ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-641/20 от 23.09.2020 Батайского городского суда (Ростовская область)

Дело а-641/2020

61RS0-92

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Батайский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Богомолова Р.В.,

при секретаре Люлько А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции ФНС России по <адрес> об оспаривании действий по начислению земельного налога и понуждении пересчитать земельный налог,

установил:

Административный истец ФИО1 обратилась в Батайский городской суд <адрес> с административным иском к Межрайонной инспекции ФНС России по <адрес> об оспаривании действий по начислению земельного налога и понуждении пересчитать земельный налог.

Требования обоснованы тем, что в соответствии с налоговым уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекции ФНС России по <адрес> был рассчитан земельный налог на принадлежащие административному истцу земельные участки с кадастровыми номерами 61:02:0600010:4433, назначение инженерные коммуникации, 61:02:0600010:4445, назначение инженерные коммуникации, 61:02:0600010:4446, назначение проезд, 61:02:0600010:5480, назначение дорога, 61:02:0600010:5481, назначение проезд, 61:02:0600010:6803, назначение для размещения коммуникаций, 61:02:0600010:6804, назначение дорога, расположенные в Большелогском сельском поседении А.<адрес>. К указанным земельным участкам административным ответчиком применена налоговая ставка в размере 1,5% от кадастровой стоимости. Истец находит действия административного ответчика по применению указанной налоговой ставки незаконными, поскольку это противоречит решению Собрания депутатов А. городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ и решению Собрания депутатов Большелогского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым ставка налога к указанным земельным участкам должна быть применена в размере 0,3% от кадастровой стоимости.

В этой связи административный истец просит признать незаконным начисление административным ответчиком в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 61:02:0600010:4433, назначение инженерные коммуникации, сумма налога - 819 руб.; 61:02:0600010:4445, назначение инженерные коммуникации, сумма налога - 582 руб.; 61:02:0600010:4446, назначение проезд, сумма налога - 42 031 руб.; 61:02:0600010:5480, назначение дорога, сумма налога - 49 руб.; 61:02:0600010:5481, назначение проезд, сумма налога - 8 269 руб.; 61:02:0600010:6803, назначение для размещения коммуникаций, сумма налога - 25 руб.; 61:02:0600010:6804, назначение дорога, сумма налога - 146 887 руб., земельного налога с учетом налоговой ставки 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков. В целях восстановления нарушенного права, административный истец просит суд обязать административного ответчика пересчитать в отношении указанных земельных участков сумму земельного налога по ставке 0,3% от кадастровой стоимости земельных участков.

Административный истец ФИО1, как и его представитель - ФИО2, о времени и месте слушания административного дела извещены надлежащим образом, однако в судебное заседание не явились, уважительность причин неявки документально не подтверждена.

Административный ответчик Межрайонная ИФНС России по <адрес> о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако явка представителя в суд не обеспечена, представлено возражение относительно исковых требований, в котором административный ответчик просит отказать в удовлетворении административного иска.

Представитель А. А. городского поселения, представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явились, уведомлены судом о дате и времени слушания дела.

Исходя из положений части 9 статьи 96, статьи 150Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Изучив доводы административного иска, письменные возражения административного ответчика, обозрев материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за пользование земли являются земельный налог и арендная плата.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством о налогах и сборах (пункт 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно статье 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктами 1 и 2 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.

В силу абзаца второго пункта 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, помимо прочего, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных для жилищного строительства, и 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Таким образом, названной нормой предусмотрено применение пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков, помимо прочего, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных для жилищного строительства.

Пунктом 2 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований.

В силу пункта 6 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации нормативные акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах (к которым относится земельный налог) относятся к законодательству о налогах и сборах.

Решением Собрания депутатов А. городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ установлены ставки по уплате земельного налога.

Согласно раздела 2 данного решения в редакции от ДД.ММ.ГГГГ установлена ставка земельного налога в размере 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства; 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Аналогичные положения содержатся в решении Собрания депутатов Большелогского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе на земли населенных пунктов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно статье 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

В соответствии с положениями статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

В классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ приведено следующее описание вида разрешенного использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства»: размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений.

Система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов (пункт 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Определение жилищного фонда содержится в Жилищном кодексе Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 19 Жилищном кодексе Российской Федерации жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

Из совокупности приведенных правовых норм следует, что для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что эти объекты направлены на обеспечение жизнедеятельности объектов жилищного фонда.

В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 является налогоплательщиком земельного налога, поскольку в его собственности находятся ряд земельных участков, расположенных в Большелогском сельском поселении А.<адрес>.

В соответствии с налоговым уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекции ФНС России по <адрес> был рассчитан земельный налог на принадлежащие административному истцу земельные участки.

Так, на земельные участки с кадастровыми номерами: 61:02:0600010:4433, назначение инженерные коммуникации, сумма налога - 819 руб.; 61:02:0600010:4445, назначение инженерные коммуникации, сумма налога - 582 руб.; 61:02:0600010:4446, назначение проезд, сумма налога - 42 031 руб.; 61:02:0600010:5480, назначение дорога, сумма налога - 49 руб.; 61:02:0600010:5481, назначение проезд, сумма налога - 8 269 руб.; 61:02:0600010:6803, назначение для размещения коммуникаций, сумма налога - 25 руб.; 61:02:0600010:6804, назначение дорога, сумма налога - 146 887 руб., Межрайонной инспекции ФНС России по <адрес> исчислен земельного налога с учетом налоговой ставки 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков исходя из того, что названные объекты недвижимого имущества не являются объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

Доказательств того, что находящиеся в собственности административного истца земельные участки с кадастровыми номерами 61:02:0600010:4433, назначение инженерные коммуникации, 61:02:0600010:4445, назначение инженерные коммуникации, 61:02:0600010:4446, назначение проезд, 61:02:0600010:5480, назначение дорога, 61:02:0600010:5481, назначение проезд, 61:02:0600010:6803, назначение для размещения коммуникаций, 61:02:0600010:6804, назначение дорога, расположенные в Большелогском сельском поседении А.<адрес>, используются в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, направлены на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), либо эти они необходимы для эксплуатации жилищного фонда, материалы дела не содержат и сторонами не представлено.

При таких обстоятельствах применение пониженной ставки земельного налога в отношении указанных земельных участков, является неправомерным.

Оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что действия налогового органа по начислению земельного налога в отношении спорных земельных участков основаны на нормах права, регулирующих спорные правоотношения, и не ущемляют права и законные интересы административного истца, в связи с чем, исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-177, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Межрайонной инспекции ФНС России по <адрес> об оспаривании действий по начислению земельного налога и понуждении пересчитать земельный налог, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Батайский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: