ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-539/18 от 11.01.2019 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело а-9/2019 (а-539/2018)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего Зиновьевой К.В.

при секретаре Хайминой Ю.С.,

с участием прокурора Гейэр Е.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

11 января 2019 года

административное дело по административному иску ФИО1 к Коллегии Администрации Кемеровской области о признании не действующим в части постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 16 декабря 2016 г. № 509 «Об определении на 2017 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость» и признании не действующим в части постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 21 декабря 2017 г. № 651 «Об определении на 2018 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость»,

УСТАНОВИЛ:

16 декабря 2016 г. Коллегией Администрации Кемеровской области принято Постановление № 509, пунктом 1 которого определен на 2017 год Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, согласно приложению к постановлению (далее – Перечень на 2017 год).

В Перечень на 2017 год включено, в том числе, здание с кадастровым номером №№, расположенное по адресу: <адрес> (пункт 146).

21 декабря 2017 г. Коллегией Администрации Кемеровской области принято Постановление № 651, пунктом 1 которого определен на 2018 год Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, согласно приложению к постановлению (далее – Перечень на 2018 год).

В Перечень на 2018 год также включено здание с кадастровым номером №№, расположенное по адресу: <адрес> (пункт 226).

Данные постановления опубликованы на сайте «Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области» http://www.zakon.kemobl.ru, 19 декабря 2016 г. и 21 декабря 2017 г. соответственно.

ФИО1 обратился в суд с административным иском о признании не действующими со дня вступления в силу постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 16 декабря 2016 г. № 509 «Об определении на 2017 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость» и постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 21 декабря 2017 г. № 651 «Об определении на 2018 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость» в части включения здания с кадастровым номером №№ в пункт 146 Перечня на 2017 год и пункт 226 Перечня на 2018 год.

В обоснование требований указал, что он является собственником указанного здания, которое не обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из их кадастровой стоимости. Включение здания в Перечни на 2017 год и 2018 год неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере. Спорное здание включает в себя складские помещения и вспомогательные помещения, предназначенные для обслуживания складских помещений. Мероприятия по определению вида фактического использования здания на момент включения его в Перечни Коллегией Администрации Кемеровской области не проводились, протокол обследования не составлялся, чем нарушены пункты 2.7, 2.8, 2.12 Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 06 июня 2016 г. № 226 «О реализации Закона Кемеровской области от 26.11.2003 № 60-ОЗ «О налоге на имущество организаций».

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал.

Представитель Коллегии Администрации Кемеровской области ФИО3, действующая на основании доверенности, возражала против заявленных требований. Суду пояснила, что спорное здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого предполагает размещение торговых объектов, что является самостоятельным основанием для включения данного здания в оспариваемые Перечни. Оспариваемые нормативные правовые акты приняты Коллегией Администрации Кемеровской области в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, в пределах компетенции.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах Прокуратуры Кемеровской области Гейэр Е.И., полагавшей требования административного истца не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса.

Статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 этого кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 приведенной статьи, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Из п.1 ст.402 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что после установления законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) единой даты начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, налоговая база в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц определяется исходя из их кадастровой стоимости. Такое решение принимается субъектом Российской Федерации в срок до 1 января 2020 года.

Законом Кемеровской области от 23 ноября 2015 г. № 102-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Кемеровской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на территории Кемеровской области - 1 января 2016 года.

Решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27 ноября 2015 года № 438 «Об установлении и введении в действие на территории города Кемерово налога на имущество физических лиц» установлен и введен на территории муниципального образования город Кемерово налог на имущество физических лиц с 1 января 2016 года, при этом в силу пункта 3.7 указанного решения для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей, налоговая ставка установлена в размере 2 % от их кадастровой стоимости, в силу пункта 3.8 - 0,5 % в отношении прочих объектов налогообложения, кадастровая стоимость которых свыше 0,1 млн. рублей и 0,1 % в отношении прочих объектов налогообложения, кадастровая стоимость которых до 0,1 млн. рублей включительно.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

На основании подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Согласно Закону Кемеровской области от 26 ноября 2003 г. № 60-ОЗ «О налоге на имущество организаций и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Кемеровской области» (в редакции Закона Кемеровской области от 11.02.2015 № 3-ОЗ) на территории Кемеровской области таким органом до 01 января 2018 года являлась Коллегия Администрации Кемеровской области.

Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 16 декабря 2016 г. № 509, от 21 декабря 2017 г. № 651 приняты уполномоченным органом в форме, предусмотренной статьей 9 Закона Кемеровской области от 09 марта 2005 г. № 43-ОЗ «О Коллегии Администрации Кемеровской области», и опубликованы в соответствии с требованиями указанного закона.

В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях данной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Анализ приведенных выше правовых норм свидетельствует о том, что для признания отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения) объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, достаточно установления в отношении этого здания одного из условий, перечисленных в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником нежилого здания с кадастровым номером №№, площадью 3286,7 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности.

Согласно кадастровой выписке указанное нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером №№, который по данным кадастрового учета, предоставленным филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области по запросу суда, с 28 ноября 2015 года имеет вид разрешенного использования «торговые центры (торгово-развлекательные центры)».

Соответственно, на момент принятия оспариваемых Перечней спорное здание было расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов. Данное обстоятельство свидетельствует о наличии самостоятельного основания для включения объекта недвижимости в оспариваемые Перечни.

Не имеют правового значения доводы административного искового заявления о том, что спорное здание фактически используются под склад, поскольку в данном случае объект недвижимости включен в Перечни по виду разрешенного использования земельного участка, на котором он расположен, а не по его фактическому использованию.

Доводы стороны административного истца о том, что обязательным условием для решения вопроса о включении объектов недвижимости в Перечень является определение вида фактического использования здания и наличие акта обследования, основаны на ошибочном толковании норм материального права.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что принадлежащее административному истцу здание правомерно включено в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения административных исковых требований о признании оспариваемых норм недействующими.

Руководствуясь ст.175-179 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 о признании не действующим в части постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 16 декабря 2016 г. № 509 «Об определении на 2017 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость» и признании не действующим в части постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 21 декабря 2017 г. № 651 «Об определении на 2018 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость» отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кемеровский областной суд.

Председательствующий Зиновьева К.В.

Мотивированное решение составлено 16 января 2019 года.