ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-56/17 от 21.11.2017 Калужского областного суда (Калужская область)

Дело а-56/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 ноября 2017 года, город Калуга

Калужский областной суд в составе:

председательствующего судьи Сычева Ю.В.,

при секретаре Деминой О.В.,

с участием прокурора Земскова А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Цветкова Анатолия Васильевича к городской Думе муниципального образования городское поселение «Город Боровск» Калужской области об оспаривании нормативного правого акта в части,

УСТАНОВИЛА:

Цветков А.В. обратился в Калужский областной суд с административным исковым заявлением к городской Думе муниципального образования городское поселение «Город Боровск» Калужской области, в котором, с учетом дополнения, просил: признать недействующей со дня принятия статью 73 правил землепользования и застройки муниципального образования городское поселение «Город Боровск», утвержденных решением городской Думы МО городское поселение «Город Боровск» от 20 января 2017 года № 3, в части описания границ групповой охранной зоны Благовещенского собора (пл.Ленина), ц. Спаса «на взгорье», торговых рядов (пл.Ленина), «дом приезжих» (ул.Урицкого, д.9) и «богадельни» (ул.Урицкого, д.21) как не соответствующую решению исполнительного комитета Калужского областного Совета народных депутатов от 14 ноября 1983 года № 766 «Об утверждении проектов охранных зон для памятников истории и культуры г.Боровска и ансамбля бывшего Пафнутьев-Боровского монастыря» и генеральному плану муниципального образования городское поселение «Город Боровск», утвержденному решением городской Думы МО городское поселение «Город Боровск» от 05 июня 2013 года № 44; признать недействующей со дня принятия карту зон охраны объектов культурного наследия г.Боровска, изготовленную ООО «ВРП Групп», являющуюся приложением к правилам землепользования и застройки МО городское поселение «Город Боровск» от 20 января 2017 года № 3 как не соответствующую карте зон с особыми условиями использования и карте территорий объектов культурного наследия в составе генерального плана МО городское поселение «Город Боровск», утвержденного решением городской Думы муниципального образования городское поселение «Город Боровск» от 05 июня 2013 года № 44.

Представитель городской Думы МО городское поселение «Город Боровск», администрации МО городское поселение «Город Боровск» по доверенностям Печенкина Т.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного иска.

Дело рассмотрено в отсутствие административного истца Цветкова А.В. и его представителей, а также представителей от заинтересованных лиц – Управления по охране объектов культурного наследия Калужской области, отдела правового обеспечения земельных и имущественных отношений администрации МО городское поселение «Город Боровск», Министерства культуры и туризма Калужской области, ООО «Калугатисизпроект», извещавшихся о времени месте судебного заседания.

Выслушав объяснения Печенкиной Т.А., заключение прокурора, полагавшего оставить без удовлетворения заявленные требования, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела видно, что Цветков А.В., на основании договора купли-продажи от 11 сентября 2016 года, является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для производственной деятельности, расположенного по адресу: <адрес>. На данном земельном участке находится принадлежащее на праве собственности Цветкову А.В. здание хлебокомбината.

Цветков А.В. обращался в Боровский районный суд Калужской области с иском к муниципальному образованию городское поселение «Город Боровск» Калужской области, в котором просил признать за ним право собственности на административное нежилое здание общей площадью 97,7 кв.м., возведенное на земельном участке с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенном по адресу: <адрес>.

Вступившим 29 июня 2017 года в законную силу решением Боровского районного суда Калужской области от 17 февраля 2017 года в удовлетворении указанного иска Цветкову А.В. было отказано (л.д.<данные изъяты> т.<данные изъяты>). Основанием для отказа в иске послужили те установленные судом обстоятельства, что принадлежащий Цветкову А.В. земельный участок расположен в границах групповой охранной зоны Благовещенского собора (пл.Ленина), церкви Спаса «на взгорье», торговых рядов (пл.Ленина), «дом приезжих» (ул.Урицкого,д.9) и «богадельни» (ул.Урицкого, д.21) города Боровска Калужской области, согласие органа охраны памятников – управления по охране объектов культурного наследия на строительство административного здания Цветковым А.В. не получено; спорное строение возведено с нарушением Правил землепользования и застройки, действующих на территории г.Боровска, в которых содержатся описание границ охранных зон объектов культурного наследия и запрет реконструкции и строительства новых зданий без согласования с органами охраны памятников. В связи с чем, районный суд пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для признания за Цветковым А.В. права собственности на спорное строение.

20 января 2017 года городской Думой муниципального образования городское поселение «Город Боровск» принято решение № 3 об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городского поселения «Город Боровск» в существующих границах города Боровска в новой редакции (л.д.<данные изъяты> т.<данные изъяты>).

Статьей 73 указанных Правил, устанавливающей описание границ охранных зон объектов культурного наследия (л.д.<данные изъяты>. т.<данные изъяты>), в оспариваемой истцом части указано на то, что граница групповой охранной зоны Благовещенского собора (пл.Ленина), ц. Спаса «на взгорье», торговых рядов (пл.Ленина), «дом приезжих» (ул.Урицкого, д.9) и «богадельни» (ул.Урицкого, д.21) проходит:

с севера – по красной линии ул.Урицкого, включая территории домов № 2 и № 4 по ул.Урицкого, по «красной линии» пл.Ленина, включая дом № 1 и № 2 по ул.Ленина и дом № 1 и № 2 по ул.Коммунистической»;

с востока – по бровке правого берега р.Протвы, по границе территории хлебозавода и по бровке оврага по ул.Ленина;

с юга – по ул.Ленина, по «красной линии» пл.Ленина и по границе приусадебных участков;

с запада – вдоль бровки оврага, реки, по границе приусадебных участков, по ул.Урицкого, включая территорию дома № 21.

Цветков А.В. ссылается на то, что вышеприведенное в ст.73 названных Правил описание границ групповой охранной зоны перечисленных объектов культурного наследия г.Боровска, не соответствует описаниям границ групповой охранной зоны аналогичных объектов культурного наследия приведенным в утвержденном решением исполнительного комитета Калужского областного Совета народных депутатов от 14 ноября 1983 года № 766 проекте охранных зон памятников истории и культуры города Боровска и ансамбля бывшего Пафнутьев-Боровского монастыря и утвержденном решением городской Думы МО городского поселения «Город Боровск» от 05 июня 2013 года № 44 генеральной плане городское поселение «Город Боровск».

Исполнительным комитетом Калужского областного Совета народных депутатов 14 ноября 1983 года было принято решение № 766, которым утвержден проект охранных зон для памятников истории и культуры города Боровска и ансамбля бывшего Пафнутьев-Боровского монастыря, согласованные с Управлением по охране памятников истории и культуры РСФСР и Центральным Советом ВООПИК.

Из содержания указанного выше Проекта охранных зон для памятников истории и культуры города Боровска и ансамбля бывшего Пафнутьев-Боровского монастыря (подлинник Проекта на 159 листах – л.д.<данные изъяты>) следует, что граница групповой охранной зоны Благовещенского собора (пл.Ленина), ц.Спаса «на взгорье», торговых рядов (пл.Ленина), дома «с лавками» (д.№2 пл.Ленина), «дом приезжих» (ул.Урицкого, д. № 9) и «богадельни» (ул.Урицкого, д. № 21) проходит:

с севера – по красной линии ул.Урицкого, включая территории домов № 2 и № 4 по ул.Урицкого, по «красной линии» пл.Ленина, включая дом № 1 и № 2 по пл.Ленина и дом № 1 и № 2 по ул.Коммунистической;

с востока – по бровке правого берега р.Протвы, по границе территории хлебозавода и по бровке оврага, по ул.Ленина;

с юга – по ул.Ленина, по «красной линии» пл.Ленина и по границе приусадебных участков;

с запада – вдоль бровки оврага, реки, по границе приусадебных участков, по ул.Урицкого, включая территорию дома № 21.

Решением городской Думы муниципального образования городское поселение «Город Боровск» от 05 июня 2013 года № 44 утвержден генеральный план муниципального образования городское поселение «Город Боровск» (л.д.<данные изъяты> т.<данные изъяты>).

Из содержания указанного генерального плана (л.д.<данные изъяты> т.<данные изъяты>) следует, что граница групповой охранной зоны Благовещенского собора (пл.Ленина), ц.Спаса «на взгорье», торговых рядов (пл.Ленина), дома «с лавками» (д.№2 пл.Ленина), «дом приезжих» (ул.Урицкого, д. № 9) и «богадельни» (ул.Урицкого, д. № 21) проходит:

с севера – по красной линии ул.Урицкого, включая территории домов № 2 и № 4 по ул.Урицкого, по «красной линии» пл.Ленина, включая дом № 1 и № 2 по пл.Ленина и дом № 1 и № 2 по ул.Коммунистической;

с востока – по бровке правого берега р.Протвы, по границе территории хлебозавода и по бровке оврага, по ул.Ленина;

с юга – по ул.Ленина, по «красной линии» пл.Ленина и по границе приусадебных участков;

с запада – вдоль бровки оврага, реки, по границе приусадебных участков, по ул.Урицкого, включая территорию дома № 21.

Как следует из административного иска и дополнений к нему (л.д.<данные изъяты> т.<данные изъяты>, <данные изъяты> т.<данные изъяты>, <данные изъяты>), несоответствие приведенного в ст.73 Правил землепользования и застройки описания границ групповой охранной зоны объектов культурного наследия описаниям границ групповой охранной зоны приведенным в Проекте охранных зон памятников истории и культуры города Боровска и генеральном плане городского поселения «Город Боровск» заключается в том, что в описание прохождения границ «с севера» - вместо дома № 1 и № 2 по площади Ленина (в Проекте охранных зон и генплане), указаны дом № 1 и № 2 по улице Ленина (в оспариваемых в части Правилах землепользования и застройки); в описание границ «с востока» - отсутствует в оспариваемых в части Правилах землепользования и застройки знак препинания – запятая - перед словосочетанием «по ул.Ленина». Указывается на то, что такое несоответствие в описаниях границ групповой охранной зоны искажает смысл описания прохождения границ, не позволяет однозначно определить и идентифицировать границы охранной зоны памятников истории и культуры, допускает различные трактовки в прохождении границ охранной зоны; эти допущенные ошибки в описании прохождения границ охранной зоны по существу лишают административного истца возможности осуществления на принадлежащем ему земельном участке производственной деятельности в соответствии с его разрешенным использованием. Также имеется ссылка на то, что в качестве ориентиров прохождения границ охранной зоны объектов культурного наследия, указаны давно не существующие объекты. Приобретенный Цветковым А.В. в собственность в сентябре 2016 года земельный участок не входил в границы указанной выше групповой охранной зоны объектов культурного наследия. Содержится суждение и о том, что городская Дума МО городского поселения «Город Боровска», таким образом, утвердив границы охранных зон объектов культурного наследия, тем самым превысила свои полномочия, поскольку утверждение охранных зон осуществляется правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего административного дела установлено следующее.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского поселения, по которым представительным органом местного самоуправления городского поселения принимаются муниципальные правовые акты.

Порядок подготовки проекта Правил землепользования и застройки и их утверждения предусмотрен статьями 31, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляются с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.

Одновременно с принятием решения о подготовке правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждается состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки.

Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальной сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.

Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со ст.28 настоящего Кодекса и с частями 13 и14 настоящей статьи.

Продолжительность публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта.

После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательным приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.

Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.

В силу части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.

Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) в сети «Интернет» (часть 3 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ).

Установлено и это не оспаривалось, что Правила землепользования и застройки муниципального образования городское поселение «Город Боровск» в новой редакции приняты 20 января 2017 года на правомочном заседании городской Думы муниципального образования городское поселение «Город Боровск» (л..<данные изъяты> т.<данные изъяты>), утверждены решением № 3 в установленной форме, подписанным Главой МО городское поселение «Город Боровск» (л.д.<данные изъяты> т.<данные изъяты>) и официально опубликовано в газете «Боровские известия» № 11-12 от 27 января 2017 года (л.д.<данные изъяты>), текстовые и картографические материалы указанных Правил землепользования и застройки размещены на официальном сайте Администрации МО городское поселение «Город Боровск» в сети «Интернет».

Установлено также и не оспаривалось, что принятию оспариваемого нормативного правового акта предшествовала процедура, установленная статьями 31 и 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно: принятие решения Главой местной администрации о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки, утверждение состава соответствующей комиссии и порядка ее деятельности (л.д.<данные изъяты>), проведение процедуры публичных слушаний с составлением протокола публичных слушаний от 11 января 2017 года и заключения о результатах таких публичных слушаний (л.д.<данные изъяты>).

Таким образом, проект Правил землепользования и застройки МО городское поселение «Город Боровск» в новой редакции подготовлен по установленной законом процедуре, а решение об утверждении этих Правил землепользования и застройки принято уполномоченным органом – городской Думой муниципального образования городское поселение «Город Боровск».

Доводы административного иска, сводящиеся к тому, что городская Дума МО городское поселение «Город Боровск» принятым решением утвердила границы охранных зон объектов культурного наследия, чем превысила свои полномочия, являются необоснованными, поскольку установлено и следует из текста решения № 3 от 20 января 2017 года городская Дума муниципального образования городское поселение «Город Боровск» утвердила Правила землепользования и застройки МО городское поселение «Город Боровск» в новой редакции, а не границы охранных зон.

Согласно пункту 18 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2015 года № 972, утвержденные границы зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон обязательно учитываются и отображаются в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории (в случае необходимости в указанные документы вносятся изменения в установленном порядке).

Из содержания оспариваемых Правил землепользования и застройки в новой редакции, утвержденных решением городской Думы МО городское поселение «Город Боровск» от 20 января 2017 года № 3 усматривается, что в них учтены и отображены – в статье 73, текстовое описание прохождения границ групповой охранной зоны Благовещенского собора (пл.Ленина), ц. Спаса «на взгорье», торговых рядов (пл.Ленина), «дом приезжих» (ул.Урицкого, д.9) и «богадельни» (ул.Урицкого, д.21), установленное проектом охранных зон для памятников истории и культуры г.Боровска и ансамбля бывшего Пафнутьев-Боровского монастыря, утвержденного решением исполнительного комитета Калужского областного Совета народных депутатов № 766 от 14 ноября 1983 года.

Приведенное в статье 73 Правил землепользования и застройки текстовое описание прохождения границ групповой охранной зоны Благовещенского собора (пл.Ленина), ц. Спаса «на взгорье», торговых рядов (пл.Ленина), «дом приезжих» (ул.Урицкого, д.9) и «богадельни» (ул.Урицкого, д.21), оспариваемое Цветковым А.В., учитывает и отображает аналогичное текстовое описание прохождения границ групповой охранной зоны названных объектов культурного наследия содержащееся как в проекте охранных зон памятников истории и культуры города Боровска и ансамбля бывшего Пафнутьев-Боровского монастыря, утвержденном решением исполнительного комитета Калужского областного Совета народных депутатов от 14 ноября 1983 года № 766, так и в генеральном плане городского поселения «Город Боровск», утвержденном решением городской Думы МО городского поселения «Город Боровск» от 05 июня 2013 года № 44.

С учетом этого оснований считать, что оспариваемое описание прохождения границ групповой охранной зоны объектов культурного наследия г.Боровска не соответствует описанию прохождения границ групповой охранной зоны объектов культурного наследия г.Боровска, приведенному в указанных выше проекте охранных зон и генеральном плане, не имеется.

Установлено, что в оспариваемом текстовом описании прохождения границ групповой охранной зоны, содержащимся в статье 73 Правил землепользования и застройки, допущены неточности, которые, по своей сути, являются описками.

Эти неточности в виде описок заключаются в том, что в описании прохождения границ групповой охранной зоны «с севера» - вместо дома № 1 и № 2 по площади Ленина как это указано в проекте охранных зон и генплане, в оспариваемой статье 73 Правил землепользования и застройки указаны дом № 1 и № 2 по улице Ленина; в описание границ «с востока» - отсутствует в оспариваемой части названных Правил знак препинания – запятая – перед словосочетанием «по ул.Ленина».

Сами по себе эти допущенные в оспариваемой части ст.73 Правил землепользования и застройки неточности (описки) в описание прохождения границ групповой охранной зоны не влекут за собой изменение описания прохождения границ этой охранной зоны, установленного в проекте охранных зон и учтенного в генеральном плане.

В результате этих допущенных неточностей (описок) описание прохождения границ групповой охранной зоны как таковое не исказилось, не возникло какой-либо неопределенности в описании прохождения границ и невозможности их идентифицировать.

То обстоятельство, что в настоящее время не существуют некоторые объекты, указанные в качестве ориентиров в описание прохождения границ групповой охранной зоны, не влияет на наличие этой охранной зоны, в определенных границах, установленной в проекте охранных зон и учтенной в Правилах землепользования и застройки.

Сами по себе указанные описки не нарушают прав административного истца на использование принадлежащего ему земельного участка в соответствии с установленным видом его разрешенного использования – для производственной деятельности, и в установленном порядке они могут быть исправлены.

С учетом положений пункта 16 названного выше Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, отсутствие координат границ групповой охранной зоны объектов культурного наследия, не является основанием для не сохранения этой групповой охранной зоны и несоблюдения требований к осуществлению деятельности в ее границах.

В соответствии со ст.30 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы территорий объектов культурного наследия. Указанные границы могут отображаться на отдельной карте.

Составной частью правил землепользования и застройки МО городское поселение «Город Боровск» является карта зон охраны объектов культурного наследия г.Боровска, составленная ООО «ВРП Групп», на которой отображены зоны охраны объектов культурного наследия, зоны охраняемых ландшафтов, объекты охраняемых природных территорий (л.д.<данные изъяты>).

Указанная карта зон охраны объектов культурного наследия г.Боровска разработана с соблюдением установленной процедуры, отображает графически границы зон объектов культурного наследия. Оснований для признания недействующей этой карты зон охраны объектов культурного наследия г.Боровска, не имеется.

Решение же вопроса о том, входит ли земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежащий Цветкову А.В., в границы названной выше групповой охранной зоны, выходит за рамки настоящего спора.

Таким образом, в удовлетворении заявленных Цветковым А.В. требований следует отказать.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Цветкова Анатолия Васильевича о признании недействующими со дня принятия статьи 73 правил землепользования и застройки муниципального образования городское поселение «Город Боровск», утвержденных решением городской Думы МО городское поселение «Город Боровск» от 20 января 2017 года № 3, в части описания границ групповой охранной зоны Благовещенского собора (пл.Ленина), ц. Спаса «на взгорье», торговых рядов (пл.Ленина), «дом приезжих» (ул.Урицкого, д.9) и «богадельни» (ул.Урицкого, д.21), карты зон охраны объектов культурного наследия г.Боровска, являющуюся приложением к указанным правилам землепользования и застройки - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Калужский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Ю.В.Сычев