Дело №а- 50/22 23 марта 2022года
Р Е Ш Е Н И Е
(именем Российской Федерации)
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего Воробьевой И.А.
при помощнике ФИО9
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО7, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО2, ФИО4, по иску ФИО1 к Жилищному Комитету Санкт-Петербурга, об оспаривании решения, действия (бездействия)
у с т а н о в и л:
С ДД.ММ.ГГГГ семья истицы ФИО6 в составе 5 человек (она сама, дети: сын -ФИО1, рождения ДД.ММ.ГГГГ, сын- ФИО2, рождения ДД.ММ.ГГГГ, дочь - ФИО3, рождения ДД.ММ.ГГГГ, дочь ФИО4, рождения ДД.ММ.ГГГГ) состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в СПб (л.д.16).
ДД.ММ.ГГГГФИО6 (в своих интересах и в интересах детей) обратилась с заявлением в Жилищный Комитет СПб с просьбой о предоставлении социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений гражданам, имеющим трех или более несовершеннолетних детей, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма, или на учет нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий. Данное заявление было учтено Жилищным Комитетом, о чем ФИО6 сообщено соответствующим уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.54).
ДД.ММ.ГГГГФИО6 обратилась в суд с иском к Жилищному Комитету СПб о признании незаконным бездействия, выразившегося «в не включении ее многодетной семьи в Сводные списки на 2021 финансовый год». Просила «обязать Жилищный Комитет СПб обязать обеспечить ее многодетную семью в составе ФИО6, ФИО1, ФИО2, ФИО1, ФИО4сертификатом для многодетной семьи. Восстановить право на указанную форму содействия сына ФИО10, как члена многодетной семьи, изъявившего желание в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, если в момент вынесения решения судом оно будет утрачено по достижению возраста 18 лет» (л.д.2-об.).
ДД.ММ.ГГГГ сын истицы ФИО5 достиг возраста 18 лет, в связи с чем привлечен судом к участию в данном деле соистца. Истцы - ФИО6 (действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, ФИО4), а также ФИО1 уточнили требования, в окончательном виде просят:
- признать незаконными действия \бездействия должностных лиц Жилищного Комитета СПб;
-признать за многодетной семьей в составе: ФИО6ФИО1,, ФИО1, ФИО2, ФИО4 право на социальную выплату для приобретения или строительства жилых помещений гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или на учет нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий на дату ДД.ММ.ГГГГ;
- обязать Жилищный Комитет СПб выдать сертификат, подтверждающий право на предоставление указанной социальной выплаты «на весь состав семьи, обратившийся за государственной услугой ДД.ММ.ГГГГ».
ФИО6 пояснила, что ее семья включена в целевую программу для многодетных семей с апреля 2019 года, в то время как фактически ее очередь длительное время «отодвигалась», поскольку перед ней имели преимущество «семьи, включенные в данную программу позже, но зато стоявшие на общей очереди ранее». Такой порядок истица считает неправильным, нарушающим права и законные интересы ее и ее несовершеннолетних детей, поскольку не учитывает интересы ее сына, достигшего уже возраста 18 лет. ФИО1 (сын истицы) согласился с данной позицией.
В качестве третьих лиц по делу привлечены Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Горжилобмен», Уполномоченный по правам по правам ребенка в Санкт-Петербурге.
Настоящее дело рассмотрено судом по правилам Гражданско-процессуального кодекса РФ в связи с тем, что истцы ссылаются на нарушение жилищных прав и прав в области социального обеспечения.
Истцы в суд явились, требования поддержали.
Представитель ответчика - Жилищного Комитета Санкт-Петербурга в суд явился, возражает против требований. Указал, что включение в Сводный список по программе многодетных семей и выделение соответствующих сертификатов производилось Комитетом в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга № от 24ДД.ММ.ГГГГ, и предполагающим очередность постановки многодетной семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Поскольку в 2019-2020 годах имело место недостаточное финансирование указанной программы, включение в сводные списки и предоставление соответствующих сертификатов производилось в отношении семей, принятых на учет нуждающихся до 2018 года. Так как истица и ее семья приняты на учет только в 2018 году ФИО11 смогла быть обеспечена указанной мерой социальной поддержки только при достижении ее очереди, то есть во второй половине 2021 года. Поскольку к этому времени сын истицы- ФИО1 достиг совершеннолетия, он, согласно названного Порядка, подлежал исключению из программы. Кроме того представитель ответчика пояснил, что так как истица имеет трех несовершеннолетних детей, она осталась участником программы по обеспечению многодетных семей, в связи с чем ее семья была включена Сводный список в ноябре 2021 года, истице было предложено получить сертификат. Однако до конца 2021 года истица своего волеизъявлению не высказала, а Регламент оказания такой государственной услуги был изменен, ей было предложено повторно обратиться с заявлением о получении указанной социальной выплаты в 2022 году, что ФИО6 и было добровольно сделано. В настоящее время это заявление истицы удовлетворено, она с несовершеннолетними детьми включена в Сводный список, ей предоставлен сертификат на получение социальной выплаты исходя из состава семьи 4 человека (истица, трое несовершеннолетних детей истицы). Однако ФИО6 отказывается от получения денежных средств, полагая, что сумма социальной выплаты должна исчисляться на семью из 5 человек (включая уже совершеннолетнего сына- ФИО1).
Представитель третьего лица – СПБГБУ «Горжилобмен» в суд явился, возражает против требований иска.
Представитель третьего лица Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге в суд явился, требования иска не поддерживает.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, находит иск подлежащим отклонению по заявленным основаниям.
Согласно ч.1 ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 409-61 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан", под содействием Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан (далее - содействие в улучшении жилищных условий) в целях настоящего Закона Санкт-Петербурга понимается использование имеющихся в распоряжении Санкт-Петербурга финансовых и материальных ресурсов при обеспечении граждан жилыми помещениями, за исключением предоставления жилых помещений жилищного фонда социального использования и специализированного жилищного фонда, а также мер по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище при реализации федеральных целевых программ.
В силу ч.2 этой же статьи, содействие в улучшении жилищных условий оказывается гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или на учет нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга. В соответствии с ч.1 ст.2 данного закона СПБ, оказание содействия в улучшении жилищных условий производится, в частности в форме предоставления социальных выплат на строительство или приобретение жилья и дополнительных социальных выплат на строительство или приобретение жилья за счет средств бюджета Санкт-Петербурга;
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 328 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден Порядок предоставления социальных выплат для приобретения или строительства жилых помещений гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или на учет нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, согласно приложению.
В соответствии с п.5 (п.п. 5.1, 5.2 ) данного постановления, Жилищному Комитету Санкт-Петербурга было предписано:
- обеспечить формирование списка граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, которым планируется предоставление социальных выплат для приобретения или строительства жилых помещений гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или на учет нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий (далее - Сводный список), и утвердить его в 2018 году не позднее 30 рабочих дней после вступления в силу постановления,
- начиная с 2019 года обеспечивать ежегодное формирование и утверждение Сводного списка в текущем финансовом году в течение 30 рабочих дней после вступления в силу закона Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год.
Согласно п.1.1 Порядка, социальные выплаты для приобретения или строительства жилых помещений гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей (далее - многодетные семьи), принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или на учет нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий (далее - социальные выплаты), предоставляются на основании решений Жилищного комитета.
Согласно п. 1.2 Порядка, право на предоставление социальной выплаты за счет средств бюджета Санкт-Петербурга удостоверяется свидетельством о праве на предоставление социальной выплаты в форме сертификата (далее - Сертификат), утвержденной Жилищным комитетом.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Жилищный Комитет Санкт-Петербурга является компетентным органом государственной власти при разрешении вопроса о предоставлении названной выше меры социальной поддержки.
Согласно ч.1 ст.15 названного выше закона СПб, содействие в улучшении жилищных условий оказывается в порядке очередности, определяемой в соответствии с законодательством Санкт-Петербурга.
В силу п. 2.3 Порядка, граждане, подавшие заявление о содействии, включаются в Сводный список исходя из наиболее ранней даты принятия их на жилищный учет.
Как следует из пояснений представителя Жилищного комитета СПб, представленных сведений о финансировании и очередности, в период 2019-2020 гг. семьи истицы не могла быть включена в Сводный список, поскольку в этот период времени в данный Список включались только семьи с датой постановки на учет до 2018 года, в то время как ФИО6 с членами семьи состоит на учете с декабря 2018 года. Сама истица также указывала, что «номер ее очереди был около 400-600» и «перед ней находились семьи, вставшие на учет в более ранее время». Довод ФИО6 о том, что «такой порядок включения в сводный список является неправомерным», суд оценивает критически, так как указанная последовательность выделения социальной помощи (исходя из времени постановки семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий) основана на требованиях закона Санкт-Петербурга «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан», а также постановления Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 328, утвердившего выше указанный Порядок. Данные нормативные акты или их отдельные положения, регулирующие последовательность предоставления мер социальной поддержки не оспорены, не отмены и являются действующими. По мнению суда, указанные нормы отражает принцип социальной справедливости, поскольку лица, более длительное время нуждающиеся в улучшении жилищных условий, подлежат обеспечению в приоритетном порядке вне зависимости от способа и вида такого обеспечения (за счет сертификатов, денежных выплат или участия в целевых социальных программах).
Согласно п. 2.4 Порядка, в случае достижения несовершеннолетним ребенком (детьми), включенным (включенными) в Сводный список, 18-летнего возраста за многодетной семьей сохраняется право на получение социальной выплаты в текущем году.
Согласно п.1.3 Порядка, размер социальной выплаты определяется Жилищным комитетом на дату принятия решения о предоставлении социальной выплаты и перерасчету не подлежит.
В настоящем случае, семья истицы (включая сына ФИО1) исходя из принципа очередности (с учетом ограниченного финансирования) законно не включалась в сводные списки на 2019 и 2020 годы. Право на такое включение возникло у семьи ФИО12 только в ноябре 2021 года, то есть уже после того, как сын ФИО6 – ФИО1 достиг совершеннолетия. Поскольку законодатель связывает возможность сохранения права на получение социальной выплаты при достижении 18-летия только для лиц уже включенных ранее в Сводный список, суд делает вывод о том, что, право на получение социальной выплаты за ФИО1 «сохраниться после достижения совершеннолетия» не может, поскольку такое право у него не возникло. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что на момент принятия решения о включении в Сводный список Жилищный комитет обоснованно исходил из состава семьи истицы – 4 человека и исключил при определении размера социальной помощи ФИО1 Правовую позицию истицы о том, что «нужно исходить из состава семьи на момент обращения с заявлением», то есть, на ДД.ММ.ГГГГ, суд находит ошибочной, ввиду того, что решение о включении в сводный список семьи ФИО12ДД.ММ.ГГГГ Жилищным Комитетом СПб не принималось и не могло быть принято по выше указанным основаниям (в том числе, исходя из принципа очередности). Заявление ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно процедуры, утвержденной выше названным Порядком, было учтено Жилищным Комитетом, что являлось только основанием для включения истицы и ее семьи в программу улучшения жилищных условий многодетных семей.
Таким образом, суд полагает, что какого-либо бездействия со стороны ответчика не имелось, Жилищный Комитет СПб действовал в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением правительства города № от ДД.ММ.ГГГГ. Также суд приходит к выводу о том, что жилищные или социальные права истцов действиями ответчика не нарушены, в связи с чем в иске должно быть отказано.
Суд также учитывает, что в настоящее время законные права и интересы истицы и ее несовершеннолетних детей не нарушаются, поскольку ФИО6 в установленном порядке, на основании собственного заявления истицы и с соблюдением принципа очередности предоставлена социальная выплата. То обстоятельство, что истица сама отказывается от ее получения, не может свидетельствовать о нарушении ответчиком норм права.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 197-199 ГПК РФ,
р е ш и л :
ФИО6, ФИО1 в требованиях иска - отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца.
Судья: