ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-534/2022 от 01.09.2022 Кайтагского районного суда (Республика Дагестан)

Дело а-534/2022г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес> 1 сентября 2022года

Судья федерального суда <адрес> Республики Дагестан Шахбанов Р.А., с участием:

Представителя Дербентской межрайонной природоохранной прокуратуры - помощника Дербентского межрайонного природоохранного прокурора ФИО11

Представителей Административного ответчика - заместителя начальника Управления кадрового и правового обеспечения - начальника юридического отдела аппарата Министерства природных ресурсов и экологии Республики ФИО1 и консультанта отдела особо охраняемых природных территорий Управления охраны объектов животного мира и особо охраняемых территорий Минприроды Республики ФИО2

При ведении протокола судебных заседаний - помощником судьи ФИО10

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Дербентской межрайонной природоохранной прокуратуры к административным ответчикам: Правительству Республики Дагестан и Министерству природных ресурсов и экологии Республики Дагестан о возложении обязанности установить и описать границы охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения - природного парка - «ФИО15»

УСТАНОВИЛ:

Дербентский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Кайтагский районный суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Правительству Республики Дагестан и Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан о возложении обязанности установить и описать границы охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения - природного парка «ФИО16».

В обосновании заявленных требований прокурор указал, что проверкой исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в деятельности Правительства Республики Дагестан (далее - Правительство) и Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан (далее - Министерства) установлены нарушения закона.

Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ создана особо охраняемая природная территория регионального значения - природный парк «Ицари» на территории <адрес>.

Сведения об указанном природном парке содержатся в перечне действующих особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения на территории Республики Дагестан на 2021 год, размещенном на официальном сайте Министерства. Сведения о границах природного парка внесены в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях») природные парки отнесены к категории особо охраняемых природных территорий.

Отношения в сфере особо охраняемых природных территорий регламентированы на федеральном уровне Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п.«д»ч.1ст.72).

В соответствии со ст. 18 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЗ-ФЗ, природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, на которых устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности.

Согласно ч. 10 ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.

Он же указал, что в соответствии с п. б ч. 11 ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий охранных зон принимаются в отношении природных парков регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении ФИО4 создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон» (далее - ФИО4), из положений которых следует, что решения о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

При этом высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом пунктов 4 и 20 настоящих ФИО4 готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего ФИО3 (далее - ФИО3 решения), а также пояснительную записку к ФИО3 решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ.

Статьей 10 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «Об особо охраняемых природных территориях» устанавливается, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.

В соответствии со ст. 11 Закона Республики Дагестан решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон природных парков регионального значения принимаются ФИО7 Республики Дагестан.

Вместе с тем, утверждает прокурор, Правительством Республики Дагестан не подготовлен ФИО3 решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка «ФИО18», об установлении ее границ и утверждении положения о ней. ФИО4 создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривают, что сведения о границах охранных зон подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с действующим законодательством.

Согласно статьи 7 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ N218-ФЗ (далее - Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N218-ФЗ единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о ФИО3 межевания территорий (далее также - реестр границ).

Исходя из положений ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ в реестр границ вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий:

  1. индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения);
  2. описание местоположения границ таких зон (границ территорий (подзон) в случае, если в границах зоны с особыми условиями использования территории выделяются две или более территории (подзоны), в отношении которых устанавливаются различные ограничения использования земельных участков) и территорий;
  3. наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий;
  4. реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений или указания на положения нормативных правовых актов, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, в случае, если такими нормативными правовыми актами не предусмотрено принятие решений об установлении зон с особыми условиями использования территорий;
  5. реквизиты соглашения о создании особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации;
  6. содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий (подзон), территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий);
  7. реквизиты решений Правительства Российской Федерации о создании, об увеличении площади или о досрочном прекращении существования особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации, игорной зоны.

В силу положений ч. 1 ст. 32 Федерального закона №218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.

Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, согласно которому ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок устанавливает ФИО4 формирования и ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, который включает в себя, в том числе, площадь охранной зоны ООПТ.

Вместе с тем, данная работа Министерством не проведена. В ходе проверки установлено, что в нарушение указанных норм, у природного парка «ФИО19» охранная зона не определена, сведения о границе данной зоны в едином государственном кадастре недвижимости отсутствует.

В соответствие со ст. 2 Конституции Российской Федерации соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду - обязанность государства.

Право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.

Таким образом, непринятием мер со стороны Министерства нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Просит суд:

- признать незаконным бездействие Правительства Республики Дагестан и Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан по созданию охранной зоны природного парка «ФИО20»;

- обязать Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан подготовить предложения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории - природного парка «ФИО21» и об установлении ее границ и передать их в Правительство Республики Дагестан;

- обязать Правительство Республики Дагестан подготовить ФИО3 решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка «ФИО22», об установлении ее границ и утверждении положения о ней. Установить срок для добровольного исполнения решения суда - шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник Дербентского межрайонного природоохранного прокурора ФИО11 уточнил исковые требования и с учетом проделанной работы Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан отказался от административных исковых требований в части «признать незаконным бездействие Правительства Республики Дагестан и Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан по созданию охранной зоны природного парка «ФИО23» и «обязать Правительство Республики Дагестан подготовить ФИО3 решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка «Ицари», об установлении ее границ и утверждении положения о ней».

Просил суд удовлетворить требования в части обязать Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан подготовить предложения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории - природного парка «ФИО24» и об установлении ее границ и передать их в Правительство Республики Дагестан.

Представители Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан: заместитель начальника Управления кадров и правого обеспечения - начальник юридического отдела аппарата Министерства ФИО12 и консультант отдела особо охраняемых природных территорий Минприроды Республики Дагестан ФИО13 требования административного истца признали частично, пояснив тем, что весь сложный комплекс мероприятий по разработке и созданию охранной зоны особо охраняемой природной территории - природного парка «ФИО25» и установлению ее границ находится в завершающей стадии согласования.

Извещенный надлежащим образом представиФИО4льства Республики Дагестан в суд не явился, направив письменные возражения, указав, что требования Дербентского межрайонного природоохранного прокурора в части Правительства Республики Дагестан являются необоснованными.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Признавая частично требования Дербентского межрайонного природоохранного прокурора в части «обязать Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан подготовить предложения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории - природного парка «ФИО26» и об установлении ее границ и передать их в Правительство Республики Дагестан», представитель Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан ФИО12 пояснил, что ст.10 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «Об особо охраняемых природных территориях» устанавливается, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны.

В соответствии со ст.11 названного Закона Республики Дагестан решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон природных парков регионального значения принимаются ФИО7 Республики Дагестан.

В соответствии с требованиями вышеуказанных положений нормативных актов в 2021 году Минприроды РД завершены мероприятия по определению границ особо охраняемой природной территории - природного парка «ФИО27», сведения о которых внесены в ЕГРН. В мае 2022г. Минприроды РД полностью завершило процесс внесения сведений о границах особо охраняемой природной территории - природного парка «ФИО29», сведения о которых внесены в ЕГРН и определило границы его охранной зоны на основе уже установленных границ ООПТ.

Он же пояснил, что Министерством подготовлен ФИО3 Республики Дагестан о создании охранных зон природных парков регионального значения, а также разработано Положение об особом охранном режиме охранной зоны особо охраняемой природной территории - природного парка «ФИО30». ФИО3 РД по природному парку «ФИО31» был направлен в установленном порядке на согласование с заинтересованными федеральными и региональными органами исполнительной власти и в данное время ФИО3 находится в Министерстве обороны Российской Федерации. По завершению согласования ФИО3 в установленном порядке будет направлен в Министерство юстиции Республики Дагестан для проведения правовой и антикорупционной экспертизы, после чего будет внесен на рассмотрение в Правительство РД.

Свои пояснения представитель Минприроды РД ФИО12 подтвердил письменными материалами: ФИО3 РД о создании охранной зоны природного парка регионального значения «ФИО33»., Положение «Об охранной зоне природного парка регионального значения «ФИО39», Государственный контракт на выполнение комплекса землеустроительных работ по уточнению площади и определению местоположения границ охранной зоны объекта - природного парка «ФИО35», Описание местоположения границ «Охранная зона природного парка республиканского значения «ФИО34», письма Минприроды РД о направлении на согласование ФИО3 Республики Дагестан «О создании охранной зоны природного парка регионального значения «ФИО37» с различными министерствами и ведомствами и ответы на них, которые были исследованы в судебном заседании.

Таким образом, в судебном заседании нашло подтверждение, что весь сложный комплекс мероприятий по разработке и созданию охранной зоны особо охраняемой природной территории - природного парка «ФИО40» и установлению ее границ, Минприроды Республики Дагестан проведено полностью и находится в завершающей стадии согласования.

Согласно статье 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично (часть 3).

Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (часть 5).

Суд считает, что признание административным ответчиком частично требования Дербентского межрайонного природоохранного прокурора в части «обязать Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан подготовить предложения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории - природного парка «ФИО42» и об установлении ее границ и передать их в Правительство Республики Дагестан» не противоречит закону и интересам других лиц, поэтому суд принимает частичное признание административным ответчиком административное исковое требование Дербентского межрайонного природоохранного прокурора.

При изложенных и установленных обстоятельствах требования Дербентского межрайонного природоохранного прокурора суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Дербентского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично. Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан подготовить предложения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории - природного парка «ФИО43» и об установлении ее границ и передать их в Правительство Республики Дагестан в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления данного решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальных требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через районный суд.

Судья