ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-5906/17 от 27.12.2017 Новгородского районного суда (Новгородская область)

Дело а-5906/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 декабря 2017 года Великий Новгород

Новгородский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Шибанова К.Б.,

при секретаре Иванове К.В.,

с участием помощника прокурора Великого Новгорода Аполлоновой А.П., представителя административного истца Онуфрий Т.А. и заинтересованного лица ООО «Доверительное управление домом» Гетманского С.В., представителя административного ответчика Администрации Великого Новгорода Каминской М.А., представителя заинтересованного лица СНКО «Региональный фонд» Журавского В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Онуфрий Т.А. к Администрации Великого Новгорода об оспаривании в части постановления Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты>

УСТАНОВИЛ:

Онуфрий Т.А. обратилась в суд с административным иском к Администрации Великого Новгорода (далее также – Администрация) о признании недействующим постановления Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты> в части включения многоквартирного жилого дома <адрес> в перечень домов, собственники помещений в которых в шестимесячный срок с даты опубликования региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области, на ДД.ММ.ГГГГ годы, утвержденной постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года , не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный способ не был ими реализован. В обоснование заявленных требований административный истец Онуфрий Т.А. указала на то, что является собственником квартиры в вышеназванном многоквартирном доме. Оспариваемым постановлением определен способом формирования фонда капитального ремонта многоквартирного жилого дома <адрес> – путем перечисления взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора СНКО «Региональный фонд». Вместе с тем до вынесения данного постановления Администрация не информировала собственников помещений в многоквартирном доме о возможных способах формирования фонда капительного ремонта и последствиях выбора одного из них, не оказывала им помощь в принятии того или иного решения, не предприняла всех необходимых мер для созыва и проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа формирования фонда капитального ремонта в сроки, установленные ч.ч. 5, 5.1 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации. Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме <адрес>, оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ года изменен определенный оспариваемым постановлением способ формирования фонда капитального ремонта на способ формирования фонда капитального ремонта путем перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет, владельцем которого выбрана управляющая организация ООО «Доверительное управление домом». ДД.ММ.ГГГГ ООО «Доверительное управление домом» направило в адрес СКНО «Региональный фонд» вышеуказанный протокол общего собрания, одновременно предложив региональному оператору перечислить собранные средства фонда капитального ремонта многоквартирного дома на специальный счет. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ СКНО «Региональный фонд» уведомило ООО «Доверительное управление домом» о том, что в соответствии с ч.5 ст.173 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на специальном счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через два года после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений, в связи с чем средства капитального ремонта будут перечислены региональным оператором на специальный счет по истечении указанного срока. Таким образом, постановление <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты>» в оспариваемой части нарушает права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме № <адрес> лишая последних возможности реализовать принятое ими решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта до истечения <данные изъяты> со дня направления данного решения региональному оператору.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ года к участию в деле привлечены СНКО «Региональный фонд» и ООО «Доверительное управление домом» в качестве заинтересованных лиц, а также прокурор Великого Новгорода для дачи заключения по делу.

Административный истец Онуфрий Т.А., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась. Суд, руководствуясь ст. 150, ч. 5 ст. 213 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

Представитель административного истца Онуфрий Т.А. и заинтересованного лица ООО «Доверительное управление домом» Гетманский С.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме по мотивам и основаниям, приведенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Администрации Великого Новгорода Каминская М.А. в судебном заседании административный иск не признала, сославшись в объяснениях на обстоятельства, приведенные в письменных возражениях на административное исковое заявление, приобщенных к материалам дела.

Представитель заинтересованного лица СНКО «Региональный фонд» Журавский В.Н. в судебном заседании отнес разрешение вопроса относительно обоснованности заявленных административных исковых требований на разрешение суда.

Выслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, заслушав заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования Онуфрий Т.А. не подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с ч.ч. 8, 9 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 2, 3 ч. 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

На основании п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ суд, признав, что оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, отказывает в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с ч.1 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 417-ФЗ, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.

Частью 3 вышеуказанной статьи предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

В силу ч. 4 ст. 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: 1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; 2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта; 3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта; 4) владелец специального счета; 5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.

Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение (ч. 5 ст. 170 ЖК РФ).

Не позднее чем за месяц до окончания срока, установленного частью 5 настоящей статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее (ч. 6 ст. 170 ЖК РФ).

В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (ч. 7 ст. 170 ЖК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 172 ЖК РФ владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В судебном заседании из объяснений лиц, участвующих в деле, и письменных материалов дела установлено, что административному истцу Онуфрий Т.А. на праве собственности принадлежит квартира <адрес>. Право собственности Онуфрий Т.А. на поименованное жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ года.

Управление многоквартирным жилым домом <адрес> осуществляет ООО «Доверительное управление домом».

В соответствии со статьей 168 ЖК РФ, Областным законом от 03 июля 2013 года N 291-ОЗ «О региональной системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области», постановлением Правительства Новгородской области от 03 февраля 2014 года N 46 «Об утверждении региональной Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области, на ДД.ММ.ГГГГ годы», опубликованным ДД.ММ.ГГГГ года в газете <данные изъяты> утверждена региональная Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области, на ДД.ММ.ГГГГ годы, и предусмотрено, что в течение 6 месяцев после официального опубликования в средствах массовой информации данной Программы собственники помещений в многоквартирных домах обязаны принять и реализовать решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирных домах в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

Не позднее чем за месяц до окончания установленного настоящим пунктом срока орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.

В случае если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный настоящим пунктом, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в указанный срок, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.

В Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Новгородской области (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, являющийся приложением к указанному постановлению, включен многоквартирный жилой дом <адрес>.

Таким образом, собственникам помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области, включая собственников помещений в вышеназванном доме, следовало принять и реализовать решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта до ДД.ММ.ГГГГ года.

Как видно из материалов дела, в связи с тем, что в указанный срок собственники помещений в многоквартирном доме <адрес> не приняли решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, Администрацией была инициирована процедура созыва общего собрания собственников помещений данного дома путем размещения на официальном сайте Администрации Великого Новгорода в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» графика проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах по вопросу выбора способа формирования фонда капитального ремонта, направления ООО «Доверительное управление домом», осуществлявшему в рассматриваемый период времени управление многоквартирным домом, сообщения о проведении в очной форме общего собрания собственников помещений указанного дома ДД.ММ.ГГГГ года с <данные изъяты> в помещении отдела-центра по работе с населением <данные изъяты> (<адрес>), с указанием повестки дня собрания.

В связи с отсутствием кворума общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме <адрес> было признано неправомочным, что подтверждается протоколом общего собрания собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ (б\н).

Постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты> опубликованном в выпуске газеты <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года, сформирован фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на счете регионального оператора и утвержден Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Великого Новгорода, собственники помещений в которых в шестимесячный срок с даты опубликования региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области, на ДД.ММ.ГГГГ годы, утвержденной постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года , не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный способ не был ими реализован.

В вышеназванном Перечне поименован многоквартирный дом <адрес> (

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты> принято Администрацией в пределах полномочий и компетенции органа местного самоуправления с соблюдением процедуры принятия и введения в действие, и в оспариваемой административным истцом части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.

В частности, как следует из части 5 статьи 170 ЖК РФ, решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме. В то же время в случае, если такое решение в установленный срок не принято или не реализовано, орган местного самоуправления осуществляет меры, предусмотренные частью 6 статьи 170 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 417-ФЗ), а именно созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.

В свою очередь обязанность органа местного самоуправления принять решение о формировании фонда капитального ремонта многоквартирного дома, собственники помещений в котором в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, на счете регионального оператора прямо предусмотрена ч. 7 ст. 170 ЖК РФ.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в установленный законом шестимесячный срок со дня опубликования региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Новгородской области собственники помещений в многоквартирном доме <адрес> не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, у Администрации Великого Новгорода имелись предусмотренные законом основания для принятия постановления в его оспариваемой части, которое соответствует требованиям части 7 статьи 170 ЖК РФ и не нарушает прав, свобод и законных интересов собственников помещений в данном доме.

При этом часть 1 статьи 173 ЖК РФ предоставляет собственникам помещений многоквартирного дома право инициировать принятие общим собранием собственников помещений многоквартирного дома решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта.

Равным образом не являются основанием для признания недействующим в оспариваемой части постановления <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года «<данные изъяты>» доводы административного истца относительно ненадлежащего информирования Администрацией собственников помещений в многоквартирном доме о возможных способах формирования фонда капительного ремонта и последствиях выбора одного из них, поскольку в силу ч. 5.1 ст. 173 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 20.12.2017 N 399-ФЗ, данное обстоятельство, при его установлении в судебном порядке, влечет иные правовое последствия, связанные с применением установленного вышеназванной нормой месячного срока вступления в силу решения собственников помещений в многоквартирном доме о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.

На основании изложенного в удовлетворении административного иска Онуфрий Т.А. надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст. 175 -180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Онуфрий Т.А. к Администрации Великого Новгорода – отказать.

На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором – принесено представление в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий К.Б. Шибанов

Мотивированное решение составлено 11 января 2018 года.