ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-510/2022 от 28.07.2022 Московского областного суда (Московская область)

Дело а-510/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июля 2022 год

М.

М. областной суд в составе:

председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.,

при ведении протокола помощником судьи Тягай А.А., секретарем Григорьевой М.С.,

с участием прокурора М. прокуратуры Быхановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению об оспаривании нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации,

установил:

распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства М. -РВ от 26.03.2020г. утвержден Порядок урегулирования конфликтных ситуаций при приемки выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (далее Порядок).

На момент разрешения спора акт действует в редакции распоряжения Министерства ЖКХ МО от N 109-РВ. В установленном порядке распоряжение опубликовано.

Пунктом 12 Порядка предусмотрено, что в случае если лицо, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме, не подписывает акт приемки и не представляет письменный мотивированный отказ, представитель заказчика вправе привлечь к работе комиссии для приемки выполненных работ представителя общественной организации.

В данном случае уполномоченное лицо общественной организации при приемке выполненных работ указывает в акте приемки заключение о возможности/невозможности приемки выполненных работ.

Пункт 13 Порядка указывает, что положительное заключение представителя общественной организации и отсутствие мотивированных отказов других членов комиссии, за исключением представителя собственников помещений многоквартирного дома, является основанием для принятия результата работ и подписания акта приемки без замечаний.

Пункт 14 гласит, что в случае отрицательного заключения представителя общественной организации, выполненные подрядной организацией работы считаются непринятыми. После устранения замечаний процедура приемки работ проводится повторно в установленном порядке.

Административные истцы являются жителями многоквартирных жилых домов в городском округе М. , входят в состав совета многоквартирных домов, городского округа, являются непосредственно председателями совета многоквартирного дома и лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме общим собрание собственников многоквартирных домов, обратились в М. областной суд, с административными исковыми заявлениями, в которых просили признать указанные выше пункты Порядка недействующими, как принятые в противоречие с положениями жилищного законодательства, а именно ст. ст. 189, 190,161.1 ЖК РФ.

Так административные истцы указали, что жилищное законодательство Российской Федерации не предусматривает замену лица, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме при проведении ремонтных работ без проведения общего собрания собственников многоквартирных жилых домов. Сособственниками многоквартирных жилых домов определен статус лиц, уполномоченных осуществлять контроль за выполнением работ по ремонту общего имущества дома- согласно положениям жилищного кодекса – председатель дома и члены совета дома.

Не один из многоквартирных домов не уполномочивал решением общего собрания собственников жилья Ассоциацию председателей многоквартирных домов подменять собой собственников. Федеральное законодательство, а именно Федеральный закон №212-ФЗ от «Об основах общественного контроля» не допускает, под видом общественного контроля подменят собой собственников многоквартирного дома общественной организацией.

Министерством строительства и ЖКХ Российской Федерации утверждены методические рекомендации, включающие в себя регламент- порядок взаимодействия регионального оператора с собственниками помещений при проведении капитального ремонта с использованием средств ФКР. В указанном акте Министерство также не предусмотрело возможность подписания актов по приемке многоквартирных домов после проведения капительного ремонта иными лицами, кроме представителя собственников многоквартирного жилого дома, или лица уполномоченного собственниками. Утверждают, что возможность подписания акта общественной организацией отсутствует и в нормах жилищного законодательства. Не предусматривает также введение в состав комиссии Ассоциации и замену ею собственников многоквартирных жилых домов при подписании акта Регламент по осуществлению приемки оказанных услуг и выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.

По мнению административного истца, оспариваемым распоряжением вопреки требованиям федерального законодательства создан правовой режим для приемки работ по капитальному ремонту любых многоквартирных домов М. без подписи уполномоченного представителя собственников, что нарушает, в том числе их права и законные интересы как собственников помещений в многоквартирном доме.

В судебное заседание административные истцы не явились, извещены. представители . и . подержали заявленные требования. Указали, что замена лица, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме на общественную организацию нарушает права административных истцов и собственников на необоснованное завышение затрат на работы проведенного капитального ремонта, что приводит к завышению расходов собственников многоквартирных домов. Полагают, что гражданским законодательством урегулированы ситуации, возникающие в случае отказа стороны от подписания актов приемки, нормы которого в ситуации конфликта необходимо применять. Просили признать недействующим нормативный акт в оспариваемой его части с момента принятия.

Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства М. в судебном заседании поддержал ранее представленные возражения, указал, что общественная организация не подменяет собой лицо, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме, а выступает в защиту интересов собственников в случае конфликтных ситуаций при приемке объекта не урегулированных законодательством. Собственники многоквартирных домов не лишены возможности оспорить акты.

Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в лице представителя Е.Г., просила в удовлетворении требований отказать.

Ассоциация председателей светов многоквартирных домов М. в суд представителя не направила, извещена в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, заслушав заключение прокурора Быхановой Е.В., полагавшей, что требования административных истцов подлежат удовлетворению, а оспариваемые пункты Порядка признанию недействующими, как принятые в нарушение требований жилищного законодательства Российской Федерации не допускающего замену собственников, лицо, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме, на иное лицо с момента вступления решения в законную силу, приходит к следующему.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Определением М. областного суда от отказано Министерству жилищно-коммунального хозяйства М. в удовлетворении ходатайства о прекращении производства по делу, в связи с отсутствием у административных истцов прав на обращение с данными требованиями, как лицам не являющимися субъектами правоотношений и не нарушению прав. Определение вступило в законную силу.

Как установлено судом, и следует из материалов дела, все административные истцы являются собственниками квартир в многоквартирных жилых домах городского округа М. . Данные лица в установленном порядке избраны в совет многоквартирного жилого дома. Административные истцы решением общего собрания собственников многоквартирных домов также является лицом, уполномоченными от всех собственников на подписание актов приемки оказания услуг по капитальному ремонту. Следовательно, оспариваемые положения Порядка, затрагивают их права, как членов общественности, так и непосредственно жителей, проживающих в указанных многоквартирных домах, в которых проводится капитальный ремонт.

В подпунктах а-г пункта 2 части 8 статьи 213 КАС РФ указаны обстоятельства, которые подлежат выяснению судом при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта, так, суд выясняет: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу.

Министерство жилищно-коммунального хозяйства М. (далее - Министерство) является центральным исполнительным органом государственной власти М. специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории М. : в сфере жилищно-коммунального хозяйства, действует на основании Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства М. , утвержденного постановлением П. МО от N 787/44 (вред. от ).

Согласно п. 12.57 Положения, к полномочиям Министерства относится принятие по вопросам, находящимся в компетенции Министерства, правовых актов нормативного характера - распоряжений, которые действуют на всей территории М. и обязательны для государственных органов М. и государственных учреждений М. , а также органов местного самоуправления, юридических и физических лиц.

Исходя из пп.1 п.1 Положения, к специальной компетенции Министерства относится вопрос организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории М. .

Распоряжения Министерства подлежат официальному опубликованию в газете "Ежедневные новости. Подмосковье".

Согласно пункту 4 ст. 33 Закона М. от -ОЗ «О П. М. » распоряжения П. М. вступают в силу со дня их подписания, если иное не установлено самим распоряжением.,

В силу Регламента П. М. (утвержден постановлением Губернатора М. от -ПГ) официальным источником опубликования распоряжения являются газета "Ежедневные Новости. Подмосковье" и официальный сайт Министерства mingkh@mosreg.ru интернет-портала П. М. .

Распоряжение подписано Министерством и размещено на сайте .

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением требований, предъявляемых к форме, виду и опубликованию в установленном порядке.

Организация, проведение и приемка работ по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов определена в Жилищном кодексе Российской Федерации (раздел 9) (далее ЖК РФ), а также законе М. -ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории М. (далее Закон М. ОЗ).

Согласно части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Такие взносы в соответствии с части 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации формируют фонд капитального ремонта.

На основании части 1 статьи 178 Жилищного кодекса региональный оператор является юридическим лицом, созданным субъектом Российской Федерации. Частью 1 статьи 182 ЖК РФ, п.3, части1 ст.167 ЖК РФ, ч.1, ст.17, ч.1ст.18 Закона М. -ОЗ деятельность фонда, направлена на своевременное проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, включенных в региональную программу, и обеспечения безопасности и благоприятных условий проживания граждан.

В целях реализации региональной программы М. «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории М. , на 2014-2049 годы», утвержденной постановлением П. М. от «Об утверждении региональной программы М. "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории М. , на 2014-2049 годы» принято постановление П. МО от (ред. от ) «Об утверждении Порядка утверждения краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории М. ».

Работы по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов в частичности бульвар, г/о М. был включен в краткосрочный план на 2017-2019 годы.

В соответствии с положениями части 1 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора или на специальном счете решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены: лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.

В соответствии с пунктом 1 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.

Основанием для перечисления региональным оператором средств по договору на оказание услуг и (или) выполнение работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме является акт приемки выполненных работ. Такой акт должен быть согласован с органом местного самоуправления, а также с лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме (если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в нем) (ч. 2 ст. 190 ЖК РФ).

Анализ указанных положений позволяет сделать вывод о том, что ч. 2 ст. 190 ЖК РФ в целях реализации которой было принято оспариваемое распоряжение, подлежит применению только в случае, когда собственниками помещений в многоквартирном доме принято на общем собрании решение о проведении капитального ремонта дома.

Министерством жилищно-коммунального хозяйства М. утвержден Регламент по осуществлению приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории М. , Фондом капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Регламент устанавливает обязательные для исполнения требования по приемке работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов М. , а также обязательные требования к оформлению результатов этих работ.

В целях надлежащей реализации регламента по осуществлению приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории М. в целях правового регулирования, обеспечения нормального функционирования сферы услуг по капитальному ремонту, а также защиты населения, Министерством принят оспариваемый Порядок урегулирования конфликтных ситуаций при приемке выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.

Положениями Порядка определено, что приемка выполненных работ осуществляется комиссией с обязательным оформлением акта приемки выполненных строительно-монтажных работ (далее - акт приемки) по форме, утвержденной приложением 1 к настоящему Порядку, который подписывается всеми членами комиссии.

В состав комиссии входят:1) представитель заказчика; 2) представитель организации, осуществляющей строительный контроль; 3) представитель подрядной организации; 4) представитель проектной организации; 5) представитель органа государственного жилищного надзора (по согласованию); 6) представитель органа местного самоуправления муниципального образования М. по месту нахождения объекта (далее - орган местного самоуправления); 7) представители организации, осуществляющей управление многоквартирным домом; 8) лицо, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме; 9) представители Ассоциации председателей советов многоквартирных домов М. (далее - общественная организация) (по согласованию).

В ходе приемки работ члены комиссии осуществляют осмотр в целях подтверждения факта завершения работ, проверки объема, качества и соответствия выполненных работ требованиям, установленным договором подряда, нормативными документами.

В случае отсутствия замечаний к результатам выполненных работ членами комиссии подписывается акт приемки без замечаний.

Если в ходе работы комиссии возникли разногласия, выразившиеся в отказе от подписания акта приемки отдельными членами комиссии, то комиссия составляет акт о возникших разногласиях (далее - акт разногласий) по форме, утвержденной приложением 2 к настоящему Порядку, и лицо, отказавшееся от подписания акта приемки, обязано в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем составления акта разногласий, подготовить и направить подрядной организации или заказчику мотивированный отказ.

В акте разногласий определяется место и время заседания комиссии для рассмотрения письменного мотивированного отказа от подписания акта приемки.

В соответствии с частью 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации отказ в подписании акта приемки должен быть мотивированным.

Таким образом, положения Порядка соответствуют нормативным положениям статьи 189 ЖК РФ, и закрепляют уполномоченное лицо от собственников многоквартирных домов, как члена комиссии по приемки выполненных работ по капитальному ремонту.

В свою очередь пункты 12-14 Порядка оспариваемые заявителями определяют действия заказчика в случае, если лицо, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме, не подписывает акт приемки и не представляет письменный мотивированный отказ от приемки выполненных работ.

В случае наступления указанной конфликтной ситуации представитель заказчика вправе привлечь к работе комиссии для приемки выполненных работ представителя общественной организации- Ассоциацию председателей советов многоквартирных домов М. . Целью деятельности которой, согласно Устава является объединение председателей советов многоквартирных домов М. направленной на защиту интересов собственников многоквартирных жилых домов М. .

Предметом деятельности Ассоциации, в том числе является осуществление общественного контроля за оказанием услуг и (или) выполнению работ по управлению многоквартирными домами, содержанию и ремонту общего имущества.

Указанный порядок действия при возникновении определенных условий является правом, а не обязанностью заказчика.

Исходя из буквального толкования приведенных выше положений, общественная организация является участником комиссии, который может быть приглашен по согласованию. В свою очередь лицо, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме входит непосредственно в состав комиссии. Таким образом, общественная организация не подменяет собой лицо, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме. Основной целью привлечения общественной организации в рамках работы комиссии является урегулирование конфликтных ситуаций, правовое регулирование которых на федеральном уровне отсутствует.

Доводы административных истцов о наличии у совета многоквартирного жилого дома, а также председателя совета полномочий аналогичных полномочиям лица, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме; участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты суд находит ошибочными, основанными на неверном и расширительном толковании положений статьи 161.1 ЖК РФ, поскольку данная норма регулирует правоотношения, возникшие при проведении текущего ремонта многоквартирного дома.

Так, по смыслу статьи 154 ЖК РФ с учетом разъяснений в пункте 9 постановления Пленума Верховный Суд Российской Федерации от «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя, а также собственника включает в себя плату за содержание жилого помещения (плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме).

Таким образом, полномочия совета многоквартирного дома, председателя совета многоквартирного дома по осуществлению контроля за оказанием услуг и (или) выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также, подписанию актов приемки оказания услуг и (или) выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества не распространяется на услуги по капитальному ремонту.

Также суд отмечает, что собственники многоквартирных жилых домов, лицо, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме в случае не согласия с принятым по результатам капитального ремонта актом вправе его обжаловать в установленном законом порядке.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 177,178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований о признании недействующим пунктов 12,13,14 Порядка урегулирования конфликтных ситуаций при приемки выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, утвержденного распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства М. -РВ – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через М. областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято .

Судья М.Ю. Елизарова