ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-5874/2023 от 22.09.2023 Октябрьского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

дело а-5874/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 сентября 2023 года <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Шакировой Г.Р., при секретаре Петровой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тимирбулатова В.С. к администрации <адрес> ГО <адрес> РБ о признании бездействия незаконным,

установил:

Тимирбулатов В.С. обратился в суд с приведенным административным исковым заявлением, указав, что ДД.ММ.ГГГГ направил в адрес ответчика заявление о назначении его опекуном над матерью Тимербулатовой Г.Т., на что заключение о назначении опекуном либо отказ в назначении не поступил. Просит признать незаконным бездействие администрации <адрес> ГО <адрес> РБ в ненаправлении заключения о назначении его опекуном либо отказа в назначении опекуном над матерью Тимербулатовой Г.Т. согласно заявлению Тимирбулатова В.С. от ДД.ММ.ГГГГ, обязать устранить нарушения путем направления истцу акта о назначении опекуном либо отказа в назначении опекуном.

Определением суда к участию в деле привлечены в качестве в качестве заинтересованного лица – отдел опеки и попечительства администрации <адрес> ГО <адрес> РБ, Тимербулатова Г.Т., Тимербулатова Л.С.

В суде административный истец требования поддержал, указав, что ДД.ММ.ГГГГ направил по электронной почте в администрацию заявление о назначении опекуном над матерью, подписанное неквалифицированной электронной подписью. Ответ от ДД.ММ.ГГГГ получил.

Представитель ответчика администрации <адрес> ГО <адрес> РБ Минигалиева Ю.Ф. возражала против иска, указав, что истец обратился к ним с заявлением о назначении опекуном, однако не представил полный пакет документов, в т.ч. решение суда о признании Тимербулатовой Г.Т. недееспособной с отметкой о вступлении решения суда в силу. Поэтому дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости представить полный пакет документов с приложением перечня. По сегодняшний день полный пакет не представлен. По заявлению истца проведено обследование его жилищных условий, в ходе которого установлено, что жилое помещение не соответствует требованиям, Тимербулатова Г.Т. с ним не проживает. Кроме того, заявление от ДД.ММ.ГГГГ подано в виде сканированного электронного документа по электронной почте, т.е. не подписано электронной подписью, что не предусмотрено законом, рассмотрено как обращение гражданина.

Представитель отдела опеки Амирова А.М. возражала против иска, указав, что на заявление от ДД.ММ.ГГГГ дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ поступило аналогичное заявление истца, где также просил составить акт обследования, на что ДД.ММ.ГГГГ сотрудники органа опеки выехали по месту жительства на обследование, о чем составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ. Установлено, что Тимербулатова Г.Т. на протяжении 2 лет проживает со своей дочерью по адресу: <адрес>. Согласно же закону опекун и подопечный должны непрерывно проживать совместно 10 лет.

Иные административные ответчики, заинтересованные лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились.

Исследовав в судебном заседании материалы дела, выслушав стороны, оценив в совокупности все доказательства, имеющие юридическую силу, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.32 ГК РФ опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.

В силу норм ст.35 ГК РФ опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав, а также граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно - и желание подопечного.

В соответствии с ч.2 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" в целях получения сведений о личности предполагаемого опекуна или попечителя орган опеки и попечительства вправе требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях. Орган опеки и попечительства вправе требовать предоставления только той информации о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя. Перечень документов, предоставляемых гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем, сроки предоставления таких документов определяются Правительством Российской Федерации.

В силу норм ст.11 данного закона опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя.

Основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя может быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя, определяемый периодом или указанием на наступление определенного события.

Акт органа опеки и попечительства о назначении или об отказе в назначении опекуна или попечителя может быть оспорен заинтересованными лицами в судебном порядке.

В соответствии с п.4.1 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 927 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан", родители, бабушки, дедушки, братья, сестры, дети и внуки, выразившие желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних подопечных, с которыми указанные граждане постоянно совместно проживали не менее 10 лет на день подачи заявления о назначении опекуном или заявления о назначении нескольких опекунов (далее - близкие родственники, выразившие желание стать опекунами), представляют в орган опеки и попечительства по месту жительства следующие документы: заявление о назначении опекуном или заявление о назначении нескольких опекунов, поданные в форме документа на бумажном носителе либо в форме электронного документа в соответствии с требованиями пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов"; документы, подтверждающие родство с совершеннолетним подопечным; копия свидетельства о браке (если близкий родственник, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке).

Гражданин, выразивший желание стать опекуном, при подаче заявления о назначении опекуном или заявления о назначении нескольких опекунов должен предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

В силу ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч.1 ст.9 закона).

Согласно ч.1 ст.10 указанного закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (ч.1 ст.12 закона).

Установлено и не оспаривается сторонами, что решением Октябрьского районного суда <адрес> от 10.03.2023г. Тимербулатова Г.Т., ДД.ММ.ГГГГ г.р., признана недееспособной.

Согласно справке поликлиники <адрес>, акту обследования от ДД.ММ.ГГГГТимербулатова Г.Т. (инвалид 2 группы) проживает по адресу: <адрес>, с дочерью Тимербулатовой Л.С., прикреплена к поликлинике с 2022 года. Сын Тимирбулатов В.С. проживает отдельно.

ДД.ММ.ГГГГТимирбулатов В.С. направил в адрес ответчика по электронной почте заявление о назначении его опекуном над матерью Тимербулатовой Г.Т., на что направлен письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости представить полный пакет документов, с оригиналами документов, в т.ч. решения суда с отметкой о вступлении в силу, документы согласно приложению.

Сведений об обращении истца в орган опеки с паспортом либо иным документом, удостоверяющим личность, о представлении в орган опеки оригиналов документов, решения суда о признании Тимербулатовой Г.Т. недееспособной с отметкой суда о вступлении в силу, в деле не имеется.

В обоснование требований истцом представлена копия решения с отметкой о вступлении в силу с входящим штампом администрации. Однако входящая дата на штампе – ДД.ММ.ГГГГ, т.е. через 2 месяца после подачи заявления от ДД.ММ.ГГГГ. Доказательств представления в администрацию данной копии решения суда в связи с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ не имеется.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что ответ на обращение истца дан уполномоченным органом в установленный законом срок и порядке, не нарушает прав и законных интересов истца.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении требования Тимирбулатова В.С. о признании незаконным бездействия администрации <адрес> ГО <адрес> РБ в ненаправлении заключения о назначении его опекуном либо отказа в назначении опекуном над матерью Тимербулатовой Г.Т. согласно заявлению Тимирбулатова В.С. от ДД.ММ.ГГГГ, обязании устранить нарушения отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца с момента составления мотивированного решения.

Судья Шакирова Г.Р.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.