ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-59/2022 от 31.05.2022 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

по делу а-59/2022

31 мая 2022 г. г. Махачкала

Верховный Суд Республики Дагестан в составе:

судьи Верховного Суда Республики Дагестан Абдулхалимова М.М.,

с участием прокурора Ибрагимовой А.М.,

представителя административного истца Алхасовой Н.М. по доверенности Кахриманова Д.А.,

представителя административного ответчика Правительства Республики Дагестан по доверенности Акаевой А.Ю.,

представителя заинтересованного лица Агентства по охране культурного наследия Республики Дагестан по доверенности Багандовой М.А.,

при секретаре судебного заседания Омарове Г.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Алхасовой Н.М. и заместителя прокурора Республики Дагестан об оспаривании нормативного правового акта,

установил:

постановлением Правительства Республики Дагестан от 27.05.2016 г. № 148 «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в городе Дербенте, в качестве объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента» (далее – постановление Правительства РД от 27.05.2016 г. № 148, постановление), официально опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 31.05.2016 г. (номер опубликования0500201605310006) и в издании «Дагестанская правда», № 154-162, 22.06.2016 г., утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в городе Дербенте, в качестве объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента (приложения № 1 и № 2) и режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента (приложение № 3).

Алхасова Н.М. в лице представителя по доверенности Кахриманова Д.А. обратилась в Верховный Суд Республики Дагестан с административным иском к Правительству Республики Дагестан о признании постановления Правительства РД от 27.05.2016 г. № 148 недействующим в полном объеме, связи с его несоответствием требованиям федерального законодательства.

В обоснование заявленных административных исковых требований в заявлении указано, что в нарушение требований действующего федерального законодательства, регулирующего вопросы охраны объектов культурного наследия в Российской Федерации, оспариваемым по делу постановлением утверждены границы зон охраны в качестве объединенной зоны охраны и режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах объединенной зоны охраны, в отношении расположенного на территории <адрес> объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного культурного наследия, т.е. разрешен вопрос, находящийся в компетенции федерального органа охраны объектов культурного наследия – Министерства культуры Российской Федерации. В результате издания оспариваемого по делу постановления принадлежащий административному истцу Алхасовой Н.А. земельный участок оказался расположенным в зоне регулируемой застройки Р-1, что нарушает права и законные интересы административного истца, на которую распространяются установленные постановлением запреты и ограничения.

Заместитель прокурора Республики Дагестан обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением, в котором просил признать постановление Правительства РД от 27.05.2016 г. № 148 недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, в части утверждения границ зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, также сославшись в качестве основания заявленных административных исковых требований на нарушение Правительством РД компетенции при принятии оспариваемого постановления.

В ходе судебного разбирательства по делу заместитель прокурора Республики Дагестан заявленные административные исковые требования уточнил и просил суд по тем же основаниям признать постановление Правительства РД от 27.05.2016 г. № 148 недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, в части утверждения границ зон охраны, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, включенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Определением Верховного Суда Республики Дагестан от <дата> административные дела по административным искам Алхасовой Н.М. и заместителя прокурора Республики Дагестан объединены для совместного рассмотрения в одно производство.

Определениями Верховного Суда Республики Дагестан от <дата> и от <дата> к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство культуры Российской Федерации, Министерство культуры Республики Дагестан, Министерство строительства Республики Дагестан, администрация городского округа «город Дербент» и Агентство по охране культурного наследия Республики Дагестан (далее – Дагнаследие).

Представитель заинтересованного лица Министерства культуры Российской Федерации по доверенности Чудинова Н.М. в представленных в суд письменных пояснениях относительно заявленных административных исковых требований просила суд принять по делу решение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, указав, что оспариваемым по делу постановлением установлены зоны охраны для объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (принятых на государственную охрану) в соответствии с законодательством РСФСР и Российской Федерации, а не в отношении объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Представитель Дагнаследия по доверенности Багандова М.А. в письменных возражениях на административный иск просила в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать. В обоснование указала, что удовлетворение исков является нецелесообразным, т.к. это приведет к восстановлению защитных зон объектов культурного наследия, в границах которых устанавливаются еще более строгие запреты и ограничения на строительство и использование земельных участков, по сравнению с запретами и ограничениями, установленными оспариваемым по делу постановлением. Кроме того, удовлетворение иска будет противоречить требованиям действующего законодательства, которым предусмотрена возможность изменения границ и режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны, в связи чем в настоящее время администрацией городского округа «<адрес>» разработана дорожная карта по внесению изменений в нормативные документы, а также, в целях разработки нового проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, расположенных в исторической части <адрес>, заключен договор с подрядной организацией. Также полагает, что оспариваемом по делу постановлением права и законные интересы Алхасовой Н.М. не нарушены, поскольку действующим законодательством предусмотрена возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина, в том числе, в целях сохранения исторического и культурного наследия, охраны памятников истории и культуры.

В судебном заседании представитель административного истца Кахриманов Д.А. и прокурор Ибрагимова А.М. заявленные административные исковые требования Алхасовой Н.М. и уточненные административные исковые требования заместителя прокурора Республики Дагестан поддержали и просили их удовлетворить по доводам, изложенным в административных исковых заявлениях.

Представители административного ответчика Правительства РД Акаева А.Ю. и заинтересованного лица Дагнаследия Багандова М.А. в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признали и просили в их удовлетворении отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях Дагнаследия на административный иск.

Административный истец Алхасова Н.М., представители заинтересованных лиц Министерства культуры Российской Федерации, Министерства культуры Республики Дагестан, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан и администрации городского округа «<адрес>», извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем административное дело, в соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрено в их отсутствие.

Заслушав объяснения представителей сторон по делу и заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации закреплено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, а также осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ), который направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Исходя из преамбулы вышеуказанного Федерального закона объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ, правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В зависимости от степени историко-культурного значения объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории: объекты культурного наследия федерального значения, объекты культурного наследия регионального значения и объекты культурного наследия местного (муниципального) значения (статья 4 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ).

Под государственной охраной объектов культурного наследия, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ, понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

Полномочия федеральных органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия перечислены в статье 9 указанного Федерального закона, к которым, помимо прочего, относится утверждение границ зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, особых режимов использования земель в границах территорий данных зон и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон (пункт 16).

В соответствии со статьей 9.1 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ, Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление отдельных, перечисленных в части 1 данной статьи полномочий в отношении объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ, государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, разработку, согласование и утверждение в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия.

Согласно абзацам первому и второму пункта 1 статьи 34 указанного Федерального закона, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

Пунктом 2 статьи 34 этого же Федерального закона определено, что охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия. Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений. Зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.

Федеральным законом от 22.10.2014 г. № 315-ФЗ пункт 1 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ дополнен абзацами третьим и четвертым, согласно которым в целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны объектов культурного наследия, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта (далее - объединенная зона охраны объектов культурного наследия). Состав объединенной зоны охраны объектов культурного наследия определяется проектом объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (абзац третий в ред. Федерального закона от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ).

Пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22.10.2014 г. № 315-ФЗ, действовавшей на момент принятия Правительством РД оспариваемого по делу постановления), предусматривалось, что границы зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании проектов зон охраны таких объектов культурного наследия с учетом представляемого соответствующим региональным органом охраны объектов культурного наследия в федеральный орган охраны объектов культурного наследия заключения.

Границы зон охраны объектов культурного наследия, в том числе границы объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Действующая редакция пункта 3 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ) предусматривает аналогичное правовое регулирование, устанавливающее компетенцию федерального органа охраны объектов культурного наследия по принятию решений об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, а также по утверждению требований к градостроительным регламентам в границах территорий таких зон.

Согласно пункту 4 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ, положение о зонах охраны объектов культурного наследия, включающее в себя порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и земельных участков и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 г. № 972 утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – Положение), устанавливающее порядок разработки, согласования и утверждения проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий указанных зон.

В соответствии с пунктом 2 Положения на территории, сопряженной с объектом культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в его исторической среде может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

В целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта (далее - объединенная зона охраны объектов культурного наследия).

Состав зон охраны объектов культурного наследия определяется проектом зон охраны объектов культурного наследия, разрабатываемым исходя из материалов историко-культурных исследований, в которых обосновывается необходимость разработки проекта зон охраны в отношении одного объекта культурного наследия либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (пункт 4).

Согласно пункту 5 Положения, решение о разработке проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а в отношении объектов культурного наследия федерального значения, признанных особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации или включенных в Список всемирного наследия, - Министерством культуры Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 13 Положения, на основании проекта зон охраны (объединенной зоны охраны) объекта культурного наследия федерального значения, признанного особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации или включенного в Список всемирного наследия, Министерство культуры Российской Федерации по согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации при наличии положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы и заключения соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области государственной охраны объектов культурного наследия, предусмотренного пунктом 3 статьи 34 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», утверждает своим правовым актом границы зон охраны соответствующего объекта культурного наследия, а также режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон.

Пунктом 14 Положения закреплены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по утверждению своим правовым актом, согласованным с Министерством культуры Российской Федерации, на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, с учетом наличия положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы, границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения и проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации или объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия), а также режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон.

Таким образом, в соответствие с действующим законодательством, регулирующим возникшие спорные правоотношения, принятие решений об установлении, изменении зон охраны (объединенной зоны охраны) объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, установление требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон, отнесено к компетенции федерального органа охраны объектов культурного наследия, которым является Министерство культуры Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.02.2014 г. № 153-р выявленный объект культурного наследия «Достопримечательное место «Цитадель и исторический город в крепостных стенах Дербента», расположенный в городе Дербенте Республики Дагестан, отнесен к объектам культурного наследия федерального значения с возложением на Министерство культуры Российской Федерации обязанности осуществить включение указанного выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 03.11.2015 г. № 2721 выявленные объекты культурного наследия, согласно приложению № 1 к этому приказу, включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объектов культурного наследия федерального значения в составе объекта культурного наследия федерального значения «Дербентская цитадель «Нарын-Кала», VI - XIX века (Республика Дагестан, г. Дербент), с утверждением границ территорий указанных в приложении № 1 объектов культурного наследия согласно приложению № 2.

При этом, как установлено судом и не оспаривается участвующими в деле лицами, на 26-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, проходившей с 30.06.2003 г. по 05.07.2003 г. в г. Париже, было принято решение о включении средневекового архитектурного наследия <адрес> в Список всемирного наследия ЮНЕСКО под наименованием «Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента».

На 43-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, проходившей с 30.06.2019 г. по 10.07.2019 г. в <адрес> утверждена обновленная схема территории объекта всемирного наследия «Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента» и его буферной зоны, опубликованная на официальном сайте Центра всемирного наследия (https://whc.unesco.org/en/list/1070/multiple=1&unique_number=1247).

Государственная охрана объектов культурного наследия, входящих в состав объекта культурного наследия «Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента», включенного в Список всемирного наследия, осуществляется в Российской Федерации в рамках достопримечательного места «Цитадель и исторический город в крепостных стенах Дербента», требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории которого утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации от 18.12.2015 г. № 3133.

Как следует из приложения № 1 к постановлению Правительства РД от 27.05.2016 г. № 148, в утвержденную этим обжалуемым по настоящему административному делу нормативным правовым актом объединенную охранную зону объектов культурного наследия <адрес> включены, в том числе, объекты культурного наследия, расположенные на территории объекта культурного наследия федерального значения «Цитадель и исторический город в крепостных стенах Дербента», являющиеся компонентами номинации «Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента», охраняемой под эгидой Списка всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и расположенные на территории этого объекта всемирного наследия (единые охранные зоны и , охранные зоны , , , , , , , и ).

Таким образом, как установлено судом в ходе рассмотрения административного дела, обжалуемым по настоящему делу постановлением Правительством РД утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия, в том числе, объекта культурного наследия федерального значения, включенного в Список всемирного наследия, и установлены режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах территории объединенной зоны охраны, т.е. разрешен вопрос, относящийся к компетенции Министерства культуры Российской Федерации.

Довод письменных возражений Министерства культуры Российской Федерации о том, что постановлением Правительства РД от 27.05.2016 г. № 148 установлены зоны охраны для объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а не в отношении объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, является необоснованным и опровергается содержанием оспариваемого по делу постановления, в соответствии с которым объединенная зона охраны, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах объединенной зоны охраны установлены Правительством РД в отношении всех указанных в этом постановлении объектов культурного наследия, в том числе, входящих в состав объекта культурного наследия федерального значения «Цитадель и исторический город в крепостных стенах Дербента» и являющихся компонентами номинации «Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента», включенной в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

О несоблюдении Правительством РД компетенции при издании оспариваемого нормативного правового акта свидетельствует и то обстоятельство, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 г. № 759-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 г. № 2339-р) «Дербентская цитадель «Нарын-Кала», стены, ворота, башни крепости и другие объекты в отношении которых, в том числе, постановлением Правительства РД от 27.05.2016 г. № 148 установлена объединенная зона охраны, включены в Перечень отдельных объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляет Министерство культуры Российской Федерации.

В целях устранения нарушений требований закона, допущенных при принятии оспариваемого по делу нормативного правового акта, в том числе, связанных с несоблюдением компетенции при его принятии, заместителем прокурора Республики Дагестан был внесен протест на имя и.о. Председателя Правительства РД с требованием привести постановление Правительства РД от 27.05.2016 г. № 148 в соответствие с требованиями федерального законодательства.

По результатам рассмотрения протеста в Прокуратуру РД было сообщено, что в целях внесения изменений в постановление Правительства РД от 27.05.2016 г. № 148 проводится работа по разработке нового проекта зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории <адрес>, определена проектная организация, обладающая лицензией, выданной Министерством культуры Российской Федерации (письмо Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан от 15.11.2021 г. № 03/2).

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как усматривается из материалов административного дела, административному истцу Алхасовой Н.М. принадлежит право собственности на 2/3 доли земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу <адрес>), входящий в утвержденную оспариваемым по делу постановлением регламентную территорию Р-1 (письмо Управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа «<адрес>» от <дата>).

Следовательно, поскольку оспариваемым по делу постановлением установлен режим использования земель и требования градостроительных регламентов, распространяющие свое действий на территорию, в границах которой расположен принадлежащий Алхасовой Н.М. земельный участок, суд приходит к выводу о том, что административный истец Алхасова Н.М. является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым по делу постановлением Правительства РД от <дата>, в связи с чем имеет право на обращение в суд с административным иском об оспаривании этого нормативного правового акта.

В этой связи, доводы письменных возражений представителя Дагнаследия Багандовой М.А. о том, что оспариваемым по делу нормативным правовым актом права и законные интересы Алхасовой Н.М. не нарушены, подлежат признанию необоснованными.

Остальные доводы письменных возражений представителя Дагнаследия Багандовой М.А., поддержанные в судебном заседании представителем Правительства РД Акаевой А.Ю., в том числе, о проводящейся в настоящее время работе по разработке нового проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории <адрес>, вышеприведенные выводы суда о несоблюдении Правительством РД компетенции при принятии оспариваемого по делу постановления не опровергают, и сводятся, фактически, к доводам о нецелесообразности удовлетворения заявленных по делу административных исковых требований, т.е. к обстоятельствам, которые не подлежат учету судом при принятии решения по делу об оспаривании нормативного правового акта.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленные Алхасовой Н.М. и заместителем прокурора Республики Дагестан административные исковые требований являются обоснованными и подлежат удовлетворению путем признания постановления Правительства РД от 27.05.2016 г. № 148 недействующим полностью.

При принятии данного решения суд учитывает, что оспариваемым по делу постановлением границы зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории <адрес>, а также режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам, были утверждены в качестве и в границах объединенной зоны охраны, имеющей в рамках действующего правового регулирования самостоятельное правовое положение, утверждаемой на основании специально разрабатываемого проекта объединенной зоны охраны, в связи с чем, удовлетворение уточненных административных исковых требований заместителя прокурора Республики Дагестан о признании постановления Правительства РД от 27.05.2016 г. № 148 недействующим в части утверждения границ зон охраны, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, включенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, возможно только путем признания недействующим оспариваемого по делу постановления в полном объеме.

Поскольку оспариваемый по делу нормативный правовой акт применялся до вынесения решения суда по настоящему делу, суд считает необходимым признать его недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан

решил:

административные исковые заявления Алхасовой Н.М. и заместителя прокурора Республики Дагестан удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Республики Дагестан от 27.05.2016 г. № 148 «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в городе Дербенте, в качестве объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента».

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании «Дагестанская правда».

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представление в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято <дата>

Судья Верховного Суда

Республики Дагестан М.М. Абдулхалимов