дело №а-5468/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2023 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Шакировой Г.Р., при помощнике судьи Шангуровой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес>Зубаирова Р.Р. к администрации ГО <адрес> РБ, Управлению образования администрации ГО <адрес> РБ, МАОУ Центр образования №<адрес> о признании бездействия незаконным,
установил:
прокурор <адрес>Зубаиров Р.Р. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации ГО <адрес> РБ, Управлению образования администрации ГО <адрес> РБ, МАОУ Центр образования №<адрес> о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму.
В обоснование требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности в МАОУ Центр образования №<адрес>, в ходе которой выявлены нарушения.
Так, проверкой установлено, что МАОУ Центр образования №<адрес> присвоена третья категория опасности.
Образовательные учреждения являются объектами с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, то есть являются одними из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
С учетом уставной деятельности образовательная организация обязана соблюдать требования законодательства о противодействии терроризму, а также соблюдать права граждан, в том числе несовершеннолетних на безопасность, охрану жизни и здоровья. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В ходе прокурорской проверки установлено, что в нарушение норм действующего федерального законодательства об антитеррористической защищенности образовательных организаций, здание МАОУ Центр образования №<адрес> охранной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией при ЧС не оснащено, в результате чего нарушаются права учащихся, работников на безопасное пребывание в данном учреждении, создается угроза их жизни здоровью.
Административный истец, уточнив требования, просит признать незаконным бездействие администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан в невыделении денежных средств, обязать администрацию городского округа <адрес> Республики Башкортостан выделить денежные средства для оборудования МАОУ Центр образования №<адрес> в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда. Признать незаконным бездействие Управления образования администрации ГО <адрес> РБ, МАОУ Центр образования №<адрес> в необеспечении МАОУ Центр образования №<адрес> системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, охранной сигнализацией. Обязать Управление образования администрации ГО <адрес> РБ обеспечить МАОУ Центр образования №<адрес> системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, охранной сигнализацией. Обязать МАОУ Центр образования №<адрес> в течение 3 месяцев с момента поступления финансирования из администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан, Управления образования администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан оснастить объект охранной сигнализацией, системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Определением суда к участию в деле привлечены в качестве административного соответчика Управление образования администрации ГО <адрес> РБ, заинтересованного лица – администрация <адрес> ГО <адрес> РБ, Финансовое управление администрации ГО <адрес> РБ, Управление экономики администрации ГО <адрес> РБ, УМВД по <адрес>, ФГКУ Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по РБ, Министерство образования и науки РБ.
Старший помощник прокурора Сайфутдинова Г.Р. исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчиков администрации ГО <адрес>, Управления образования администрации ГО <адрес>Балакина И.В. возражала против иска, указав, что бездействие не допущено.
Представитель администрации <адрес> ГО <адрес> РБ Хазиева А.Р. поддержала позицию администрации.
Представитель Финансового управления администрации ГО <адрес> РБ Шавалиева Л.М. поддержала позицию администрации.
Представитель ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» Григорьева А.А. иск поддержала.
В письменном возражении Финансового управления администрации ГО <адрес> РБ иск не поддержало, указав, что для устранения нарушений администрацией издано распоряжение №-р от ДД.ММ.ГГГГ, утверждён план мероприятий на 2023-2025гг.
Иные стороны извещены о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
Исследовав в судебном заседании материалы дела, выслушав стороны, оценив в совокупности все доказательства, имеющие юридическую силу, суд приходит к следующему.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан на охрану здоровья.
В соответствии со ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, основными задачами противодействия терроризму являются выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, поставлены задачи минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В силу ст. 2 вышеуказанного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно пункту 6 статьи 3 вышеуказанного закона антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
Согласно пункту 24 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), осуществляются следующие мероприятия: оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В силу пункту 25 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия оснащение объектов (территорий) охранной сигнализации.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Статьей 28 Закона № 273-ФЗ предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации, создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации.На основании ч. 8 ст. 41 Закона № 273-ФЗ, охрана здоровья обучающихся включает в себя, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Следовательно, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.
Кроме того, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений в случаях, когда речь идет о решении вопросов местного значения.
Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных организаций является и обязанностью органов местного самоуправления, а в силу ст. ст. 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления имеют правовые полномочия на выделение денежных средств для обустройства территорий образовательных организация.
Соответствующие требования о безопасности предусмотрены СП 118.13330.2022. Свод правил. Общественные здания и сооружения. СНиП 31-06-2009, утв. Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№/п.
Решением Совета ГО <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об Управлении образования администрации ГО <адрес> РБ, согласно которому Управление является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс. Управление осуществляет функции главного распорядителя средств, полученных из бюджета ГО <адрес> РБ, функции главного администратора доходов бюджетов РФ, РБ, ГО <адрес> РБ. Управление обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (п.3.1.7), утверждает план приобретения оборудования (п.ДД.ММ.ГГГГ), выступает в качестве заказчика при проведении мероприятий по капитальному ремонту зданий и сооружений за счет средств бюджетов всей уровней РФ (п.ДД.ММ.ГГГГ), утверждает муниципальное задание в соответствии с видами деятельности (п.ДД.ММ.ГГГГ), осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципального задания (п.ДД.ММ.ГГГГ), определяет размер субсидий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ в пределах муниципального задания (п.ДД.ММ.ГГГГ).
Судом установлено, что МАОУ Центр образования №<адрес> согласно паспорту безопасности имеет 3 категорию опасности.
<адрес> проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности в МАОУ Центр образования №<адрес>, в ходе которой установлено, что в нарушение норм действующего федерального законодательства об антитеррористической защищенности образовательных организаций, здание МАОУ Центр образования №<адрес> по адресу: <адрес>, не обеспечено охранной сигнализацией, системами оповещения и управления эвакуацией о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Из системного толкования содержания Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ в целом следует, что пресечение попыток совершения террористических актов на объектах достигается, в том числе оборудованием объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией при ЧС, а мероприятия, указанные в п.25 данного Постановления, являются дополнительными, предусмотренными в отношении объектов (территорий) 3 категории опасности (в том числе детских образовательных учреждений); необходимость их осуществления обусловлена требованиями к большей антитеррористической защищенности.
Исходя из положений действующего законодательства в области противодействия терроризму, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрупнённости и антитеррористической защищенности является обязанностью органов местного самоуправления.
Указанная обязанность в силу закона императивна и не зависит от оформления соответствующего государственного задания. В связи с чем ссылка в возражении Финансового управления администрации ГО <адрес> РБ на бюджетное законодательство не состоятельна.
Согласно договору на экстренный вызов нарядов подразделений вневедомственной охраны, заключенному между ФГКУ Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по РБ и МАОУ Центр образования №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, предметом договора является осуществление экстренного выезда наряда охраны при срабатывании комплекса технических средств тревожной сигнализации, установленных в помещениях гимназии, для пресечения правонарушений и преступлений. Таким образом, к предмету спора не относится.
Охранной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в здании школы не имеется. Доказательств обратного не приведено.
Таким образом, установив указанные выше обстоятельства, оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что осуществление деятельности ответчиков при наличии выявленных нарушений законодательства, регламентирующего условия содержания, воспитания и обучения детей, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области обеспечения безопасности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, создается угроза их жизни и здоровью, в связи с чем, считает необходимым административный иск удовлетворить частично о признании незаконным бездействия администрации ГО <адрес> РБ, а также Управления образования администрации ГО <адрес> РБ как главного распорядителя бюджетных средств, в невыделении денежных средств, обязании выделить денежные средства на оборудование здания школы системами оповещения, сигнализацией.
В удовлетворении требования об оспаривании бездействия, о возложении на Управление образования администрации ГО <адрес> РБ обязанности по обеспечению здания учреждения системами оповещения, охранной сигнализацией надлежит отказать в связи со следующим.
Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона №-Ф3 органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
На основании ст. 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
Согласно п. 7.1 ст. 14, п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Вместе с тем, учреждение является самостоятельным юридическим лицом, и для достижения своей деятельности от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Оснований к возложению обязанности, подлежащей выполнению самим образовательным учреждением, наделенным правом заключения договоров на оказание услуг, на ответчика не имеется.
Требование об оспаривании бездействия МАОУ Центр образования №<адрес> в необеспечения здания учреждения системами оповещения, сигнализацией в отсутствие финансирования преждевременно. В удовлетворении данного требования также надлежит отказать. МАОУ Центр образования №<адрес> надлежит обязать в течение 3 месяцев с момента поступления финансирования из администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан, Управления образования администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан оснастить объект охранной сигнализацией, системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Заявленные в иске сроки устранения нарушений суд, выслушав стороны, полагает разумными, учитывая длительность бездействия, общественную и государственную значимость соблюдения антитеррористического законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан, Управления образования администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан в невыделении денежных средств для оборудования МАОУ Центр образования №<адрес> системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, охранной сигнализацией.
Обязать администрацию городского округа <адрес> Республики Башкортостан, Управление образования администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан выделить денежные средства для оборудования МАОУ Центр образования №<адрес> системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, охранной сигнализацией в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Обязать МАОУ Центр образования №<адрес> в течение 3 месяцев с момента поступления финансирования из администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан, Управления образования администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан оснастить объект системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, охранной сигнализацией.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Октябрьский районный суд <адрес> Республики Башкортостан в течение месяца с момента составления мотивированного решения.
Судья Шакирова Г.Р.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.