ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-5225/2022И от 22.07.2020 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

Дело а-5225/20 22 июля 2020 года

47RS0-42

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

Всеволожский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Дмитриевой Д.Е.,

при секретаре ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО2 к Комитету Государственного жилищного надзора и контроля в ЛО, заместителю председателя Комитета Государственного жилищного надзора и контроля в ЛО ФИО5 о признании бездействия необоснованным, обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным иском к Комитету Государственного жилищного надзора и контроля в ЛО, заместителю председателя Комитета Государственного жилищного надзора и контроля в ЛО ФИО5 признании бездействия необоснованным, обязании совершить определенные действия.

В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он с использованием ГИС ЖКХ обратился в адрес Комитета государственного жилищного надзора и контроля <адрес> с заявлением № гжи-11605 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ему заверенных копий предписаний ЭА от ДД.ММ.ГГГГ, ЭА от ДД.ММ.ГГГГ, ЭА от ДД.ММ.ГГГГФИО2 был получен отказ от ДД.ММ.ГГГГ № гжи-08-11605-1.

Полагая свои права нарушенными, по основаниям незаконного бездействия, административный истец обратился в суд с вышеуказанным иском.

И административный истец в судебное заседание явился, поддержал заявленные требования.

Представитель административных ответчиков в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения требований по основаниям изложенным в письменном отзыве на административный иск.

Заслушав объяснения сторон по делу, исследовав материалы дела, представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений части 9 статьи 226 КАС РФ следует, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия), если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности, суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконным.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО2, является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, мкр. Новый Оккервиль, <адрес>.

Деятельность по управлению МКД осуществляет ООО «УК «Наш Дом – Кудрово-Сити» на основании договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц.

В соответствии со ст. 20 ЖК РФ должностные лица Комитета уполномочены на осуществление лицензионного контроля, мероприятия по проведению которого включают проведение внеплановых проверок лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии (лицензиат, управляющая организация), и оформление их результатов.

Порядок осуществления лицензионного контроля как вида государственного контроля (надзора) установлен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Основания проведения внеплановой проверки в отношении лицензиата установлены ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ, ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ:

- истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного Комитетом предписания
об устранении выявленных нарушений лицензионных требований;

- мотивированное представление должностного лица Комитета по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с лицензиатами или предварительной проверки поступивших в Комитет обращений граждан и юридических лиц, информации от органов государственной власти и местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензионных требований;

- выявление при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия
с лицензиатами параметров его деятельности, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения лицензионных требований является основанием для проведения внеплановой проверки;

- распоряжение председателя Комитета, принятое в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

- поступления в Комитет, в частности посредством государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), обращений и заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти и местного самоуправления, выявление Комитетом в системе информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований;

- поступление в Комитет обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований, предусмотренных п. 4(1) Правительства Российской Федерации (п. 2 ч. 10 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности»).

По факту поступивших от заявителя обращений, Комитетом были проведены внеплановые документарные проверки в отношении ООО «УК «Наш Дом-Кудрово-Сити» на основании ч 2 ст. 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ, ч. 4.2. ст. 20 ЖК РФ.

Выявленные Комитетом нарушения зафиксированы в актах проверки ЭА от ДД.ММ.ГГГГ, ЭА от ДД.ММ.ГГГГ, ЭА от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, суд приходит в к выводу, что в рамках установленных законом полномочий Комитетом приняты меры, направленные на всестороннее, полное рассмотрение обращений граждан, в том числе административного истца, проведены проверки по фактам возможных нарушений со стороны Общества, выявлены нарушения Обществом лицензионных требований, их пресечение и обеспечение восстановления нарушенных прав проживающих в многоквартирном доме лиц, являющихся потребителями коммунальных услуг.

Согласно представленных сведений, исполнение ранее выданных Комитетом предписаний находится на контроле Комитета в соответствии с положениями Федерального закона № 294-ФЗ.

При рассмотрении вопроса о признании отказа в предоставлении заверенных копий документов, незаконным и необоснованным, суд полагает необходимым применение положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Так, согласно ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Следовательно, право получать заверенные копии материалов проверки Федеральным законом , не предусмотрено.

Как следует из объяснений представителя ответчика и подтверждается материалами дела, просьбы об ознакомлении с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения от ФИО2, в Комитет не поступало.

Также, как следует из смысла вышеприведенных норм, ознакомление с такими материалами, в том числе его фотокопирование гражданином, не предполагает удостоверение Комитетом копий документов, представленных для ознакомления.

Кроме того, Комитет является органом исполнительной власти <адрес>, надзорным органом на территории <адрес>, осуществляющим свои полномочия в пределах, прямо установленных жилищным законодательством, Федеральным законом № 294-ФЗ, Федеральным законом № 59-ФЗ, иными нормативными правовыми актами, Положением о Комитете, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, принимаемыми в их исполнение нормативными правовыми актами Комитета.

Комитет осуществляет государственные функции государственного жилищного надзора и лицензионного контроля в соответствии с административными регламентами, утвержденными приказами комитета от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (утратили силу ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ и .

Как следует из содержания административных регламентов, обязанность Комитета представлять гражданам копии материалов проверки, проведенной в связи с рассмотрением их обращений, не предусмотрена.

Согласно Федерального реестра государственных услуг, ст. 192 ЖК РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положением о лицензировании, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Административным регламентом Комитета, утвержденным приказом Комитета от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Комитет уполномочен на исполнение государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории <адрес>. Данными нормативными правовыми актами не предусмотрено предоставления Комитетом государственной услуги по выдаче копий материалов проверок гражданам, проживающим в многоквартирных домах, на основании их заявлений.

При этом проведение Комитетом контрольно-надзорных мероприятий
в отношении Общества в связи с обращениями граждан, в том числе ФИО2, не порождает для таких граждан прав и обязанностей стороны административно-правовых отношений, возникших в связи с проведением проверок между Комитетом и Обществом. Поступление обращений граждан в соответствии со ст. 20 ЖК РФ, ст. 10 указанного Федерального закона, является одним из поводов к проведению Комитетом проверок.

В силу положений Федерального закона № 294-ФЗ направление копий материалов проверки гражданам, в связи с обращениями которых надзорным органом проведена проверка также не предусмотрено.

Как следует из материалов дела, в соответствии с требованиями и в пределах установленного Федеральным законом № 59-ФЗ срока, в адрес заявителя, Комитетом направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ № гжи-08-11605-1.

Письма органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не являются нормативными правовыми актами, в связи с чем письма Комитета, в которых разъясняются вопросы применения положений нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, а также результатами оказания услуг.

Как следует из содержания письма Комитета от ДД.ММ.ГГГГ № гжи-08-11605-1, оно содержит разъяснения гражданину о порядке применения норм действующего законодательства, способствующих реализации его права на доступ к информации о деятельности государственных органов, находящейся в открытом доступе.

Статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" предусмотрено, что основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются:

открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом; соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Согласно п.1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.

В силу ч. 2 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", информация, содержащаяся в системе, является официальной.

В соответствие с п. 2 ч. 1 ст. 2, п. 41 ч. 1 ст. 6, ч. 14 ст. 7 Федерального закона № 209-ФЗ, п. 1.2, ДД.ММ.ГГГГ, п. 1.5 раздела 4 Приказа Минкомсвязи России , Минстроя России /пр от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» на орган государственного жилищного надзора, которым является и Комитет, возложена обязанность по размещению в ГИС ЖКХ информации о мероприятиях, связанных с осуществлением государственного жилищного надзора и лицензионного контроля, с размещением актов, содержащих результаты осуществления таких мероприятий, в частности: распоряжение или приказ руководителя (заместителя руководителя) органа жилищного надзора о проведении внеплановой проверки, документы (акты), содержащие результаты проведенной проверки, включая сведения о выданных предписаниях об устранении выявленных нарушений.

Таким образом, должностные лица Комитета обязаны размещать в ГИС ЖКХ информацию о проведенных плановых, внеплановых проверках, а также их результатах, включая электронные образы документов, оформленных по результатам таких проверок – актов проверок, предписаний. Указанная информация общедоступна для граждан и находится в разделе ГИС ЖКХ «Реестр проверок».

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 209-ФЗ информация, содержащаяся в системе, является официальной. ГИС ЖКХ подлежит защите
в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

При этом, письмо Комитета от ДД.ММ.ГГГГ № гжи-08-11605-1
на обращение ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № гжи-08-11605 содержат разъяснения об источниках открытого получения информации о результатах проверок Комитета в отношении Общества в государственной информационной системе ГИС ЖКХ. Также даны разъяснения положений процессуального законодательства, в соответствии с которыми необходимые для всестороннего, полного исследования дела документы могут быть истребованы у Комитета судом согласно ст. 14, п. 5 ч. 1 ст. 41, ст. 63 КАС РФ.

Следовательно, письмо Комитета (ответ на обращение административного истца на обращение от 30.09.2019г.) от ДД.ММ.ГГГГ № гжи-08-11605-1, было подготовлено и направлено в соответствие с требованиями и в сроки установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», как и своевременная публикация информации в ГИС ЖКХ о проведенных плановых, внеплановых проверках, их результатах, включая электронные образы документов, оформленных по результатам таких проверок, что следовательно, не может свидетельствовать о бездействии административных ответчиков.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Комитетом в ходе рассмотрения обращения от ДД.ММ.ГГГГ № гжи-08-11605 не допущено нарушения прав административного истца, обязанность по предоставлению лицам заверенных копий материалов проверок, действующим законодательством не предусмотрена, в связи с чем суд приходит к выводу, что факт бездействия, со стороны административных ответчиков, не нашел своего подтверждения, и в удовлетворении требования административному истцу о признании бездействий незаконными и необоснованными, надлежит отказать.

Поскольку судом отказано в удовлетворении основного требования о признании бездействий незаконными и необоснованными, то и производное из основного требования, об обязании предоставить заверенные копии испрашиваемых документов, также подлежит отклонению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ФИО2 к Комитету Государственного жилищного надзора и контроля в ЛО, заместителю председателя Комитета Государственного жилищного надзора и контроля в ЛО ФИО5 о признании бездействия необоснованным, обязании совершить определенные действия, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, через Всеволожский городской суд.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ