Дело №а-581/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 ноября 2021 года <адрес> край
Бикинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Лавенецкой Н.Ю.
при секретаре ФИО2
с участием ст. помощника Бикинского городского прокурора Янышева ФИО9 представителя административного ответчика - администрации Бикинского муниципального района <адрес> ФИО1 ФИО10., действующей на основании доверенности от <дата>,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бикинского городского прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Бикинского муниципального района <адрес>, муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство Бикинского муниципального района» о понуждении к совершению определенных действий,
У С Т А Н О В И Л:
Бикинский городской прокурор обратился в суд с иском к администрации Бикинского муниципального района <адрес>, муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство Бикинского муниципального района о понуждении к совершению определенных действий.
В обоснование требований истец ссылается на то, что городской прокуратурой установлено, что администрацией Бикинского муниципального района и МУП «ЖКХ БМР» меры по проведению технического обследования объектов топливно-энергетического комплекса не принимаются. На основании распоряжения администрации Бикинского муниципального района от <дата>№-р «О передачи имущества в хозяйственное ведение» и в соответствии с актом приема-передачи от <дата> на праве хозяйственного ведения за МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Бикинского муниципального района» закреплено следующее муниципальное имущество: водопроводные сети, расположенные по адресу: <адрес>, Восточный городок, <адрес>, Южный городок, <адрес>; сети канализационный, расположенные по адресу: <адрес>, Восточный городок, <адрес>, Южный городок, <адрес>.
Техническое обследование сетей водоснабжения и водоотведения позволит установить их актуальное техническое состояние, в том числе процент износа и предельные сроки проведения ремонта или реконструкции. При этом, по информации МУП «ЖКХ БМР» техническое обследование сетей водоснабжения и водоотведения специализированной организацией не проводилось, проводились визуальные осмотры. Согласно акту визуального осмотра канализационной сети от <дата> сети водоотведения имеют общую протяженность 7 700 метров, подземная прокладка, износ составляет более 70%. Согласно акту визуального осмотра водопроводной сети от <дата> сети холодного водоснабжения имеют общую протяженность 9 600 метров, подземная прокладка, износ составляет более 70%. На основании выявленных нарушений городской прокуратурой в адрес администрации Бикинского муниципального района <дата> внесено представление об устранении федерального законодательства. Вместе с тем, до настоящего времени выявленные нарушения не устранены, администрацией Бикинского муниципального района и МУП «ЖКХ БМР» не принято достаточных мер, направленных на обеспечение населения Лермонтовского сельского поселения питьевой водой и услугами по водоотведению, обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения сельского поселения, что может создать угрозу возникновения чрезвычайной ситуации в ходе отопительного периода и как следствие повлечет нарушение прав жителей поселения на бесперебойное обеспечение питьевой водой и услугами по водоотведению. Просит обязать администрацию Бикинского муниципального района и МУП «ЖКХ БМР» провести техническое обследование централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с Требованиями к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденным приказом Минстроя России от <дата>№/пр.
Определением судьи Бикинского городского суда <адрес> от <дата> суд перешел к рассмотрению настоящего дела в порядке, предусмотренном Кодексом об административном судопроизводстве Российской Федерации.
В судебном заседании ст. помощник Бикинского прокурора ФИО3 исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить. Дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении обстоятельствам.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Бикинского муниципального района <адрес> действующая на основании доверенности ФИО4 исковые требования не признала, просила в иске отказать. Пояснила, что по состоянию на <дата> техническое обследование систем холодного водоснабжения и водоотведения проведено в соответствии с требованиями к проведению технического обследования, и составлены акты, утвержденные МУП «ЖКХ БМР» и согласованные с администрацией Бикинского муниципального района <адрес>.
В судебное заседание представитель административного ответчика МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Бикинского муниципального района» не явился, о дне и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии с положениями ч.6 ст. 226 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя административного ответчика МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Бикинского муниципального района».
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальных районов относится организация в границах сельских поселений в том числе, водоснабжения населения и водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4.3 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
В силу ч. 1.1. ст. 6 Федерального закона от <дата> № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ) полномочиям органов местного самоуправления муниципального района по организации водоснабжения и водоотведения на территориях сельских поселений относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, а также иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения администрации Бикинского муниципального района от <дата>№-р «О передаче имущества в хозяйственное ведение» и в соответствии с актом приема-передачи от <дата> на праве хозяйственного ведения за МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Бикинского муниципального района» закреплено следующее муниципальное имущество: водопроводные сети, расположенные по адресу: <адрес>, Восточный городок, <адрес>, Южный городок, <адрес>; сети канализационный, расположенные по адресу: <адрес>, Восточный городок, <адрес>, Южный городок, <адрес>.
Как следует из акта от <дата>, составленного комиссией в составе главного инженера ФИО5, мастера ВКХ ФИО6, мастера котельной №ФИО7, сети водоотведения имеют общую протяженность 7700 метров, подземная прокладка. При наружном визуальном осмотре через канализационные колодца выявлено: износ сети составляет более 70%, запорная труба исправна; течи отсутствуют. Вывод комиссии: канализационная сеть находиться в удовлетворительном состоянии. Требуется провести техническое обследование канализационной сети с привлечением специализированной организации.
Как следует из акта от <дата>, составленного комиссией в составе главного инженера ФИО5, мастера ВКХ ФИО6, мастера котельной №ФИО7, сеть водоотведения имеет общую протяженность 9600 метров, подземная прокладка. При наружном визуальном осмотре через канализационные колодца выявлено: износ сети составляет более 70%, запорная арматура частично неисправна; течи отсутствуют. Вывод комиссии: водопроводная сеть находиться в удовлетворительном состоянии, к эксплуатации в отопительный период 2020/2021 пригодна. Необходима замена трех задвижек. Требуется провести техническое обследование водопроводной сети с привлечением специализированной организации.
Бикинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно коммунального хозяйства, установлено, что в нарушение действующего законодательства, администрацией Бикинского муниципального района и МУП «ЖКХ БМР» меры по проведению технического обследования объектов топливно-энергетического комплекса не принимаются.
<дата> Бикинским городским прокурором на имя главы Бикинского муниципального района ФИО8 внесено представление об устранении нарушений законодательства.
<дата> администрацией Бикинского муниципального района <адрес> на вышеуказанное представление поступил ответ, согласно которого во исполнение требования ст. 37 Федерального закона от <дата> № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» о проведении технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, расположенных в Лермонтовском сельском поселении, в адрес муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Бикинского муниципального района» направлено письмо (от <дата>) о проведении в срок до <дата> технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения Лермонтовского сельского поселения. Техническое обследование предприятием будет проведено в соответствии с Требованиями к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от <дата>№/пр.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 416-ФЗ техническое обследование проводится организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, самостоятельно либо с привлечением специализированной организации.
Требования к проведению технического обследования определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Минстроя России от <дата>№/пр утверждены Требования к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей, согласно которым:
п. 1 - настоящие Требования к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - Требования) определяют цели, задачи и порядок проведения технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения;
п. 3 - основной задачей проведения технического обследования является определение фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
п. 4 - обязательное техническое обследование проводится: а) один раз в течение долгосрочного периода регулирования, но не реже одного раза в пять лет, в) при принятии организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, в эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
п. 6 - техническое обследование объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения проводится организациями, осуществляющими водоснабжение и (или) водоотведение, самостоятельно либо с привлечением специализированных организаций;
п. 32 - результаты технического обследования подлежат согласованию с органом местного самоуправления поселения.
Таким образом, техническое обследование сетей водоснабжения и водоотведения позволит установить их актуальное техническое состояние, в том числе процент износа и предельные сроки проведения ремонта или реконструкции.
В судебное заседание представителем административного ответчика администрации Бикинского муниципального района <адрес> представлен акт технического обследования централизованной системы водоотведения от <дата>, и акт технического обследования централизованной системы холодного водоснабжения от <дата>.
В соответствии с п. 10 Требований №/пр от <дата> состав работ по техническому обследованию включает в себя: а) камеральное обследование; б) техническую инвентаризацию имущества, включая натурное, визуальное-измерительное обследование и инструментальное обследование объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; в) определение технико-экономической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
В п. 14 Требований указано, что по результатам анализа нормативно-технической документации на объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения должны быть установлены в том числе следующие данные: дата ввода в эксплуатацию объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; материал, диаметр трубопроводов по проекту и по исполнительной документации, их фактическое состояние, процент износа; расчетные и фактические параметры давления и пропускной способности трубопровода и иных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; сведения об аварийности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения за период с момента проведения предыдущего технического обследования, а в случае проведения технического обследования в соответствии с настоящими требованиями впервые - за последние 5 лет; информация о проведении аварийных и ремонтных работ на объектах централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения с указанием точных мест проведения (адресов) выполнения таких работ, их фактических объемах, результатов проведенных работ (влияние результатов работ на функционирование систем).
В соответствии с п. 15 Требований, техническая инвентаризация централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании плана технического обследования с определением параметров технической инвентаризации по каждому инвентаризационному объекту, сформированному организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, на основании камерального обследования.
Техническая инвентаризация объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения включает в себя: а) натурное обследование месторасположения объекта и определение основных технических параметров (диаметр, материал, типоразмеры); б) визуально-измерительное обследование, в том числе включая: наружный и внутренний осмотр трубопроводов; оценку технического состояния объекта обследования по совокупности и характеру визуально наблюдаемых дефектов, повреждений, утечек; сравнение данных об объектах централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, полученных в ходе камерального обследования, с фактическими характеристиками систем, установленными при визуально-измерительном обследовании; в) выборочное инструментальное обследование, проводимое в случае, если камеральное и визуально-измерительное обследование не позволяют достичь целей технического обследования, включающее в том числе: проведение теледиагностики трубопроводов; поиск утечек и дефектоскопии инструментальными методами; диагностику оборудования, установленного на водозаборных сооружениях, сооружениях водоподготовки, сооружениях очистки сточных вод и обработки осадка сточных вод, водопроводных и канализационных насосных станциях, диагностику зданий й сооружений; замер фактических характеристик оборудования, инструментальное обследование оборудования, включая при необходимости частичную или полную разборку оборудования.
В соответствии с п. 18 Требований, по итогам технической инвентаризации определяются: а) процент износа объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; б) актуальное техническое состояние объекта на дату обследования; в) предельные сроки проведения ремонта или реконструкции объектов.
Из п. 19 Требований, следует, что износ трубопроводов и других недоступных для осмотра сооружений определяется по срокам службы как соотношение фактически прослуженного времени к средненормативному сроку службы.
В тех случаях, когда фактически прослуженное время приближается к нормативному или превышает его, а предположительный (остаточный) срок службы сооружения, определяемый экспертным путем, превышает нормативный срок, то процент износа определяется отношением фактически прослуженного времени к сумме прослуженного и предположительного (остаточного) срока службы.
В случаях, когда фактически прослуженное время приближается к нормативному или превышает его, а трубопроводы и другие объекты и сооружения доступны для осмотра и инструментального обследования, физический износ трубопровода и других объектов определяется организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, самостоятельно либо с привлечением специализированной организации в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно п. 20 Требований, технико-экономическая эффективность объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяется для каждого объекта технического обследования либо группы объектов, имеющих единые признаки (расположение, функциональное назначение, модель и марка).
Для каждой группы объектов обследования формируется перечень показателей, которые отражают его технико-экономические характеристики. Данные характеристики отражают эффективность использования ресурсов для выполнения полезной функции объектом и выражаются как удельный показатель (например: фактическое потребление электроэнергии на транспортировку единицы объема сточных вод (кВт-час/куб. м), периодичность технического обслуживания ед./час наработки). К показателям технико-экономической характеристики объекта также относится коэффициент полезного действия. Технико-экономическая эффективность объекта определяется в сопоставлении с технико-экономическими характеристиками лучших отраслевых аналогов.
В соответствии с п. 30 Требований, по итогам завершения технического обследования составляется акт технического обследования (далее - акт), содержащий результаты проведенного технического обследования, подписываемый уполномоченным лицом организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение. Рекомендуемый образец акта приведен в приложении №, который должен содержать: а) перечень объектов, в отношении которых было проведено техническое обследование, б) перечень параметров, технических характеристик, фактических показателей деятельности организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, или иных показателей объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, выявленных в процессе проведения технического обследования, в) описание выявленных дефектов и нарушений с привязкой к конкретному объекту с приложением фотоматериалов, результатов инструментальных исследований (испытаний, измерений), г) заключение о техническом состоянии объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, д) оценка технического состояния объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения в момент проведения обследования, включая процент износа, е) заключение о возможности, условиях (режимах) и сроках дальнейшей эксплуатации объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, ж) ссылки на строительные нормы, правила, технические регламенты, иную техническую документацию, з) анализ технико-экономической эффективности существующих технических решений, применяемых в соответствующей централизованной системе, в сравнении с лучшими отраслевыми аналогами, и) предлагаемые рекомендации, в том числе предложения по плановым значениям показателей надежности, качества, энергетической эффективности, по режимам эксплуатации обследованных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, по мероприятиям с указанием предельных сроков их проведения (включая проведение капитального ремонта и инвестиционные проекты), необходимых для достижения предложенных плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности, рекомендации по способам приведения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения в состояние, необходимое для дальнейшей эксплуатации, и возможные проектные решения;
Из представленных в судебное заседание: акта технического обследования централизованной системы водоотведения от <дата>, акта технического обследования централизованной системы холодного водоснабжения от <дата> усматривается, что МУП «ЖКХ БМР» техническое обследование систем холодного водоснабжения и водоотведения проведено в нарушение вышеуказанных Требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденными приказом Минстроя России от <дата>№/пр.
Так, в нарушение п. 14 Требований №/пр по результатам анализа нормативно-технической документации на объекты централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения не установлены следующие данные: дата ввода в эксплуатацию указанных объектов; материал конкретных участков (с указанием их протяженности), диаметр трубопроводов по проекту и по исполнительной документации, их фактическое состояние, процент износа; расчетные и фактические параметры давления и пропускной способности указанных объектов; сведения об аварийности указанных объектов; информация о проведении аварийных и ремонтных работ на указанных объектах с указанием точных мест проведения (адресов) выполнения таких работ, их фактических объемах, результатов проведенных работ (влияние результатов работ на функционирование систем).
В нарушение п. 15 Требований №/пр не предоставлен план технического обследования с определением параметров технической инвентаризации по каждому инвентаризационному объекту, сформированному организацией на основании камерального обследования.
Не проведены следующие мероприятия: натурное обследование месторасположения объекта и определение основных технических параметров (диаметр, материал, типоразмеры); визуально-измерительное обследование, выборочное инструментальное обследование.
В нарушение п. 18 Требований №/пр по итогам технической инвентаризации не определено следующее: конкретный процент износа объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; актуальное техническое состояние объекта на дату обследования.
В связи с чем, установленный предельный срок проведения ремонта или реконструкции объектов до 2029 года, не обоснован, и не отвечает целям проведения технического обследования вышеуказанных объектов.
В нарушение <...> вышеуказанных объектов не определена в сопоставлении с технико-экономическими характеристиками лучших отраслевых аналогов.
В нарушение п. 30 Требований №/пр по итогам завершения технического обследования составленные акты технического обследования не отвечают установленным требованиям.
При таких обстоятельствах, требования Бикинского городского прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Учитывая, что работы могут быть исполнены только ответчиками, организация этих работ требует проведение в соответствии с действующим законодательством ряда процедур, на выполнение которых объективно требуется время, суд считает установить исполнимые сроки для исполнения решения суда в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Бикинского городского прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Обязать администрацию Бикинского муниципального района <адрес> и муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Бикинского муниципального района» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести техническое обследование централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с Требованиями к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденных приказом Минстроя России от <дата>№/пр.
Решение суда может быть обжаловано в <адрес>вой суд в апелляционном порядке через Бикинский городской суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.Ю. Лавенецкая
Решение суда в окончательной форме изготовлено <данные изъяты>