ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-537/2022 от 08.08.2022 Ясногорского районного суда (Тульская область)

Дело а-537/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 августа 2022 года г.Ясногорск

Ясногорский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Попова А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шамовой И.Н.,

с участием:

представителя административного истца - старшего помощника прокурора тульской области Рубаненко Е.П.,

рассматрев в открытом судебном заседании в помещении Ясногорского районного суда по адресу: административное дело а-537/2022 по административному исковому заявлению прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципальное образование о возложении обязанности по устранению допущенных нарушений,

у с т а н о в и л:

прокурор обратился в суд в защиту неопределённого круга лиц к администрации муниципальное образование о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, в ходе которой при мониторинге сайта единой информационной системы в сфере закупок установлено, что за администрацией муниципальное образование числятся следующие муниципальные контракты с реестровыми номерами 3, 37,3, 3. 3, 3, 3, 3, 3, 3,3, 3, 3, 3, 3, 3. 3, 3, 3, 3.

На момент проверки единой информационной системы в сфере закупок, проведенной ДД.ММ.ГГГГ отчеты об исполнении вышеуказанных контрактов в единой информационной системе муниципальным образованием размещены не были, что не соответствует принципу доступности и открытости информации при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд и нарушает права неопределённого круга лиц на доступ к названной информации. Административный истец просит обязать администрацию муниципальное образование разместить в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru отчеты об исполнении контрактов.

В судебном заседании старший помощник прокурора Рубаненко Е.П. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика – администрации муниципального образования в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещён своевременно и надлежащим образом.

Выслушав старшего помощника прокурора Рубаненко Е.П., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контрактная система в сфере закупок) - совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок (за исключением случаев, если использование такой единой информационной системы не предусмотрено настоящим Федеральным законом), в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд. Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ участник закупки – любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.

Пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ установлено, что информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.

Согласно п. 5 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ установлен порядок функционирования единой информационной системы в сфере закупок.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте единой информационной системы в сети "Интернет" (далее - официальный сайт).

В соответствии п. 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ официальный сайт имеет доменное имя www.zakupki.gov.ru, доступ к которому осуществляется на безвозмездной основе.

Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что участниками единой информационной системы являются, в том числе, субъекты единой информационной системы.

Субъектами единой информационной системы являются участники контрактной системы в сфере закупок, а также иные лица, использующие единую информационную систему для реализации своих функций и полномочий, предусмотренных Федеральным законом " О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

В соответствии с пп. 7, 11 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ доступ к единой информационной системе предоставляется субъектам единой информационной системы после прохождения процедур регистрации, идентификации, аутентификации и авторизации в единой информационной системе. Зарегистрированные в единой информационной системе субъекты единой информационной системы после прохождения процедур идентификации, аутентификации и авторизации получают доступ к единой информационной системе для осуществления функций в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

В соответствии с п.3 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ Единая информационная система содержит, в том числе, отчеты заказчиков, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 94 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

В соответствии с частью 9 статьи 94 Закона №44-ФЗ результаты отдельного этапа исполнения контракта (за исключением контракта, заключенного в соответствии с пунктом 4, 5, 23, 42, 44, 46 или 52 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ), информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем в том числе информацию об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта.

Частью 11 статьи 94 Федерального закона установлено, что порядок подготовки и размещения в ЕИС отчета, указанного в части 9 настоящей статьи, форма указанного отчета определяется Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о подготовке и размещении в ЕИС в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 3 Положения отчет размещается заказчиком в единой системе в течение 7 рабочих дней со дня: оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, а в случае создания приемочной комиссии - подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком по отдельному этапу исполнения контракта; оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а в случае создания приемочной комиссии – подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком; расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя (далее - исполнитель) либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Судом установлено и подтверждается материалами настоящего дела, что в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru администрация муниципального образования зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ с кодом по сводному реестру зарегистрированных организаций 70300434.

В ходе мониторинга прокуратурой сайта единой информационной системы в сфере закупок установлено, что как находящиеся на стадии исполнения числятся следующие муниципальные контракты с реестровыми номерами 3, 37,3, 3. 3, 3, 3, 3, 3, ,3, 3, 3, 3, 3, 3. 3, 3, 3, 3.

В соответствии с ч.9 ст. 94 Федерального закона от 05.042013 №44-ФЗ информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем в том числе информацию об исполнении контракта.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ одним из принципов контрактной системы в сфере закупок является открытость и доступность. Неразмещение администрацией муниципальное образование в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru отчетов об исполнении вышеуказанных контрактов не соответствует принципу доступности и открытости информации при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд и нарушает права неопределённого круга лиц на доступ к названной информации.

Кроме того, статьей 3 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее по тексту - Федеральный закон № 273-ФЗ) установлены основные принципы противодействия коррупции, в том числе, публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, комплексное использование политических, организационных, информационно -пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, а также приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

Согласно ст. 7 Федерального закона № 273-ФЗ одними из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления, обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ защита нарушенных прав и свобод граждан осуществляется в судебном порядке.

В связи с изложенным, суд полагает, что допущенные административным ответчиком нарушения соблюдения законодательства в сфере противодействия коррупции затрагивают права неопределенного круга лиц, поэтому, исходя из совокупности доказательств по делу, и с учётом всех фактических обстоятельств дела, приходит к выводу, что требования прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципальное образование о возложении обязанности по устранению допущенных нарушений, обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 294 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление прокурора в защиту неопредёленного круга лиц к администрации муниципальное образование о возложении обязанности по устранению допущенных нарушений удовлетворить. Возложить на администрацию муниципального образования обязанность разместить в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru отчеты об исполнении контрактов с реестровыми номерами 3, 37,3, 3. 3, 3, 3,

3,3,,3, 3, 3, 3, 3, 3. 3,

3, 3, 3.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Ясногорский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.Н. Попов