ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-5570/2021 от 25.10.2021 Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

а-5570/21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Махачкала ДД.ММ.ГГГГ

Советский районный суд г.Махачкалы РД в составе:

председательствующего судьи Мукаиловой В.И.,

при секретаре Исмаиловой К.А.,

с участием: административного истца Акагишиевой ФИО9,

представителя административного ответчика МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» г.Махачкалы по доверенности Магомедовой З.А.,

представителя административного ответчика Администрации ГОсВД «город Махачкала» по доверенности Денгаева ФИО10,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Акагишиевой ФИО11 к МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» г.Махачкалы и Администрации ГОсВД «город Махачкала» о признании незаконным отказ Администрации ГОсВД «г.Махачкала» и МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» г.Махачкалы от ДД.ММ.ГГГГ. за в предоставлении Акагишиевой ФИО12 разрешения на перевод из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес><адрес>, в нежилое помещение с согласованием его перепланировки и обязании Администрации ГОсВД «г.Махачкала» и МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» г.Махачкалы выдать Акагишиевой ФИО13 разрешение о переводе из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в нежилое помещение с согласованием его перепланировки,

УСТАНОВИЛ:

Акагишиева П.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением к МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» г.Махачкалы и Администрации ГОсВД «город Махачкала» о признании незаконным отказ Администрации ГОсВД «г.Махачкала» и МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» г.Махачкалы от ДД.ММ.ГГГГ. за в предоставлении Акагишиевой ФИО14 разрешения на перевод из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в нежилое помещение с согласованием его перепланировки и обязании Администрации ГОсВД «г.Махачкала» и МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» г.Махачкалы выдать Акагишиевой ФИО15 разрешение о переводе из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в нежилое помещение с согласованием его перепланировки.

В июне 2021 года ФИО1 обратилась в МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» <адрес> с заявлением и приложенными к нему документами о переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в нежилое с согласованием перепланировки.

МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» г.Махачкалы выдало Акагишиевой П.М. уведомление от ДД.ММ.ГГГГ за об отказе в предоставлении заявленной услуги.

Просит в судебном порядке признать незаконным отказ МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» г.Махачкалы от ДД.ММ.ГГГГ за в предоставлении Акагишиевой ФИО16 разрешения на перевод из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в нежилое помещение с согласованием его перепланировки; обязать Администрацию ГОсВД «г.Махачкала» и МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» г.Махачкалы выдать Акагишиевой ФИО18 разрешение о переводе из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в нежилое помещение с согласованием его перепланировки.

В судебном заседании административный истец Акагишиева П.М. требования поддержала и просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» г.Махачкалы по доверенности Магомедова З.А. требования не признала и просила отказать в их удовлетворении, указывая, что протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует заключению ГУП РД «Дагестангражданкоммунпроект» от ДД.ММ.ГГГГ. за и основания отказа изложены в ответе МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» г.Махачкалы от ДД.ММ.ГГГГ за .

Денгаев И.Б., представляющий по доверенности интересы административного ответчика Администрации ГОсВД «г. Махачкала», пояснил, что согласно регламенту предоставления муниципальной услуги «Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в многоквартирных домах», утвержденного постановлением Адмнистрации ГОсВД «г.Махачкала» от ДД.ММ.ГГГГ. за , данная муниципальная услуга осуществляется МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» г.Махачкалы и ответственность за принятое решение о разрешении либо отказе в ее предоставлении не перекладывается на Администрацию ГОсВД «г.Махачкала».

Выслушав стороны, исследовав доказательства по административному делу, суд приходит к следующему.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Следовательно, для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, при этом, удовлетворение требований заявителя возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.

Согласно уведомлению МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» г.Махачкалы от ДД.ММ.ГГГГ. за Акагишиевой П.М. в предоставлении муниципальной услуги по переводу жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в нежилое помещение отказано на основании раздела 2.9 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в многоквартирных домах» (далее - Регламент), утвержденного постановлением Адмнистрации ГОсВД «г.Махачкала» от ДД.ММ.ГГГГ. за и ст.22;23;26 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ).

В соответствии со ст.22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц. В помещение после его перевода из жилого помещения в нежилое помещение должна быть исключена возможность доступа с использованием помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям. Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми. Перевод жилого помещения в наемном доме социального использования в нежилое помещение не допускается. Перевод жилого помещения в нежилое помещение в целях осуществления религиозной деятельности не допускается. Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

Согласно ч.2 ст.23 ЖК РФ для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения); 6) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение; 7) согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.

Статья 24 ЖК РФ гласит следующее: часть 1. Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае: 1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; 1.1) поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления; 2) представления документов в ненадлежащий орган; 3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения; 4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.

Часть 2. Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Часть 3. Решение об отказе в переводе помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Согласно ч.1;2 ст.26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 настоящего Кодекса; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

В соответствии с разделом 2.9 Регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются: 1) отсутствие у лица, обратившегося в качестве представителя заявителя, полномочий действовать от имени заявителя; 2) несоответствие копии представленных документов их оригиналам; 3) непредставление документов, указанных в подпункте 2.6.1 настоящего Административного регламента, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; 4) представление документов в ненадлежащий орган; 5) несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого или нежилого помещения требованиям законодательства; 6) представление документов на проведенное переустройство и (или) перепланировку жилого или нежилого помещения (статья 29 Жилищного кодекса РФ); 7) получение ответа по межведомственному (внутриведомственному) запросу, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, указанных в п. 2.7.1 настоящего Административного регламента, и если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение по указанному основанию допускается в случае, если ответственный за предоставление муниципальной услуги специалист Управления после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию для предоставления муниципальной услуги в соответствии с пунктом 2.7.1 Административного регламента и не получил от заявителя такие документы и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления; 8) ликвидация юридического лица - заявителя; 9) несоблюдения предусмотренных статьей 22 Жилищного кодекса условий перевода помещения, согласно которым перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается: 1) если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению; 2) если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания; 3) если перевод помещения осуществляется в целях организации религиозной деятельности; 4) если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц. Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми. Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

Акагишиева П.М. обратилась в МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» г.Махачкалы с заявлением и приложенными к нему документами о переводе жилого помещения, расположенного поадресу: <адрес>, в нежилое с согласованием перепланировки. Из приложения к заявлению усматривается перечень документов, приложенных к заявлению.

В отказе МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» г.Махачкалы в предоставлении муниципальной услуги по переводу жилого помещения в нежилое помещение не указано какое именно несоответствие установлено и какие конкретно требования регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в многоквартирных домах», утвержденного постановлением Адмнистрации ГОсВД «г.Махачкала» от ДД.ММ.ГГГГ. за и ЖК РФ не соблюдены.

Указанное основание для отказа в предоставлении муниципальной услуги по переводу жилого помещения в нежилое помещение не предусмотрено Жилищным кодексом РФ. Какие-либо доказательства, подтверждающие законность и обоснованность отказа МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» г.Махачкалы от ДД.ММ.ГГГГ. за в предоставлении муниципальной услуги по переводу жилого помещения в нежилое помещение, ответчик суду не представил.

Суд приходит к выводу, что отказ является необоснованным и формальным.

Таким образом, уведомление МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» г.Махачкалы от ДД.ММ.ГГГГ. за об отказе Акагишиевой П.М. в предоставлении муниципальной услуги по переводу жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в нежилое помещение с согласованием перепланировки, создает препятствия к осуществлению Акагишиевой П.М. ее прав и свобод.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано: соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Суд в качестве способа восстановления нарушенного права Акагишиевой П.М. полагает необходимым возложить на МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» г.Махачкалы обязанность повторно рассмотреть заявление Акагишиевой П.М. о предоставлении муниципальной услуги по переводу жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в нежилое помещение с согласованием перепланировки.

При рассмотрении дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, судом в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации осуществляется функция судебного контроля за законностью решений, действий (бездействия) органов власти, должностных лиц и служащих.

Содержание судебного контроля в таком споре является проверка решений, действий (бездействия) субъекта властных полномочий на предмет соответствия требованиям правовых норм. Пределы судебного воздействия обозначены в процессуальном законе.

В тоже время судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции РФ), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц.

Предложенная административным истцом восстановительная мера не может быть принята, поскольку суд, рассматривая споры, не подменяет собой государственные органы, на которые законом возложена соответствующая обязанность. Суд не осуществляет административные функции, свойственные государственным органам, он защищает нарушенное или оспариваемое право через реализацию полномочий судебной власти.

В связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца в части возложения обязанности на административного ответчика устранить допущенное нарушение путем выдачи Акагишиевой П.М. разрешения о переводе из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в нежилое помещение с согласованием его перепланировки.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить частично административные исковые требования Акагишиевой ФИО19 к МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» г.Махачкалы.

Признать незаконным отказ МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» г.Махачкалы от ДД.ММ.ГГГГ. за в предоставлении Акагишиевой ФИО20 разрешения на перевод из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> нежилое помещение с согласованием его перепланировки.

Обязать МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» г.Махачкалы повторно рассмотреть заявление Акагишиевой ФИО21 о переводе из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в нежилое помещение с согласованием его перепланировки.

В остальной части иска отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме через суд, принявший решение.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья В.И. Мукаилова