Дело №а-516/2021
УИД 41MS0№-77
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
683009, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>
РЕШЕНИЕ
«24» июня 2021 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лаевская Римма Петровна, при секретаре ФИО3, рассмотрев протест заместителя прокурора Камчатского края ФИО4 на постановление мирового судьи судебного участка № Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении в отношении главного бухгалтера Акционерного общества «Корпорация развития Камчатки» ФИО2 производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ в отношении главного бухгалтера акционерного общества «Корпорация развития Камчатки» (далее - АО «Корпорация развития Камчатки», АО «КРКК») ФИО2 прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Заместителем прокурора Камчатского края ФИО4 принесен протест об отмене постановления, со ссылкой на следующие доводы. По результатам проведенной проверки соблюдения АО «КРКК» бюджетного и иного законодательства при расходовании средств субсидии, выделенной на реализацию национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», заместителем прокурора Камчатского края ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ, так как установлено, что ДД.ММ.ГГГГ АО «КРКК» предоставлена субсидия в размере 19 151 515,16 руб., в том числе, за счет средств федерального бюджета - 18 960 000 руб. Вопреки требованиям бюджетного законодательства, приказа Минфина от ДД.ММ.ГГГГ№н, условиям Соглашения о предоставлении субсидии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ АО «КРКК» производились финансовые операции по оплате работ и услуг, частично затрагивающие средства субсидии, но не определенные целями ее предоставления. В нарушение приказа Минфина от ДД.ММ.ГГГГ№н неправомерно проведенные финансовые операции со средствами субсидии умышленно не отражались на счете 86 (по дебету счета 86), поскольку корпорацией главному распорядителю бюджетных средств (Агентство инвестиций и предпринимательства) предоставлялись отчеты о не проведении операций со средствами субсидии. Главный бухгалтер АО «КРКК» ФИО2, в нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», приказа Минфина от ДД.ММ.ГГГГ№н, являясь лицом, ответственным за ведение бухгалтерского учета в АО «КРКК», не обеспечила отражение финансовых операций по расходованию на дебете счета 86, что повлекло искажение данных дебиторской задолженности предприятия, тем самым совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ - грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности. Однако, мировым судьей указано на отсутствие в деле доказательств, позволяющих сделать однозначный вывод о совершении ФИО2 вменяемого административного правонарушения. В отношении АО «КРКК» проведен аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО «Фирма Аудитинформ», по результатам которого сделан вывод о надлежащем состоянии финансовой документации за 2019 год, а также о том, что годовая отчетность достоверно отражает во всех существенных аспектах финансовое положение отчетности корпорации. Доказательств обратному, равно как и доказательств тому, что корпорацией при осуществлении расчетов использовались денежные средства, предоставленные в качестве субсидии, суду не представлено. Вместе с тем, судом не учтены имеющиеся в деле выписки движения денежных средств
АО «КРКК» по счетам, открытым в кредитных организациях, информация УФК по Камчатскому краю, надлежащая оценка собранных в ходе проверки доказательств не дана. Выводы, изложенные ООО «Фирма Аудитинформ» в заключении, не могут являться безусловным свидетельством отсутствия вины в деянии ФИО2, поскольку исследование проведено вне рамок производства по делу об административном правонарушении, юридическим лицом, не имеющим статуса органа финансово-бюджетного надзора, уполномоченного на дачу оценки законности расходования средств субсидии. В соответствии с позицией Верховного суда Республики Татарстан № от ДД.ММ.ГГГГ, экспертное заключение, полученное вне рамок производства по делу об административном правонарушении и вопреки установленным для этого процессуальным процедурам, признается недопустимым.
Главный бухгалтер АО «Корпорация развития Камчатки» ФИО2 участия в рассмотрении протеста не принимала, извещена в установленном законом порядке, направила письменное ходатайство об отложении рассмотрения протеста от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с выездом в отпуск за пределы Камчатского края.
Защитник ФИО5, действующий на основании доверенности <адрес>1 от ДД.ММ.ГГГГ, участия в рассмотрении протеста не принимал, извещался в установленном законом порядке, ходатайств не направлял.
Старший прокурор отдела прокуратуры Камчатского края ФИО6 доводы протеста поддержала в полном объеме.
Изучив материалы дела, доводы протеста, заслушав старшего прокурора отдела прокуратуры Камчатского края ФИО6, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным пред-принимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предос-тавляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
Подпунктом 2 п. 2 ст. 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее-Федеральный закон № 402-ФЗ), целями настоящего Федерального закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.
Согласно ст. 6 Федерального закона №402-ФЗ, экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 1). Бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации (ч. 3).
В ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ закреплено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денеж-
ных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами (ч. 1). Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления (ч. 4).
Приказом Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ№н утвержден План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению.
Согласно Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, счет 86 «Целевое финансирование» предназначен для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др. Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Использование целевого финансирования отражается по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетами: 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» - при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации; 83 «Добавочный капитал» - при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств; 98 «Доходы будущих периодов» - при направлении коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов и т.<адрес> учет по счету 86 «Целевое финансирование» ведется по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления их.
Приказом Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ№н утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000»
В силу п. 9 вышеназванного Положения, списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится на систематической основе: суммы бюджетных средств на финансирование капитальных затрат - по мере начисления амортизации на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации. При этом целевое финансирование учитывается при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию в качестве доходов будущих периодов с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов по мере начисления амортизации на финансовые результаты организации; суммы бюджетных средств на финансирование текущих расходов - в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету запасов и других активов с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера. Если выделение бюджетных средств связано с выполнением определенных условий, то период, в течение которого производится списание суммы со счета учета целевого финансирования, должен определяться исходя из времени признания отдельных видов расходов.
Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.15.6 настоящего Кодекса), влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Из п. 1 примечания к ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях следует, что под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, в том числе, понимается занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 15.11 данного кодекса, возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена поименованным кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 28.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Из исследованных материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора Камчатского края в отношении главного бухгалтера АО «Корпорация развития Камчатки» ФИО2 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях (т. 1 л.д. 266-270).
Как о том указано в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, главный бухгалтер АО «Корпорация развития Камчатского края» ФИО2, являясь должностным лицом, ответственным за ведение бухгалтерского учета в АО «КРКК», не обеспечила отражение ДД.ММ.ГГГГ финансовых операций по расходованию денежных средств субсидии со счета ПАО Сбербанк № на дебете счета 86: оплата НДС за 1-й квартал 2019 года в размере 1 015 375 руб., оплата налога на имущество за 1-й квартал 2019 года в размере 1 091 735 руб., за консультационные услуги по проекту краевой больницы ООО «Эрнст энд Янг - оценка и консультационные услуги» в размере 3 597 675 руб., что повлекло искажение данных дебиторской задолженности АО «КРКК», выраженных в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов.
По результатам рассмотрения дела мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ в отношении главного бухгалтера АО «Корпорация развития Камчатки» ФИО2 прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения (т. 2 л.д. 133-149).
Прекращая производство по делу, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, мировой судья, оценив все имеющиеся доказательства и обстоятельства дела в их совокупности, пришел к выводу о недоказанности вины главного бухгалтера АО «Корпорация развития Камчатского края» ФИО2 во вменяемом административном правонарушении, выразившемся в грубом нарушении требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Не согласившись с прекращением производства по делу в отношении главного бухгалтера АО «Корпорация развития Камчатки» ФИО2, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, заместителем прокурора Камчатского края ФИО4 принесен протест, которым просил постановление отменить.
При рассмотрении протеста законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов (п. 8 ч. 1 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме (ч. 3 ст. 30.6 названного Кодекса).
Довод протеста заместителя прокурора Камчатского края ФИО4 о том, что мировой судьи прекратил производство по делу в отношении главного бухгалтера АО «Корпорация развития Камчатки» ФИО2 только лишь на основании результатов аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Корпорация развития Камчатки», проведенного ООО «Фирма Аудитинформ», своего подтверждения не нашел.
Как следует из материалов дела, мировым судьей требования ст.ст. 24.1 и 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены, приняты меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела, представленные доказательства оценены полно и всесторонне, в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оснований не согласиться с такой оценкой доказательств не усматриваю.
Ссылка заместителя прокурора Камчатского края ФИО4 в протесте на информацию УФК по Камчатскому краю, правового значения не имеет, поскольку в данном письме УФК по Камчатскому краю дает анализ движениям по счетам АО «Корпорация развития Камчатки» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, тогда как, главному бухгалтеру АО «Корпорация развития Камчатки» ФИО2 вменяется не отражение финансовых операций по расходованию денежных средств субсидии ДД.ММ.ГГГГ.
Оценивая доводы протеста заместителя прокурора Камчатского края ФИО4, прихожу к выводу, что возобновление обсуждения вопроса об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено, за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, является недопустимым.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, составляет два года.
Как следует из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, главному бухгалтеру АО «Корпорация развития Камчатки» ФИО2 вменено совершение административного правонарушения ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 266-270).
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения.
Следовательно, на момент рассмотрения протеста заместителя прокурора Камчатского края ФИО4, срок давности привлечения главного бухгалтера АО «Корпорация развития Камчатки» ФИО2 к административной ответственности истек ДД.ММ.ГГГГ.
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Исходя из положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение лица.
При таких обстоятельствах, доводы протеста заместителя прокурора Камчатского края ФИО4 о том, что неправильное толкование мировым судьей закона при применении норм материального права привело к прекращению производства по делу, не могут повлечь отмену постановления, с целью дачи правовой оценки действиям главного бухгалтера АО «Корпорация развития Камчатки» ФИО2, поскольку установленный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности истек, и возможность возобновления производства по настоящему делу утрачена.
Учитывая, что при производстве по делу о наличии каких-либо процессуальных нарушений не заявлено, такие нарушения по делу не усматриваются, при этом, установлено отсутствие в деле достаточных доказательств совершения главным бухгалтером АО «Корпорация развития Камчатки» ФИО2 административного правонарушения, приведенные в протесте доводы свидетельствуют о несогласии с оценкой мирового судьи имеющихся в деле доказательств и обстоятельств дела, но не о существенном нарушении норм процессуального права, либо фундаментальном нарушении закона, срок давности привлечения к административной ответственности истек, прихожу к выводу, что постановление в отношении главного
бухгалтера АО «Корпорация развития Камчатки» ФИО2 по доводам протеста не может быть отменено.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
При установленных обстоятельствах отсутствуют основания к удовлетворению протеста заместителя прокурора Камчатского края ФИО4 и отмене постановления мирового судьи судебного участка № Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении в отношении главного бухгалтера АО «Корпорация развития Камчатки» ФИО2 производства по делу об административном правонарушении, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусмотренном ч. 1 ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении в отношении главного бухгалтера акционерного общества «Корпорация развития Камчатки» ФИО2 производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения - оставить без изменения, протест заместителя прокурора Камчатского края ФИО4 - без удовлетворения.
Судья Р.П. Лаевская