ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-5256/2022 от 21.09.2022 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело а-5256/2022

УИД RS0-75

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Промышленный районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Емельяновой Т.М., при секретаре-помощнике судьи Юрковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Промышленного районного суда <адрес> административное исковое заявление Северо-Осетинской таможни к Цаговой М. А. о взыскании таможенных платежей и пени,

УСТАНОВИЛ:

Северо-Осетинская таможня обратилась в суд с административным иском к Цаговой М. А. о взыскании таможенных платежей и пени.

В обоснование своих требований административный истец указал на то, что дата на таможенном посту МАПП Верхний Ларс была совершена таможенная операция по открытию временного ввоза <данные изъяты> на ввезенное гр. Цаговой М. А. транспортное средство марки «<данные изъяты>, регистрационный номер <данные изъяты> года выпуска, установленный срок временного ввоза дата.

В соответствии с п.2 ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее- TКТC) иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию Таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей. По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.

Однако М.А.Цаговой указанное транспортное средство в установленный срок временного ввоза, а также по истечению предельного срока временного ввоза установленного таможенным законодательством Таможенного союза, вывезено не было.

Таким образом, М.А. Цагова не исполнила обязанность по вывозу с таможенной территории Таможенного союза временно ввезённого ею транспортного средства, тем самым нарушив требования установленные статьёй 358 ТК TC и статьёй 11 Соглашения стран государств-членов Таможенного союза от дата «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее-Соглашение).

Своими действиями М.А. Цагова совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.18 КоАП РФ - не вывоз с таможенной территории Таможенного союза временно ввезённого транспортного средства в установленные сроки.

В соответствии п. 5 ст. 358 ТК ТС, в случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории Таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза. В соответствии с п. 1 ст. 14 Соглашения обязанность по уплате таможенных платежей в отношении транспортных средств для личного пользования возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска в свободное обращение и прекращается у декларанта в случаях, установленных пунктом 2 статьи 13 настоящего Соглашения.

В соответствии с ч. 1 ст. 150 Федерального закона от дата-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее Закон) принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены. В соответствии со ст. 114 Закона плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов Таможенного союза и настоящим Федеральным законом. В данном случае плательщиком является Цагова М.А.

Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случая, установленного частью 3 статьи 154 настоящего Федерального закона (часть 2 ст. 150 Закона). До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со ст. 152 настоящего Федерального закона (часть 3 ст. 150 Закона).

Цаговой М.А.дата было выставлено требование об уплате таможенных платежей на общую сумму 360 971 руб. 24 коп. Требование было направлено заказным письмом с уведомлением по адресам проживания Цаговой М.A. Требованием об уплате таможенных платежей. Цаговой М.А. был установлен срок для уплаты суммы образовавшейся задолженности не позднее 20 дней со дня получения данного требования.

В соответствии с ч. 16 ст. 152 Закона требование об уплате таможенных платежей может быть передано физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения требования. Если указанные лица уклоняются от получения указанного требования, оно направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) считается полученным по истечении (шести дней со дня отправления заказного письма. Таким образом, срок для добровольного исполнения требования истёк и до настоящего момента таможенные платежи и пеня Цаговой М.А. не уплачены. В соответствии с ч.6 ст. 151 Закона при выставлении требования об уплате таможенных платежей плательщику пени начисляются по день выставления указанного требования включительно.

B случае неуплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, указанные в данном требовании, либо в случае их взыскания не в полном объеме в принудительном порядке, определяемом настоящим Федеральным законом, пени начисляются в соответствии с частью 2 настоящей статьи. Цаговой М.А. таможенные платежи не уплачены, в связи с чем, пеня продолжает начисляться и по состоянию на 27.11.2017г. её сумма 46 844 руб., 13 коп.

Мировым судьей судебного участка судебного района <адрес> по заявлению Северо-Осетинской таможни Кочкаровым Б.Х. вынесено определение от дата об отмене судебного приказа о взыскании с Цаговой М. А. задолженности по неуплаченным таможенным платежам и пени.

Частью 2 статьи 286 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено Федеральным законом.

В то же время, указанное требование об уплате таможенных платежей таможенный орган должен направить должнику, как следует из пункта 1 части 8 статьи 71 Федерального закона от дата № 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (как в рассматриваемом случае), либо со дня обнаружения факта их неуплаты при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц выплачивать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению.

Статья 46 Налогового Кодекса Российской Федерации, устанавливающая порядок взыскания налога, сбора, страховых взносов, а также пеней, штрафа за счет денежных средств с организаций и индивидуальных предпринимателей, не содержит правил исчисления срока взыскания задолженности для случаев отмены судебного приказа.

Между тем, в пункте 3 статьи 48 НК РФ указано, что такие требования могут быть предъявлены не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от дата-КГ18-17885 по делу № А40-250765/2017).

Определение об отмене судебного приказа от дата было получено таможней только дата (подтверждается штампом на сопроводительном письме), в связи с чем таможня не могла своевременно обратится в суд с административным исковым заявлением.

Согласно части 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, осматриваемым мировыми судьями, в качестве административных истцов освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Таким образом, административный истец просит суд восстановить пропущенный срок на подачу административного искового заявления; взыскать с Цаговой М. А. (<данные изъяты> (пеня по единой ставке)) неуплаченные таможенные платежи и пеню в размере 365 132 руб. 86 коп. (из них 318 288 руб. 73 коп. - таможенные платежи и 46 844 руб. 13 коп. - пеня за неуплату таможенных пошлин и налогов).

Представитель административного истца - Северо-Осетинской таможни, надлежаще уведомленный о дне, месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик Цагова М.А., надлежаще уведомленная о дне, месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суд не уведомила, не просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Явка административного истца и административного ответчика в судебное заседание не признана обязательной.

На основании п. 2 ст. 289 КАС РФ, согласно которой неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания лиц, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно части 1 статьи 150 Федерального закона от дата № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.

Частью 2 статьи 150 Закона о таможенном регулировании определено, что принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке.

Статья 157 Закона о таможенном регулировании предусматривает возможность взыскания таможенных пошлин, налогов за счет товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены. В соответствии с частью 3 данной статьи обращение взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов производится на основании решения суда, если плательщиком таможенных пошлин, налогов является физическое лицо, либо плательщик таможенных пошлин, налогов не установлен таможенными органами.

В силу статьи 75 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС) объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 80 ТК ТС таможенные пошлины не уплачиваются, в том числе при перемещении товаров для личного пользования в случаях, установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза.

В соответствии с пунктами 2, 3, 4 статьи 360 ТК ТС таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, уплачиваются физическими лицами по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа, равного сумме таможенных пошлин, налогов, исчисленной по ставкам таможенных пошлин, налогов, применяемым в соответствии со ст. 77 ТК ТС.

В соответствии с п. 2 ст. 358 ТК ТС иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.

По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.

Пунктом 5 статьи 358 ТК ТС предусмотрено, что в случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.

Аналогичные нормы установлены действующим Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), согласно п.1 ст.264 которого, в частности, допускается временный ввоз на таможенную адрес иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более дата.

Согласно пп.3 п.6 ст.268 ТК ЕАЭС при наступлении следующих обстоятельств сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, указанных в пункте 5 настоящей статьи, считается: в случае нахождения таких транспортных средств для личного пользования на таможенной адрес в связи с невывозом с таможенной адрес - день истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной адрес в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 264 настоящего Кодекса.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, дата на таможенном посту МАПП Верхний Ларс была совершена таможенная операция по открытию временного ввоза <данные изъяты> на ввезенное гр. Цаговой М. А. транспортное средство марки «<данные изъяты>, регистрационный номер <данные изъяты> года выпуска, установленный срок временного ввоза дата.

Однако М.А.Цаговой указанное транспортное средство в установленный срок временного ввоза, а также по истечению предельного срока временного ввоза установленного таможенным законодательством Таможенного союза, вывезено не было.

Таким образом, М.А. Цагова не исполнила обязанность по вывозу с таможенной территории Таможенного союза временно ввезённого ею транспортного средства, тем самым нарушив требования установленные статьёй 358 ТК TC и статьёй 11 Соглашения стран государств-членов Таможенного союза от дата «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском».

Своими действиями М.А. Цагова совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.18 КоАП РФ - не вывоз с таможенной территории Таможенного союза временно ввезённого транспортного средства в установленные сроки.

Цаговой М.А.дата было выставлено требование об уплате таможенных платежей на общую сумму 360 971 руб. 24 коп. Требование было направлено заказным письмом с уведомлением по адресам проживания Цаговой М.A. Требованием об уплате таможенных платежей. Цаговой М.А. был установлен срок для уплаты суммы образовавшейся задолженности не позднее 20 дней со дня получения данного требования.

Цаговой М.А. таможенные платежи не уплачены, в связи с чем, пеня продолжает начисляться и по состоянию на 27.11.2017г. её сумма 46 844 руб., 13 коп.

Мировым судьей судебного участка судебного района <адрес> по заявлению Северо-Осетинской таможни Кочкаровым Б.Х. вынесено определение от дата об отмене судебного приказа о взыскании с Цаговой М. А. задолженности по неуплаченным таможенным платежам и пени.

В соответствии со ст.72 Федерального закона от дата № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по уплате пеней возникает со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленного международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

Обязанность по уплате пеней исполняется одновременно с уплатой таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и процентов в полном объеме.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока, если иное не предусмотрено частью 28 статьи 76 настоящего Федерального закона.

Размер пеней определяется путем применения ставки пеней и базы для их исчисления, равной сумме таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обязанность по уплате которых не исполнена. Размер пеней не может превышать размер таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанности по уплате которых начислены пени.

Суд принимает, как достоверный, рассчитанный административным истцом расчет пени за несвоевременную уплату таможенных платежей, в связи с чем взыскивает с административного ответчика в пользу Северо-Осетинской таможни пени в размере 46 844 руб. 13 коп.

В соответствии с п.2 ст.68 ТК ЕАЭС к мерам по взысканию таможенных пошлин, налогов относится взыскание таможенных пошлин, налогов за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет сумм таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подлежащих возврату в соответствии со статьями 67 и 76 настоящего Кодекса, и (или) сумм авансовых платежей, за счет обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, обеспечения исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) Договором о Союзе.

С учетом установленных по делу обстоятельств и на основании приведенных правовых норм суд удовлетворяет исковые требования административного истца о взыскании с Цаговой М. А. в пользу Северо-Осетинской таможни неуплаченных таможенных платежей и пеню в размере 365 132 руб. 86 коп. (из них 318 288 руб. 73 коп. - таможенные платежи и 46 844 руб. 13 коп. - пеня за неуплату таможенных пошлин и налогов).

Кроме того, административный истец просил суд восстановить пропущенный срок на подачу административного искового заявления, поскольку Определение об отмене судебного приказа от дата было получено таможней только дата (подтверждается штампом на сопроводительном письме), в связи с чем таможня не могла своевременно обратится в суд с административным исковым заявлением.

Согласно части 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Таким образом, суд считает возможным восстановить пропущенный срок административному истцу на подачу административного искового заявления о взыскании с Цаговой М. А. в пользу Северо-Осетинской таможни неуплаченных таможенных платежей и пеню.

В силу ст.114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец освобожден, взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. С учетом данного требования закона с административного ответчика подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина в размере 6851 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Восстановить Северо-Осетинской таможне срок на подачу административного искового заявления к Цаговой М. А. о взыскании таможенных платежей и пени.

Административные исковые требования Северо-Осетинской таможни к Цаговой М. А. о взыскании таможенных платежей и пени – удовлетворить.

Взыскать с Цаговой М. А., дата года рождения, место рождения - а. <адрес>, в пользу Северо-Осетинской таможни (получатель: Операционный департамент Банка России//Межрегионалъное операционное УФК <адрес>; <данные изъяты> (пеня по единой ставке)) неуплаченные таможенные платежи и пеню в размере 365 132 руб. 86 коп. (из них 318 288 руб. 73 коп. - таможенные платежи и 46 844 руб. 13 коп. - пеня за неуплату таможенных пошлин и налогов).

Взыскать с Цаговой М. А., дата года рождения, место рождения - а. <адрес> в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6851 руб.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам <адрес>вого суда путем подачи апелляционной жалобы через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено дата.

Судья подпись Т.М.Емельянова

Копия верна. Судья Т.М. Емельянова

Подлинник решения подшит

в материалах дела а-5256/2022

Судья Т.М. Емельянова