ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-4/19 от 18.01.2019 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Дело а-4/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 января 2019 года <адрес> УР

Верховный Суд У. Республики в составе:

судьи Захарчука О.В.,

при секретаре Пенькиной Н.В.,

с участием: прокурора – Демидова Д.С., представителя административного истца Маринина И.В.Ильина А.Г., представителей Г. У. Республики – Мухачевой А.В. и Кушнир Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Маринина И. В. к Главе У. Республики о признании недействующим Указа Г. УР от ДД.ММ.ГГГГ N 82 "Об утверждении Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории У. Республики" в части границ и площадей угодий, находящихся в <адрес>У. Республики в пользовании У. Республиканского союза обществ охотников и рыболовов <адрес> и заказника "Лумпунский", недействующим,

У С Т А Н О В И Л:

Маринин И.В. (далее по тексту – административный истец) обратился в Верховный суд У. Республики с административным исковым заявлением к Главе У. Республики о признании недействующим Указа Г. УР от ДД.ММ.ГГГГ N 82 "Об утверждении Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории У. Республики" в части границ и площадей угодий, находящихся в <адрес>У. Республики в пользовании У. Республиканского союза обществ охотников и рыболовов <адрес> и заказника "Лумпунский", недействующим.

Требования мотивированы тем, что его права связанные с охотой с общедоступных охотничьих угодьях <адрес>У. Республики нарушены Указом Г. УР от ДД.ММ.ГГГГ N 82 "Об утверждении Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории У. Республики" в части границ и площадей угодий, находящихся в <адрес>У. Республики в пользовании У. Республиканского союза обществ охотников и рыболовов <адрес> и заказника "Лумпунский" поскольку У. Республиканскому союзу обществ охотников и рыболовов принадлежит 103,8 тыс.га в указанном районе и 47,72 тыс.га заказнику Лумпунский, то есть площадь общедоступных охотничьих угодий уменьшена.

Указывает так же на то, что У. Республиканский союз обществ охотников и рыболовов является охотпользователем на основании долгосрочной лицензии, где площадь указана в размере 97 тыс.га, а Лумпунский заказник создан на площади 41,6 тыс. га, тем самым оспариваемым актом в нарушение установленного порядка изменены границы и площади У. Республиканского союза обществ охотников и рыболовов <адрес> и заказника "Лумпунский".

Кроме того описание границ Сюмсинского охотничьего хозяйства ОО "У. республиканский союз обществ охотников и рыболовов" и Лумпунского государственного охотничьего бобрового заказника приведённые в приложении не соответствует предъявляемым требованиям утверждённым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Маринин И.В. просил суд признать недействующим со дня принятия Указа Г. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 82 "Об утверждении Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории У. Республики" в части границ и площадей угодий, находящихся в <адрес>У. Республики в пользовании:

- У. Республиканского союза обществ охотников и рыболовов <адрес> номер ОУ 95 раздела "Общества охотников и рыболовов" в таблице 4.1.1. "Распределение охотничьих угодий" и пункт 3.36 Приложения "Описание границ Сюмсинского охотничьего хозяйства ОО "У. республиканский союз обществ охотников и рыболовов";

- заказника "Лумпунский" номер ОУ 14 раздела "Участки, запрещенные для проведения отдельных видов охоты" в таблице 4.1.1. "Распределение охотничьих угодий" и пункт 4.6 Приложения " Описание границ Лумпунского государственного охотничьего бобрового заказника".

Представитель административного истца Ильин А.Г. в судебном заседании поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске.

Представители Г. У. Республики – Мухачева А.В. и Кушнир Е.Е. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились. Указывали на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Главы У. Республики и с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения его в действие, а содержание данного нормативного правового акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив и проанализировав материалы дела и представленные сторонами доказательства, заслушав заключение прокурора об частичном удовлетворении заявленных требований, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению частично, в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Материалами дела подтверждается, что Маринин И.В. является охотником, которому отказано в сентябре 2018 года в выдаче разрешения на добычу болотно-луговой, водоплавающей, бобровой, полевой дичи на территории общедоступных охотничьих угодий <адрес>У. Республики ввиду отсутствия таких угодий.

Согласно пункту "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится природопользование, охрана окружающей среды и особо охраняемые природные территории.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (статья 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 26.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.

В соответствие с пунктом 1 статьи 3 указанного Федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об охоте) предусмотрено, что правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется названным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона об охоте предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относятся утверждение схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации.

Частью 1 и 3 статьи 39 Федерального закона об охоте предусмотрено, что в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляются территориальное охотустройство и внутрихозяйственное охотустройство. Документом территориального охотустройства является схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации.

При составлении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации границы охотничьих угодий определяются в соответствии с требованиями к описанию границ охотничьих угодий, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 6 статьи 39 Федерального закона об охоте).

При составлении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается ее совместимость с лесным планом субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования, со схемами развития и размещения особо охраняемых природных территорий, со схемами землеустройства (часть 6 статьи 39 Федерального закона об охоте).

В части 8 статьи 39 Федерального закона об охоте предусмотрено, что схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Таким образом, судом установлено, что к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - У. Республики относится вопрос территориального охотустройства то есть схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории У. Республики.

Частью 1 статьи 44 Конституции У. Республики установлено, что Глава У. Республики возглавляет высший исполнительный орган государственной власти У. Республики.

Глава У. Республики издает указы и распоряжения (часть 1 статьи 44 Конституции У. Республики).

Аналогичная правовая норма содержится в части 1 статьи 9 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ-РЗ "О главе У. Республики".

Частью 4 статьи 9 Закона УР "О главе У. Республики" предусмотрено, что правовые акты Главы У. Республики, имеющие нормативный характер могут быть официально опубликованы путем размещения на "Официальном сайте Главы У. Республики и Правительства У. Республики" (www.udmurt.ru) в течение 10 дней после дня их подписания.

Судом так же установлено, что Глава У. Республики реализуя свои полномочия в области территориального охотустройства У. Республики утвердил Схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории У. Республики, о чем издан указ от ДД.ММ.ГГГГ.

Данный указ Г. У. Республики ДД.ММ.ГГГГ опубликован на официальный сайте Главы У. Республики и Правительства У. Республики" и Правительства У. Республики (www.udmurt.ru).

Кроме того данный указ зарегистрирован в Управлении Минюста России по УР ДД.ММ.ГГГГ N RU18000201600399.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта соблюден, а именно принят оспариваемый нормативный правовой акт Главой У. Республики в соответствии с его компетенцией, кроме того его форма, правила введения в действие и его опубликования (с учетом праздничных дней в мае) соблюдены.

Как уже указывалось указом Г. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории У. Республики раздел 4 "Характеристика размещения и состояния использования охотничьих угодий и иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов на территории У. Республики" содержащей информацию о распределении охотничьих угодий, о чем приведена таблица 4.1.1, в которой под номером ОУ 95 указано, что У. республиканскому союзу ООиР <адрес> принадлежит в <адрес> охотничьи угодья площадью 103,8 тыс.га, а в разделе "участки, запрещенные для проведения отдельных видов охоты" под номером ОУ 14 указан, заказник "Лумпунский" Сюмсинского и <адрес>ов площадью 47,72 тыс.га.

В разделе 4.6 указанной Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории У. Республики Описание границ закрепленных, общедоступных указано, что описание границ закрепленных, общедоступных и планируемых к закреплению охотничьих угодий приведено в приложениях 2 и 3 к Схеме. Описание границ охотничьих угодий дублируется электронными треками.

Так в пункте 3.36 приложения "Описание границ существующих охотничьих угодий У. Республики" приведены в пункте 3.36 и пункте 4.6 – "Описание границ Сюмсинского охотничьего хозяйства ОО "У. республиканский союз обществ охотников и рыболовов"" и "Описание границ Лумпунского государственного охотничьего бобрового заказника" соответственно.

Так в пункте 3.36 указанного приложения приведено следующее описание:

северная - от пересечения административных границ <адрес> и административных границ <адрес> (точка географических координат - с.ш. 57 град. 14 мин. 31,041 сек. - в.д: 51 град. 10 мин. 45,250 сек.), далее по квартальной просеке южных границ кварталов 29 - 35 Зонского участкового лесничества севернее урочища Васюки (точки географических координат - с.ш. 57 град. 14 мин. 26,520 сек. - в.<адрес> град. 12 мин. 21,087 сек.; с.ш. 57 град. 14 мин. 12,089 сек. - в.<адрес> град. 12 мин. 32,916 сек.; с.ш. 57 град. 14 мин. 8,669 сек. - в.<адрес> град. 13 мин. 2,358 сек.; с.ш. 57 град. 14 мин. 3,617 сек. - в.<адрес> град. 13 мин. 1,179 сек., с.ш. 57 град. 13 мин. 43,639 сек. - в.<адрес> град. 17 мин. 43,761 сек.), до реки Лумпунь (устье реки Гуринка), далее вверх по среднему течению реки Гуринка до улучшенной грунтовой дороги на урочище Малиновка, и далее по дороге через урочище Малиновка, <адрес> (точки географических координат - с.ш. 57 град. 17 мин. 55,682 сек. - в.<адрес> град. 24 мин. 46,368 сек.; с.ш. 57 град. 18 мин. 25,477 сек. - в.<адрес> град. 25 мин. 28,384 сек.), <адрес> (точка географических координат - с.ш. 57 град. 19 мин. 17,833 сек. - в.<адрес> град. 27 мин. 28,380 сек.), <адрес> до поселка Ключевка;

восточная - от поселка Ключева, по административной границе с Селтинским (точки географических координат - с.ш. 57 град. 17 мин. 22,170 сек. - в.<адрес> град. 27 мин. 35,801 сек.; с.ш. 57 град. 16 мин. 21,438 сек. - в.<адрес> град. 33 мин. 49,315 сек.; с.ш. 57 град. 13 мин. 41,301 сек. - в.<адрес> град. 42 мин. 54,070 сек.), Увинским (точки географических координат - с.ш. 57 град. 9 мин. 14,231 сек. - в.<адрес> град. 54 мин. 13,003 сек.; с.ш. 57 град. 6 мин. 3,251 сек. - в.<адрес> град. 55 мин. 7,369 сек.; с.ш. 57 град. 2 мин. 45,873 сек. - в.<адрес> град. 52 мин. 15,314 сек.), Вавожским - (точки географических координат - с.ш. 57 град. 0 мин. 13,031 сек. - в.<адрес> град. 5 мин. 13,531 сек.) районов У. Республики, до пересечения с грунтовой дорогой Верх. Юс - Старая Чунча;

южная - от пересечения границ Сюмсинского и <адрес>ов и грунтовой дороги Верх. Юс - Старая Чунча по автодороге через <адрес>-Юс, далее по автодороге Верх-Юс - Сюмси (точки географических координат - с.ш. 57 град. 1 мин. 15,238 сек. - в.<адрес> град. 42 мин. 55,369 сек.; с.ш. 57 град. 1 мин. 41,351 сек. - в.<адрес> град. 41 мин. 12,357 сек.), до проселочной дороги на <адрес> (точка географических координат - с.ш. 57 град. 2 мин. 0,047 сек. - в.<адрес> град. 40 мин. 58,383 сек.), по проселочной дороге (точка географических координат - с.ш. 57 град. 2 мин. 10,874 сек. - в.<адрес> град. 37 мин. 29,880 сек.), далее через <адрес>, до автодороги Сюмси - Кильмезь (<адрес>) (точка географических координат - с.ш. 57 град. 3 мин. 0,088 сек. - в.<адрес> град. 33 мин. 23,553 сек.) далее по автодороге Сюмси - Кильмезь (<адрес>) до пересечения автодороги Сюмси - Кильмезь (<адрес>) и административной границей <адрес> (точки географических координат - с.ш. 56 град. 56 мин. 19,905 сек. - в.<адрес> град. 22 мин. 51,421 сек.);

западная - от пересечения автодороги Сюмси - Кильмезь (<адрес>) и административной границе <адрес> (точки географических координат - с.ш. 56 град. 56 мин. 19,905 сек. - в.<адрес> град. 22 мин. 51,421 сек.), далее по административной границе <адрес> (точки географических координат - с.ш. 57 град. 1 мин. 10,243 сек. - в.<адрес> град. 18 мин. 43,827 сек.; с.ш. 57 град. 2 мин. 27,132 сек. - в.<адрес> град. 16 мин. 59,18; с.ш. 57 град. 2 мин. 41,758 сек. - в.<адрес> град. 12 мин. 59,916 сек.; с.ш. 57 град. 8 мин. 27,443 сек. - в.<адрес> град. 11 мин. 39,299 сек.; с.ш. 57 град. 12 мин. 0,229 сек. - в.<адрес> град. 12 мин. 30,215 сек.; с.ш. 57 град. 12 мин. 9,243 сек. - в.<адрес> град. 10 мин. 14,508 сек.), до пересечения административных границ <адрес> и административных границ <адрес> (точка географических координат - с.ш. 57 град. 14 мин. 31,041 сек. - в.<адрес> град. 10 мин. 45,250 сек.), в пункте 4.6 того же приложения приведено следующее описание:

северная - от пересечения реки Курма и административной границы <адрес> (точка географических координат - с.ш. 57 град. 27 мин. 13,467 сек. - в.<адрес> град. 16 мин. 12,908 сек.), по административной границе <адрес> (точка географических координат - с.ш. 57 град. 28 мин. 5,564 сек. - в.<адрес> град. 24 мин. 1,519 сек.), до пересечения с грунтовой дорогой (бывшая узкоколейная железная дорога) (точка географических координат - с.ш. 57 град. 27 мин. 33,486 сек. - в.<адрес> град. 30 мин. 55,996 сек.);

восточная - от пересечения административных границ <адрес> и грунтовой дороги (бывшей узкоколейной железной дороги) (точка географических координат - с.ш. 57 град. 27 мин. 33,486 сек. - в.<адрес> град. 30 мин. 55,996 сек.), далее по грунтовой дороге на юг (бывшей узкоколейной железной дороге) (точки географических координат - с.ш. 57 град. 26 мин. 10,312 сек. - в.<адрес> град. 31 мин. 24,606 сек.) до поселка Ключевка, далее по проселочной дороге (точка географических координат - с.ш. 57 град. 19 мин. 17,833 сек. - в.<адрес> град. 27 мин. 28,380 сек.; с.ш. 57 град. 18 мин. 25,477 сек. - в.<адрес> град. 25 мин. 28,384 сек.; с.ш. 57 град. 17 мин. 55,682 сек. - в.<адрес> град. 24 мин. 46,368 сек.), через <адрес>, Гура, до реки Гуринка, далее вниз по среднему течению реки Гуринка до реки Лумпунь (точка географических координат - с.ш. 57 град. 13 мин. 43,639 сек. - в.<адрес> град. 17 мин. 43,761 сек.);

южная - от реки Лумпунь (точка географических координат - с.ш. 57 град. 13 мин. 43,639 сек. - в.<адрес> град. 17 мин. 43,761 сек.) по южным граням кварталов 35, 34, 33, 32, 31, 30, 29 Зонского участкового лесничества Сюмсинского лесничества (точки географических координат - с.ш. 57 град. 14 мин. 3,617 сек. - в.<адрес> град. 13 мин. 1,179 сек.; с.ш. 57 град. 14 мин. 8,669 сек. - в.<адрес> град. 13 мин. 2,358 сек.; с.ш. 57 град. 14 мин. 12,089 сек. - в.<адрес> град. 12 мин. 32,916 сек.; с.ш. 57 град. 14 мин. 26,520 сек. - в.<адрес> град. 12 мин. 21,087 сек.) до пересечения административной границы <адрес> и <адрес> (точка географических координат - с.ш. 57 град. 14 мин. 31,041 сек. - в.<адрес> град. 10 мин. 45,250 сек.);

западная - от пересечения административной границы <адрес> и <адрес> и южной грани квартала 29 Зонского участкового лесничества Сюмсинского лесничества (точка географических координат - с.ш. 57 град. 14 мин. 31,041 сек. - в.<адрес> град. 10 мин. 45,250 сек.), далее по административной границе <адрес> (точки географических координат - с.ш. 57 град. 14 мин. 35,798 сек. - в.<адрес> град. 7 мин. 26,993 сек.; с.ш. 57 град. 26 мин. 26,742 сек. - в.<адрес> град. 9 мин. 54,915 сек.), до пересечения реки Курма и административной границы <адрес> (точка географических координат - с.ш. 57 град. 27 мин. 13,467 сек. - в.<адрес> град. 16 мин. 12,908 сек.).

Судом так же установлено, что основанием для включения в указанную Схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории У. Республики сведений о распределении охотничьего угодья и его принадлежности У. республиканскому союзу обществ охотников и рыболовов в <адрес> площадью 103,8 тыс.га является долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира на площади 97 тыс.га <адрес>, выданной на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В силу прямого указания, содержащегося в части 1 статьи 71 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон об охоте), право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу названного закона (до ДД.ММ.ГГГГ), сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных поименованной статьей.

В случае, если на день вступления в силу названного закона площадь охотничьих угодий общего пользования в субъекте Российской Федерации составляет менее чем двадцать процентов общей площади охотничьих угодий в субъекте Российской Федерации, в таком субъекте Российской Федерации по мере истечения срока действия долгосрочных лицензий на пользование животным миром создаются в первую очередь общедоступные охотничьи угодья, площадь которых должна достигнуть размера площади, предусмотренной частью 3 статьи 7 поименованного Закона (часть 8 статьи 71 Федерального закона об охоте).

Приведенные законоположения в их системной взаимосвязи свидетельствуют о том, что федеральный законодатель, принимая новое правовое регулирование в области охотпользования, одновременно предусмотрел неизменность до истечения срока действия долгосрочных лицензий на пользование животным миром границ охотничьих угодий, описанных в долгосрочной лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов и договоре о предоставлении в пользование территорий или акваторий.

Однако в нарушение указанных законоположений площадь охотпользвоания У. республиканского союза обществ охотников и рыболовов в <адрес> увеличена на 6,8 тыс.га в то время как до истечения указанной долгосрочной лицензии данная площадь должна была составлять 97 тыс.га.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в оспариваемой части нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим поскольку противоречит федеральному законодательству, а именно положениям части 1 статьи 71 Федерального закона об охоте.

Судом так же установлено, что на момент утверждения оспариваемой Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории У. Республики действовало Постановление Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N 376 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства У. Республики и Совета М. У." в редакции от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно которому были установлены площадь и границы государственных охотничьих заказников в том числе в пункте 24 в подпункте 5 указан Лумпунский государственный охотничий бобровый заказник на территории Сюмсинского и <адрес>ов У. Республики, площадью - 47,72 тыс. га.

При этом указанный Лумпунский государственный охотничий бобровый заказник является особо охраняемым природной территорией регионального значения, о чем указано в пункте 25 указанного Постановления Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N 376 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства У. Республики и Совета М. У.".

Указанная правовая норма – подпункт 5 пункта 24 к Постановления Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N 376 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства У. Республики и Совета М. У." решением Верховного суда У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ признана не противоречащей федеральному законодательству.

При этом данным решением установлено, что указанный заказник организован постановлением СоветаМинистров У. А. от ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, законодателем предусмотрена неизменность границ и площадей определенных в установленном порядке особо охраняемые природные территории, к которым относится и Лумпунский государственный охотничий бобровый заказник.

Следовательно при утверждении Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории У. Республики в строгом в соответствии с предписаниями федерального законодательства, а именно положений пункта 3 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" указана площадь особо охраняемой природной территории - Лумпунского государственного охотничьего бобрового заказника (заказник Лумпунский") равная 47,72 тыс.га.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в оспариваемой части нормативный правовой акт не подлежит признанию недействующим.

Судом так же установлено, что Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации утверждены требования к описанию границ охотничьих угодий, о чем издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ N 306.

Согласно которым описание конечной точки отрезка каждой границы должно соответствовать описанию начальной точки следующей границы и так слева направо от северо-западной точки до возвращения к ней. Описание границ охотничьих угодий без использования навигационных приборов возможно только по четко видимым на местности и долго сохраняющимся ориентирам: береговым линиям или фарватерам внутренних постоянных и внешних водоемов, действующим железнодорожным путям, автомобильным дорогам с твердым покрытием или дорогам, имеющим дорожные кюветы, горным хребтам и вершинам, действующим высоковольтным линиям электропередач. При описании границ охотничьих угодий, пересекающих или выходящих на железнодорожные пути и автомобильные, указываются место пересечения границы охотничьего угодья с этой дорогой и кадастровое наименование дороги. При описании границ охотничьих угодий, проходящих по железнодорожным путям и автомобильным дорогам, также указываются все населенные пункты, которые находятся на этих дорогах и через которые проходит граница охотничьего угодья. При описании границ охотничьих угодий по квартальной сети лесного фонда указывается расположение границ квартала относительно сторон света, номер квартала и его принадлежность к лесничеству и лесхозу (пункты 3, 4, 6 и 8 Требований к описанию границ охотничьих угодий, утверждённых приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 306).

Рассматривая требования касающиеся описанию границ приведенные в пунктах 3.36 и 4.6 приложения оспариваемого нормативного правового акта суд приходит к выводу, что указанные описания не соответствуют п. 3, 4, 6 и 8 указанных Требований к описанию границ охотничьих угодий, утверждённых приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 306 поскольку описание точки северной границы Сюмсинского охотничьего хозяйства У. республиканского союза обществ охотников и рыболовов не соответствует описанию начальной точки восточной границы (<адрес> и от поселка Ключева). Кроме того в описании границ охотничьих угодий У. республиканского союза обществ охотников и рыболовов и заказника Лумпунский используются ориентиры "грунтовая дорога", "проселочная" не предусмотренные указанными требованиями к описанию границ охотничьих угодий, утверждённых приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 306. При описании границ охотничьего угодья У. республиканского союза обществ охотников и рыболовов пересекающего и выходящее на автомобильную дорогу не указано место пересечения границы с этой дорогой и кадастровое наименование дороги. Описание границ заказника Лумпунский кроме того в части описания границ по квартальной сети лесного фонда приведено без указания расположения границ квартала относительно сторон света.

При таких обстоятельствах приведенное в пунктах 3.36 и 4.6 приложения оспариваемого нормативного правового писание границ противоречит положениям части 6 статьи 39 Федерального закон об охоте и пунктам 3, 4, 6 и 8 Требований к описанию границ охотничьих угодий, утверждённых приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 306.

Изменение площади охотничьего угодья, описание его границ как и описание границ особо охраняемой природной территории приводит у уменьшению общедоступных охотничьих угодий площади которых в субъекте Российской Федерации должны составлять не менее чем двадцать процентов от общей площади охотничьих угодий о чем указано в части 3 статьи 7 Федерального закона об охоте.

Ссылка административного истца на справку АО "Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ" об определении размеров площадей спорных участков судом отклоняется поскольку данная справка не отвечает признакам достоверности ввиду невозможности проверить правильность произведенных расчетов.

Довод административного о площади Лумпунского заказника - 41,6 тыс. га судом отклоняется поскольку не основан на фактических обстоятельствах административного дела, о чем указано ранее.

Довод административного ответчика о технической описке в написании поселка Ключевка при описании границ судом отклоняется поскольку в установленном порядке изменения в оспариваемый нормативный правовой акт в установленном порядке в данной части не внесены.

Ссылка административного ответчика на то, что словесное описание соответствует показаниям навигационных приборов отражающих фактические границы спорных участков судом отклоняется поскольку, как указано ранее словесное описание границ не соответствует нормативным правовым актам имеющим большую юридическую силу. В рамках настоящего административного дела предметом рассмотрения является словестное описание границ, а не показания навигационных приборов.

Суд отклоняет доводы административного ответчика, так как каких-либо доказательств этому не представлено.

Исходя из смысла положений части 2 статьи 215 КАС РФ нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим в оспариваемой части суд принимает во внимание то, что административный истец не представил доказательств того, что до сентября 2018 года обращался за выдачей разрешения добычу дичи в общедоступных охотничьих угодьях <адрес>. Соблюдая так же баланс частных и публичных интересов, а так же того, что на базе оспариваемых норм права строятся иные отношения с иными участниками данных отношений поэтому суд приходит к выводу, что оспариваемые части нормативного правового акта подлежат признанию недействующими с момента вступления решения суда в законную силу, что позволит восстановить нарушенные права и законные интересы административного истца, а не как им заявлено с момента принятия оспариваемого нормативного правового акта.

С учетом положений ч.4 ст. 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом надлежит опубликованию в течении месяца со дня вступления в законную силу на официальном сайте Главы У. Республики и Правительства У. Республики - http://www.udmurt.ru.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Маринина И. В. к Главе У. Республики о признании недействующим Указа Г. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 82 "Об утверждении Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории У. Республики" в части границ и площадей угодий, находящихся в <адрес>У. Республики в пользовании У. Республиканского союза обществ охотников и рыболовов <адрес> и заказника "Лумпунский", недействующим удовлетворить частично.

Признать с момента вступления решения в законную силу недействующим Указ Г. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 82 "Об утверждении Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории У. Республики" в части описания границ и площадей охотничьих угодий, находящихся в <адрес>У. Республики в пользовании У. Республиканского союза обществ охотников и рыболовов <адрес> номер ОУ 95 раздела "Общества охотников и рыболовов" в таблице 4.1.1. "Распределение охотничьих угодий" и пункт 3.36 Приложения "Описание границ Сюмсинского охотничьего хозяйства ОО "У. республиканский союз обществ охотников и рыболовов", и описания границ Лумпунского заказника в пункт 4.6 Приложения " Описание границ Лумпунского государственного охотничьего бобрового заказника".

В удовлетворении требования в части площади заказника "Лумпунский" отказать.

Возложить обязанность на Главу У. Республики опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте Главы У. Республики и Правительства У. Республики (http://www.udmurt.ru) в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, через Верховный Суд У. Республики.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Верховного суда

У. Республики О.В. Захарчук