ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-5183/2022 от 05.10.2022 Дзержинского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

34RS0-71

Дело а-5183/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес> 5 октября 2022 года

Дзержинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Байбаковой А.Н.,

помощника судьи ФИО3,

при ведении протокола судебного заседания секретарем ФИО4,

с участием помощника прокурора ФИО5,

представителя административного истца – ГУ МВД России по <адрес>ФИО6,

административного ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ГУ МВД России по <адрес> о помещении гражданки Республики Узбекистан ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, подлежащей реадмиссии, в специальное учреждение,

УСТАНОВИЛ:

ГУ МВД России по <адрес> обратилось в суд с административным исковым заявлением о помещении гражданки Республики Узбекистан ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в специальное учреждение в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по <адрес>, до исполнения решения о реадмиссии. В обоснование требований указало, что ДД.ММ.ГГГГ гражданка Республики Узбекистан ФИО1 установлена находящейся на территории Российской Федерации в нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, что выразилось в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание на территории РФ, а также в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания в нарушение ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В отношении нее возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ. ДД.ММ.ГГГГ постановлением Котельниковского районного суда <адрес> гражданка Республики Узбекистан ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации, в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации. Законных оснований пребывания на территории РФ ФИО1 не имеет, принадлежность к гражданству Республики Узбекистан не подтверждена. ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1ФИО2<адрес> вынесено решение о возбуждении процедуры реадмиссии в страну въезда.

Поскольку гражданка Республики Узбекистан ФИО1, регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации не имеет, и проконтролировать ее пребывание на территории Российской Федерации не представляется возможным, в целях исполнения решения о реадмиссии, ГУ МВД России по <адрес> просит поместить ее в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по <адрес> до исполнения решения о реадмиссии, на срок, не превышающий 120 дней.

Представитель административного истца ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить.

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании пояснила о принадлежности к гражданству Республики Узбекистан, въехала в Российскую Федерацию 15 лет назад, по истечении срока действия паспорта гражданина Республики Узбекистан в 2016 году никаких действий, направленных на легализацию ее нахождения в РФ не предпринимала, так как боялась депортации с неразрешением въезда на длительной срок. В <адрес> проживают ее близкие родственники – мать и сестра, которые являются гражданами РФ, готовы предоставить ей жилое помещение для пребывания до исполнения решения о реадмиссии. Консульство Узбекистана не подтвердило ее принадлежность к гражданству Республики, так как в <адрес> сгорел паспортный стол, документы утрачены. На территории Республики Узбекистан она не имеет жилья и близких родственников, не владеет узбекским языком. Просила не помещать в в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по <адрес>.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, а также заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 266 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается представителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю (надзору) и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции) в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии.

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Согласно п. 6 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, подлежащие административному выдворению за пределы Российской Федерации, могут быть переданы Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии в порядке, предусмотренном главой V.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 32.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», передача иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или прием Российской Федерацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом на основании решения о реадмиссии. Передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии подлежит иностранный гражданин, въезд которого в Российскую Федерацию либо пребывание (проживание) которого в Российской Федерации признаны не соответствующими законодательству о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации. Если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации, иностранный гражданин, подлежащий передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, и иностранный гражданин, принятый Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющий законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, могут содержаться в специальном учреждении. В обязательном порядке в специальное учреждение помещается иностранный гражданин, подлежащий реадмиссии, в случае отсутствия документа, удостоверяющего его личность. Содержание иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении осуществляется до передачи иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо до депортации данного иностранного гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из представленной копии паспорта ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданкой Республики Узбекистан, срок действия паспорта истек 23.04.2016г.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением Котельниковского районного суда <адрес> гражданка Республики Узбекистан ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации, исполняемым в принудительном порядке.

ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по <адрес> принято решение о начале процедуры реадмиссии в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <адрес> ССР, в рамках реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о реадмиссии от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника ГУ МВД России по <адрес> принято решение о помещении иностранного гражданина ФИО1 в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по <адрес> на 48 часов.

Определением Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ приведенный выше срок продлен до ДД.ММ.ГГГГ включительно, на период рассмотрения настоящего административного дела.

Судом установлено, что законных оснований пребывания (проживания) у гражданки Республики Узбекистан ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. на территории Российской Федерации не имеется. Постоянного места жительства на территории России, административный ответчик не имеет, в отношении нее возбуждена процедура реадмиссии.

Таким образом, учитывая, что в отношении административного ответчика принято постановление об административном выдворении за переделы Российской Федерации в виде принудительного перемещения через Государственную границу Российской Федерации, данное постановление не оспорено и вступило в законную силу; также имеется действующее решение о возбуждении процедуры реадмиссии; у ФИО1 отсутствует документ, удостоверяющий личность, признаваемый в этом качестве в Российской Федерации, а положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ прямо регламентируют в таком случае помещение иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальное учреждение; суд приходит к выводу об обоснованности предъявленных ГУ МВД России по <адрес> требований о помещении административного ответчика в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по <адрес>, для исполнения решения о его реадмиссии.

Доводы административного ответчика о наличии устойчивых родственных связей с гражданами Российской Федерации (с мамой, сестрой), которые готовы предоставить ей право проживания в принадлежащем им жилом помещении, в данном случае не свидетельствуют о незаконности и необоснованности требований административного истца.

Так, помещение иностранного гражданина в специальное учреждение является механизмом реализации решения уполномоченного органа о реадмиссии этого иностранного гражданина и при наличии такого решения, предполагающего принудительное перемещение иностранного гражданина через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, само по себе не влечет нарушения прав, вызванного реадмиссией.

Помещение иностранного гражданина в специальное учреждение является механизмом реализации решения уполномоченного органа о реадмиссии этого иностранного гражданина и при наличии такого решения, предполагающего принудительное перемещение иностранного гражданина через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, само по себе не влечет нарушения прав, вызванного реадмиссией.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" содержит разъяснения судам по применению международного права, и в нем, в частности, указано, что принимая решение о заключении обвиняемых под стражу в качестве меры пресечения, о продлении сроков содержания их под стражей, разрешая жалобы обвиняемых на незаконные действия должностных лиц органов предварительного расследования, суды должны учитывать необходимость соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных статьями 3, 5, 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

При этом необходимо иметь в виду, что любое ограничение свободы, в том числе возникшее вследствие заключения лица под стражу, может рассматриваться таким лицом в качестве унижающего человеческое достоинство обращения, влекущего определенный уровень страданий. Поэтому в постановлении отмечается, что в случае заключения лица под стражу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в Постановлении -П от 17.02.1998г. – из статьи 22 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи её со статьей 55 (части 2 и 3) следует, что задержание на неопределенный срок не может рассматриваться как допустимое ограничение права каждого на свободу и личную неприкосновенность и, по сути, является умалением данного права. В противном случае задержание как необходимая мера по обеспечению выполнения решения о выдворении превращалось бы в самостоятельный вид наказания, не предусмотренный законодательством Российской Федерации и противоречащий указанным нормам Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении -О от ДД.ММ.ГГГГ указал, что действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком содержания лица, в отношении которого принято решение о депортации, в специализированном учреждении, и, соответственно, оно не предполагает, что лицо, в отношении которого принято решение о депортации, может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его содержания в специализированном учреждении.

Часть 2 ст. 268 КАС РФ предписывает, что в мотивировочной части решения, которым удовлетворено административное исковое заявление, должен быть также установлен и обоснован разумный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, а в резолютивной части - конкретный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении.

С учётом обстоятельств дела, суд считает необходимым установить срок помещения административного ответчика в специальное учреждение на срок, не превышающий 105 дней со дня его фактического помещения, то есть по ДД.ММ.ГГГГ включительно. В течение данного срока ГУ МВД России по <адрес> сможет выполнить действия, направленные на установление и подтверждение гражданской принадлежности ФИО1, в том числе опросить ее, выяснить наличие родственных связей в Российской Федерации и в <адрес>, получить свидетельство на возвращение, приобрести проездные документы, организовать контролируемый выезд административного ответчика и принять иные конкретные меры для обеспечения реального исполнения решения о реадмиссии.

При этом, уполномоченный орган не лишен возможности исполнить решение о реадмиссии в более короткий срок.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 180, 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ГУ МВД России по <адрес> – удовлетворить частично.

Поместить гражданку Республики Узбекистан ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по <адрес>, до исполнения решения о реадмиссии на срок, не превышающий 105 дней, то есть до ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения через Дзержинский районный суд <адрес>.

Судья А.Н. Байбакова