ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-5683/2021 от 18.10.2021 Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

а-5683/21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Махачкала 18 октября 2021 года

Советский районный суд г.Махачкалы РД в составе:

председательствующего судьи Мукаиловой В.И.,

при секретаре Исмаиловой К.А.,

с участием: административного истца ФИО1 ФИО5,

представителя административного ответчика МКУ «Управление архитектуры и градостроительства г.Махачкалы по доверенности ФИО2 ФИО6,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 ФИО7 к МКУ «Управление архитектуры и градостроительства г.Махачкалы» Администрации г.Махачкалы о признании незаконным отказ МКУ «Управление архитектуры и градостроительства г.Махачкалы» № от ДД.ММ.ГГГГ во внесении изменений в разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ФИО1 на строительство жилого комплекса девяти этажных многоквартирных жилых домов (блок 2:3), расположенных по адресу: <адрес>, и обязании МКУ «Управление архитектуры и градостроительства г.Махачкалы» внести изменения в разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ФИО1 на строительство жилого комплекса девяти этажных многоквартирных жилых домов (блок 2:3), расположенных по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» Администрации городского округа «город Махачкала» о признании незаконным отказ МКУ Управление архитектуры и градостроительства г.Махачкалы № от ДД.ММ.ГГГГ во внесении изменений в разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ФИО1 на строительство жилого комплекса девяти этажных многоквартирных жилых домов (блок 2:3), расположенных по адресу: <адрес>, и обязании МКУ «Управление архитектуры и градостроительства г.Махачкалы» внести изменения в разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ФИО1 на строительство жилого комплекса девяти этажных многоквартирных жилых домов (блок 2:3), расположенных по адресу: <адрес>.

В судебном заседании административный истец ФИО1 требования поддержал и просил их удовлетворить, пояснив, что основанием для продления срока действия разрешения на строительство является необходимость завершения строительства жилого комплекса девяти этажных многоквартирных жилых домов (блок 2:3), разрешение на строительство которого выдано ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. за № , на земельном участке, принадлежащем ФИО1 на праве собственности, расположенном по адресу: <адрес>.

ФИО1 обратился в МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа с внутригородским делением «г. Махачкала» с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ и приложенными к нему документами о продлении срока действия разрешения на строительство, выданного ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ за № со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, который затем был продлен до ДД.ММ.ГГГГ, на строительство жилого комплекса девяти этажных многоквартирных жилых домов (блок 2;3), расположенных по адресу: <адрес>.

МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа с внутригородским делением «г. Махачкала» выдало ФИО1 уведомление от ДД.ММ.ГГГГ за № о несоответствии раздела 6 проектной документации - «Проект организации строительства» Том 6 ПОС, указанного в заявлении, требованиям Постановления Правительства РФ от 16 февраля 2008 года №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Просит в судебном порядке признать незаконным отказ МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа с внутригородским делением «г. Махачкала» от ДД.ММ.ГГГГ за № во внесении изменений в разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ФИО1 на строительство жилого комплекса девяти этажных многоквартирных жилых домов (блок 2:3), расположенных по адресу: <адрес>; обязать МКУ «Управление архитектуры и градостроительства г.Махачкалы» внести изменения в разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ФИО1 на строительство жилого комплекса девяти этажных многоквартирных жилых домов (блок 2:3), расположенных по адресу: <адрес>.

Представитель административного ответчика МКУ «Управление архитектуры и градостроительства г.Махачкалы» по доверенности ФИО2 требования не признал и просил отказать в их удовлетворении, указывая, что основания отказа изложено в ответе МКУ «Управление архитектуры и градостроительства г.Махачкалы» от ДД.ММ.ГГГГ за №.

Выслушав стороны, исследовав доказательства по административному делу, суд приходит к следующему.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Следовательно, для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, при этом, удовлетворение требований заявителя возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.

Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.

В силу ч.1 ст.51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, содержащее следующие сведения: 1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица); 2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка; 4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц); 5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома); 6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка; 7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости; 8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком; 9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.

В соответствии с ч.7 ст.51.1 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи: 1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; 2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Согласно ч.21.15 ст.51 ГрК РФ основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство является: 1) отсутствие в уведомлении о переходе прав на земельный участок, права пользования недрами, об образовании земельного участка реквизитов документов, предусмотренных соответственно пунктами 1 - 4 части 21.10 настоящей статьи, или отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок в случае, указанном в части 21.13 настоящей статьи, либо отсутствие документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, в случае поступления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения; 2) недостоверность сведений, указанных в уведомлении о переходе прав на земельный участок, права пользования недрами, об образовании земельного участка; 3) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи градостроительного плана образованного земельного участка, в случае, предусмотренном частью 21.7 настоящей статьи. При этом градостроительный план земельного участка должен быть выдан не ранее чем за три года до дня направления уведомления, указанного в части 21.10 настоящей статьи; 4) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство или для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка в случае поступления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения. В случае представления для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка, выданного после получения разрешения на строительство, такой градостроительный план должен быть выдан не ранее чем за три года до дня направления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство; 5) несоответствие планируемого объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство, в случае, предусмотренном частью 21.7 настоящей статьи, или в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения; 6) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения; 7) наличие у уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" информации о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения или информации органа государственного строительного надзора об отсутствии извещения о начале данных работ, если направление такого извещения является обязательным в соответствии с требованиями части 5 статьи 52 настоящего Кодекса, в случае, если внесение изменений в разрешение на строительство связано с продлением срока действия разрешения на строительство. В этом случае уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления обязаны запросить такую информацию в соответствующих органе государственной власти или органе местного самоуправления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия; 8) подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство.

Согласно Разрешению на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала» разрешает строительство объекта капитального строительства жилого комплекса девяти этажных многоквартирных жилых домов (блок 1;4), со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, который затем был изменен в части – (блок 1;4) на (блок 1;2;3;4) и в части срока действия – продлен до ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО1 обратился в МКУ «Управление Архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала» с заявлением и приложенными к нему документами о продлении срока действия разрешения на строительство, выданного ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ за № со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, жилого комплекса девяти этажных многоквартирных жилых домов (блок 2;3), расположенных по адресу: <адрес>.

Согласно сообщению от ДД.ММ.ГГГГ за №, МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации ГОсВД «город Махачкала» отказало ФИО1 в продлении срока разрешения на строительство жилого комплекса девяти этажных многоквартирных жилых домов (блок 2;3), расположенных по адресу: <адрес>, ссылаясь на несоответствие раздела 6 проектной документации - «Проект организации строительства» Том 6 ПОС, указанного в заявлении, требованиям Постановления Правительства РФ от 16 февраля 2008 года №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

На момент обращения в орган местного самоуправления с заявлением о внесении изменений в части продлении срока действия разрешения на строительство осуществлены работы по строительству объекта капитального строительства, что не оспаривается ответчиком.

Ранее на основании проектной документации - «Проект организации строительства» уже выдавалось разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ. Срок его действия с учетом продления истекает ДД.ММ.ГГГГ, при этом ФИО1 обратился с заявлением о внесении изменений в разрешение на строительство в части продления срока ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах установленного срока.

В отказе МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации ГОсВД «город Махачкала» в продлении срока действия разрешения на строительство указано несоответствие раздела 6 проектной документации - «Проект организации строительства» Том 6 ПОС с требованиями постановления Правительства РФ от 16 февраля 2008г. №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

При этом не указано какое именно несоответствие установлено и какие конкретно требования постановления Правительства РФ от 16 февраля 2008г. №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» не соблюдены.

Указанное основание для отказа внесения изменений в разрешение на строительство не предусмотрено Градостроительным кодексом РФ для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство. Суд приходит к выводу, что отказ является необоснованным и формальным.

Таким образом, уведомление МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Махачкалы» от ДД.ММ.ГГГГ за № об отказе во внесении изменений в разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ФИО1 на строительство жилого комплекса девяти этажных многоквартирных жилых домов (блок 2:3), расположенных по адресу: <адрес>, создает препятствия к осуществлению ФИО1 его прав и свобод.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано: соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Суд в качестве способа восстановления нарушенного права ФИО1 полагает необходимым возложить на МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации ГОсВД «город Махачкала» обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о продлении срока разрешения на строительство жилого комплекса девяти этажных многоквартирных жилых домов (блок 3:4) № от ДД.ММ.ГГГГ.

При рассмотрении дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, судом в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации осуществляется функция судебного контроля за законностью решений, действий (бездействия) органов власти, должностных лиц и служащих.

Содержание судебного контроля в таком споре является проверка решений, действий (бездействия) субъекта властных полномочий на предмет соответствия требованиям правовых норм. Пределы судебного воздействия обозначены в процессуальном законе.

В тоже время судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции РФ), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц.

Предложенная административным истцом восстановительная мера не может быть принята, поскольку суд, рассматривая споры, не подменяет собой государственные органы, на которые законом возложена соответствующая обязанность. Суд не осуществляет административные функции, свойственные государственным органам, он защищает нарушенное или оспариваемое право через реализацию полномочий судебной власти.

В связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца в части возложения обязанности на административного ответчика устранить допущенное нарушение путем продления срока разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ФИО1 на строительство жилого комплекса девяти этажных многоквартирных жилых домов (блок 2;3), расположенных по адресу: <адрес>.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить частично административные исковые требования ФИО1 ФИО8 к МКУ «Управление архитектуры и градостроительства г.Махачкалы» Администрации г.Махачкалы.

Признать незаконным отказ МКУ Управление архитектуры и градостроительства г.Махачкалы № от ДД.ММ.ГГГГ во внесении изменений в разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ФИО1 на строительство жилого комплекса девяти этажных многоквартирных жилых домов (блок 2:3), расположенных по адресу: <адрес>.

Обязать МКУ «Управление архитектуры и градостроительства г.Махачкалы» повторно рассмотреть заявление ФИО1 ФИО9 о внесении изменений в разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ФИО1 ФИО10 на строительство жилого комплекса девяти этажных многоквартирных жилых домов (блок 2:3), расположенных по адресу: <адрес>, для продления срока действия разрешения на строительство.

В остальной части иска отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме через суд, принявший решение.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья В.И. Мукаилова