ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-54/20 от 12.08.2020 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Дело а-54/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 августа 2020 года г. Севастополь

Севастопольский городской суд в составе: председательствующего судьи Бабича В.В., при секретаре Михайловой В.Г.,

с участием: прокурора Ведмидь А.И., представителей административного истца ФИО1, ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3, представителя заинтересованного лица – ФИО4,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик» «Декор» о признании недействующим приказа Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя от 12.05.2020 г. №ПР/118 «Об утверждении порядка проведения общественных обсуждений материалов комплексного экологического обследования территорий, обосновывающих придание этим территориям статуса особо охраняемой природной территории регионального значения в городе Севастополе – памятник природы регионального значения «Фисташки у бухты Круглой» и состава комиссии по проведению общественных обсуждений,

установил:

приказом Главного Управления природных ресурсов и экологии города Севастополя (далее – Севприроднадзор) от 12.05.2020 г. №ПР/118 утвержден Порядок проведения общественных обсуждений материалов комплексного экологического обследования территорий, обосновывающих придание этим территориям статуса особо охраняемой природной территории регионального значения в городе Севастополе – памятник природы регионального значения «Фисташки у бухты Круглой» и состав комиссии по проведению общественных обсуждений (далее – Приказ №ПР/118, Порядок).

Приказ №ПР/118 размещен на официальном сайте Севприроднадзора.

Указанным Порядком определена процедура проведения общественных обсуждений материалов комплексного экологического обследования территорий, обосновывающих придание этим территориям статуса особо охраняемой природной территории регионального значения в городе Севастополе – памятник природы регионального значения «Фисташки у бухты Круглой».

Предметом общественных обсуждений является вопрос создания особо охраняемой природной территории регионального значения в городе Севастополе – памятника природы регионального значения «Фисташки у бухты Круглой».

Органом, ответственным за организацию общественных обсуждений является Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя.

Общество с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик» «Декор» обратилось в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением к Главному управлению природных ресурсов и экологии города Севастополя, заинтересованное лицо Правительство Севастополя, в котором просит признать недействующим со дня принятия Приказ №ПР/118. В обоснование иска Общество указало, что Севприроднадзор не имеет полномочий на принятие нормативных правовых актов, определяющих порядок проведения общественных обсуждений, а материалы комплексного экологического обследования, выносимые на общественное обсуждение подготовлены неуполномоченными лицами. Также считает, что обжалуемый приказ ограничивает право административного истца и других организаций на участие в общественном обсуждении, что не соответствует ч.2 ст.24 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Указывает, что оспариваемый Приказ №ПР/118 является нормативным правовым актом, однако вопреки Положению о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.2000 г.№904 не внесен в Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Антикоррупционная экспертиза оспариваемого приказа не проводилась. Пункты 1 и 2 Порядка противоречат друг другу, что подразумевает под собой правовую неопределенность. Порядком ограничено право административного истца и граждан на участие в голосовании, поскольку голоса могут быть поданы в комиссию только посредством Информационно – телекоммуникационной сети «Интернет». Кроме того, Порядком не определен круг лиц, имеющих право участвовать в общественных обсуждениях.

В письменных возражениях на административный иск представитель Севприроднадзора с иском не согласился. Указал, что утвержденный Приказом Севприроднадзора от 12.05.2020 г. №ПР/118 Порядок не является нормативным правовым актом, а принят в рамках полномочий, связанных с организацией деятельности Общественного совета при Севприроднадзоре.

В судебном заседании стороны настаивали, соответственно, на иске и на возражениях на иск.

Выслушав доводы представителей сторон, заключение прокурора, полагавшей, что административный иск удовлетворению не подлежит, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно статьи 5 Федерального закона от 14.03.1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» граждане, а также общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, вправе оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в осуществлении мероприятий по организации, охране и использованию особо охраняемых природных территорий. При осуществлении этих мероприятий органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления учитывают предложения граждан, а также общественных объединений и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды.

Постановлением Правительства Севастополя от 12.09.2016 г. №854-ПП утверждено Положение о Главном управлении природных ресурсов и экологии города Севастополя» (далее – Положение) в соответствии с которым Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя (сокращенное наименование: Севприроднадзор) является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в области охраны окружающей среды, и других полномочий, в том числе в области организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения на территории города Севастополя.

Пунктом 10.3 указанного Положения предусмотрено, что Севприроднадзор на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Устава города Севастополя, законов города Севастополя и правовых актов Губернатора города Севастополя вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам организации, управления, охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Между тем, в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2018 г. №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.

Как следует из содержания оспариваемого приказа Севприроднадзора №ПР/118 им утвержден порядок проведения конкретных общественных обсуждений по вопросу создания особо охраняемой территории регионального значения в г. Севастополе – памятника природы регионального значения «Фисташки у бухты круглой».

Таким образом, он не рассчитан на неоднократное применение и в этом не отвечает приведенным признакам, характеризующим нормативный правовой акт.

Кроме того, правовые основы осуществления общественного контроля в г. Севастополе, в том числе в форме общественного обсуждения общественно значимых вопросов, установлены Федеральным законом от 21.07.2014 г. №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), а также Законом города Севастополя от 20.10.2015 №192-ЗС «Об осуществлении общественного контроля в городе Севастополе» (далее – Закон №192-ЗС).

Названными нормативными правовыми актами установлено, что порядок проведения общественного обсуждения устанавливается его организатором в соответствии с Федеральным законом №212-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами (часть 4 статьи 24 Федерального закона №212-ФЗ, часть 2 статьи 8 Закона №192-ЗС).

В свою очередь организатором общественного обсуждения могут быть только субъекты общественного контроля, которыми являются общественные палаты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иные организационные структуры общественного контроля, созданные в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации (общественные наблюдательные комиссии; общественные инспекции; группы общественного контроля) (статья 9 Федерального закона №212-ФЗ, статья 3, часть 1 статьи 8 Закона №192-ЗС).

Из изложенного следует что, поскольку организатором публичного обсуждения, который вправе утверждать порядок проведения такого обсуждения, могут быть только субъекты общественного контроля, не являющиеся органами власти и не обладающие властными полномочиями, а соответственно не обладающие правом издавать нормативные правовые акты, законодателем не предусмотрено принятие порядка проведения общественного обсуждения общественно значимых вопросов как нормативного правового акта.

Об этом же свидетельствует положение части 3 статьи 18 Федерального закона №212-ФЗ в силу которой порядок осуществления общественного контроля в формах, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

Как указано выше, порядок проведения общественного обсуждения устанавливается его организатором в соответствии с законодательством, то есть порядок не может содержать самостоятельных правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, а должен являться результатом выбора между теми правилами поведения, которые установлены соответствующим законодательством, иметь дополнительный, а не необоснованно расширяющий правовые нормы характер.

При этом, частью 3 статьи 5 Закон города Севастополя от 29.09.2015 г. № 185-ЗС «О правовых актах города Севастополя» предусмотрено, что органами государственной власти города Севастополя (должностными лицами) могут также приниматься правовые акты организационно-распорядительного характера по вопросам, отнесенным к их компетенции, с соблюдением формы и вида, установленных федеральным законодательством и законодательством города Севастополя.

Таким образом, поскольку оспариваемый Приказ №ПР/118 не обладает всеми признаками, характеризующими нормативный правовой акт, законодательством не предусмотрено его издание как нормативного правового акта, а Севприроднадзор обладает полномочиями издавать как нормативные правовые акты, так и правовые акты организационно-распорядительного характера, нормативным правовым актом данный Приказ №ПР/118 не является, в связи с чем довод иска о необходимости применения к нему положений, регулирующих принятие и регистрацию нормативных правовых актов, необоснован.

При таких обстоятельствах, остальным доводам иска не может быть дана оценка, поскольку в соответствии со статьей 20 КАС РФ это не относится к компетенции Севастопольского городского суда.

Если оспариваемым Приказом каким – либо образом нарушаются права административного истца, то Общество не лишено возможности обратиться за их защитой в порядке главы 22 КАС РФ, в том числе по указанным в иске вопросам о том, вправе ли был Севприроднадзор издавать спорный приказ об утверждении Порядка в рамках полномочий, связанных с организацией деятельности общественного совета при Севприроднадзоре; соответствует ли Приказ нормам законодательства, устанавливающих порядок осуществления общественного контроля в форме общественных обсуждений; нарушены ли права административного истца при проведении общественных обсуждений, указанных в Приказе.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения иска об оспаривании Приказа №ПР/118 в порядке главы 21 КАС РФ не имеется.

Руководствуясь ст.ст.215, 216 КАС РФ, суд

решил:

обществу с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик» «Декор» в удовлетворении административного иска об оспаривании в порядке главы 21 КАС РФ приказа Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя от 12.05.2020 г. №ПР/118 «Об утверждении порядка проведения общественных обсуждений материалов комплексного экологического обследования территорий, обосновывающих придание этим территориям статуса особо охраняемой природной территории регионального значения в городе Севастополе – памятник природы регионального значения «Фисташки у бухты Круглой» и состава комиссии по проведению общественных обсуждений, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятии решения в окончательной форме через Севастопольский городской суд.

Судья В.В. Бабич

В окончательной форме решение принято 25.08.2020 г.