ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-53/19 от 14.01.2019 Буинского городского суда (Республика Татарстан)

Дело а- 53/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Буинский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Хайбуллиной И.З., при секретаре Н.Е.В.,

с участием административного истца М.Д.Р., представителя административного истца Г.А.Л., административного ответчика - начальника отдела по вопросам миграции отдела МВД России по Буинскому району Республики Татарстан З.Г.Х., действующей за себя и в качестве представителя административного ответчика отдела МВД России по Буинскому району Республики Татарстан, представителя административного ответчика - прокуратуры Республики Татарстан Х.Р.Т., действующего по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску М.Д.Р. к МВД по Республике Татарстан, отделу МВД России по Буинскому муниципальному району Республики Татарстан, начальнику отдела по вопросам миграции отдела МВД России по Буинскому муниципальному району Республики Татарстан, Прокуратуре и Буинскому городскому прокурору Ф.М.Р. о признании незаконными действий начальника отдела по вопросам миграции отдела МВД России по Республики Татарстан З.Г.Х. об отказе в выдаче письменного ответа в получении гражданства Российской Федерации – паспорта РФ и признании незаконными действий Буинского городского прокурора Ф.М.Р. об отказе в рассмотрении жалобы,

установил:

М.Д.Р. обратилась в Буинский городской суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением, в иске указав следующее.

В Республики Татарстан административный истец проживала с в и с в . получила вид на жительство.вышла замуж за Ш.Р.Р., гражданина Российской Федерации.

В ноябре 2018 года административный истец обратилась в УФМС РТ за получением паспорта Российской Федерации, но ей отказали в его выдаче и не дали какой-либо мотивированный ответ.

Отказ начальника отдела З.Г.Х. административный истец обжаловала в Буинскую городскую прокуратуру. Прокурор не стал рассматривать жалобу и направил ее начальнику отдела управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры РТ, хотя был обязан ее рассмотреть в соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ»

С действиями и бездействиями административных ответчиков М.Д.Р. не согласна, т.к. у нее имеются основания для получения гражданства Российской Федерации, нарушены ее конституционные права на справедливое рассмотрение ее обращения по вопросу получения гражданства Российской Федерации.

В иске просила: признать действие начальника отдела по вопросам миграции МВД России по Республики Татарстан, выразившееся в отказе в выдаче письменного ответа на обращение за получением гражданства, незаконным; признать действие Буинского городского прокурора об отказе в рассмотрении жалобы незаконным.

В судебном заседании административный истец М.Д.Р. заявленные требования поддержала, сообщив, что с ноября 2018 года неоднократно обращалась в Отдел по вопросам миграции ОМВД по Республики Татарстан с вопросом о получении гражданства Российской Федерации. Начальник отдела З.Г.Х. отказывается принимать от нее необходимые документы на оформление гражданства Российской Федерации и выдаче паспорта, каждый раз придумывая новый недостающий для этого документ. При этом никаких письменных документов об отказе в принятии документов отдел по вопросам миграции ей не выдавал. В последний раз начальник отдела по вопросам миграции отказала истцу в приеме документов в связи с тем, что у нее не было документа об образовании. В суде пояснила, что свои доводы об отказе в принятии отделом по вопросам миграции от нее документов она подтвердить никакими доказательствами не может, так как З.Г.Х. письменно ничего ей не давала, толком ничего не объясняла.

Представитель административного истца Г.А.Л. в судебном заседании поддержал административный иск по изложенным в нем основаниям.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены отдел МВД России по Республики Татарстан, МВД по , Прокуратура Республики Татарстан.

Административный ответчик - начальник отдела по вопросам миграции ОМВД России по Республики Татарстан З.Г.Х., действуя за себя и по доверенности в качестве представителя административного ответчика ОМВД России по Республики Татарстан в судебном заседании с административным иском не согласилась, в возражение указала, что М.Д.Р. в отдел по вопросам миграции ОМВД России по Республики Татарстан с заявлением, в установленной форме и пакетом необходимых документов для получения гражданства Российской Федерации не обращалась. М.Д.Р. подходила к ним в отдел, ей был разъяснен порядок подачи заявления и предоставлен перечень необходимых документов, подлежащих приложению к заявлению.

Представитель административного ответчика МВД по надлежаще извещен, в суд не явился.

Представитель административных ответчиков Прокуратуры Республики Татарстан и Буинского городского прокурора, по доверенности и по служебной подчиненности соответственно – помощник Буинского городского прокурора Х.Р.Т. судебном заседании административный иск М.Д.Р. не признал, пояснив, что в соответствии с п. 3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации обращение М.Д.Р. о нарушении миграционного законодательства направлено в Прокуратуру Республики Татарстан, что соответствует закону. В иске просил отказать.

Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы административного дела, суд приходит к выводу о необходимости отказа в иске по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федеральный закон от № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

В соответствии с частями 1 - 3 ст. 2 ФЗ от № 59-ФЗ:

1. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

2. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

3. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

В соответствии со ст. 3 ФЗ от № 59-ФЗ:

1. Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 4 ФЗ от № 59-ФЗ: для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины:

обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Согласно ст. 8 ФЗ от № 59-ФЗ:

1. Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

2. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

3. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место (ст. 9).

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (ч. 1 ст. 12 ФЗ).

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Вопросы приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке регламентированы статьей 13 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», которыми предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Наряду с этим законодателем предусмотрен прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке (статья 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации». Так, в соответствии с п. «б» ч. 2 ст. 14 Федерального закона от № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет.

Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 1325 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (далее - Положение), которым устанавливаются порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам, а также формы заявлений и перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, которые заявители обязаны представить.

Судом установлено, что М.Д.Р. родилась в Туркмении, является гражданской Туркмении.

М.Д.Р. выдан вид на жительство со сроком действия до . Зарегистрирована она по месту жительства в настоящее время по адресу: РТ, .

М.Д.Р. заключила брак с Ш.Р.Р., гражданином Российской Федерации, о чем составлена запись акта о заключении брака от .

В браке у М.Д.Р. родился сын – Ш.Э.Р., гражданин Российской Федерации.

Судом исследованы документы, представленные М.Д.Р., которые она планировала подать в отдел по вопросам миграции ОМВД России по для получения гражданства Российской Федерации.

Так, представлен бланк заявления Приложение к Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, который частично заполнен М.Д.Р. карандашом.

К заявлению приложены: национальный паспорт М.Д.Р., вид на жительство, свидетельство о заключении брака, свидетельство о ее рождении, свидетельство о рождении ребенка, Решение МВД по о признании М.Д.Р. носителем русского языка от , аттестат о среднем образовании, диплом о начальном профессиональном образовании, справка о наличии вклада в банковском учреждении, справка о получении пособия на ребенка, нотариальный отказ от гражданства Республики Туркменистан.

Административный истец пояснила, что неоднократно обращалась в ОМВД России по по вопросу приобретения гражданства Российской Федерации, при этом доказательств того, что заявитель в установленном законом порядке подавала заявление по установленной форме о приеме в гражданство в каком-либо из вышеперечисленных порядков (общем, упрощенном и др.), в том числе с приложением необходимых документов, не установлено, а М.Д.Р. не представлено. Административный ответчик не принимал в отношении М.Д.Р. какого-либо решения по вопросу приобретения ею гражданства Российской Федерации, в частности, об отказе в приеме в гражданство Российской Федерации.

В ответ на устное обращение М.Д.Р. разъяснялся порядок приобретения гражданства Российской Федерации, что заявителем не отрицалось. Довод административного истца, что у нее не принимали документы под различными надуманными предлогами, требовали документы, основан на неверном толковании ею разъяснений о порядке подачи заявления и необходимого перечня документов, и не может быть принят судом как нарушение ее прав. Фактически заявление в установленной форме М.Д.Р. не заполняла и не подавала, что нашло свое подтверждение в судебном заседании.

Вышеприведенные обстоятельства, оцениваемые применительно к нормам законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, позволяют суду прийти к выводу об отказе в удовлетворении административного иска; в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» суд не относится к органам, которые наделены полномочиями по принятию решений о приобретении лицами гражданства Российской Федерации; паспорт гражданина Российской Федерации выдается только лицу, имеющему гражданство Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 08 июля 1997 года № 828), тогда как решение об этом в установленном порядке в отношении М.Д.Р. компетентным органом не принималось; истец вправе обратиться по данному поводу в орган исполнительной власти, наделенный соответствующими полномочиями, в соответствии с правилами, установленными действующим законодательством; на настоящее время заявитель не ограничен административным ответчиком в правах по вопросу подачи заявления о приобретении гражданства Российской Федерации в установленном порядке; ее утверждения о том, что такие заявления у нее не принимали, являются голословными; обращение М.Д.Р. в вышестоящие государственные органы не являются надлежащим обращением с заявлением о приобретении гражданства и в связи с такими обращениями оснований для удовлетворения административного иска не имеется; незаконных и не соответствующих нормативным правовым актам действий (бездействия), решений, которые бы нарушали права, свободы и законные интересы административного истца, создавали препятствия к их осуществлению, административный ответчик не принимал.

Рассматривая требования административного истца в части оспаривания действий Буинского городского прокурора Республики Татарстан, судом установлено следующее.

М.Д.Р. обратилась в Буинскую городскую прокуратуру Республики Татарстан с жалобой на действия начальника отдела по вопросам миграции ОМВД России по Буинскому району Республики Татарстан о нарушении законодательства в сфере миграции.

Письмом р-18 от за подписью Буинского городского прокурора обращение М.Д.Р. в соответствии с п. 3.5. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от , направлено для рассмотрения обращения по вопросу нарушения миграционного законодательства – начальнику отдела управления по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры Республики Татарстан.

Письмом № 7р-2018 от 30 ноября 2018 года в соответствии с ч. 3.1 ст. 8 ФЗ от 02 мая 2006 года № 59 «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» и п. 3.5. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 года № 45 для рассмотрения в порядке ведомственного контроля обращение М.Д.Р. от , содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства РФ в сфере миграции направлено МВД по РТ.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, заместителем начальника Управления по вопросам миграции МВД по Республике Татарстан в адрес М.Д.Р. направлен ответ, из содержания которого следует, что обращение заявителя в прокуратуру г. Буинска рассмотрено Управлением по вопросам миграции МВД по Республике Татарстан, и разъяснен порядок легализации на территории Российской Федерации, а также порядок приема в гражданство Российской Федерации в дальнейшем. В данном ответе даны четкие и конкретные разъяснения относительно подлежащих совершению действий в указанных целях, а также дана рекомендация о продлении срока действия вида на жительство в РФ в установленном законом порядке для последующего обращения с заявлением и приеме в гражданство Российской Федерации.

Проанализировав предоставленные суду доказательства в совокупности с изложенными выше положениями Кодекса административного судопроизводства РФ, суд не находит правовых оснований для удовлетворения иска, поскольку в суде не нашли подтверждение доводы истца о том, что при рассмотрении обращения истца от в Буинскую городскую прокуратуру РТ допущено бездействие, выразившееся в не рассмотрении ее обращения.

К данному выводу суд приходит по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В соответствии с ч. 5 указанного Закона, при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч. 1 ст. 9).

В силу п. п. 1, 4, 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (ч. 1 ст. 12).

В соответствии с ч. 3 ст. 8 указанного Федерального закона, письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

В силу ст. 10 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

В соответствии с п. 3.1 «Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», утвержденной приказом Генеральной прокуратуры РФ от 30 января 2013 года № 45, обращения, поступившие в органы прокуратуры РФ, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.

Исходя из п. 3.5 и п. 4.14 Инструкции, обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения. По итогам обращения может быть принято решение о направлении в течение 7 дней со дня регистрации для разрешения в другую прокуратуру, другое ведомство, другую организацию по принадлежности.

Судом установлено, что обращения М.Д.Р. от , поступившее в Буинскую городскую прокуратуру Республики Татарстан содержало сведения о возможном нарушении законодательства Российской Федерации в сфере миграции, выразившееся в отказе в выдаче ей письменного ответа по вопросу получения гражданства, допущенное начальником отдела по вопросам миграции ОМВД России по Республики Татарстан.

Проанализировав поставленные в обращении вопросы и изложенные выше положения закона и установленные судом фактические обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что Буинским городским прокурором Республики Татарстан и Прокуратурой Республики Татарстан принято обоснованно решение о направлении обращения для рассмотрения по существу поставленных в нем вопросов МВД по РТ, что согласуется с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», п. 3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 года № 45.

При этом суд исходит из того, что обращение истца рассмотрено в соответствии с требованиями ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», порядок и сроки рассмотрения обращений истца соблюдены, по предмету обращения дан ответ в установленный законом срок (7-дневный срок для переадресации обращения по подведомственности соблюден); нарушение прав и законных интересов истца при рассмотрении обращения ответчиками в судебном заседании не установлено.

Исходя из анализа положений статей 5, 10, 22 - 25, 25.1, 27, 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и материалах проверки. В случае непринятия прокурором мер реагирования, дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права заявителя производится в судебном или ином предусмотренном законом порядке.

Таким образом, орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, а суд не вправе обязать прокурора принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению заявителя, представляется правильным. Непринятие прокурором мер реагирования на заявление не препятствует заявителю в дальнейшей защите предполагаемого нарушенного права этого лица в судебном или ином предусмотренном законом порядке.

В компетенцию суда оценка целесообразности принятых прокуратурой решений не входит.

Таким образом, в соответствии со ст. 5 Федерального закона «О прокуратуре» какая-либо форма вмешательства в деятельность прокурора по осуществлению прокурорского надзора действующим законодательством не предусмотрена.

Таким образом, суд признает установленным, что обращение М.Д.Р. от рассмотрено уполномоченными законом лицами, по всем поставленным вопросам истцу дан ответ, нарушение прав, свобод и законных интересов истца не допущено.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что в удовлетворении иска по изложенным в нем основаниям и доводам о признании действий Буинского городского прокурора в не рассмотрении обращения по факту нарушения миграционного законодательства, следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 178 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления М.Д.Р. к МВД по Республике Татарстан, отделу МВД России по Буинскому району Республики Татарстан, начальнику отдела по вопросам миграции отдела МВД России по Буинскому району Республики Татарстан З.Г.Х., Прокуратуре Республике Татарстан и Буинскому городскому прокурору Республики Татарстан Ф.М.Р. о признании незаконными действий начальника отдела по вопросам миграции отдела МВД России по Буинскому району Республики Татарстан З.Г.Х. об отказе в выдаче письменного ответа в получении гражданства Российской Федерации – паспорта РФ и признании незаконными действий Буинского городского прокурора Ф.М.Р. об отказе в рассмотрении жалобы на действия начальника отдела по вопросам миграции отдела МВД России по Буинскому району Республики Татарстан З.Г.Х., - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Верховного Суда Республики Татарстан в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Буинский городской суд.

Мотивированное судебное решение составлено .

Судья И.З. Хайбуллина

Копия верна.

Судья И.З. Хайбуллина