ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-6654/19 от 30.09.2019 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Никитиной Л.С.,

помощника судьи <ФИО>4,

при секретаре судебного заседания <ФИО>5,

с участием административного истца <ФИО>1, его представителя <ФИО>6, представителя административного ответчика администрации <адрес><ФИО>7,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зотеева Михаила Александровича, Ивановой Елены Александровны к Администрации <адрес> г. Екатеринбурга о признании незаконным решения об отказе в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы Зотеев М.А., Иванова Е.А. обратились в суд с административным иском к Администрации <адрес> г. Екатеринбурга о признании незаконным решения об отказе в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, возложении обязанности.

В обосновании административного иска указано, что административные соистцы являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (по ? доли у каждого). ДД.ММ.ГГГГ Зотеевым М.А. в администрацию <адрес> г. Екатеринбурга подано заявление о планируемом переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения, к которому был приложен пакет документов.ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было принято решение «Об отказе в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения по адресу: <адрес>» по следующим основаниям:

-ранее актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ представителями ТСЖ «Юмашева, 18» и администрацией района зафиксировано частичное выполнение работ по данному объекту без надлежаще оформленных разрешительных документов. В отношении собственников помещения были оформлены предписания о необходимости возвращения в первоначальное состояние либо оформления выполненных работ в установленном порядке со сроком их исполнения 2 месяца с момента получения (имеется отметка ФГУП «Почта России» <адрес> о вручении ДД.ММ.ГГГГ).

-информация о выполнении предписаний в адрес администрации района не поступала. Кроме того, решением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ.3-06 собственникам квартиры было отказано в согласовании переустройства и перепланировки помещения по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Верх-Исетским районным судом г. Екатеринбурга принято решение об отказе в удовлетворении иска о признании незаконным вышеупомянутого решения администрации района. ДД.ММ.ГГГГ определением Административной коллегии Свердловского областного суда решение Верх-Исетского районного суда оставлено без изменения.

- к заявлению о намерении провести переустройство и перепланировку помещения по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, приложена техническая документация, подготовленная ООО «Институт «ПервоуральскСтройПроект», которая не соответствует требованиям действующего законодательства.

С указанным решением административные истцы не согласны, поскольку в данном решении неправомерно указано о том, что в жилом помещении уже выполнена перепланировка, соответственно, не предусмотрено согласование уже выполненной перепланировки, поскольку данное утверждение не соответствует действительности. Данное основание для отказа в предоставлении государственной услуги не основано на нормах действующего законодательства. Доводы о том, что техническая документация, подготовленная ООО «Институт «ПервоуральскСтройПроект», не соответствует требованиям действующего законодательства, являются надуманными, поскольку в силу ч.2 ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ уполномоченного органа должен содержать обязательные ссылки на нарушения, чего в данном случае сделано не было.

В связи с чем, административные истцы просят суд:

Признать незаконным решение администрации <адрес> г. Екатеринбурга от об отказе в согласовании переустройства и перепланировки помещения по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>;

Обязать администрацию <адрес> г. Екатеринбурга согласовать перепланировку и переустройство <адрес>, расположенной по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>;

Обязать администрацию <адрес> г. Екатеринбурга выдать Зотееву М.А., Ивановой Е.А. надлежащим образом оформленное решение о согласовании перепланировки <адрес> по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, в установленный законом срок.

Административный истец Иванова Е.А. в судебное заседание не явилась, о дате и времени проведения которого извещена своевременно и надлежащим образом путем направления смс-уведомления, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляла, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщила. Учитывая надлежащее извещение административного истца о времени и месте судебного заседания, руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в ее отсутствие.

Административный истец Зотеев М.А., его представитель <ФИО>6, действующая на основании устного ходатайства, представившая диплом о высшем юридическом образовании, в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных требований в полном объеме по предмету и основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика Администрации <адрес><ФИО>7, действующая на основании доверенности и представившая диплом о высшем юридическом образовании, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, полагала оспариваемое решение законным и обоснованным.

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Такая совокупность по данному делу установлена.

В силу ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации, переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

В ч. 2 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен перечень документов, которые предоставляются для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственником данного помещения или уполномоченным им лицом в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения.

Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган (ч. 4 ст. 26 ЖК РФ).

Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения предусмотрен лишь в случае: непредставления определенных ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документов; представления документов в ненадлежащий орган; несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства (ч. 1 ст. 27 ЖК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 27 ЖК РФ решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч. 1 указанной статьи.

Как следует из материалов дела, Зотеев М.А. и Иванова Е.А. являются собственниками по ? доли каждый квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Зотеевым М.А., действующим от своего имени и имени Ивановой Е.А. по нотариальной доверенности, в администрацию <адрес> г. Екатеринбурга подано заявление о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения.

ДД.ММ.ГГГГ и.о. главы Администрации <адрес> г. Екатеринбурга на заявление Зотеева М.А. от ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ в виде письма об отказе в согласовании переустройства/перепланировки жилого помещения по адресу: <адрес>, из содержания усматривались следующие основания для отказа в согласовании перепланировки/переустройства жилого помещения:

-ранее актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ представителями ТСЖ «Юмашева, 18» и администрацией района зафиксировано частичное выполнение работ по данному объекту без надлежаще оформленных разрешительных документов. В отношении собственников помещения были оформлены предписания о необходимости возвращения в первоначальное состояние, либо оформления выполненных работ в установленном порядке со сроком их исполнения 2 месяца с момента получения (имеется отметка ФГУП «Почта России» <адрес> о вручении ДД.ММ.ГГГГ).

-информация о выполнении предписаний в адрес администрации района не поступала. Кроме того, решением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в согласовании переустройства и перепланировки помещения по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>.

- к заявлению о намерении провести переустройство и перепланировку помещения по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, приложена техническая документация, подготовленная ООО «Институт «ПервоуральскСтройПроект», которая не соответствует требованиям действующего законодательства.

Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ N 2505 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме" ( далее по тексту- Регламент).

В силу п. 4 Регламента, муниципальную услугу предоставляет Администрация <адрес> в лице территориальных органов Администрации <адрес> (администраций районов) по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения.

Предоставление муниципальной услуги осуществляется в следующие сроки: принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения осуществляется администрацией района не позднее 45 дней со дня представления заявителем заявления и документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения осуществляется администрацией района не позднее 45 дней со дня представления заявителем заявления и документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

выдача или направление заявителю по адресу, указанному в заявлении, документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения, осуществляется администрацией района не позднее трех рабочих дней со дня принятия такого решения;

оформление акта приемочной комиссии о готовности помещения к эксплуатации после выполнения работ по переустройству и (или) перепланировке осуществляется в течение 20 дней с даты подачи заявления и документов, предусмотренных пунктом 14 настоящего Административного регламента. ( п. 12 Регламента);

В силу п. 19 Регламента, основаниями для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения являются:

неявка заявителя в администрацию района для представления подлинников документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, в течение 14 календарных дней со дня приостановления предоставления услуги (в случае направления с использованием единого портала сканированных копий документов, указанных в приложении N 5 к настоящему Административному регламенту);

несоответствие сведений, указанных в электронном заявлении, поданном с использованием единого портала, и сведений, указанных в подлинниках документов (в случае направления с использованием единого портала сканированных копий документов, указанных в приложении N 5 к настоящему Административному регламенту);

поступление в администрацию района, осуществляющую согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.

Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения по указанному основанию допускается в случае, если администрация района, осуществляющая согласование, после получения такого ответа уведомила заявителя о получении такого ответа, предложила заявителю представить документ и (или) информацию и не получила от заявителя такие документы и (или) информацию в течение 15 рабочих дней со дня направления уведомления;

несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки помещения требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительным нормам и правилам, санитарным нормам и правилам, техническим регламентам;

заключение о недопустимости переустройства и (или) перепланировки помещения, выданное органом по охране памятников архитектуры, истории и культуры, в случае если помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Основания, указанные в пунктах 18, 19 и 20 настоящего Административного регламента, являются исчерпывающими.

В силу п. 32 Регламента, принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения (об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения) осуществляется приемочной комиссией.

Приемочная комиссия проверяет представленный проект переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения на соответствие действующему законодательству, строительным нормативам и правилам, санитарным нормам и правилам, техническим регламентам.

В случае наличия всех документов, определенных частью 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в случае соответствия представленного проекта переустройства и (или) перепланировки помещения действующему законодательству, строительным нормам и правилам, санитарным нормам и правилам, техническим регламентам приемочная комиссия принимает решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения.

При наличии оснований для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения, предусмотренных пунктами 18, 19 настоящего Административного регламента, в том числе в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения действующему законодательству, строительным нормам и правилам, санитарным нормам и правилам, техническим регламентам приемочная комиссия принимает решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения (приложение N 3).

Приложением 3 к Регламенту определена форма решения об отказе в согласовании перепланировки /переустройства жилого помещения, которая предусматривает наличие конкретных оснований, предусмотренных ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации, для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения.

В данном случае, рассмотрев оспариваемое административными истцами решение административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу, что оно по форме не соответствует требованиям приложения 3 Регламента, поскольку в данном случае отказ Администрации <адрес> г. Екатеринбурга в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения от ДД.ММ.ГГГГ выражен в форме письма, что Регламентом не допускается.

Более того, содержание данного решения по содержанию также не соответствует требованиям ч.2 ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 19 Регламента, поскольку не содержит конкретных оснований отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации. В частности, в оспариваемом решении не указано, каким конкретно нормам действующего законодательства не соответствует техническая документация, подготовленная ООО «Институт «ПервоуральскСтройПроект».

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что оспариваемое административными истцами решение уполномоченного органа по форме и содержанию не соответствует ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также требованиям Регламента.

Таким образом, суд признает незаконным решение Администрации <адрес> г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>99, изложенное в форме письма. Как следствие, суд обязывает административного ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административных истцов путем повторного рассмотрения заявления Зотеева Михаила Александровича, Ивановой Елены Александровны от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании переустройства/ перепланировки жилого помещения по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>99, в соответствии с требованиями Регламента.

Вместе с тем, суд не находит оснований для возложения на администрацию <адрес> г. Екатеринбурга обязанности по согласованию перепланировки/переустройства <адрес>, расположенной по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, и выдаче соответствующего решения, поскольку учитывая положения ст. 10 Конституции Российской Федерации судебный контроль ограничен принципом разделения властей, который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Зотеева Михаила Александровича, Ивановой Елены Александровны к Администрации <адрес> г. Екатеринбурга о признании незаконным решения об отказе в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, возложении обязанности, удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Администрации <адрес> г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ.1-19/003/96 об отказе в согласовании переустройства/ перепланировки жилого помещения по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>99.

Обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административных истцов путем повторного рассмотрения заявления Зотеева Михаила Александровича, Ивановой Елены Александровны о согласовании переустройства/перепланировки жилого помещения по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>99, от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме (утв. Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ N 2505).

В удовлетворении остальной части административного иска- отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.

Мотивированное решение суда составлено 04.10.2019

Судья.