ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-5161/16 от 26.09.2016 Киевского районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Киевский районный суд <адрес>

Республики Крым

<адрес>, 295403

тел.: (0652) 24-93-20; факс: (0652) 27-31-66

kiev-simph.krm.sudrf.ru

дело а-5161/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

26 сентября 2016 года <адрес>

Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в составе:

председательствующего судьи ФИО1

при секретаре ФИО1,

с участием административного истца – ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженка <адрес>а, <адрес>, паспорт гражданина Украины МР 149622, проживает по адресу: <адрес>),

представитель УФМС России по <адрес> – не явился, извещен надлежащим образом,

представитель Отделу УФМС России по <адрес> в <адрес> – не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению

ФИО1 к УФМС России по <адрес>, Отделу УФМС России по <адрес> в <адрес> о признании незаконным заключения об отказе в признании гражданином РФ и возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратилась в суд с административным иском о признании незаконным заключения УФМС России по <адрес> об отказе в признании гражданином РФ и возложении обязанности. Свои требования мотивирует тем, что она обратилась в отдел УФМС России по <адрес> в <адрес> с заявлением о предоставлении справки для получения паспорта гражданина Российской Федерации, для чего предоставила все необходимые документы. Однако ей было отказано в выдаче справки-заключения, так как, по мнению административного ответчика, она представила в УФМС недостоверные сведенья факта постоянного проживания на территории <адрес>. Просит признать отказ отдела УФМС России по <адрес> в <адрес> в признании наличия у ФИО1 гражданства РФ необоснованным и незаконным, обязав ответчика выдать ей справку заключение для получения паспорта гражданки РФ.

Судом установлено, что истцом для проведения проверки наличия или отсутствия гражданства Российской Федерации представлены соответствующие документы, в том числе решение Киевского районного суда <адрес> от 16.02.2015г по делу .

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, относится к исключительным полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов.

Согласно ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются: Президент Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица.

Согласно статье 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданство Российской Федерации приобретается: по рождению; в результате приема в гражданство Российской Федерации; в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального Конституционного Закона Российской Федерации от 21.03.2014г. -ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя», со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.

Часть 3 статьи 1 от 21.03.2014г. Конституционного закона -ФКЗ, <адрес> считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.

Пунктом 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1325 предусмотрено, что при возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации. Полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа.

После получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в отдел УФМС России по <адрес> в <адрес> с заявлением о проведении проверки наличия либо отсутствия у нее гражданства РФ.

Согласно п. 14 и п. 14.1 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве РФ, утвержденного Приказом ФМС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 64 (в действующей редакции), основным исполнителем административных процедур являются территориальные органы ФМС. При осуществлении полномочий по реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации территориальные органы, в числе прочего, проводят определение наличия гражданства Российской Федерации. Проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, с последующим уведомлением (извещением) заявителя (инициатора) о вынесенном заключении о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации.

Пунктом 15.2 Административного регламента определены сведения, которые должны содержаться в заявлении. Указано, что сведения, содержащиеся в заявлении (запросе), должны иметь, по возможности, документальное подтверждение. Установление фактов, имеющих значение для определения наличия либо отсутствия у проверяемого лица гражданства Российской Федерации, возможно также на основании взаимоподтверждающих документов.

В соответствии с п. 15.4 Административного регламента, исполнитель формирует дело, направляет запросы по проверке пакета документов заявителя по имеющимся учетам ФМС России и Консульского департамента Министерства иностранных дел Российской Федерации, в соответствующие органы, имеющие информацию в отношении проверяемого лица (полномочные органы по месту рождения на территории Российской Федерации и месту жительства проверяемого лица, иные органы исполнительной власти, суд и др.), проводит анализ результатов проверочных мероприятий по полученной информации.

При проведении проверки, в совокупности с другими материалами, также учитываются надлежащим образом оформленные результаты опросов свидетелей.

В силу п. 15.6 Административного регламента, по результатам рассмотрения территориальный орган в установленные сроки выносит мотивированное заключение, составленное в произвольной форме и утвержденное его руководителем или лицом, исполняющим его обязанности, либо, в соответствии с разграничением полномочий, руководителем структурного подразделения территориального органа, которое может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.

Заключение о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации или о невозможности установления наличия гражданства Российской Федерации у проверяемого лица выносится с применением ч. 7 ст. 4 ФЗ "О гражданстве РФ".

В своем заключении от 24.09.2015г. ответчик пришел к выводу, что оформленный ею договор аренды жилья от ДД.ММ.ГГГГ не имеет юридической силы, а в подтверждение постоянного проживания на территории Республики Крым было предоставлено только решение Киевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Представленные документы, по мнению УФМС, свидетельствуют о временном пребывании ФИО1 с целью трудоустройства, а не постоянного проживания.

Согласно п. 15.5 Административного регламента, срок рассмотрения заявления не должен превышать 30 дней с момента его регистрации, в случае если первоначально были приложены все необходимые для проведения проверки материалы. В случаях, требующих проведения дополнительной проверки и направления соответствующих запросов, заявителю направляется промежуточный ответ, а окончательный срок рассмотрения не должен превышать 5 рабочих дней со дня поступления последней необходимой для проведения проверки информации (представления копий документов, надлежащим образом оформленных опросов).

В материалах дела отсутствуют какие-либо промежуточные ответы, а также информация о необходимости проведения проверки свыше установленного срока.

Таким образом, на заявление истца, зарегистрированного 12.05.2015г., ответчиком дано заключение от 24.09.2015г., что не соответствует установленным срокам рассмотрения в п. 15.5 Административного регламента.

В предоставленных ответчиком материалах отсутствуют сведения о направлении и вручении истцу решения от 24.09.2015г. -КИ. Решение от 24.09.2015г. -КИ получено истцом 29.12.2015г. Указанные обстоятельства свидетельствуют об обращении в суд в установленные законом сроки.

Согласно решению Киевского районного суда <адрес> от 16.02.2015г по делу установлен факт постоянного проживания истца в <адрес>. Решение вступило в законную силу.

В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Суд считает, что уведомление о принятом решении от 24.09.2015г. -КИ принято без учета обстоятельств, установленных Киевским районным судом от 16.02.2015г по делу .

Выводы, изложенные в письме от 24.09.2015г. противоречат материалам дела, основаны без учета всех обстоятельств, в том числе установленных Киевским районным судом в решении от 16.02.2015г по делу .

Суд считает, что уведомление о принятом решении от 24.09.2015г. -КИ принято в нарушение норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", требований пункта 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1325, пункта 15 Административного регламента Федеральной миграционной службы государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России N 64 от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.

Относительно требований истца обязать ответчика выдать справку-заключение для получения паспорта гражданина Российской Федерации суд указывает следующее. Согласно ст.30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, проведение проверки фактов и предоставленных документов для обоснования заявлений по вопросам гражданства относится к исключительной компетенции Федеральной миграционной службы.

В связи с изложенным, указанные требования, подлежат удовлетворению частично.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 4, 10, 11, 14, 28, 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", ст.ст. 64, 175-180 КАС РФ,

р е ш и л:

административное исковое заявление ФИО1 – удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить решение от 24.09.2015г. -КИ Отдела УФМС России по <адрес> в <адрес> Федеральной Миграционной Службы по <адрес>.

Обязать Управление ФМС по <адрес> повторно рассмотреть заявление ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения о наличии или отсутствии гражданства Российской Федерации.

В остальной части – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Киевский районный суд <адрес> Республики Крым.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года

Судья ФИО1