ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-53/2021 от 12.05.2021 Варнавинского районного суда (Нижегородская область)

Дело а-53/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.<адрес> 12 мая 2021 года
Варнавинский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи: Страхова А.Н.,

при секретаре Кожевниковой Г.А.,

с участием представителя административного истца: помощника прокурора <адрес> Ладейнова Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу, о признании информации, содержащейся в информационно - телекоммуникационной сети Интернет на сайтах: https://ru.pdfdrive.com/Русская-Кухня-Азбука-Домашнего-терроризма-e195993575.html, https://subscribe.ru/archive/culture.lit.lib/201112/29134534.html, https://ru.b-ok.com/book/558332/30e5c9 в свободном для неопределенного круга лиц предоставляется возможность для скачивания (онлайн просмотра) книги «Русская кухня. Азбука «домашнего терроризма». В указанной книге размещена информация о взрывчатых веществах, а также подробное описание процесса изготовления взрывчатых веществ в бытовых условиях, в том числе: «Что и где взять легально», «Посуда и оборудование» и «Изготовление взрывчатых веществ на кухне», в качестве информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец прокурор <адрес>, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу, о признании информации, размещенной на интернет-страницах, https://ru.pdfdrive.com/Русская-Кухня-Азбука-Домашнего-терроризма-e195993575.html, https://subscribe.ru/archive/culture.lit.lib/201112/29134534.html, https://ru.b-ok.com/book/558332/30e5c9, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки выявлена в сети Интернет на Интернет – сайтах: https://ru.pdfdrive.com/Русская-Кухня-Азбука-Домашнего-терроризма-e195993575.html, https://subscribe.ru/archive/culture.lit.lib/201112/29134534.html, https://ru.b-ok.com/book/558332/30e5c9 в свободном для неопределенного круга лиц предоставляется возможность для скачивания (онлайн просмотра) книги «Русская кухня. Азбука «домашнего терроризма». В указанной книге размещена информация о взрывчатых веществах, а также подробное описание процесса изготовления взрывчатых веществ в бытовых условиях, в том числе: «Что и где взять легально», «Посуда и оборудование» и «Изготовление взрывчатых веществ на кухне».

Размещенные сведения вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно правомерности приобретения и использования поддельных документов, что способствует совершению преступлений с их использованием.

Указанные сайты содержат информацию, запрещенную законодательством Российской Федерации к размещению указанным способом.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Ладейнов Д.В. поддержал доводы и требования, изложенные в административном исковом заявлении, указал, что сайты, на которых содержится запрещенная информация, в настоящее время доступны для просмотра.

Заинтересованные лица Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) и её территориальный орган – Управление Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу, будучи надлежащим образом извещенными, в судебное заседание не явились, не возражали против удовлетворения поданного заявления.

Учитывая, что данных, подтверждающих наличие оснований для отложения судебного разбирательства, не представлено, суд на основании ст.150-152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотреть настоящее административное дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы административного дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.1 ч.3 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.

Как установлено ч.1 ст.39 административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту – Федеральный закон №149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Частями 1, 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В данном случае за незаконное изготовление взрывчатых веществ, незаконное изготовление, переделку или ремонт взрывных устройств предусмотрена уголовная ответственность по ст. 223.1 УК РФ. Статьей 222.1 УК РФ также предусмотрена уголовная ответственность за незаконное приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств.

Кроме того, в Российской Федерации запрещаются создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных статьями 205 - 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 280, 282.1 - 282.3 и 360 Уголовного кодекса РФ. Организация, призывы к массовым беспорядкам и участие в них согласно ст.212 УК РФ также являются уголовно-наказуемыми деяниями.

Согласно ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон -Ф3) терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Террористическая деятельность включает в себя, в том числе, пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

Частью 1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации, которая устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ч.2 ст.14 Федерального закона от 24.071998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» в целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, её экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Кроме того, в соответствии с абз.2 ч.2 ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещённой для распространения среди детей, относится, в том числе информация: побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным; информация, оправдывающая противоправное поведение.

Таким образом, беспрепятственный доступ к вышеуказанным информационным материалам об изготовлении взрывчатых веществ, способствует незаконному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств и их применению, что является уголовно-наказуемым деянием и в свою очередь может повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Кроме того, информация о способах изготовления и применения взрывчатых веществ может побудить несовершеннолетних к изготовлению и применению взрывчатых веществ, что создает угрозу как для их здоровья, так и способствует их вовлечению в незаконную деятельность террористических организаций.

В связи с этим распространение в сети Интернет информации, содержащей сведения о порядке, способах изготовления и применения взрывчатых веществ и взрывных устройств, недопустимо.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В целях защиты интересов государства, здоровья, прав и законных интересов прав граждан, в том числе несовершеннолетних, и во исполнение действующего законодательства доступ к вышеуказанному информационному материалу об изготовлении взрывчатых веществ, размещенному на Интернет -страницах сайтов по электронным адресам: https://ru.pdfdrive.com/Русская-Кухня-Азбука-Домашнего-терроризма-e195993575.html, https://subscribe.ru/archive/culture.lit.lib/201112/29134534.html, https://ru.b-ok.com/book/558332/30e5c9, должен быть ограничен.

Признание судом сведений о порядке, способах изготовления и применения взрывчатых веществ и взрывных устройств на вышеуказанной Интернет -страницах сайта, в качестве информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в соответствии с ч. 1, п. 2 ч. 5 Федерального закона № 149-ФЗ, будет являться основанием для включения доменного имени вышеуказанного сайта в Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 228, предусмотрено, что указанная Федеральная служба осуществляет, в том числе, создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено».

Основываясь на представленных доказательствах, оцененных по правилам ст.84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом установлено, что на указателях на страницах: https://ru.pdfdrive.com/Русская-Кухня-Азбука-Домашнего-терроризма-e195993575.html, https://subscribe.ru/archive/culture.lit.lib/201112/29134534.html, https://ru.b-ok.com/book/558332/30e5c9 в свободном для неопределенного круга лиц предоставляется возможность для скачивания (онлайн просмотра) книги «Русская кухня. Азбука «домашнего терроризма». В указанной книге размещена информация о взрывчатых веществах, а также подробное описание процесса изготовления взрывчатых веществ в бытовых условиях, в том числе: «Что и где взять легально», «Посуда и оборудование» и «Изготовление взрывчатых веществ на кухне», в качестве информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и во исполнение действующего законодательства, доступ к указанному сайту следует ограничить.

Следовательно, учитывая положения вышеприведенных норм права, распространение такой информации на названных сайтах запрещено законом и фактически является информационным пособничеством в совершении преступлений, что является достаточным основанием для признания размещенной на интернет-сайтах информации информацией, запрещенной на всей территории Российской Федерации, поэтому заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.1, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление прокурора <адрес>, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу, о признании информации, размещенной на интернет-страницах: https://ru.pdfdrive.com/Русская-Кухня-Азбука-Домашнего-терроризма-e195993575.html, https://subscribe.ru/archive/culture.lit.lib/201112/29134534.html, https://ru.b-ok.com/book/558332/30e5c9, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на указателях страниц сайтов: https://ru.pdfdrive.com/Русская-Кухня-Азбука-Домашнего-терроризма-e195993575.html, https://subscribe.ru/archive/culture.lit.lib/201112/29134534.html, https://ru.b-ok.com/book/558332/30e5c9, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (109074, <адрес>, стр. 2) копию вступившего в законную силу решения суда, которое является основанием для включения указателя страницы сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через суд первой инстанции.

Судья Страхов А.Н.