запрашивает сведения о наличии (отсутствии) объекта недвижимого имущества в реестрах государственной и федеральной собственности;
- подаёт в СМИ и размещает на официальном сайте Администрации <адрес> объявление с целью выявления потенциального собственника или лица, считающего себя его собственником или имеющим на него права, с предупреждением о том, что в случае неявки вызываемого лица, указанный объект будет передан в муниципальную собственность <адрес> как бесхозяйный.
Согласно п. 2.2.3 Положения если в результате проверки будет установлено, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, УЖКХ:
по истечении 1 месяца со дня публикации объявления, обязано в 3- дневный срок составить акт о невозможности установления собственника данного объекта недвижимого имущества;
организует в установленном порядке работу по проведению технической инвентаризации объекта недвижимого имущества, имеющего признаки бесхозяйного, изготовлению технического паспорта, технического плана.
После проведения всех необходимых мероприятий, УЖКХ обязано в 5-дневный срок обратиться в КУИ с письменным заявлением о постановке бесхозяйного объекта на кадастровый учет и включении указанного объекта недвижимого имущества в реестр бесхозяйного имущества <адрес>.
К заявлению прилагаются следующие документы: объявление в СМИ о начале процедуры принятия в муниципальную собственность бесхозяйного имущества; акт о невозможности установления собственника объекта; документ, содержащий описание объекта (технический паспорт, технический план); выписки из реестров федерального, государственного имущества; выписка о правовой принадлежности объекта недвижимого имущества; выписка об отсутствии ареста на объект недвижимого имущества; в случае отказа собственника от права собственности на объект недвижимого имущества - заявление об отказе.
Согласно 2.2.4 Положения с момента поступления заявления УЖКХ, КУИ в 7-дневный срок после сбора необходимой документации обращается в Росреестр с заявлением о постановке объекта на учёт как бесхозяйного;
После постановки в Росреестре на учёт объекта недвижимого имущества как бесхозяйного объекта, КУИ получает выписку из Единого государственного реестра недвижимости.
Статьёй 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа отнесены, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) и т.д. Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счёт средств местных бюджетов.
По информации КУИ от ДД.ММ.ГГГГ, документы, необходимые для постановки бесхозяйных объектов на учет в Росреестре, в отношении дорог, расположенных по следующим адресам: <адрес>, протяженностью 1110 м, <адрес>, протяженностью 371 м, <адрес> протяженностью 228 м, в КУИ <адрес> не поступали.
Вышеуказанное бездействие УЖКХ <адрес> (более 10 месяцев с момента внесения представления прокуратуры) не позволяет КУИ обратиться в установленный срок в Росреестр с заявлением о постановке объектов (дорог) на учёт как бесхозяйного имущества, влечёт нарушение права муниципального образования на владение, пользование и распоряжение вышеуказанным имуществом, препятствует несению затрат из бюджета на обустройство освещения данных дорог. Переписка с жителями поселка Березовая Роща по организации освещения ведется уже с октября 2018 года,
С учётом изложенного, суд считает необходимым удовлетворить административные исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к Управлению жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о признании бездействия незаконным, обязании обратиться с письменным заявлением о постановке на кадастровый учёт и включении указанного объекта недвижимого имущества в реестр бесхозяйного имущества <адрес>.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> Шамра А.Ю. в интересах неопределённого круга лиц к Управлению жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о признании бездействия незаконным, обязании обратиться с письменным заявлением о постановке на кадастровый учёт и включении указанного объекта недвижимого имущества в реестр бесхозяйного имущества <адрес>, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Управления жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, выразившееся в длительном непринятии мер по обращению в КУИ с письменным заявлением о постановке бесхозяйных объектов (дорог) - <адрес>, протяженностью 1110 м, <адрес>, протяженностью 371м, <адрес>, протяженностью 228 м на кадастровый учет и включении указанного объекта недвижимого имущества в реестр бесхозяйного имущества <адрес>.
Обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства <адрес> направить в Комитет по управлению имуществом <адрес> документы, предусмотренные п. 2.2.3 Положения «О порядке принятия в муниципальную собственность <адрес> бесхозяйных вещей», утвержденного Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, и письменное заявление о постановке на кадастровый учёт и включении недвижимого имущества (дорог) - <адрес>, протяженностью 1110 м, <адрес>, протяженностью 371 м, <адрес> протяженностью 228 м в реестр бесхозяйного имущества <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Батайский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: