ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-58/19 от 01.03.2019 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело а-58/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 марта 2019 года г. Брянск

Брянский областной суд в составе:
судьи областного суда Кулешовой Е.В.
при секретаре Красноженюк Е.С.

с участием представителя административного истца Ломакиной В.И., представителя административного ответчика Управления имущественных отношений Брянской области Семиленковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лерман Елены Борисовны об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Лерман Е.Б. обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что ей на праве собственности принадлежат следующие объекты:

- магазин, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 422,5 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес><адрес><адрес>;

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: торговая деятельность, общая площадь 803 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>;

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: торговая деятельность, общая площадь 803 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>А.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами: по состоянию на 1 января 2015 года определена в размере 14 046 891,30 руб., по состоянию на 22 мая 2015 года определена в размере 1 893 755,05 руб., по состоянию на 22 мая 2015 года определена в размере 33 630 071 руб.

Считая кадастровую стоимость указанных объектов недвижимости завышенной, административный истец обратилась в ООО «Брянский оценщик» для определения рыночной стоимости объекта недвижимости.

Согласно отчету об оценке № 210-10/18 от 01 октября 2018 года рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами: по состоянию на 1 января 2015 года составляет 4 181 839,78 руб., по состоянию на 22 мая 2015 года составляет 362 233,30 руб., по состоянию на 22 мая 2015 года составляет 279 682 руб.

В связи с тем, что административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц, а размер налоговых платежей зависит от кадастровой стоимости объекта налогообложения, Лерман Е.Б. считает возможным в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установить кадастровую стоимость указанных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

Лерман Е.Б. просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:

- магазин, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 422,5 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости равной 4 181 839,78 рублей по состоянию на 01 января 2015 года;

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: торговая деятельность, общая площадь 803 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес><адрес>, в размере его рыночной стоимости равной 362233,30 рублей по состоянию на 01 января 2015 года;

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: торговая деятельность, общая площадь 803 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес><адрес>А, в размере его рыночной стоимости равной 279682 рублей по состоянию на 01 января 2015 года.

Административный истец Лерман Е.Б., административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области в судебное заседание не явились, представили письменные заявления о рассмотрении дела без их участия.

Административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, заинтересованные лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области, Суражская районная администрация, Лерман А.Б., Лерман В.В. в суд не явились, извещены надлежащим образом.

Заинтересованное лицо Управление имущественных отношений Брянской области не возражала против установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии с отчетом об оценке, выполненном ООО «Брянский оценщик».

С учетом надлежащего извещения административного истца, административного ответчика, заинтересованных лиц о времени и месте судебного разбирательства по делу, отсутствия сведений об уважительности причин неявки в соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Лерман Е.Б. является собственником объектов недвижимости:

- магазин, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 422,5 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>;

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: торговая деятельность, общая площадь 803 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес><адрес>;

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: торговая деятельность, общая площадь 803 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>.

В силу пункта 1 статьи 401 НК РФ физические лица, обладающие зданиями, строениями, сооружениями, помещениями на праве собственности, признаются плательщиками налога на имущество физических лиц.

По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 402 НК РФ, налоговая база налога на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, признаваемым объектом налогообложения.

Вопросы государственной кадастровой оценки регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями).

Согласно положениям статьи 3 Федерального закона № 135-ФЗ под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона

В соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 18.03.2011 №113 по состоянию на 1 января 2015 года определена кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами: по состоянию на 1 января 2015 года определена в размере 14 046 891,30 руб., по состоянию на 22 мая 2015 года определена в размере 1 893 755,05 руб., по состоянию на 22 мая 2015 года определена в размере 33 630 071 руб.

Данные об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости.

Рассматривая заявленные исковые требования, суд приходит к следующему.

В соответствии с абз. 2,4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Исходя из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28) с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В связи с тем, что Лерман Е.Б. является плательщиком налога на имущество физических лиц, он имеет право на оспаривание кадастровой оценки принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимого имущества.

В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.

В силу статей 70, 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика.

Административным истцом в подтверждение поданного иска представлен отчет об оценке ООО «Брянский оценщик» № 210-1018 от 01 октября 2018, согласно которому рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами: по состоянию на 1 января 2015 года составляет 4 181 839,78 руб., по состоянию на 22 мая 2015 года составляет 362 233,30 руб., по состоянию на 22 мая 2015 года составляет 279 682 руб.

Данный отчет составлен оценщиком Поповым А.А., который включен в реестр членов Российского общества оценщиков, имеет право осуществлять оценочную деятельность на всей территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности Российской Федерации», что подтверждается свидетельством о членстве в саморегулируемой организации оценщиков, выданным 16 марта 2017 года.

В целях разрешения спора, суд по ходатайству представителя административного истца была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости вышеназванного объекта недвижимости.

Согласно заключению ООО «РосЭкспертЪ» №08-19 от 25 января 2019 года отчет об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости № 210-10/18 от 01 октября 2018 года, выполненный ООО «Брянский Оценщик», соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.

При этом административный ответчик с учетом заключения эксперта признал отчет об оценке, выполненный ООО «Брянский Оценщик» допустимым доказательством.

Оценивая отчет об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности Лерман Е.Б., суд полагает, что он соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе, Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки, утвержденным приказами Минэкономразвития Российской Федерации №№ 297, 298, 299 от 20 мая 2014 г. № 611 от 25 сентября 2014 г., и находит его допустимым доказательством по делу.

С учетом изложенного суд считает возможным установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:

- магазин, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 422,5 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости равной 4 181 839,78 рублей по состоянию на 01 января 2015 года;

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: торговая деятельность, общая площадь 803 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, в размере его рыночной стоимости равной 362233,30 рублей по состоянию на 01 января 2015 года;

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: торговая деятельность, общая площадь 803 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес><адрес>А, в размере его рыночной стоимости равной 279682 рублей по состоянию на 01 января 2015 года.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 № 28, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов административного дела следует, что Лерман Е.Б. обратилась в суд с указанным административным заявлением – 30 октября 2018 года.

С учетом изменений, внесенных в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 03.08.2018 года №334-ФЗ, кадастровая стоимость, измененная на основании решения суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятого после 1 января 2019 года (в том числе по иску, поданному до 1 января 2019 года), и внесенная в ЕГРН, подлежит учету при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

На основании изложенного суд удовлетворяет административное исковое заявление Лерман Е.Б., устанавливает кадастровую стоимость объектов недвижимости, принадлежащих истцу на праве собственности, в размере их рыночной стоимости.

Руководствуясь статьями 180, 249 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Лерман Елены Борисовны об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости:

- магазин, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 422,5 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости равной 4 181 839,78 рублей по состоянию на 01 января 2015 года;

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: торговая деятельность, общая площадь 803 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости равной 362233,30 рублей по состоянию на 01 января 2015 года;

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: торговая деятельность, общая площадь 803 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости равной 279682 рублей по состоянию на 01 января 2015 года.

Вновь установленная кадастровая стоимость объектов недвижимости подлежит внесению в Единый государственный реестр недвижимости.

Датой подачи заявления считать 30 октября 2018 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

судья Брянского областного суда Е.В. Кулешова