ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-546/20 от 16.06.2020 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело а-546/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 июня 2020 г. г. Оренбург

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи Хакимовой О.В.,

при секретаре Лихтиной А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОАО АПК «Ильинка» об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

ОАО АПК «Ильинка» обратилось в суд с административным исковым заявлением, указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; виды разрешенного использования: сельскохозяйственное использование, расположенного по адресу: (адрес), (адрес), земельный участок расположен в северной части районного кадастрового квартала .

Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 4 августа 2015 г. в размере 1 830 242,80 рублей, что значительно превышает его рыночную стоимость, установленную на эту же дату.

По мнению административного истца, кадастровая стоимость земельного участка является завышенной по сравнению с установленной его рыночной стоимостью. Просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка, равной его рыночной стоимости в размере 190 000 рублей по состоянию на 4 августа 2015 г.

В судебное заседание не явились представитель административного истца ОАО АПК «Ильинка», представители ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Оренбургской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Правительства Оренбургской области, Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, администрации МО Октябрьский район Оренбургской области, администрации МО Ильинский сельсовет Октябрьского района Оренбургской области, извещенные о времени и месте судебного заседания.

На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Аналогичные положения содержатся в статьях 245, 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что ОАО АПК «Ильинка» является собственником земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; виды разрешенного использования: сельскохозяйственное использование, расположенного по адресу: (адрес), (адрес), земельный участок расположен в северной части районного кадастрового квартала .

В 2011 г. проведены работы по государственной оценке земель сельскохозяйственного назначения на территории Оренбургской области. Результаты указанных работ утверждены постановлением правительства Оренбургской области от 13 октября 2011 г. № 1003-п и содержат сведения о кадастровой стоимости земельных участков, существовавших на момент ее проведения, на дату 1 января 2011 г. Данное постановление вступило в силу 1 января 2012 г.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 29 ноября 2019 г. № 881-пп утверждены очередные результаты определения кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения и земель особо охраняемых территорий Оренбургской области. Данное постановление вступило в силу 1 января 2020 г.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 1 января 2019 г. и составляет 2 107 262,85 рублей.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 19 марта 2020 г. оспариваемая кадастровая стоимость данного земельного участка определена по состоянию на 4 августа 2015 г. в размере 1 830 242,80 рублей.

Оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость на день рассмотрения дела в суде является архивной.

Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона «Об оценочной деятельности» при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются.

Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности»).

Из административного искового заявления следует, что права административного истца затрагиваются в связи с необходимостью уплаты земельного налога за период действия оспариваемой архивной кадастровой стоимости.

Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об утверждении кадастровой стоимости предметом оспаривания в этом случае не являются.

26 марта 2020 г. ОАО АПК «Ильинка» обращалось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – Комиссия) с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.

Как следует из уведомления от 2 апреля 2020 г. № 02-11-23/2020-288 заявление возвращено Комиссией.

Как следует из п.8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 согласно абзацу первому ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Пропуск указанного срока не служит основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19 марта 2020 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 4 августа 2015 г., дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости – 4 августа 2015 г. С административным исковым заявлением ОАО АПК «Ильинка» обратилось 21 мая 2020 г, то есть в предусмотренный законом пятилетний срок.

Согласно ч. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно ч. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В подтверждение доводов к административному исковому заявлению приложен отчет об оценке ю от 2 сентября 2019 г., выполненный оценщиком ФИО3, который является членом Саморегулируемой организации «Региональная ассоциация оценщиков».

Согласно отчету ю от 2 сентября 2019 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 2 сентября 2019 г. составляет 190 000 рублей.

Отчёт подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости земельного участка, принадлежащего истцу.

Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе нормами Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

Доказательств, опровергающих выводы, сделанные в отчете о рыночной стоимости объектов недвижимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено. У суда представленные административным истцом доказательства сомнения не вызывают.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Согласно разъяснениям, данным в абзаце 4 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.

Поскольку ОАО АПК «Ильинка» обращалось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 26 марта 2020 г., датой подачи заявления будет являться 26 марта 2020 г.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.

Таким образом, установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для органа регистрации права внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление ОАО АПК «Ильинка» об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; виды разрешенного использования: сельскохозяйственное использование, расположенного по адресу: (адрес), (адрес), земельный участок расположен в северной части районного кадастрового квартала , равной рыночной стоимости по состоянию на 4 августа 2015 г. в размере 190 000 рублей до внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления считать 26 марта 2020 г.

Решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Оренбургского

областного суда О.В. Хакимова

Мотивированное решение суда изготовлено (дата)