18RS0№-56
Дело №а-506/2023
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
25 августа 2023 года <адрес> Республика
Игринский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Малых Т.В.,
при секретаре Шишкиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике к Митрофанову Михаилу Леонидовичу о взыскании налога, пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России №10 по Удмуртской Республике обратилась в суд с административным иском к Митрофанову М.Л. о взыскании налога, пени, указывая, что Митрофанов М.Л. является плательщиком транспортного налога. В связи с чем, Инспекцией начислена сумма налогов за 2018-2020 гг. В порядке ст. ст. 52, 53 НК РФ в адрес ответчика направлялись налоговые уведомления. В связи с неуплатой налогов в полном размере в установленный законом срок, ответчику направлены требования об уплате налога, пени, данные требования также не исполнены. Инспекция обращалась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ответчика задолженности по налогу, пени, вынесенный судебный приказ отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения.
Административный истец просит взыскать с Митрофанова М.Л.:
- Транспортный налог за 2018 год в размере 2748,00 руб., за 2019 год в размере 5203,00руб., за 2020 год в размере 2755,43руб.;
- Пени по транспортному налогу на задолженность по налогу за 2018 года в размере 40,07 руб., начисленные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; на задолженность по налогу за 2019 год в размере 56,02 руб., начисленные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; на задолженность по налогу за 2020 год в размере 10,44 руб., начисленные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда в соответствии со ст. 44 КАС РФ произведена замена истца Межрайонной ИФНС России № по Удмуртской Республике на ФИО2 налоговой службы по Удмуртской Республике в связи с реорганизацией.
ДД.ММ.ГГГГ определением суда по настоящему делу в качестве заинтересованного лица привлечено Открытое акционерное общество «Иж-Лада».
Настоящее административное дело подлежит рассмотрению судом в порядке главы 32 Кодекса об административном судопроизводстве РФ (далее - КАС РФ) - производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций.
Представитель Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Административный ответчик Митрофанов М.Л. в суд не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В письменных возражениях на административный иск указал, что с административным иском не согласен. Автомобиль марки ГАЗ 31105, государственный регистрационный знак Е195КО18 согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ был им продан ОАО «Иж-Лада», т.е. выбыл из его владения, в связи с чем, транспортный налог за данное транспортное средство административным ответчиком выставлен незаконно. Просит суд в данной части требований отказать.
Заинтересованное лицо – ООО «Иж-Лада» своего ФИО2 в суд не направило, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом.
В письменном отзыве на иск ООО «Иж-Лада» указано, что автомобиль ГАЗ V1N Х№ был приобретен ОАО «Иж-Лада» у Митрофанова М.Л. по договору купли-продажи ДД.ММ.ГГГГ, после чего был реализован ДД.ММ.ГГГГ Азимову ФИО3. Между тем, до момента снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах ГИБДД, плательщиком транспортного налога является лицо, за которым зарегистрировано транспортное средство. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Плательщиком транспортного налога является формальный, а не фактический владелец транспортного средства. В соответствии с абз. 2 ч. 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" юридические и физические лица, за которыми, зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством РФ порядке, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи. Основным видом деятельности АО «Иж-Лада» является (О.КВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред.2): - торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах (код ОКВЭД - 45.11.2). Договор купли-продажи автомобиля по истечении 5 летнего срока хранения – в 2022 году уничтожен.
В соответствии со ст. 289 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с ФИО2 законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и ФИО2 законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Судом установлены следующие юридически значимые обстоятельства.
Митрофанов М.Л. ИНН № состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № по УР по месту регистрации.
На основании сведений об имуществе налогоплательщика, административный ответчик Митрофанов М.Л. является собственником транспортных средств:
- ГАЗ31105, государственный регистрационный знак Т195КО/18,
- Лада 219410 Лада Калина, государственный регистрационный знак К362НС/18.
Согласно ст. 3 Налогового Кодекса РФ (далее - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Пп.1 п. 1 ст. 23 НК РФ на налогоплательщиков возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги.
П.1 ст. 45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст. ст. 356, 357 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, и обязателен к уплате, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
В силу ст. 358 п. 1 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 361 п.п. 1,2 НК РФ, ст. 2 Закона УР «О транспортном налоге в Удмуртской Республике» налогообложение производится в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя, валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации, без учета срока полезного использования транспортного средства. Налоговая ставка за 2018 в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно составляла 8 рублей, свыше 100 л.с. до 150 л.с. - 20 рублей с каждой лошадиной силы. За 2019, 2020 г.г. с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно – 14 руб., свыше 100 л.с. до 150 л.с. -29 рублей с каждой лошадиной силы.
Согласно п. 2 ст. 362 НК РФ сумма налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
В силу п. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Из материалов дела следует, что налоговым органом Митрофанову М.Л. выставлены налоговые уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ с указанием на необходимость уплатить в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ транспортный налог за 2018 год в размере 3444,00 руб.; № от ДД.ММ.ГГГГ с указанием на необходимость уплатить в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ транспортный налог за 2019 год в размере 5203,00 руб.; № от ДД.ММ.ГГГГ с указанием на необходимость уплатить в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ транспортный налог за 2020 год в размере 3211,00 руб. о наличии в его собственности транспортных средств ГАЗ31105, государственный регистрационный знак Т195ко/18; Лада 219410 Лада Калина, государственный регистрационный знак К362НС/18. Общая сумма транспортного налога за 2018 - 2020 г.г. составляет 11268 руб. 53 коп..
Неисполнение административным ответчиком вышеуказанных положений закона послужило основанием для направления ему требований об уплате налога на имущество в соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ. Указанные требования N10028 от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, N4769 от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, N53915 от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ были направлены Административному ответчику. Требования выставлены по двум транспортным средствам.
В материалы дела административным ответчиком предоставлен договор-акт купли-продажи автомобиля, бывшего в употреблении от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ОАО «Иж-Лада» и Митрофановым М.Л., согласно которому последним продан автомобиль марки ГАЗ 31105. Настоящий акт приема-передачи является неотъемлемой частью договора купли-продажи автомобиля № от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 7).
На оборотной стороне договора имеется ксерокопия справки, из которой следует, что автомобиль ГАЗ 31105, государственный регистрационный знак Т195КО/18, (VIN) Х№, год выпуска 2006 снят с учета ДД.ММ.ГГГГ в связи с продажей (передачей) другому лицу.
Из административного искового заявления следует, что административным ответчиком транспортный налог уплачен за 2018 год – ДД.ММ.ГГГГ в размере 696,00 руб. (из налоговых уведомлений видно, что данная сумма налога выставлена за транспортное средство – автомобиль Лада 219410 Лада Калина, государственный регистрационный знак К362НС/18).
Также из административного заявления следует, что административным ответчиком транспортный налог уплачен за 2020 год - ДД.ММ.ГГГГ в размере 10,07 руб.+205,50 руб., ДД.ММ.ГГГГ в размере 120,00 руб+120,00 руб., всего на сумму 455,57 руб.. За 2019 год транспортный налог не уплачен.
Из ответа, направленного ДД.ММ.ГГГГ административным истцом на имя Митрофанова М.Л. по обращению последнего следует, что прекращение взимания транспортного налога предусмотрено Кодексом в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.
Также указано, что инспекцией произведен уточняющий запрос через систему межведомственного электронного взаимодействия к информационным ресурсам ФИО2 ГИБДД МВД по Удмуртской Республике. Согласно полученному ответу, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Митрофанов М.Л. являлся собственником автомобиля марки ГАЗ 31105 государственный регистрационный знак Т195КО18. В случае несогласия с указанными данными, Инспекцией рекомендовано Митрофанову М.Л. обратиться в ФИО2 ГИБДД МВД по Удмуртской Республике для выяснения данного вопроса.
Согласно пункту 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
По смыслу закона, прекращение взимания транспортного налога предусмотрено в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.
Судом установлено и подтверждается представленными материалами дела, что Митрофанов М.Л. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником автомобиля марки ГАЗ 31105 государственный регистрационный знак Т195КО18, следовательно являлся плательщиком транспортного налога в указанный в административном исковом заявлении период.
Таким образом, транспортный налог на указанный автомобиль начислен ему налоговым органом правомерно и перерасчету не подлежит.
Доводы административного ответчика о том, что с ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи он не является собственником транспортного средства ГАЗ 31105 государственный регистрационный знак Т195КО18, а потому не является плательщиком транспортного налога за период 2018-2020 г.г., суд считает необоснованными, поскольку обязанность по уплате транспортного средства ставится в зависимость от государственной регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия или использования данного транспортного средства налогоплательщиком.
С представленным административным истцом расчетом налога, суд полностью соглашается, поскольку транспортный налог начислен, исходя из налоговой базы и налоговой ставки в соответствующие периоды, а также мощности двигателя, приходящегося на одну лошадиную силу.
Таким образом, общая сумма транспортного налога за автомобили: ГАЗ31105, государственный регистрационный знак Т195КО/18; Лада 219410 Лада Калина, государственный регистрационный знак К362НС/18 в размере 10706,43 рублей является обоснованной.
Согласно п.3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Суммы пени начислены в соответствии со статьей 75 НК РФ на сумму недоимки по налогу за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога в размере 1/300 ставки рефинансирования действующей в соответствующем периоде.
Расчет пени по транспортному налогу суд признает верным, в связи с чем, с административного ответчика подлежат взысканию пени по транспортному налогу в общей сумме 106,53 рублей.
Таким образом, сумма налога и пени в общей сумме составляет 10812,96 рублей.
По запросу суда из судебного участка №<адрес> УР направлено административное дело №а-838/2022 по заявлению Инспекции о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам в отношении Митрофанова М.Л.. Из материалов данного дела установлено, что Инспекция, действуя в рамках ст. 48 НК РФ в связи с неисполнением должником своих обязанностей по уплате налогов, пеней по требованиям N10028 от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, N4769 от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, N53915 от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ обратилась ДД.ММ.ГГГГ к мировому судье с заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с должника Митрофанова М.Л. транспортного налога и пени.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №<адрес> УР был вынесен судебный приказ о взыскании с Митрофанова М.Л. задолженности по транспортному налогу, пени.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №<адрес> УР вынесено определение об отмене указанного выше судебного приказа, в связи с поступившим от должника заявлением о его отмене.
В Игринский районный суд Удмуртской Республики административное исковое заявление, согласно почтовому конверту, направлено административным истцом ДД.ММ.ГГГГ, поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательств погашения заложенности по уплате обязательных платежей и санкций после отмены судебного приказа административным ответчиком не представлено и судом не установлено.
Как следует из ч.1 ст.46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика.
В силу ч.4 ст. 48 НК РФ (в редакции ФИО2 закона от ДД.ММ.ГГГГ №263-ФЗ, вступившего в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ) рассмотрение дел о взыскании задолженности за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
С указанного выше периода начинает течь 6-месячный срок для предъявления исковых требований в суд налоговым органом, в связи с чем, указанный срок по рассматриваемому делу не истек.
Таким образом, разрешая вышеизложенные требования, суд полагает, что МИФНС России N 10 по Удмуртской Республике обратилась в суд с административным иском о взыскании с Митрофанова М.Л. недоимки по транспортному налогу и пени с соблюдением установленного законом срока, поскольку требованиями об уплате был установлен срок уплаты налогов до ДД.ММ.ГГГГ (самый ранний), ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, о вынесении судебного приказа истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах установленного статьей 48 НК РФ срока (в редакции ФИО2 закона от ДД.ММ.ГГГГ №324-ФЗ, действовавшей в указанный период). Судебный приказ отменен ДД.ММ.ГГГГ. Истец обратился с настоящим административным иском ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с соблюдением установленного ст. 48 НК РФ срока.
В соответствии с п. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход ФИО2 бюджета.
Поскольку от уплаты государственной пошлины истец был освобожден на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, поэтому государственная пошлина в сумме 400,00 руб. подлежит взысканию с административного ответчика.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 186, ст. 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике к Митрофанову Михаилу Леонидовичу о взыскании задолженности по налогу и пени удовлетворить.
Взыскать с Митрофанова Михаила Леонидовича (паспорт серии 9402 №, выдан Игринским РОВД Удмуртской Республики ДД.ММ.ГГГГ, ИНН 180902919942) в доход бюджета (Наименование отделения Тула Банка России//УФК по <адрес>; БИК банка: 017003983; Номер счета: 40№; Получатель: ФИО2 казначейства по <адрес> (МИ ФНС России по ФИО2 долгом) ИНН получателя: 7727406020; КПП получателя: 770801001 Номер казначейского счета: 03№):
- Транспортный налог за 2018 год в размере 2748,00 руб., за 2019 год в размере 5203,00руб., за 2020 год в размере 2755,43руб., всего на сумму 10706,43 рублей.
- Пени по транспортному налогу на задолженность по налогу за 2018 года в размере 40,07 руб., начисленные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; на задолженность по налогу за 2019 год в размере 56,02 руб., начисленные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; на задолженность по налогу за 2020 год в размере 10,44 руб., начисленные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а всего 106,53 руб..
Взыскать с Митрофанова Михаила Леонидовича госпошлину в размере 400 руб.00 коп..
Госпошлина перечисляется:наименование получателя: ФИО2 казначейства по <адрес> (Межрегиональная инспекция ФИО2 налоговой службы по ФИО2 долгом), счёт №, корр. счёт: №, банк: ОТДЕЛЕНИЕ ТУЛА БАНКА РОССИИ//УФК по <адрес>, БИК: 017003983, ИНН: 7727406020, КПП: 770801001, ОКТМО:0, КБК: 18№, назначение платежа: Оплата госпошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы через Игринский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Малых Т.В.
Копия верна, судья: Т.В. Малых