Дело №а-54/2022 г.
УИД: 05RS0№-29
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
28 января 2022 года <адрес>
Сулейман-Стальский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Айбатова М.М.,
при секретаре – ФИО8,
с участием представителя административного истца - Курахское местное отделение Партии «Единая Россия» по доверенности адвоката ФИО33,
представителя административного ответчика –Моллакентской участковой избирательной комиссии №, по доверенности ФИО9,
помощника прокурора <адрес> РД - ФИО12,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению представителя административного истца - Курахское местное отделение Партии «Единая Россия» по доверенности адвоката ФИО33 к Моллакентской участковой избирательной комиссии № о признании незаконным решения участковой избирательной комиссии избирательного участка №<адрес> Республики Дагестан об итогах голосования по выборам депутатов Собрания депутатов МО «сельсовет Моллакентский» седьмого созыва, на избирательном участке №<адрес> и №<адрес> Республики Дагестан,
УСТАНОВИЛ:
Курахское местное отделение Партии «Единая Россия» <адрес> Республики Дагестан, в интересах которого выступает представитель по доверенности адвокат ФИО33 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Моллакентской участковой избирательной комиссии № о признании решения участковой избирательной комиссии избирательного участка №<адрес> Республики Дагестан об итогах голосования по выборам депутатов Собрания депутатов МО «сельсовет Моллакентский» седьмого созыва, на избирательном участке №<адрес> и №<адрес> Республики Дагестан, состоявшихся ДД.ММ.ГГГГ, незаконным.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что 17-ДД.ММ.ГГГГ на территории МО «сельсовет Моллакентский» <адрес> РД прошло голосование по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, по выборам депутатов Народного Собрания Республики Дагестан седьмого созыва и по выборам депутатов Собрания депутатов муниципального образования «сельсовет Моллакенткий» <адрес> Республики Дагестан седьмого созыва. Голосование проходило на избирательных участках № в <адрес> и № в <адрес>.
19.09.2021г. участковая избирательная комиссия № с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования, составила протокол о результатах выборов депутатов Собрания депутатов МО «сельсовет Моллакентский».
На выборах депутатов Собрания депутатов МО «сельсовет Моллакентский» седьмого созыва принимали участие зарегистрированные кандидаты, внесенные в избирательный бюллетень, в том числе и кандидаты единого списка от партии «Единая Россия».
Результаты выборов депутатов Собрания депутатов муниципального образования «сельсовет Моллакентский» нарушает права кандидатов выдвиженцев единого списка от партии «Единая Россия», так как в результате фальсификации и вброса бюллетеней, сократило число кандидатов от партии «Единая Россия», которые прошли в депутаты. Всего зарегистрировано 24 кандидата, 7 из которых кандидаты от партии «Единая Россия».
Согласно протоколу итогового голосования, кандидаты от партии «Единая Россия» ФИО2 не прошла с недобором в 2 голоса, а ФИО3 с недобором в 5 голосов.
Считают, что указанное обстоятельство явилось следствием фальсификаций со стороны избирательной комиссии на избирательных участках № - <адрес> и № - <адрес>.
Выборы в РФ проводятся в соответствии с Федеральным Законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002г. №67 -ФЗ.
Пункт 4 ст. 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" каждый избиратель, участник референдума голосует лично, голосование за других избирателей, участников референдума не допускается.
Бюллетени выдаются избирателям, участникам референдума, включенным в список избирателей, участников референдума, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
По журналу наблюдателей общее число посетивших избирателей по двум участкам, вместе с избирателями, проголосовавшими на дому, составило 648 человек при подсчете голосов в списках избирательной комиссии число проголосовавших оказалось 694 человека.
При этом число избирателей в списках проголосовавших избирателей и число бюллетеней при подсчете совпали.
Кандидаты-выдвиженцы единого списка от партии «Единая Россия» предполагают, что члены избирательной комиссии заносили паспортные данные избирателей, которые не явились на голосование по разным причинам, и расписывались за них в получении бюллетеней, проставляя галочки за угодных им кандидатов, после чего опускали их в урну для голосования. Ими ведется работа по уточнению отсутствующих на выборах избирателей, за которых предположительно был произведен вброс бюллетеней. Список будет представлен на судебное заседание.
Так же, к голосованию допускались граждане, не зарегистрированные по месту жительства.
Таким образом в выборах депутатов Собрания депутатов МО «сельсовет Моллакентский» должны были участвовать только жители МО «сельсовет Моллакентский», проживающие и зарегистрированные по месту жительства.
Так, ФИО4, зарегистрированный и проживающий в <адрес>, был допущен к голосованию по выборам депутатов Собрания депутатов МО «сельсовет Моллакентский» на участке №.
ФИО5 зарегистрирована в <адрес>, так же участвовала в голосовании на участке №.
Члены избирательной комиссии не допускали наблюдателей к проверке паспортов у избирателей на наличие регистрации, в связи с чем полагают, что имелись и другие незаконно проголосовавшие граждане.
Требования наблюдателей ФИО10, ФИО11 зафиксировать нарушения, избирательная комиссия проигнорировала.
Еще на этапе регистрации кандидатур, выдвиженцам единого списка от партии «Единая Россия» в количестве 11 человек, участковой избирательной комиссией по надуманным основаниям в регистрации было отказано. Определением Пятого Кассационного суда от 16.09.2021г. решение Сулейман-Стальского районного суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ об отмене решения избирательной комиссии от 02.08.2021г. № об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты, оставлено без изменения.
По результатам выборов 19.09.2021г. жителями <адрес> оказано высокое доверие к кандидатам от Партии «Единая Россия», как к кандидатам в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, так и к кандидатам в депутаты народного Собрания Республики Дагестан. Однако в протоколе УИК № с полномочиями ИК муниципального образования волеизъявление граждан достоверно не отражено.
В избирательную комиссию Республики Дагестан было направлено обращение наблюдателей от кандидатов единого списка Партии «Едина Россия» о проведенных с нарушениями Закона выборах. Председателем комиссии в своем ответе предложено, в случае несогласия с результатами выборов оспорить их в судебном порядке.
Согласно п. 15 ст. 239 КАС РФ - с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться; гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.
Представитель административного истца - Курахское местное отделение Партия «Единая Россия» по доверенности адвоката ФИО33 в судебном заседании поддержала исковые требования по изложенным в иске основаниям и просила суд их удовлетворить, а именно признать незаконным решение участковой избирательной комиссии избирательного участка №<адрес> Республики Дагестан об итогах голосования по выборам депутатов Собрания депутатов МО «сельсовет Моллакентский» седьмого созыва, на избирательном участке №<адрес> и №<адрес> Республики Дагестан, от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного ответчика-участковой избирательной комиссии №<адрес> Республики Дагестан - ФИО9, в судебном заседании исковые требования административного истца не признал, просил отказать в удовлетворении административного иска, указав на то, что по поводу допущенных нарушений при проведении выборов депутатов Собрания депутатов муниципального образования «сельсовет Моллакентский», участковой избирательной комиссией № на избирательных участках №<адрес> и №<адрес> Республики Дагестан, ДД.ММ.ГГГГ, допущено не было. В ходе голосования и после подведения результатов выборов каких-либо жалоб не поступало. Административный истец обращается в суд с иском спустя три месяца после завершения выборов. В связи с чем просил в удовлетворении исковых требований, отказать.
Помощник прокурора <адрес> РД-ФИО12 в своем заключении просил в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на то, что по поступившему к нему на рассмотрение из прокуратуры Республики Дагестан заявлению ФИО10 и ФИО11 по поводу допущенных нарушений при проведении выборов депутатов Собрания депутатов муниципального образования «сельсовет Моллакентский», им с выездом на место была проведена проверка и установлено, что ДД.ММ.ГГГГ участковой избирательной комиссией № с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования подведены итоги голосования, определены результаты выборов депутатов представительного органа муниципального образования «сельсовет Моллакентский». Проведенной проверкой по факту вброса бюллетеней и фальсификации итогов голосования, а также других нарушений не позволяющих достоверно определить результаты волеизъявления избирателей, не установлено, т.е. нарушений требующих принятия мер прокурорского реагирования не было выявлено. Доводы административного истца, что на выборах были допущены к голосованию по выборам депутатов Собрания депутатов МО «сельсовет Моллакентский» на участке №, ФИО4, зарегистрированный и проживающий в <адрес>, и ФИО5 зарегистрированная в <адрес>, участвовала в голосовании на участке №, не заслуживают внимания, так-как их голоса были исключены из результатов голосования, и не повлияли на результаты выборов. По поводу доводов, что имелись и другие незаконно проголосовавшие избиратели, также была проведена проверка и у всех вызывающих сомнение избирателей, были отобраны письменные объяснения, в которых они все подтвердили, что информация о том, что за них проголосовали другие, не соответствует действительности, они все лично сами проголосовали на выборах.
При этом прокурор также в своем заключении отметил, что административным истцом процессуальный срок обращения в суд пропущен.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Из материалов административного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ состоялись выборы депутатов Собрания депутатов муниципального образования «сельсовет Моллакенткий» <адрес> Республики Дагестан седьмого созыва. Голосование проходило на избирательных участках № в <адрес> и № в <адрес>. При этом голосование на данных выборах проводилось в период с 17 по ДД.ММ.ГГГГ
Согласно протоколу участковой избирательной комиссии № с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования «сельсовет Моллакентский» <адрес> Республики Дагестан, по результатам голосования на двух избирательных участках № в <адрес> и № в <адрес>, число избирателей принявших участие в голосовании составило 697, в процентах 66,25%.
В соответствии с п. 8 ст. 78 Закона Республики Дагестан «О муниципальных выборах в РД» избирательная комиссия МО «сельсовет Моллакентский» <адрес> Республики Дагестан, решила: признать ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23 избранными депутатами Собрания депутатов муниципального образования «сельсовет Моллакентский». Протокол подписан председателем участковой избирательной комиссии ФИО24, заместителем председателя комиссии ФИО25, секретарем комиссии ФИО26, а также членами комиссии ФИО27, ФИО9, ФИО28 и ФИО29ДД.ММ.ГГГГ в 04 часа 30 минут.
Материалы дела не содержат данных о поступивших в дни голосования жалоб (заявлений), в том числе от административного истца, о допущенных на участковых избирательных участках №<адрес> и №<адрес> Республики Дагестан, сформированных для обеспечения процесса голосования избирателей и подсчета голосов избирателей по выборам депутатов Собрания депутатов муниципального образования "сельсовет Моллакентский" седьмого созыва, нарушениях при голосовании, при подсчете голосов. Избирательной комиссией муниципального образования "сельсовет Моллакентский" <адрес> Республики Дагестан на основании данных протоколов нижестоящих комиссий об итогах голосования определены результаты выборов.
По поводу отказа в регистрации кандидатов в количестве 11 человек от Партии «Единая Россия» по административному исковому заявлению руководителя исполкома Курахского МО ДРО ВПП «Единая Россия» ФИО30 к Моллакентской участковой избирательной комиссии №, решением Сулейман-Стальского районного суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования были удовлетворены. Решение Сулейман-Стальского районного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, в последующем и Кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ.
Материалами дела подтверждается, что об итогах голосования на указанных выше выборах, административному истцу стало известно еще ДД.ММ.ГГГГ в вышестоящую избирательную комиссию жалобы о нарушениях, которые, по их мнению, имели место при голосовании и подсчете голосов на участковых избирательных комиссиях, не подавались.
Из письма председателя Избирательной комиссии Республики Дагестан ФИО31 от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что на участковых избирательных участках №<адрес> и №<адрес>, действующих на территории «сельсовета Моллакентский» <адрес> Республики Дагестан, присутствовали наблюдатели, назначенные ДРО ВПП «Единая Россия» и зарегистрированными кандидатами, выдвинутыми в порядке самовыдвижения. Во время голосования и после его завершения жалоб и обращений о нарушениях законодательства о выборах членами участковых избирательных комиссий, а также членами территориальной избирательной комиссии <адрес> в Избирательную комиссию Республики Дагестан не поступало.
В суд с административным исковым заявлением по поводу допущенных нарушений избирательного законодательства представитель административного истца - Курахское местное отделение Партия «Единая Россия» по доверенности адвокат ФИО33, обратилась ДД.ММ.ГГГГ.
В силу части 1 статьи 75 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ) решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Статьей 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьями 31 и 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ установлены сроки обращения в суд (в том числе сокращенные), продолжительность которых зависит от стадии избирательной кампании, кампании референдума и от характера предъявленных требований.
Согласно части 1 статьи 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ, если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения настоящего Федерального закона, иного закона, регламентирующих проведение соответствующих выборов, референдума, вышестоящая комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов, референдума может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными.
После установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу (часть 1.1 статьи 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ).
В соответствии с частью 1.2 статьи 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае: а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума; д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Частью 1.4 статьи 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ предусмотрено, что отмена судом решения комиссии об итогах голосования в связи с тем, что допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума (выявить действительную волю избирателей, участников референдума), влечет признание соответствующей комиссией этих итогов голосования недействительными.
На основании части 2 статьи 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств: а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом; а.1) отсутствие пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным; б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей; г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; д) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; е) установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными (часть 6 статьи 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ).
Административный истец оспаривает решение участковой избирательной комиссии избирательного участка №<адрес> Республики Дагестан об итогах голосования по выборам депутатов Собрания депутатов МО «сельсовет Моллакентский» седьмого созыва, на избирательном участке №<адрес> и №<адрес> Республики Дагестан.
В силу части 3 статьи 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ и части 2 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования.
Согласно части 7 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сроки, указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска.
На основании части 10 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления.
Таким образом, суд, установив обращение административного истца с административным исковым заявлением, требования в котором сводятся к оспариванию решения участковой избирательной комиссии избирательного участка №<адрес> Республики Дагестан об итогах голосования по выборам депутатов Собрания депутатов МО «сельсовет Моллакентский» седьмого созыва, на избирательном участке №<адрес> и №<адрес> Республики Дагестан, с пропуском установленного законом десятидневного срока, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления представителя административного истца - Курахское местное отделение Партии «Единая Россия» по доверенности адвоката ФИО33 к Моллакентской участковой избирательной комиссии №<адрес> Республики Дагестан о признании незаконным решения участковой избирательной комиссии избирательного участка №<адрес> Республики Дагестан об итогах голосования по выборам депутатов Собрания депутатов МО «сельсовет Моллакентский» седьмого созыва, на избирательном участке №<адрес> и №<адрес> Республики Дагестан, отказать.
Резолютивная часть решения суда объявлена ДД.ММ.ГГГГ, мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий подпись М.М. Айбатов