ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-508/2021 от 31.08.2021 Володарского районного суда (Астраханская область)

Дело а-508/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Володарский 31 августа 2021 года

Володарский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Овчинниковой Ю.А.,

при секретаре Куанышпековой А.Е.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Володарского района Астраханской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании незаконным бездействия и понуждении к действию,

у с т а н о в и л :

Исполняющий обязанности прокурора Володарского района Астраханской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании незаконным бездействия и понуждении к действию. В обоснование административного иска указал, что прокуратурой района по обращению ФИО2 была проведена проверка водного, градостроительного законодательства, а также законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Проверкой установлено, что на участке протоки реки Бушма, прилегающем к земельному участку с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, размещены части плавучего объекта (наплавной мост), принадлежащие индивидуальному предпринимателю ФИО1 При этом документы, на основании которых возникает право пользования водным объектом, у ИП ФИО1 отсутствуют. Ответом службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что пакет документов по факту заключения договора водопользования водного объекта <адрес>, находится на рассмотрении. В настоящее время договор водопользования не заключен.

Использование акватории реки под размещение наплавного моста в отсутствие договора водопользования нарушает экологические права неопределенного круга лиц, а также законные интересы Российской Федерации, поскольку акватория водного объекта занимается самовольно, а хозяйственная деятельность ведется без решения компетентного органа, определяющего допустимую антропогенную нагрузку на один из объектов охраны - поверхностные воды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды и предупреждения негативного влияния хозяйственной деятельности на ее компоненты.

Вместе с тем проведенной проверкой установлено, что в соответствии с СП «Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ автомобильная дорога Астрахань-Зеленга относится к 4 категории дорог. На основании Постановления Правительства РФ от 02.09.2009 №717 «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса», на автомобильных дорогах 4 категории ширина полосы отвода составляет не менее 36 м. (по 18 м в каждую из сторон от оси проезжей части). Согласно распоряжения агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 29.05.2019 №413-Пр «Об изъятии из оперативного управления государственного имущества Астраханской области и закреплении его на праве оперативного управления» автомобильная дорого общего пользования регионального значения «<адрес> находится в оперативном управлении ГКУ АО «Астраханьавтодор». Согласно поступившему ответу ГКУ АО «Астраханьавтодор» от ДД.ММ.ГГГГ (работы по насыпи грунта от рассматриваемой автомобильной дороги к реке «Бушма» и иные работы (монтаж/демонтаж инженерных коммуникаций и т.д.) в границах полосы отвода на участке <адрес> автомобильной дороги Астрахань-Зеленга с Учреждением не согласовывались.

Также установлено, что ИП ФИО1 на участке <адрес> автомобильной дороги Астрахань-Зеленга, в границах полосы отвода автомобильной дороги выполнял работы (насыпь грунта от автодороги к реке Бушма без обозначения места производства работ соответствующими дорожными знаками, ограждающими устройствами, сигнальными фонарями), не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, без согласования с владельцем автомобильной дороги, с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению.

Представителями ГКУ АО «Астраханьавтодор» осуществлялся плановый выезд на место строительства планируемого примыкания, в ходе которого установлено, что ширина проезда между автобусной остановкой и зданием магазина в указанном месте составляет менее 5 метров, что по действующим нормативам исключает возможность организации примыкания к участку автодороги общего пользования регионального значения Астраханской области «Астрахань-Зеленга» (IV технической категории, ширина проезжей части 7,0 метров), в связи с чем, в строительстве примыканий в полосе отвода автомобильной дороги «Астрахань- Зеленга» <адрес> ИП ФИО3 отказано. Проверкой также установлено отсутствие выданного разрешения на строительство автомобильной дороги к реке ФИО4 ФИО1

Указанные нарушения являются недопустимыми, поскольку могут стать причиной возникновения ДТП, что может привести к тяжелым последствиям, человеческим жертвам, нанести ущерб здоровью людей или повлечь значительные материальные потери.

В связи с выявленными нарушениями водного, градостроительного законодательства, а также законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО1 внесено представление об устранении данных нарушений.

Однако, ответ на вышеуказанный акт реагирования является формальным, каких-либо конкретных мероприятий к устранению выявленных нарушений индивидуальным предпринимателем не принято. Самовольная постройка в виде насыпи грунта на вышеуказанном земельном участке не ликвидирована. Строительство примыкания в полосе отвода автомобильной дороги с ГКУ АО «Астраханьавтодор» не согласованно. Договор водопользования не заключен. Разрешение на строительство вышеуказанного объекта отсутствует.

Незаконное бездействие ИП ФИО1 выразившееся в допущении вышеуказанных нарушений и не устранение их прямым образом нарушает права граждан, является недопустимым и может стать причиной возникновения дорожно-транспортных происшествий и привести к тяжелым последствиям, человеческим жертвам, нанести ущерб здоровью людей или повлечь значительные материальные потери.

С учетом уточненных исковых требований, административный истец просит суд признать незаконным бездействие ИП ФИО1, выразившееся в допущении нарушений требований водного, градостроительного законодательства, а также законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в части отсутствия согласования с ГКУ АО «Астраханьавтодор» примыкания в полосе отвода автомобильной дороги; не заключения договора водопользования; отсутствия разрешения на строительство автомобильной дороги. Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 заключить договор водопользования в целях законного использования участка акватории водного объекта <адрес>; заключить согласие в установленной письменной форме с владельцем автомобильной дороги (государственное казенное учреждение <адрес> «Управление автомобильными дорогами общего пользования «Астраханьавтодор») на строительство примыканий к участкам автодороги общего пользования регионального значения <адрес> «Астрахань-Зеленга» <адрес> (<адрес><адрес> (<адрес>); получить разрешение на строительство автомобильной дороги, в отношении которой осуществлено примыкание. Установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ со дня вступления решения суда в законную силу. Со дня вступления решения суда в законную силу прекратить движение транспортных средств по установленному ИП ФИО1 наплавному мосту на участке акватории <адрес> до устранения вышеуказанных нарушений, в связи с угрозой возникновения дорожно-транспортных происшествий, влекущих за собой человеческие жертвы.

В судебном заседании представитель истца ФИО5 уточненные административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Административный ответчик ФИО1 исковые требования признал в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица - ГКУ АО «Управление автомобильными дорогами общего пользования «Астраханьавтодор» ФИО6, действующий на основании доверенности, не возражал против удовлетворения административных исковых требований.

Заинтересованное лицо - ФИО2 поддержала требования административного истца, просила их удовлетворить.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с п. 14 ст. 1 Водного кодекса РФ под использованием водных объектов (водопользование) понимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.

В силу пункта 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ, в целях использования акваторий водных объектов, находящихся е федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, право пользования приобретается на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено ч. 3 и 4 настоящей статьи.

В соответствии с частью 5 статьи 23 Водного кодекса РФ решение о предоставлении водного объекта или его части в пользование вступает в силу с момента регистрации этого решения в государственном водном реестре.Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13 Водного кодекса РФ, договор водопользования должен содержать цель, виды и условия использования водного объекта или его части. Кроме того, на основании ч. 3 ст. 16 Водного кодекса РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2018 N 165 утверждены Правила подготовки и заключения договора водопользования, а также форма примерного договора водопользования.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основополагающей задачей по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно- транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Пунктом 2 ст. 51 Градостроительного кодекса установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (д^лее - ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ) строительство, реконструкция являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами (далее также - пересечение) и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге (далее также - примыкание) допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим

Федеральным законом, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог.

Согласно п. 2 ст. 20 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ в случае строительства, реконструкции пересечений и примыканий разрешение на строительство выдается соответственно федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в отношении которой планируется осуществить пересечение или примыкание.

Из смысла п. 3 ст. 20 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ установлено, что примыкающие к автомобильным дорогам общего пользования автомобильные дороги, подъезды к автомобильным дорогам общего пользования, съезды с автомобильных дорог общего пользования должны иметь твердое покрытие, начиная с мест примыкания, на расстояние, размер которого должен быть не менее установленного техническими регламентами размера.

Пунктом 4 статьи 20 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ установлено, что капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий в отношении автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев таких автомобильных дорог. При этом с владельцами таких автомобильных дорог должны быть согласованы порядок осуществления работ по ремонту указанных пересечений и примыканий и объем таких работ.

В соответствии с п. 5.1 ст. 20 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ согласие в письменной форме владельца автомобильной дороги, указанное в частях 1 и 4 настоящей статьи, должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт пересечений и примыканий (далее в настоящей статье - технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению).

Согласно подп. 2 п. 5.3. ст. 20 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ порядок выдачи указанного в частях 1 и 4 настоящей статьи согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги и перечень документов, необходимых для его выдачи, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.

Постановлением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок выдачи согласия в письменной форме владельцем автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения Астраханской области с другими автомобильными дорогами и примыкания автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения к другой автомобильной дороге, а также перечень документов, необходимых для выдачи такого согласия Астраханской области.

В соответствии с п. 3 Порядка в случае осуществления работ по капитальному ремонту, ремонту пересечений и (или) примыканий порядок осуществления таких работ и объем таких работ должны быть согласованы владельцами других автомобильных дорог с владельцами автомобильных дорог регионального значения.

Пункт 4 Порядка предусматривает выдачу согласия, указанного в пункте 2 настоящего Порядка, либо мотивированный отказ в его предоставлении осуществляется владельцем автомобильной дороги регионального значения - государственным казенным учреждением Астраханской области "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор".

Согласно п. 5 Порядка для получения согласия заявитель обращается в адрес владельца автомобильной дороги регионального значения с письменным заявлением о предоставлении такого согласия.

Судом установлено, что работы по насыпи грунта от рассматриваемой автомобильной дороги к р.Бушма проводились административным ответчиком в нарушение ст. 20 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» при отсутствии разрешения на строительство. Также из материалов дела следует, что в настоящее время договор водопользования водного объекта р. Бушма с ФИО1 не заключен, документы, на основании которых возникает право пользования водным объектом, у ФИО1 отсутствуют.

Кроме того, на указанном участке автодороги постоянно происходит скапливание транспортных средств и пешеходов, ожидающих погрузку на паром, а также выезд транспортных средств и выход пешеходов с парома, размещение примыкания в указанном месте создает помехи для погрузки - выгрузки пассажиров на автобусной остановки и в целом негативно сказывается на безопасности жизни и здоровья водителей транспортных средств их пассажиров и пешеходов.

В соответствии со статьей 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Суд полагает, что установленный административным истцом срок до 01 декабря 2021 года со дня вступления решения суда в законную силу, для исполнения решения суда является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

С учетом представленных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований истца с учетом уточнений в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л :

Административное исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Володарского района Астраханской области к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании незаконным бездействия и понуждении к действию - удовлетворить.

Признать незаконным бездействия Индивидуального предпринимателя ФИО1, выразившиеся в допущении нарушений требований водного, градостроительного законодательства, а также законодательства в сфере обеспечения безопасного дорожного движения, в части отсутствия согласования с ГКУ АО "Астраханьавтодор" примыкания в полосе отвода автомобильной дороги; не заключения договора водопользования, отсутствия разрешения на строительство автомобильной дороги.

Обязать Индивидуального предпринимателя ФИО1:

- заключить договор водопользования в целях законного использования участка акватории водного объекта <адрес>;

- заключить согласие в установленный письменной форме с владельцем автомобильной дороги (государственное казенное учреждение <адрес> "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор") на строительство примыканий к участкам автодороги общего пользования регионального значения <адрес> "Астрахань - Зеленга" <адрес> (<адрес>) и <адрес> (<адрес>).

- получить разрешение на строительство автомобильной дороги в отношении которой осуществлено примыкание.

Со дня вступления решения в законную силу прекратить движение транспортных средств по установленному наплавному мосту на участке акватории <адрес> до устранения вышеуказанных нарушений.

Установить срок исполнения решения суда со дня вступления решения в законную силу до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Ю.А. Овчинникова