ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-663/2018 от 19.06.2018 Феодосийского городского суда (Республика Крым)

Дело а-663/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июня 2018 года город Феодосия

Феодосийский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Глуховой И.С., при секретаре Мурко Е.В., с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, представителей заинтересованного лица Пьяникина В.В., ФИО3, ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление заместителя прокурора города Феодосии Пановой А.Ю. в интересах Российской Федерации, муниципального образования городской округ Феодосия к Администрации города Феодосии, Феодосийскому городскому совету, заинтересованные лица: Совет министров Республики Крым, Министерство экономического развития Республики Крым, МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства, муниципального имущества и земельных отношений» Администрации города Феодосии, ООО «Интерстрой» о признании незаконными действия, обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора города Феодосии Панова А.Ю. обратилась в суд с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации, муниципального образования городской округ Феодосия к Администрации города Феодосии о признании незаконными действия, обязании совершить определенные действия, мотивируя тем, что во исполнение поручения прокуратуры Республики Крым от прокуратурой города Феодосии была проведена проверка по обращению Главы Республики Крым ФИО5, в ходе которой установлено что на основании решения 28 сессии 24 созыва Феодосийского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ между Феодосийским городским советом и Федерацией велосипедного спорта Украины ДД.ММ.ГГГГ заключен Договор аренды земельного участка общей площадью <данные изъяты> га из категории земель рекреационного назначения, по адресу: <адрес>, с кадастровым номером .

Согласно пункту 14 Договора, земельный участок передан в аренду для строительства стадиона «ВМХ», целевое назначение земельного участка: 1.12.7 - для физической культуры и спорта.

Согласно Извлечению из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество , ДД.ММ.ГГГГ за зарегистрировано Дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к Договору аренды. Согласно сведений об объекте права: земельный участок расположен по адресу: <адрес> кадастровый номер , площадь <данные изъяты> га, целевое назначение - для физической культуры и спорта.

Постановлением Администрации города Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ИнтерСтрой» на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый номер изменен вид разрешенного использования со «спорт» на вид разрешенного использования «многоэтажная жилая застройка».

Прокурором города Феодосии ДД.ММ.ГГГГ принесен протест главе Администрации города Феодосии Республики Крым на Постановление Администрации от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка», в связи с несоответствием требованиям законодательства.

Однако, письмом Администрации города Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированным в прокуратуре города ДД.ММ.ГГГГ, отказано в удовлетворении указанного протеста прокурора города Феодосии.

Прокуратуре города Феодосии о нарушениях требований законодательства при принятии Постановления Администрации от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» стало известно во время проведения проверки по заданию прокуратуры Республики Крым «О проведении проверки законности выполнения работ по возведению многоквартирных жилых домов» от ДД.ММ.ГГГГ, а именно ДД.ММ.ГГГГ, когда и принесен протест на вышеуказанное постановление, в связи с чем, срок подачи искового заявления в суд не пропущен.

В связи с чем, обращаясь в суд, административный истец просит признать незаконными действия Администрации города Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, выразившиеся в отклонении требований, изложенных в протесте прокурора, - в безосновательном отказе в отмене Постановления Администрации от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка».

Обязать Администрацию города Феодосии Республики Крым в полном объеме устранить допущенные нарушения закона, путем проведения публичных слушаний по вопросу изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер , по результатам которых принять решение об отмене Постановления Администрации от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» и о принятии постановления Администрации города Феодосии Республики Крым с учетом результатов публичных слушаний.

Определением суда от 17 марта 2018 года в качестве второго административного ответчика к участию в деле привлечен Совет министров Республики Крым, который определением суда от 02 апреля 2018 года протокольно исключен из числа ответчиков и привлечен по делу в качестве заинтересованного лица, в связи с удовлетворением ходатайства.

Определением суда от 02 апреля 2018 года протокольно в качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечено ООО «ИнтерСтрой».

Определением суда от 27 апреля 2018 года протокольно в качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены Феодосийский городской совет и Министерство экономического развития Республики Крым.

Определением суда от 22 мая 2018 года протокольно в качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечено МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства, муниципального имущества и земельных отношений» Администрации города Феодосии.

Административный истец прокуратура города Феодосии направила своего представителя ФИО1, действующую на основании доверенности, которая в судебном заседании иск поддержала, просила его удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в нем.

Административный ответчик Администрация города Феодосии направила своего представителя ФИО2, действующего на основании доверенности, и как представитель заинтересованного лица МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства, муниципального имущества и земельных отношений» Администрации города Феодосии в судебном заседании возражал против исковых требований истца.

Заинтересованное лицо Совет министров Республики Крым своего представителя в судебное заседание не направил, извещен судом надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

Представитель заинтересованного лица Феодосийский городской совет ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал исковые требования истца в части проведения публичных слушаний.

Представители заинтересованного лица ООО «ИнтерСтрой» ФИО3, действующая на основании доверенности, и адвокат Пьяникин В.В., действующий на основании ордера, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражали, пояснили, что публичные слушания по проектам планировки территории, связанным с предоставлением разрешения на разрешенный вид использования земельного участка « многоэтажная жилая застройка» были проведены ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которых оформлен соответствующий протокол, в связи с чем, действия Администрации города Феодосии являются правомерными. При этом полагают, что прокуратурой города Феодосии не раскрыто в какой части и чьи права нарушены действиями Администрации города Феодосии, поданным иском в интересах Российской Федерации и муниципального образования городской округ Феодосия. Кроме того, что истцом пропущен срок подачи искового заявления в суд, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

Заинтересованное лицо Министерство экономического развития Республики Крым своего представителя не направило, извещено судом надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

В соответствии со статьей 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Суд явку лиц, участвующих в деле, обязательной не признал.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 45, 46 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. При этом прокурор пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца.

Положения данной статьи об участии прокурора в административном деле являются общими и распространяются на главу 22 КАС РФ, устанавливающую порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Частями 8, 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В ходе судебного разбирательства установлено, что во исполнение поручения прокуратуры Республики Крым от № , прокуратурой города Феодосии была проведена проверка по обращению Главы Республики Крым ФИО5, в ходе которой прокурором города Феодосии на постановление Администрации города Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка», расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> га, ДД.ММ.ГГГГ, принесен протест с требованием его отмены как противоречащего требованиям закона.

Протест прокурора Администрацией города Феодосии рассмотрен в десятидневный срок и ДД.ММ.ГГГГ за прокурору направлено письмо за подписью заместителя главы Администрации города Феодосии - Главного архитектора города, зарегистрированное в прокуратуре города Феодосии ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщалось об отказе в удовлетворении протеста, поскольку постановление принято на следующих основаниях:

- соответствия изменённого вида разрешённого использования земельного участка действующему плану зонирования территории города Феодосии, утверждённому решением 41 сессии Феодосийского городского совета 6 созыва от ДД.ММ.ГГГГ;

- соответствия разработанному проекту планировки территории, расположенной по адресу: Республики Крым, г.Феодосия, для строительства

жилого комплекса по <адрес>, который рассмотрен на публичных слушаниях и утверждён постановлением Администрации города Феодосии

от ДД.ММ.ГГГГ;

- в соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2014 года №191-ФЗ и пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 18 июня 2017 года №124-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» без учета результатов публичных слушаний в связи с изменением одного вида разрешённого использования земельного участка на другой вид разрешённого использования земельного участка, предусматривающего жилищное строительство.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17 января года 1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации, в частности, осуществляет надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, их должностными лицами.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 17 января года 1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона от 17 января года 1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании.

Прокурор, реализуя указанные полномочия, вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Федерального закона N 2202-1, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22 Федерального закона N 2202-1).

Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона N 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

По смыслу приведенных положений Федерального закона N 2202-1, а также с учетом того, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, сам по себе протест прокурора, являющийся актом прокурорского реагирования и носит характер предложения (рекомендации), не может быть исполнен принудительно, поскольку он направлен на понуждение указанных в пункте 1 статьи 21 данного Закона органов и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке.

Данная правовая позиция нашла свое отражение в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 года N84-О и от 18 июля 2017 года N 1742-О, согласно которой, само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Закон о прокуратуре органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.

Судом также установлено, что решением Феодосийского городского совета 28 сессии 24 созыва от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект землеустройства по отводу земельного участка Федерации велосипедного спорта Украины для строительства стадиона «ВМХ», код целевого использования -1.12.7 и передан в аренду на срок до ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер ,площадью <данные изъяты> га за счет земель не переданных в собственность или постоянное пользование, входящих в категорию земель жилой и общественной застройки в границах г.Феодосии.

ДД.ММ.ГГГГ между арендодателем Феодосийским городским советом и арендатором Федерацией велосипедного спорта Украины заключен Договор аренды земельного участка общей площадью <данные изъяты> га, находящегося по адресу: <адрес>, с кадастровым номером на срок до ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированный в Феодосийском городском отделе Крымского регионального филиала ГП «Центра государственного земельного кадастра при Госкомземе Украины» ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 14 Договора, земельный участок передан в аренду для строительства стадиона «ВМХ». В соответствии с пунктом 15 Договора, целевое назначение земельного участка: 1.12.7 - для физической культуры и спорта.

Решением Феодосийского городского совета 33 сессии 6 созыва от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в пункт 1 Решения «О предоставлении земельного участка Федерации велосипедного спорта Украины» «для строительства стадиона «ВМХ» заменить словами «для строительства стадиона «ВМХ», гостиничного комплекса и комплекса жилых многоквартирных домов».

ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано дополнительное соглашение к Договору аренды земельного участка.

Решением Феодосийского городского совета 53 сессии 6 созыва от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в пункте 1.1 Решения вместо слов «для строительства стадиона «ВМХ», гостиничного комплекса и комплекса жилых многоквартирных домов» читать «для строительства стадиона «ВМХ» и комплекса жилых многоквартирных домов».

Согласно выписке из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество о регистрации другого вещного права от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок передан в аренду для строительства стадиона «ВМХ» и комплекса жилых многоквартирных домов.

Решением исполнительного комитета Феодосийского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ Федерации велосипедного спорта Украины выданы градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, предоставленного на праве аренды, для строительства стадиона «ВМХ» и комплекса жилых многоквартирных домов.

Согласно протоколу заседания Межведомственной комиссии по вопросам заключения инвестиционных соглашений в сфере капитального строительства для проектов, начатых до ДД.ММ.ГГГГ, на территории Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, согласованным Главою Республики Крым и председателем Межведомственной комиссии, согласовано инвестиционное соглашение ООО «ИнтерСтрой» в сфере капитального многоквартирного многоэтажного жилого строительства по проекту «Строительство жилого комплекса по <адрес>, при наличии положительных заключений Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерства строительства и архитектуры Республики Крым, Администрации города Феодосии. Принято предложение ООО «ИнтерСтрой» о передаче стороне соглашения <данные изъяты> общей площади квартир объекта.

ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией города Феодосии и ООО «ИнтерСтрой» заключено инвестиционное соглашение в сфере капитального строительства на территории Республики Крым.

ДД.ММ.ГГГГ проведены публичные слушания по проекту планировки территории, расположенной по адресу: <адрес>, для строительства жилого комплекса по <адрес>, на которых присутствовало <данные изъяты> человек, проголосовавших за положительное заключение об утверждении проекта планировки, в связи с учетом поступивших предложений.

Постановлением Администрации города Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект планировки территории, расположенной по адресу: <адрес>, для строительства жилого комплекса по <адрес>.

По результатам публичных слушаний, проведенных ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ первым заместителем главы Администрации города Феодосии принято постановление «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ИнтерСтрой» на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый номер изменен вид разрешенного использования со «спорт» на вид разрешенного использования «многоэтажная жилая застройка».

По общему правилу, разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (пункт 9 статьи 1, части 2 и 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

Согласно пункту 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных, в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

При этом на основании статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 18 июня 2017 года №124-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», вплоть до утверждения в установленном ГрК РФ порядке правил землепользования и застройки, но применительно к городу федерального значения Москве, к Московской области, к муниципальным образованиям, в которых по состоянию на 01 января 2015 года правила землепользования и застройки не утверждены, до 31 декабря 2017 года решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 4 и статьей 4.1 Закона N 191-ФЗ, с учетом результатов публичных слушаний.

Согласно статье 2 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя", в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).

В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона N 38-ЗРК, особенности отнесения земельного участка к соответствующей категории земель на основании настоящей статьи, а также установления категории земельных участков, которые не были отнесены ни к одной из категорий до вступления в силу Федерального конституционного закона №6-ФКЗ, устанавливаются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.

В свою очередь, особенности отнесения к определенной категории земель и (или) определения (изменения) вида разрешенного использования образуемых земельных участков, в том числе из земель государственной и муниципальной собственности, ранее учтенных земельных участков, а также при переводе земельных участков из одной категории в другую (далее - установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка), установлены Положением об особенностях отнесения к определённой категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 15 октября 2014 года №378 (далее – Положение).

Согласно пункту 3 Положения, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков, указанными в утвержденной документации по планировке территории.

В случае отсутствия утвержденной документации по планировке территории пунктом 4 Положения предусмотрено установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков в соответствии с правилами землепользования и застройки или лесохозяйственными регламентами.

Из пункта 5 следует, что изменение категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка на категорию земель и (или) вид разрешенного использования земельного участка, не предусмотренные документами, указанными в пункте 3 или 4 настоящего Положения, возможно только путем внесения изменений в указанные документы или путем принятия новых соответствующих документов.

На основании пункта 6 Положения до принятия (утверждения) документов, указанных в пунктах 3 или 4 настоящего Положения, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, указанным в правоустанавливающих документах, перечень которых утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 года N 264 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации", с учетом требований Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" и "Таблицы соотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель" (далее - Таблица).

Согласно пункту 7 Положения в случае отсутствия в документах, указанных в пункте 6 настоящего Положения, сведений о категории земель и (или) виде разрешенного использования ранее учтенного земельного участка, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования такого участка осуществляется в соответствии с целью предоставления земельного участка, указанной в решении о его предоставлении, с учетом требований Закона об особенностях и Таблицы.

Далее в соответствии с пунктами 8 и 9 Положения в случае отсутствия документов, указанных в пунктах 3, 4, 6 и 7, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с действующей градостроительной документацией, принятой до 16 марта 2014 года с учетом требований Закона об особенностях и Таблицы.

В случае отсутствия документов, предусмотренных пунктами 3-8 настоящего Положения, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка осуществляется в соответствии с назначением зданий, расположенных на земельном участке, а при отсутствии зданий - категорией земель и (или) видом разрешенного использования, общим для двух и более смежных земельных участков, а при их отсутствии - в соответствии с заявленной заинтересованным лицом целью использования земельного участка. Цель использования земельного участка указывается как соответствующее разрешенное использование земельного участка в соответствии с Классификатором.

Разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с ЗК РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

Таким образом, Положением N 378 установлено сразу несколько последовательно применяемых оснований для установления категории и вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с Российским законодательством.

Установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков в случаях, установленных пунктом 3 или 4 настоящего Положения, отнесено к компетенции органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, утвердившим соответствующий документ, а в случаях, предусмотренных пунктами 6-10 настоящего положения, - органом местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения земельного участка согласно пункту 11 Положения.

Из пункта 15 Положения следует, что Совет министров Республики Крым или уполномоченный Советом министров Республики Крым исполнительный орган государственной власти Республики Крым или органы местного самоуправления соответствующих сельских, городских поселений, городских округов, осуществляющие распоряжение земельными участками, самостоятельно определяют основные и вспомогательные виды разрешенного использования.

В соответствии с пунктом 21 Положения, орган местного самоуправления на основании заявления заинтересованного лица принимает решение об установлении категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка в течение двадцати рабочих дней с момента поступления заявления, а в случае направления запроса Госкомрегистра в течение пяти дней с момента поступления соответствующего запроса.

Пунктом 25 Положения установлено, что подача заявления с нарушением требований установленного пунктами 23 и 24 настоящего Положения, является основанием для возврата заявления без рассмотрения в течение трех рабочих дней со дня его поступления.

Постановлением Администрации города Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Административный регламент по изменению вида разрешенного использования земельных участков и (или) объекта капитального строительства.

В связи с чем, Администрация города Феодосии в пределах своей компетенции с учетом целевого назначения и категории земли в связи с заявлением ООО «ИнтерСтрой» приняла оспариваемое постановление, в котором изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , со «спорт» на «многоэтажная жилая застройка».

На основании пункта 2 Положения №378, категория и (или) вид использования земельного участка считаются установленными со дня внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ вышеуказанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 ЗК РФ категория земель указывается, в частности, в документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Согласно части 1 статьи ГрК 37 РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

В силу части 2 статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Частью 4 статьи 37 ГрК РФ определено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

В соответствии с частью 5 статьи 37 ГрК РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

Согласно части 3 статьи 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. При этом основополагающим фактором для установления видов разрешенного использования земельного участка является категория земель данного участка.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержден приказом Минэкономразвития России от 30 сентября 2015 года N709 "О внесении изменений в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540". Данный классификатор не разделяет виды использования.

Положение об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Крым от 15 октября 2014 года N 378, так же не конкретизирует, на какие именно виды разрешенного использования земельных участков (основные, условно разрешенные, вспомогательные), оно распространяет свое действие.

Вместе с тем, согласно пункту 15 Положения N 378 органы местного самоуправления городских поселений, городских округов, осуществляющие распоряжение земельными участками, самостоятельно определяют основные и вспомогательные виды разрешенного использования.

Доводы административного ответчика Администрации города Феодосии и заинтересованного лица «ООО «ИнтерСтрой» о том, что обязанность по установлению категории и вида разрешенного использования земельного участка, арендуемого обществом, была исполнена органом местного самоуправления с принятием постановления от ДД.ММ.ГГГГ, в котором определен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером – многоэтажная жилая застройка, код 2.6., приняты судом к вниманию.

Судом также установлено, что Правила землепользования и застройки в городе Феодосии Администрацией города Феодосии не разработаны и не приняты.

Таким образом, доводы административного истца о нарушениях действующего законодательства при принятии Администрацией города Феодосии оспариваемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ без проведения публичных слушаний при рассмотрения вопроса об изменении вида разрешенного использования земельного участка опровергаются материалами дела и основаны на неправильном толковании закона.

По смыслу и содержанию норм действующего законодательства, для признания заявления обоснованным и удовлетворения административного иска на оспариваемое постановление необходимо установление совокупности двух условий - несоответствия оспариваемых действий требованиям закона и нарушение этими действиями прав и свобод заявителя.

Совокупности указанных выше обстоятельств, при рассмотрении дела не установлено, при таких обстоятельствах оспариваемое постановление Администрации города Феодосии не может быть расценено как нарушающее права административного истца. При этом доказательств, свидетельствующих о таких нарушениях, в материалах дела не имеется, что исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5 статьи 219 КАС РФ).

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 КАС РФ).

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 28 сентября 2017 года N 1835-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО10 на нарушение его конституционных прав частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» установление в законе сроков для обращения в суд с административным исковым заявлением относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя и обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений. Несоблюдение установленного срока не является основанием для отказа в принятии таких заявлений - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в предварительном судебном заседании или в судебном заседании; заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (части 5 и 7 статьи 219 КАС РФ). При этом оспариваемое заявителем законоположение предполагает, что суд, оценивая, является ли та или иная причина уважительной, действует не произвольно, а проверяет и учитывает всю совокупность обстоятельств конкретного дела.

При этом административному истцу - прокуратуре города Феодосии при обращении с административным иском в суд, поданным в интересах Российской Федерации и муниципального образования, о нарушениях требований законодательства при принятии оспариваемого постановления Администрации города Феодосии стало известно ДД.ММ.ГГГГ, при поступлении задания прокуратуры Республики Крым, с настоящим иском обратилась ДД.ММ.ГГГГ, что позволяет суду сделать вывод о пропуске срока для его обращения. Причины уважительности его пропуска суду не представлены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд, -

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления заместителя прокурора города Феодосии Пановой А.Ю. в интересах Российской Федерации, муниципального образования городской округ Феодосия к Администрации города Феодосии, Феодосийскому городскому совету, заинтересованные лица: Совет министров Республики Крым, Министерство экономического развития Республики Крым, МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства, муниципального имущества и земельных отношений» Администрации города Феодосии, ООО «Интерстрой» о признании незаконными действия, обязании совершить определенные действия отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий И.С.Глухова

Решение изготовлено в окончательной форме 23 июня 2018 года.