ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-602-2019 от 14.06.2019 Губахинского городского суда (Пермский край)

Дело а-602-2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Губаха 14.06.2019 года

Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи А.Н. Мельникова,

при секретаре О.В. Лештаевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску федерального казенного лечебно-профилактического учреждения «Краевая туберкулезная больница №7 Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» к прокуратуре г.Губаха и прокуратуре Пермского края о признании незаконным представления прокурора, заинтересованное лицо - Агауров А.П.,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное казенное лечебно-профилактического учреждение «Краевая туберкулезная больница №7 Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» (далее – ФКЛПУ КТБ-7) обратилось в суд с административным иском к прокуратуре г.Губаха, заявив требования о признании незаконным представление прокурора г.Губаха от 17.05.2019 года №2-21-102-2019 об устранении нарушений законодательства о социальных гарантиях сотрудника некоторых федеральных органов исполнительной власти.

В обоснование иска указало, что решением жилищно-бытовой комиссии ФКЛПУ КТБ-7 от ДД.ММ.ГГГГ сотруднику учреждения Агаурову А.П. было отказано в выплате компенсации за наем (поднаем) жилого помещения за 2018 год в связи с отсутствием финансирования этой статьи расходов, неполным предоставлением необходимых документов, предусмотренных «Правилами выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации» (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 09.09.2016 года №894, а также наличием у заявителя жилого помещения в месте несения службы, так как его супруга Агаурова (Шафигуллина) Н.В. является дочерью одного из собственников нанимаемой квартиры. Однако по результатам рассмотрения жалобы Агаурова А.П. прокурор г.Губаха внес ФКЛПУ КТБ-7 представление, в котором потребовал в течение месяца принять меры по устранению законодательства о социальных гарантиях сотрудников УИС, решить вопрос о привлечении заместителя начальника учреждения Орла Р.Р. и иных лиц к дисциплинарной ответственности. Это представление нарушает нематериальные и материальные права ФКЛПУ КТБ-7, поскольку решение комиссии принято в соответствии с Правилами, в то время как принятие положительного решения по заявлению Агаурова А.П. могло повлечь нарушение финансовой дисциплины в виде нецелевого расходования бюджетных средств.

В соответствии с частью 2 статьи 221 КАС РФ к участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечена прокуратура Пермского края.

В судебном заседании представитель ФКЛПУ КТБ-7 Бартов К.В. поддержал административное исковое заявление по изложенным в нем доводам, уточнив, что решение жилищно-бытовой комиссии в части наличия у заявителя Агаурова А.П. жилого помещения в месте несения службы является ошибочным, так как супруга заявителя дочерью собственника нанимаемой квартиры не является.

Заместитель прокурора г.Губаха Щербинин А.А., представляющий также по доверенности интересы прокуратуры Пермского края, административный иск не признал, мотивируя тем, что оспариваемого представление внесено в соответствии с Федеральным Законом «О прокуратуре Российской Федерации» в целях устранения нарушений законов, допущенных ФКЛПУ КТБ-7 при рассмотрении заявления Агаурова А.П.

Заинтересованное лицо Агауров А.П. поддержал мнение прокурора, полагая незаконным отказ ФКЛПУ КТБ-7 в предоставлении ему социальной выплаты.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ сотрудник ФКЛПУ КТБ-7 Агауров А.П. подал начальнику учреждения рапорт на выплату компенсации за наем в 2018 году жилого помещения по адресу: <адрес>, приложив к рапорту копии договора найма жилого помещения, копии документов, удостоверяющих личность его и членов его семьи, а также документы, подтверждающие отсутствие в его собственности и в собственности членов его семьи жилых помещений в субъекте Российской Федерации, в котором он проходит службу.

Решением жилищно-бытовой комиссии ФКЛПУ КТБ-7 от ДД.ММ.ГГГГ сотруднику учреждения Агаурову А.П. было отказано в выплате компенсации за наем (поднаем) жилого помещения за 2018 год в связи с отсутствием финансирования этой статьи расходов, неполным предоставлением необходимых документов, предусмотренных «Правилами выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации» (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 09.09.2016 года №894, а также наличием у заявителя жилого помещения в месте несения службы, так как его супруга Агаурова (Шафигуллина) Н.В. является дочерью одного из собственников нанимаемой квартиры.

По результатам проведенной по жалобе Агаурова А.П. проверки заместитель прокурора г.Губаха ДД.ММ.ГГГГ внес начальнику ФКЛПУ КТБ-7 представление , в котором потребовал в течение месяца принять меры по устранению законодательства о социальных гарантиях сотрудников УИС, решить вопрос о привлечении заместителя начальника учреждения Орла Р.Р. и иных лиц к дисциплинарной ответственности, уведомить прокуратуру г.Губаха о результатах рассмотрения представления и принятых мерах.

Это подтверждается, кроме объяснений сторон, письменными доказательствами.

В своем рапорте от ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника ФКЛПУ КТБ-7 сотрудник учреждения Агауров А.П. просил выплатить ему компенсацию (возмещение) за наем (поднаем) жилого помещения по адресу: <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Из договора найма квартиры от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Шафигулина Т.Г. и Шафигулин Ф.Г. предоставили Агаурову А.П. за плату во владение и пользования для проживания в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принадлежащее им на праве собственности жилое помещение по адресу: <адрес>.

Из копии паспорта гражданина РФ серии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Агауров А.П. зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Из копии паспорта гражданина РФ серии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Агаурова Н.В. зарегистрирована по адресу: <адрес>.

Из копии свидетельства о регистрации брака серии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Агауров А.П. зарегистрировал брак с Шафигулиной Н.В. которой присвоена фамилия Агаурова.

Из справки ГБУ ПК «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от 19.12.2018 года следует, что Агауров А.П. и Агаурова Н.В. не участвовали в приватизации и не имеют недвижимого имущества, принадлежащего им на праве собственности.

Из уведомлений федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 11.12.2018 года и следует, что у Агаурова А.П. и Агауровой Н.В. отсутствуют зарегистрированные права на недвижимое имущество.

В справке ФКЛПУ КТБ-7 от ДД.ММ.ГГГГ указано, что членом семьи Агаурова А.П. является его жена Агаурова Н.В.

В справке оперуполномоченного ОП ФКЛПУ КТБ-7 от ДД.ММ.ГГГГ указано, что Агауров А.П. проживает в квартире по адресу: <адрес>, которая принадлежит на праве собственности матери его супруги Агауровой (Шафигуллиной) Н.В.

В протоколе заседания жилищно-бытовой комиссии ФКЛПУ КТБ-7 от ДД.ММ.ГГГГ указано, что младшему инспектору 2 категории отдела охраны прапорщику внутренней службы Агаурову А.П. в выплате компенсации (расходов) за наем (поднаем) <адрес> отказано на основании пункта 5 Постановления Правительства РФ от 09.09.2016 года №894 в связи с отсутствием финансирования этой статьи расходов, в связи с нарушением требований подпункта «б» пункта 4 приложения к Постановлению Правительства РФ от 09.09.2016 года №894, поскольку отсутствуют ксерокопия удостоверения сотрудника УИС, справка отдела учреждения о составе семьи (зарегистрированная), справка оперативного отдела учреждения о месте фактического проживания; а также в связи с нарушением требований пункта 3 указанного постановления, так как у члена семьи нанимателя имеется жилое помещение по месту несения службы супруга - заявителя.

Решением заместителя прокурора г.Губаха от 06.05.2019 года на основании обращения Агаурова А.П. назначено проведение проверки исполнения жилищно-коммунального законодательства в ФКЛПУ КТБ-7 с целью выявления нарушений требований законодательства о социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти.

Из свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ и копии свидетельства о рождении Шафигулиной (сейчас Агауровой) Н.В. следует, что она не является дочерью собственников <адрес>.

По результатам проведенной по жалобе Агаурова А.П. проверки заместитель прокурора г.Губаха 17.05.2019 года внес начальнику ФКЛПУ КТБ-7 представление №2-21-102-2019, в котором потребовал в течение месяца принять меры по устранению законодательства о социальных гарантиях сотрудников УИС, решить вопрос о привлечении заместителя начальника учреждения Орла Р.Р. и иных лиц к дисциплинарной ответственности, уведомить прокуратуру г.Губаха о результатах рассмотрения представления и принятых мерах.

При разрешении спора суд руководствуется следующими правовыми нормами.

Согласно статье 21 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 (ред. от 27.12.2018 г.) «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации всеми представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (п.1). При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки (п.2).

В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

В статье 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» указано, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (п.1). При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания (п.2).

По смыслу закона, представление вносится прокурором в случае явных (очевидных) нарушений закона.

Статьей 8 Федерального закона от 30.12.2012 года 283-ФЗ (ред. от 07.03.2018 г.) «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что сотруднику, не имеющему жилого помещения по месту службы, ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, или указанному сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи предоставляется с учетом положения части 4 настоящей статьи жилое помещение специализированного жилищного фонда (ч.1). Не имеющим жилого помещения по месту службы признается сотрудник: 1) не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, но не имеющий возможности ежедневно возвращаться в указанное жилое помещение в связи с удаленностью места его нахождения от места службы (ч.2).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.2016 года №894 утверждены «Правила выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации» (далее – Правила).

Пунктом 5 названного Постановления определено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществлять за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете федеральным органам исполнительной власти на указанные цели.

В пункте 2 Правил указано, что денежная компенсация выплачивается сотруднику, не имеющему жилого помещения по месту службы, если ему не было предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда, формируемого соответственно Федеральной службой исполнения наказаний, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной таможенной службой.

Пунктом 4 Правил установлено, что для получения денежной компенсации сотрудник подает на имя руководителя органа (учреждения), в котором он проходит службу, рапорт с приложением следующих документов:

а) копия договора найма (поднайма) жилого помещения, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи;

в) документы, подтверждающие наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и членов его семьи жилых помещений в субъекте Российской Федерации, в котором он проходит службу.

Рапорт и документы, предусмотренные пунктом 4 настоящих Правил, в месячный срок рассматриваются жилищной (жилищно-бытовой) комиссией, созданной приказом руководителя органа (учреждения), или уполномоченным органом (его территориальным подразделением), на который одним из федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 2 настоящих Правил, возложены функции по жилищному обеспечению (пункт 6 Правил).

На основании решения жилищной (жилищно-бытовой) комиссии или уполномоченного органа (его территориального подразделения), указанных в пункте 6 настоящих Правил, издается приказ руководителя органа (учреждения) о выплате денежной компенсации, в котором указывается размер денежной компенсации. Денежная компенсация выплачивается по месту службы сотрудника за истекший месяц одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц. Выплата денежной компенсации производится со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения по день утраты сотрудником права на ее получение. Основанием для прекращения выплаты денежной компенсации является приказ руководителя органа (учреждения) (пункты 7-9 Правил).

Из совокупности исследованных доказательств следует, что при подаче рапорта о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения сотрудник ФКЛПУ КТБ-7 Агауров А.П. представил все документы, предусмотренные Правилами. Названными документами Агауров А.П. подтвердил факта найма жилого помещения в связи с отсутствием в его собственности и в собственности членов его семьи жилых помещений в субъекте Российской Федерации, в котором он проходит службу, что в силу статьи 8 Федерального закона от 30.12.2012 года 283-ФЗ является основанием для выплаты ему денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения.

При таких обстоятельствах решение жилищно-бытовой комиссии об отказе в выплате Агаурову А.П. денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения противоречит требованиям действующего законодательства о социальных гарантиях сотрудникам УИС, поскольку отсутствие финансирования не может являться основанием для отказа в выплате этой компенсации.

Установив данный факт нарушения закона, заместитель прокурора г.Губаха, используя свои полномочия, указанные в пункте 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с пунктом 1 статьи 24 названного закона внес представление об устранении нарушений закона начальнику ФКЛПУ КТБ-7, то есть лицу, полномочному устранить допущенные нарушения. Данное представление по форме и содержанию соответствует положениям статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», требования прокурора прав и законных интересов ФКЛПУ КТБ-7, которые подлежали бы восстановлению, не нарушают, в связи с чем основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать федеральному казенному лечебно-профилактическому учреждению «Краевая туберкулезная больница №7 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» в удовлетворении административного иска о признании незаконным представления заместителя прокурора г.Губаха от 17.05.2019 года №2-21-102-2019.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: