ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-531/18 от 13.02.2018 Сакского районного суда (Республика Крым)

Делоа-531/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 февраля 2018 года <адрес>

Сакский районный суд Республики Крым в составе судьи Собещанской Н.В., при секретаре ФИО4, с участием представителя административного истца Золотарёва А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Золотарёвой ФИО2 к Администрации <адрес> Республики Крым, заинтересованное лицо Комиссия по вопросам размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым о признании незаконным и отмене решения заседания комиссии по вопросам размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в части рекомендации не включать объект в схему размещения нестационарных объектов, о понуждении совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

В декабре 2017 года Золотарёва Е.Е., в лице своего представителя Золотарёва А.С., обратилась в суд с иском к Администрации <адрес> Республики Крым о признании незаконным и отмене решения заседания комиссии по вопросам размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в части рекомендации не включать объект в схему размещения нестационарных объектов, о понуждении совершить определенные действия.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена - Комиссия по вопросам размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым.

Золотарёва Е.Е. свои требования мотивирует тем, что между ней и администрацией <адрес>, в порядке переоформления прав на земельный участок, возникших ранее, сроком не превышающий срок аренды, установленный договором аренды, заключенным ранее, заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого был передан в аренду земельный участок площадью 6 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, для обслуживания временного объекта торговли. Срок действия настоящего договора истёк ДД.ММ.ГГГГ год. В сроки, оговоренные в договоре, ДД.ММ.ГГГГ, она обратилась в администрацию <адрес> с просьбой продлить договор арендыуказанного земельного участка, однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ, былоотказано, по основаниям того что согласно ч. 1 ст. 39.33 ЗК РФ, нестационарныеобъекты торговли размещаются без предоставления земельных участков и установлениясервитута. При этом ч. 1 ст. 39.36 установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещениянестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской федерации. Учитывая тот факт, что на указанном земельном участке расположен нестационарный торговый объект (объект, не являющийся капитальным строением, право собственности на который, подлежит регистрации), предоставление земельного участка для размещения такого объекта не предусмотрено действующим законодательством, соответственно у администрации отсутствуют правовые основания для продления срока указанного договора аренды земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ входящий индекс 06.2-31/173 ею снова подано заявление о внесений изменений в действующий договор срочного пользования земельным участком, с просьбой внести изменения в срок договора, указав: договор действует в течении пяти лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, основание для внесения изменений: пункт 8.13. договора. Постановлением администрации <адрес> об отказе в продлении срока аренды земельного участка, ранее предоставленного в аренду от ДД.ММ.ГГГГ, отказано во внесении изменений в действующий договор аренды земельного участка, поскольку на указанном земельном участке расположен временный объект торговли, не являющийся капитальным строением, т.е. нестационарный торговый объект для размещения которого, не требуется предоставление земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ прекращен договор аренды земельного участка. На её обращение от ДД.ММ.ГГГГ, о разрешении использования указанного земельного участка в порядке ст. 39.36 ЗК РФ для размещения нестационарного торгового объект, и заключении договора на размещении нестационарного торгового объекта, администрация <адрес>, письмом от ДД.ММ.ГГГГ, рекомендовала обратиться в администрацию <адрес> с заявлением на включении нестационарного торгового объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории <адрес>. В соответствии с п. 5.17 Приложения 1 к решению Сакского городского совета от «30» сентября 2016г. «Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым», субъекты хозяйствования, желающие внести дополнения в утвержденную схему размещения нестационарных торговых объектов, подают заявление на включение выбранных ими мест размещения в Схему исходя из Требований к размещению и требований предусмотренных настоящим Порядком. ДД.ММ.ГГГГ вх. .2-25/33, она обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о включении земельного участка, кадастровый , площадью 6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории <адрес>. Ответом администрации <адрес>.2-25/33 от ДД.ММ.ГГГГ, сообщено, что в соответствии с протокольным решением от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по вопросам размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым, рекомендовано не включать заявленный объект в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым. Данный отказ полностью незаконный и подлежащим отмене, поскольку он приводит к негативным социальным последствиям в виде нарушений конституционных прав и охраняемых законом интересов. На протяжении 13 лет являлась арендатором указанного земельного участка, добросовестно выполняла своиобязанности по договору, своевременно вносила арендную плату, использовалаземельный участок в соответствии с целевым назначением и видом разрешенногоиспользования, содержала в должном санитарном порядке и чистоте земельный участок и прилегающую к нему территорию. Учитывая, что торговый объект, расположенный на земельном участке, площадью 6 кв.м., кадастровый по адресу: <адрес>, принадлежащий ей, Золотарёвой Е.Е., эксплуатируется до утверждения администрацией <адрес> новой схемы размещения нестационарных торговых объектов, у администрации <адрес> не имелось законных оснований не включать в схему вышепоименованные торговый объект.

Просила суд признать полностью незаконным и отменить решение заседания комиссии по вопросам размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крыма от ДД.ММ.ГГГГ, в части рекомендации не включать объект, расположенный по адресу: <адрес> Республики Крым. Обязать принять решение о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов, объект, расположенный на земельном участке, площадью 6 кв.м., кадастровый , по адресу: <адрес>.

Административный истец в судебное заседание не явился, о дне и времени слушание дела извещен надлежащим образом, явился её представитель Золотарёв А.С., действующий на основании надлежащим образом оформленной доверенности и диплома о высшем юридическом образовании.

Представитель административного истца в судебном заседании подержал административное заявление своего доверителя, просил удовлетворить на основании обстоятельств изложенных в иске и письменных материалов дела, дал пояснения по делу аналогично изложенным в административном исковом заявлении. Пояснил суду, что торговый объект эксплуатируется еще до утверждения схемы расположения земельного участка, длительное время, производится оплата арендной платы за землю. У административного ответчика не было правовых оснований для не включения объекта недвижимости в схему.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о дне и времени слушание дела извещен надлежащим образом, предоставил суду отзыв на административное исковое заявление, в котором просил отказать в иске в полном объеме. Свои возражения мотивирует тем, что частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом пунктом 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков осуществляется на основании разрешения уполномоченного органа, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 данной статьи, вчастности в случае размещения нестационарных торговых объектов. Таким образом, федеральный законодатель предусмотрел возможность выбора порядка реализации предоставления земель для размещения нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, в том числе на конкурентной основе. Такая позиция нашла отражение также в письме Федеральной антимонопольной службы от ДД.ММ.ГГГГ N ИА/90/16, согласно которому предоставление права на размещение объекта нестационарной торговли в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, должно осуществляться путем проведения конкурентных процедур. Согласно подпункту 69 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектаРоссийской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемымданными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РоссийскойФедерации, относится реализация государственной политики в области торговойдеятельности на территории субъекта Российской Федерации, проведениеинформационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенноготовара и осуществлением торговой деятельности на территории субъектаРоссийской Федерации, разработка и реализация мероприятий, содействующихразвитию торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, иосуществление иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговойдеятельности в Российской Федерации". Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", под нестационарным торговым объектом понимает торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанную прочно с земельным участком, вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение. Аналогичное понятие нестационарного торгового объекта сегодня содержит и ФИО6 51303-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины иопределения", утвержденный Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ N 582-<адрес> ст. 10 Закона N 381-ФЗ. размещение нестационарных объектов наземельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся вгосударственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствиисо схемой размещения нестационарных объектов (далее - схема размещения),составленной с учетом необходимости обеспечения устойчивого развитиятерриторий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населенияплощадью торговых объектов. Схема размещения разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок включения в схему размещения нестационарных объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, определен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов,расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях,находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов" Согласно п. 3 Порядка включения в схему размещения нестационарных объектов включение объектов в схему размещения осуществляется в следующих целях: достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышение доступности товаров для населения. Часть 7 ст. 10 Закона N 381-ФЗ регламентирует порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в частной собственности. В соответствии с абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Таким образом, из системного толкования указанных норм следует, что действие Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 772 распространяется на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а администрация муниципального района является органом, осуществляющим полномочия собственника в отношении таких земельных участков. В соответствии с Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 772, включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющими полномочия собственника имущества. Для нестационарных торговых объектов формой сделки является акт о включении их в схему размещения нестационарных торговых объектов всоответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 381-ФЗ "Об основахгосударственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"выданный в порядке, предусмотренном Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 772. Постановлением главы администрации <адрес> от 28.04.20017 г. действие договора аренды земельного участка площадью 6 кв. метра кадастровый расположенный по адресу: <адрес> прекращено с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что на указанном земельном участке расположен временный объект торговли, не являющийся капитальным строением, т.е. нестационарный торговый объект для размещения, которого, не требуется предоставление земельного участка, что подтверждается копией Постановления от 28.04.20017 <адрес> аренды , заключенный Администрацией <адрес> Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ с предпринимателем Золотарёвой Е.Е. прекратил свое действие с ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления главы администрации <адрес> за , в связи с чем, у предпринимателя Золотарёвой Е.Е. с данного момента отсутствуют правовые основания для занятия спорного земельного участка, а у Администрации <адрес> отсутствуют основания для включения в схему размещения нестационарного торгового объекта. Решением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО5 была проинформирована о том, что вутвержденной схеме размещения нестационарных торговых объектов на территорииМО городской округ Администрации <адрес> предусмотрены торговые места. Такимобразом, предприниматель ФИО5 не лишена возможности выбрать иноеместо расположения нестационарного торгового объекта, согласно утвержденнойсхеме размещения нестационарных торговых объектов на территории МО городскойокруг Администрации <адрес>, однако своим правом не воспользовалась.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о дне и времени слушание дела извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, заявление об отложении слушание дела, рассмотрении дела в отсутствии, возражения на заявленные требования суду не представил.

Суд, выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему выводу.

В соответствии с положениями ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов, электронные документы.

Доказательства, полученные с нарушением федерального закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

Согласно ст. 60 КАС РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.

Из положений ст. 61 КАС РФ усматривается, что доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

Суд признает доказательства недопустимыми по письменному ходатайству лица, участвующего в деле, или по собственной инициативе.

При рассмотрении ходатайства об исключении доказательств из административного дела ввиду их недопустимости бремя доказывания обстоятельств, на которых основано ходатайство, возлагается на лицо, заявившее ходатайство.

Из положений ст. 62 КАС РФ следует, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Из положений ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.1 ст.219 КАС Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч.7 и ч.8 ст. 219 КАС Российской Федерации пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В судебном заседании установлено, что между Золотарёвой Е.Е. и Администрацией <адрес>, в порядке переоформления прав на земельный участок, возникших ранее, сроком не превышающий срок аренды, установленный договором аренды, заключенным ранее, заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого был передан в аренду земельный участок площадью 6 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, для обслуживания временного объекта торговли.

Срок действия настоящего договора истёк ДД.ММ.ГГГГ.

Золотарёва Е.Е. в сроки, оговоренные в договоре, ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в администрацию <адрес> с просьбой продлить договор аренды земельного участка площадью 6 кв.м. кадастровый .

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ, Золотарёвой Е.Е. было отказано в продлении договора аренды земельного участка, по основаниям того, что согласно ч. 1 ст. 39.33 ЗК РФ, нестационарные объекты торговли размещаются без предоставления земельных участков и установления сервитута. Положениями ч. 1 ст. 39.36 установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации. Учитывая тот факт, что на указанном земельном участке расположен нестационарный торговый объект (объект, не являющийся капитальным строением, право собственности на который, подлежит регистрации), предоставление земельного участка для размещения такого объекта не предусмотрено действующим законодательством, соответственно у администрации отсутствуют правовые основания для продления срока указанного договора аренды земельного участка.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ входящий индекс 06.2-31/173 Золотарёвой Е.Е. повторно подано заявление о внесений изменений в действующий договор срочного пользования земельным участком, с просьбой внести изменения в срок договора, указав: договор действует в течении пяти лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, основание для внесения изменений: пункт 8.13. договора.

Постановлением администрации <адрес> об отказе в продлении срока аренды земельного участка, ранее предоставленного в аренду от ДД.ММ.ГГГГ, отказано Золотарёвой Е.Е. во внесении изменений в действующий договор аренды земельного участка, поскольку на указанном земельном участке расположен временный объект торговли, не являющийся капитальным строением, т.е. нестационарный торговый объект для размещения которого, не требуется предоставление земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ прекращен договор аренды земельного участка площадью 6 кв.м. кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>.

На обращение Золотарёвой Е.Е. от ДД.ММ.ГГГГ, о разрешениииспользования указанного земельного участка в порядке ст. 39.36 ЗК РФ для размещения нестационарного торгового объект, и заключении договора на размещениинестационарного торгового объекта, администрация <адрес>, письмом от года, рекомендовано последней обратиться в администрацию <адрес> с заявлением на включении нестационарного торгового объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории <адрес>.

В соответствии с п. 5.17 Приложения 1 к решению Сакского городского совета от «30» сентября 2016г. «Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым», субъекты хозяйствования, желающие внести дополнения в утвержденную схему размещения нестационарных торговых объектов, подают заявление на включение выбранных ими мест размещения в Схему исходя из Требований к размещению и требований предусмотренных настоящим Порядком.

15.09.2017 года Золотарёва Е.Е., вх. .2-25/33, обратилась в Администрацию <адрес> с заявлением о включении земельного участка, кадастровый , площадью 6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории <адрес>.

Золотарёвой Е.Е., ответом Администрации <адрес>.2-25/33 от ДД.ММ.ГГГГ, сообщено, что в соответствии с протокольным решением от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по вопросам размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым, рекомендовано не включать заявленный объект в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым.

Суд соглашается с позицией административного истца, что данный отказ полностью незаконный и подлежащим отмене, приводит к негативным социальным последствиям в виде нарушений конституционных прав и охраняемых законом интересов административного истца, по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Озащите конкуренции" установлено, что заключение договоров аренды, договоровбезвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом,иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования вотношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного направе хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на правозаключения этих договоров.

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса РоссийскойФедерации использование земель или земельных участков, находящихся вгосударственной или муниципальной собственности, за исключением земельныхучастков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, можетосуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута вслучае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, атакже иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством РоссийскойФедерации.

При этом пунктом 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерацииустановлено, что использование земель или земельных участков, находящихся вгосударственной или муниципальной собственности, без предоставления земельныхучастков осуществляется на основании разрешения уполномоченного органа, заисключением случаев, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 данной статьи, вчастности в случае размещения нестационарных торговых объектов.

Таким образом, федеральный законодатель предусмотрел возможность выборапорядка реализации предоставления земель для размещения нестационарныхторговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговыхобъектов как с предоставлением земельного участка, так и без такогопредоставления, в том числе на конкурентной основе.

Согласно подпункту 69 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектаРоссийской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемымданными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РоссийскойФедерации, относится реализация государственной политики в области торговойдеятельности на территории субъекта Российской Федерации, проведениеинформационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенноготовара и осуществлением торговой деятельности на территории субъектаРоссийской Федерации, разработка и реализация мероприятий, содействующихразвитию торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, иосуществление иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговойдеятельности в Российской Федерации".

Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 381-ФЗ "Обосновах государственного регулирования торговой деятельности в РоссийскойФедерации", под нестационарным торговым объектом понимает торговый объект,представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанную прочно с земельным участком, вне зависимости от наличия илиотсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение. Аналогичноепонятие нестационарного торгового объекта сегодня содержит и ФИО6 51303-2013"Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины иопределения", утвержденный Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ N 582-ст.

Согласно ст. 10 Закона N 381-ФЗ"Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", размещение нестационарных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся вгосударственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствиисо схемой размещения нестационарных объектов (далее - схема размещения),составленной с учетом необходимости обеспечения устойчивого развитиятерриторий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населенияплощадью торговых объектов.

Схема размещения разрабатывается и утверждается органом местногосамоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципальногообразования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительнойвласти субъекта Российской Федерации.

Порядок включения в схему размещения нестационарных объектов,расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях,находящихся в государственной собственности, определен Правилами,

утвержденными Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ N 772 "Обутверждении Правил включения нестационарных торговых объектов,расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях,находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов"

Согласно п. 3 Порядка включения в схему размещения нестационарныхобъектов включение объектов в схему размещения осуществляется в следующихцелях: достижение установленных нормативов минимальной обеспеченностинаселения площадью торговых объектов; размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышение доступности товаров для населения.

Часть 7 ст. 10 Закона N 381-ФЗ регламентирует порядок размещения ииспользования нестационарных торговых объектов на земельных участках,находящихся в частной собственности.

В соответствии с абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона отДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РоссийскойФедерации" распоряжение земельными участками, государственная собственностьна которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправлениямуниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожнойдеятельности.

В силу подпункта «д» пункта 4 статьи 15 Закона № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности, запрещается принятие иных нормативных правовых актов, решений, предусматривающих дискриминацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.

В соответствии с п. 3.4 Приложения 1 к решению Сакского городского совета от «30» сентября 2016г. «Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым», утверждение Требований к размещению и внесение в них изменений не могут повлечь пересмотр мест размещения уже функционирующих НТО, установленных на законных основаниях.

Пунктом 3.9 указанного Приложения, предусмотрено, что, не допускается невключение в Схему мест размещения НТО, а также исключение их Схемы существующих НТО на основании нецелесообразности их функционирования.

Такая же позиция отражена в п. 18 Постановлении Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в <адрес>», не допускается невключение в Схему мест размещения НТО, а также исключение из Схемы существующих НТО на основании решения о нецелесообразности их функционирования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, согласно которым включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества (пункт 2).

Включение объектов в схему размещения осуществляется в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения (пункт 3). Для включения объектов в схему размещения орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения (пункт 4).

Из пункта 8 указанного выше Постановления, следует, что основанием для отказа в согласовании включения объектов в схему размещения является отсутствие неиспользуемых земельных участков, зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте.

Пунктом 3 части 2 статьи 1 Федерального закона № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», одной из его целей является обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.

В соответствии с частью 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Из приведенной нормы следует, что ранее размещенные нестационарные торговые объекты включаются в схему размещения нестационарных торговых объектов при условии их размещения в соответствии с действующим законодательством.

Судом установлено, что административный истец на протяжении 13 лет являлась арендатором указанного земельного участка, добросовестно выполняла свои обязанности по договору, своевременно вносила арендную плату, использовала земельный участок в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования, содержала в должном санитарном порядке и чистоте земельный участок и прилегающую к нему территорию.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, данной в определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, положение ч. 6 ст. 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. Органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем, чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.

В соответствии с ч. 4 ст. 19 Федерального закона № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», утвержденные нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов не могут служить основанием для пересмотра размещения стационарных торговых объектов, нестационарных торговых объектов, строительство или реконструкция которых начаты либо завершены до утверждения указанных нормативов. Таким образом, произвольный пересмотр схем размещения нестационарных торговых объектов административного истца, не включение их в схемы размещения противоречит указанным положениям Федерального закона № 381-ФЗ.

Федеральным законом - ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», и Порядком предусмотрено сохранение прежних мест размещения нестационарных торговых объектов в случае утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов либо внесения в нее изменений, утверждения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, если строительство, реконструкция или эксплуатация таких объектов начаты до утверждения схем или нормативов.

Исходя из вышеизложенного а также того, что торговый объект, расположенный на земельном участке, площадью 6 кв.м., кадастровый по адресу: <адрес>, принадлежащий Золотарёвой Е.Е, эксплуатируется ею до утверждения администрацией <адрес> новой схемы размещения нестационарных торговых объектов, у администрации <адрес> отсутствовали правовые основания для не включения данного объекта в схему вышепоименованные торговый объект административного истца.

Также суд относится критически к выводам представителя ответчика изложенным в отзыве на административное исковое заявление, в части того, что договор аренды , заключенный Администрацией <адрес> Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ с предпринимателем Золотарёвой Е.Е. прекратил свое действие с ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления главы администрации <адрес> за , в связи с чем, у предпринимателя Золотарёвой Е.Е. с данного момента отсутствуют правовые основания для занятия спорного земельного участка, а у Администрации <адрес> отсутствуют основания для включения в схему размещения нестационарного торгового объекта.

Так как данные выводы противоречат положениям п. 3.4 Приложения 1 к решению Сакского городского совета от «30» сентября 2016г. «Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым», а также положений пункта 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации.

Также из представленной суду копии протокола заседания комиссии по вопросам размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что при рассмотрения заявления Золотарёвой Е.Е. членами комиссии высказано мнение о внешнем виде нестационарного торгового объекта, а также выводы о том, что объект расположена на зеленой зоне, где предусмотрена клумба, нарушены противопожарные разрывы.

Однако на заседании комиссии не были исследованы планы размещения зеленых насаждений на территории муниципального образования городской округ Саки, сотрудники МЧС не присутствовали, не выяснялись обстоятельства наличии претензий по несоблюдению противопожарной безопасности со стороны Золотарёвой Е.Е.

Таким образом, суд приходит к выводу, что решение заседания комиссии по вопросам размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, в части рекомендации не включать объект, расположенный по адресу: <адрес> Республики Крым, было вынесено без установления и выяснения обстоятельств и возникших вопросов.

В связи с вышеизложенным суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения исковых требований Золотарёвой ФИО2 к Администрации <адрес> Республики Крым, заинтересованное лицо Комиссия по вопросам размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым о признании незаконным и отмене решения заседания комиссии по вопросам размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в части рекомендации не включать объект в схему размещения нестационарных объектов, о понуждении совершить определенные действия, путем признания незаконным и отменене решение заседания комиссии по вопросам размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, в части рекомендации не включать объект, расположенный по адресу: <адрес> Республики Крым; обязания Администрацию <адрес> Крым на заседании комиссии по вопросам размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым повторно рассмотреть заявление Золотарёвой ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о включении нестационарного торгового объекта площадью 6 кв.м., расположенного по адресу: РК, <адрес> в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории <адрес>.

В остальной части требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 174, 180, 227,298 КАС Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Золотарёвой ФИО2 к Администрации <адрес> Республики Крым, заинтересованное лицо Комиссия по вопросам размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым о признании незаконным и отмене решения заседания комиссии по вопросам размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в части рекомендации не включать объект в схему размещения нестационарных объектов, о понуждении совершить определенные действия удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить решение заседания комиссии по вопросам размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, в части рекомендации не включать объект, расположенный по адресу: <адрес> Республики Крым

Обязать Администрацию <адрес> Крым на заседании комиссии по вопросам размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым повторно рассмотреть заявление Золотарёвой ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о включении нестационарного торгового объекта площадью 6 кв.м., расположенного по адресу: РК, <адрес> в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории <адрес>.

В остальной части требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Сакский районный суд в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме вынесено судом ДД.ММ.ГГГГ (17-ДД.ММ.ГГГГ выходные дни)

Судья Собещанская Н.В.