Дело №а-507/2018 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 июля 2018 года с. Александровское
Судья Александровского районного суда Ставропольского края Курасов Ю.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Круглолесского сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по реализации мероприятий программы «Противодействие коррупции в муниципальном образовании Круглолесского сельсовета <адрес> на 2017-2020 годы» (в порядке ст. 39 КАС РФ),
у с т а н о в и л :
<адрес> обратился в защиту неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации Александровского сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования Круглолесского сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии мер по реализации мероприятий программы «Противодействие коррупции в муниципальном образования Круглолесского сельсовета <адрес> на 2017-2020 годы», утвержденной постановлением администрации муниципального образования Круглолесского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
Обязать администрацию муниципального образования Круглолесского сельсовета <адрес> в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда по данному гражданскому делу принять меры по реализации мероприятий муниципальной программы «Противодействие коррупции в муниципальном образовании Круглолесского сельсовета <адрес> на 2017-2020 годы» утвержденной постановлением администрации муниципального образования Круглолесского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, а именно: провести анализ нормативной правовой базы по противодействию коррупции с целью приведения ее в соответствие с законодательством в случае его изменения;организовать взаимодействие администрации муниципального образования Круглолесского сельсовета с организациями, предприятиями, учреждениями, расположенными на территории муниципального образования Круглолесского сельсовета;организовать и провести выборочные проверки соблюдения муниципальными служащими обязанностей, запретов и ограничений, установленных действующим законодательством; провести анализ должностных инструкций муниципальных служащих на и (или) их проектов на наличие в них положений, способствующих коррупционным проявлениям.
В обоснование своих требований административный истец указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Александровского муниципального района требований законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой установлено, что администрацией муниципального образования села Круглолесского, <адрес> допущены нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N273-ФЗ «О противодействии коррупции». Постановлением администрации муниципального образования Круглолесского сельсовета, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. № утверждена муниципальная программа «Противодействие коррупции в муниципальном образования Круглолесского сельсовета <адрес> на 2017-2020 годы». В качестве основной цели программы заявлено внедрение в практику деятельности администрации муниципального образования Круглолесского сельсовета профилактических мер, направленных на недопущение создания условий, порождающих коррупцию. Исполнителями Программы являются органы местного самоуправления муниципального образования Круглолесского сельсовета <адрес>. В нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства главой муниципального образования Круглолесского сельсовета, <адрес>ФИО2 программные мероприятия по противодействию коррупции в органах местного самоуправления муниципального образования Круглолесского сельсовета, предусмотренные Программой на 2017-2020 годы, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не выполнены. Так, в нарушение требований п.п. 1, 2, 4, 13, а именно проведение анализа нормативной правовой базы по противодействию коррупции с целью приведения ее в соответствие с законодательством в случае его изменения; организация взаимодействия администрации муниципального образования Круглолесского сельсовета с организациями, предприятиями, учреждениями, расположенными на территории муниципального образования Круглолесского сельсовета; организация и проведение выборочных проверок соблюдения муниципальными служащими обязанностей, запретов и ограничений, установленных действующим законодательством; проведение анализа должностных инструкций муниципальных служащих на и (или) их проектов на наличие в них положений, способствующих коррупционным проявлениям, не проводится.
<адрес>, представитель административного ответчика администрации Круглолесского сельсовета представили ходатайства о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства в соответствии со ст. 291 КАС РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 291 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования прокурора <адрес> подлежащими удовлетворению.
Согласно п. 2 ст. 1 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 ст. 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор праве обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно п. 6 статьи 3 Закона № 273-ФЗ к основным принципам противодействия коррупции в Российской Федерации относится приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона № 273-ФЗ органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
В соответствии с требованиями п. 2 ст. 1 Закона № 273-ФЗ противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 7 Закона № 273-ФЗ основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции в числе прочих являются проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции, а также принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Согласно части 3 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. №-кз «О местном самоуправлении в <адрес>» за сельскими поселениями помимо вопросов, указанных в части 2 настоящей статьи, закрепляются вопросы, предусмотренные, в том числе пунктом 38 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ, а именно осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.
Судом установлено, что в результате проведенной прокуратурой района проверки исполнения органами местного самоуправления Александровского муниципального района требований законодательства о противодействии коррупции, было выявлено, что администрацией муниципального образования села Круглолесского, <адрес> допущены нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N273-ФЗ «О противодействии коррупции», а именно, в нарушение требований п.п. 1, 2, 4, 13 программы «Противодействие коррупции в муниципальном образовании Круглолесского сельсовета, <адрес> на 2017-2020 годы», не проведен анализ нормативной правовой базы по противодействию коррупции с целью приведения ее в соответствие с законодательством в случае его изменения; не организованно взаимодействие администрации муниципального образования Круглолесского сельсовета; не организовано и не проведены выборочные проверки соблюдения муниципальными служащими обязанностей, запретов и ограничений, установленных действующим законодательством; не проведен анализ должностных инструкций муниципальных служащих на и (или) их проектов на наличие в них положений, способствующих коррупционным проявлениям, не проводится (л.д. 7). Кроме того, главой муниципального образования Круглолесского сельсовета, <адрес>ФИО2 программные мероприятия по противодействию коррупции в органах местного самоуправления муниципального образования Круглолесского сельсовета, предусмотренные Программой на 2017-2020 годы, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не выполнены.
Постановлением администрации муниципального образования Круглолесского сельсовета, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. № утверждена муниципальная программа «Противодействие коррупции в муниципальном образования Круглолесского сельсовета <адрес> на 2017-2020 годы» (л.д. 8-18). Невыполнение указанных программных мероприятий администрацией муниципального образования Круглолесского сельсовета является недопустимым, поскольку не способствует эффективному решению задач по вопросам противодействия коррупции, координации деятельности органа местного самоуправления муниципального образования, бюджетных учреждений и организаций, а также формированию антикоррупционного общественного мнения и нетерпимости к проявлениям коррупции. Не исполнение органом местного самоуправления требований законодательства в сфере противодействия коррупции не обеспечивает реализацию целей и принципов закона о противодействии коррупции, направленных на предотвращение и принятию мер по ее предупреждению.
Административное исковое требование прокурора <адрес> обоснованно и соответствует требованиям Закона. Доказательств обратного по делу не имеется, и административным ответчиком не представлено.
В соответствии со ст. ст. 291 - 294 КАС РФ суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и составления протокола в письменной форме.
Возражений по заявленным требованиям административным ответчиком не принесено.
При таких обстоятельствах, исходя из приведенных норм Закона, суд полагает необходимым удовлетворить административные исковые требования прокурора района.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 291-294 КАС РФ, судья,
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление прокурора <адрес> в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Круглолесского сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по реализации мероприятий программы «Противодействие коррупции в муниципальном образовании Круглолесского сельсовета <адрес> на 2017-2020 годы» - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Круглолесского сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии мер по реализации мероприятий программы «Противодействие коррупции в муниципальном образования Круглолесского сельсовета <адрес> на 2017-2020 годы», утвержденной постановлением администрации муниципального образования Круглолесского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
Обязать администрацию муниципального образования Круглолесского сельсовета <адрес> в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда по данному гражданскому делу принять меры по реализации мероприятий муниципальной программы «Противодействие коррупции в муниципальном образовании Круглолесского сельсовета <адрес> на 2017-2020 годы» утвержденной постановлением администрации муниципального образования Круглолесского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, а именно: провести анализ нормативной правовой базы по противодействию коррупции с целью приведения ее в соответствие с законодательством в случае его изменения;организовать взаимодействие администрации муниципального образования Круглолесского сельсовета с организациями, предприятиями, учреждениями, расположенными на территории муниципального образования Круглолесского сельсовета;организовать и провести выборочные проверки соблюдения муниципальными служащими обязанностей, запретов и ограничений, установленных действующим законодательством; провести анализ должностных инструкций муниципальных служащих на и (или) их проектов на наличие в них положений, способствующих коррупционным проявлениям.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Александровский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Ю.А. Курасов