ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-5518/16 от 25.07.2016 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело а-5518/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июля 2016 года г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

судьи Ваншейд А.К.,

при секретаре Бочкаревой С.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора .... к администрации .... о признании недействующим нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор .... обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим в части постановления администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждены Требования к порядку разработки и принятия муниципальных правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения нужд городского округа - .... края (далее - Требования).

В обосновании административного иска указано, что пункты 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 Требований, определяющие требования к правовым актам в сфере закупок для обеспечения нужд городского округа – ...., не соответствуют действующему законодательству, а именно частям 3, 4 ст.19 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пунктам 4 и 5 Общих требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города главе администрации .... принесен протест на постановление администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ с требованием привести нормативный правовой акт в соответствие с действующим законодательством. Письмом администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ протест прокурора города отклонен.

В связи с изложенным прокурор просит признать противоречащими закону и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу пункты 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 Требований к порядку разработки и принятия муниципальных правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения нужд городского округа - .... края, утвержденных постановлением администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель истца на удовлетворении административного иска настаивала по изложенным в иске основаниям.

Представители административного ответчика, привлеченного к участию в деле заинтересованного лица – комитета муниципального заказа .... против удовлетворения иска возражали. Считают, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит положениям федерального законодательства, поскольку пунктами 4 и 5 Общих требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, установлены требования к порядку разработки и принятия общих правил определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг, закупаемым заказчиком и общих правил определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, которые принимаются Правительством РФ.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частями 7-9 ст.213 Кодекса Российской Федерации об административном судопроизводстве при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией .... принято постановление , которым утверждены Требования к порядку разработки и принятия муниципальных правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения нужд городского округа - .... края. Указанное постановление обнародовано на официальном Интернет-сайте ....ДД.ММ.ГГГГ и опубликовано в газете «ФИО3» от ДД.ММ.ГГГГ (4353).

В соответствии с п.2.1 Требований администрацией города разрабатываются и утверждаются постановлением администрации города следующие правовые акты:

а) правила определения нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов .... и подведомственных им казенных учреждений;

б) правила определения требований к закупаемым муниципальными органами .... и подведомственными указанным органам казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг).

Согласно п.2.2 Требований муниципальными органами .... разрабатываются и утверждаются в виде актов, имеющих нормативный правовой характер, следующие правовые акты:

а) нормативные затраты на обеспечение функций муниципальных органов .... и подведомственных им казенных учреждений;

б) требования к закупаемым муниципальными органами .... и подведомственными указанным органам казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг).

В силу п.3.1 требований правовой акт, указанный в подпункте «а» пункта 2.1 Требований, должен определять:

а) порядок расчета нормативных затрат, в том числе формулы расчета;

б) обязанность муниципальных органов .... определить порядок расчета нормативных затрат, для которых порядок расчета не определен постановлением администрации города;

в) требование об определении муниципальными органами .... нормативов количества и (или) цены товаров, работ, услуг, в том числе ^ сгруппированных по должностям работников и (или) категориям должностей работников.

Из п.3.2 Требований следует, что правовой акт, указанный в подпункте «б» пункта 2.1 Требований, должен определять:

а) порядок определения значений характеристик (свойств) отдельных видов товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации Перечень отдельных видов товаров, работ, услуг;

б) порядок отбора отдельных видов товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), закупаемых муниципальными органами ...., его территориальными органами (подразделениями) и подведомственными указанным органам казенными и бюджетными учреждениями;

в) форму ведомственного перечня.

В соответствии с п.3.3 Требований правовой акт, указанный в подпункте «а» пункта 2.2 Требований, должен содержать:

а) порядок расчета нормативных затрат, для которых Правилами определения нормативных затрат не установлен порядок расчета;

б) нормативы количества и (или) цены товаров, работ, услуг, в том числе сгруппированные по должностям работников и (или) категориям должностей работников.

Согласно п.3.4 Требований правовой акт, указанный в подпункте «б» пункта 2.2 Требований, должен содержать:

а) наименование заказчиков (подразделений заказчиков), в отношении которых устанавливаются требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг);

б) перечень отдельных видов товаров, работ, услуг с указанием характеристик (свойств) и их значений.

Административный истец ссылается на несоответствие действующему законодательству пунктов 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 Требований.

В силу ч.1 ст.1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) названный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: 1) планирования закупок товаров, работ, услуг; 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт); 4) особенностей исполнения контрактов; 5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг; 6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; 7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии со ст.2 Закона № 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Данные правовые акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи.

Согласно ч.1 ст.19 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения),

В силу ч.3 ст. 19 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации устанавливает общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе:

- общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;

- общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).

При этом в силу ч.4 ст. 19 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации в соответствии с общими правилами нормирования, предусмотренными частью 3 настоящей статьи, устанавливают:

- правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд (далее - правила нормирования), в том числе требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;

- правила определения требований к закупаемым государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения) в соответствии с общими правилами нормирования, предусмотренными частью 3 настоящей статьи.

Общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения утверждены постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, принимаемые органами местного самоуправления нормативные правовые акты должны соответствовать положениям Общих требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

В пункте 1 Общих требований определены полномочия по принятию нормативных правовых актов о нормировании в сфере закупок Правительства РФ, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Так, Правительство Российской Федерации утверждает:

- общие правила определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), закупаемым заказчиками;

- общие правила определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).

Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации утверждают :

- требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;

- правила определения требований к закупаемым государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг);

- правила определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).

Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы утверждают:

- нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения);

- требования к закупаемым ими, соответственно их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными указанным органам казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг).

В соответствии с п.4 Общих требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, общие правила определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), закупаемым заказчиками, должны:

а) содержать порядок формирования и утверждения местной администрацией перечня отдельных видов товаров, работ, услуг (далее - перечень), требования к потребительским свойствам которых (в том числе к характеристикам качества) и иным характеристикам (в том числе предельные цены) устанавливают муниципальные органы, определяющий:

состав информации, включаемой в перечень;

порядок применения Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности при формировании перечня;

порядок выбора потребительских свойств (в том числе характеристик качества) и иных характеристик закупаемых товаров, работ, услуг, в отношении которых требуется установить нормативные значения;

требования к определению показателей, характеризующих потребительские свойства (в том числе характеристики качества) и иные характеристики (в том" - числе предельные цены) закупаемых товаров, работ, услуг;

критерии, применяемые при отборе отдельных видов товаров, работ, услуг для включения в перечень;

б) содержать примерную форму перечня.

Согласно п.5 Общих требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, общие правила определения нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения) должны содержать:

а) классификацию затрат, связанных с закупкой товаров, работ, услуг;

б) условия определения порядка расчета затрат на обеспечение функций муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения);

в) порядок определения показателя численности основных работников указанных органов и учреждений, применяемого при необходимости для расчета нормативных затрат.

Исходя из буквального толкования положений Общих требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, требования, приведенные в пунктах 4 и 5 Общих требований относятся к нормативным правовым актам, принимаемым исключительно Правительством Российской Федерации (общие правила определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), закупаемым заказчиками; общие правила определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов).

В исполнение данного постановления Правительством РФ приняты Общие правила определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, и Общие правила определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Содержание оспариваемых пунктов Требований не противоречит положениям Общих правил, утвержденных постановлениями , .

Пунктом 6 Общих требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что правовые акты местных администраций, указанные в абзаце втором подпункта "б" пункта 1 настоящего документа, определяют требования к порядку разработки и принятия актов, указанных в абзацах третьем и четвертом подпункта "б" и абзацах втором и третьем подпункта "в" пункта 1 настоящего документа, требования к содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения, в том числе:

а) требования к правовой форме, порядку согласования указанных актов и срокам утверждения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок;

б) случаи внесения изменений в указанные акты;

в) требование об обязательном обсуждении указанных актов в целях осуществления общественного контроля, а также порядок такого обсуждения;

г) порядок рассмотрения проектов актов, указанных в абзаце третьем подпункта "б" и абзаце третьем подпункта "в" пункта 1 настоящего документа, на заседаниях соответствующих общественных советов.

Иных требований постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ к нормативным актам органов местного самоуправления не содержит.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения административного иска, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, процедура его принятия не нарушена, противоречий в оспариваемой части нормам федерального законодательства не установлено.

Кроме того, суд принимает во внимание, что постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 479 утверждены требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения, предусматривающие аналогичные положения относительно содержания правовых актов федеральных органов власти: правил определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации; правил определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг, закупаемым для обеспечения федеральных нужд; правовых актов, утверждающих: нормативные затраты; требования к отдельным видам товаров, работ, услуг, закупаемым самим федеральным государственным органом, органом управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, его территориальными органами (подразделениями) и подведомственными указанным органам казенными учреждениями и бюджетными учреждениями.

В связи с изложенным суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска.

На основании ст.215 КАС РФ резолютивная часть решения должна содержать указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска прокурора .... отказать.

Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в печатном издании, предназначенном для официального опубликования муниципальных правовых актов .....

Решение может быть обжаловано в ....вой суд через Центральный районный суд .... в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья А.К.Ваншейд